Статья

Как сэкономить на мобильном интернете?

Телеком Телеком B2B Универсальные коммуникации (Megafon)
мобильная версия

Доступ в сеть с корпоративного телефона – уже давно не прихоть, а необходимость. Не все компании выбирают безлимитные тарифы, но об оптимизации расходов задумывается каждый. При этом вариантов сокращения затрат существует великое множество.

По всему миру популярность мобильного интернета, согласно последнему исследованию аналитиков компании Ericcson, растет примерно на 60% в год. К 2016 году мобильной сетью, по их данным, будут пользоваться почти 6 млрд человек. В России, по информации фонда "Общественное мнение", этот сервис используют около 21 млн человек. Рост сегмента мобильного интернета подтверждают и операторы. Так, по данным AC&M Consulting за август 2011 года, аудитория российского мобильного интернета по сравнению с августом 2010 года выросла на 22%, а корпоративный сегмент показал еще больший рост – 38%. Оператор 4G-сети "Скартел" (торговая марка Yota) оценивает рост корпоративного сектора в 30%.

Мобильный интернет наиболее интересен, конечно же, технологически продвинутым компаниям из крупного и среднего бизнеса, отмечает Ирина Астафьева, начальник отдела услуг передачи данных "Вымпелкома". Это связано с тем, что компании имеют сложные структуры и требуют оперативности управления. Они используют мобильный доступ для подключения сотрудников в любой точке или как временное решение для подключения удаленных офисов, согласна Лариса Погонина из пресс-службы Yota. Однако и у малого бизнеса появляется все больше удаленно работающих сотрудников, да и вообще мобильный интернет зачастую оказывается дешевле беспроводного и используется для комфортного переезда в другой офис, согласны операторы.

Классические принципы торговли

Не секрет, что мобильные операторы зачастую идут навстречу крупным компаниям. Об этом, в частности, говорил Кирилл Семион, заместитель директора по ИТ компании "Северсталь" в интервью CNews: "С приходом планшетов и смартфонов у нас существенно повысились расходы по передаче данных. Мы обратились к "Мегафону" и достаточно оперативно решили проблему. Нам предоставлен дополнительный тариф, работающий по всей России".

"Закон рынка "чем больше объем закупки, тем ниже цена", еще никто не отменял", – согласна Ирина Астафьева из "Вымпелкома". В Yota есть специальное предложение для тех, кто подключает большое количество устройств: например, для компаний, подключивших от 100 устройств, интернет будет стоить 1200 рублей в месяц вместо 1400 рублей, а от 500 устройств – 1000 рублей в месяц (для каждого отдельного модема).

Но скидки – не всегда главное преимущество тех или иных операторов. Компания "И-Б-С" пользуется услугами Yota с момента появления оператора в Москве, то есть уже 2,5 года. "Нас привлекает тименно безлимитный трафик. Цена за интернет фиксированная, причем для юридических лиц она со временем не меняется. Устраивает нас и скорость", – говорит Павел Маринин, руководитель направления по мобильному интернету "И-Б-С". Компания использует мобильный интернет в офисе (2700 рублей в месяц), есть несколько модемов для сотрудников на случай командировок и удаленной работы.

Директор департамента управления делами и закупками компании "Ситроникс" (к слову, совсем недавно вошедшей, по данным рейтинга ТАСС-Телеком, в список ста самых высокотехнологичных компаний мира) Александр Успенский сообщил, что корпоративным мобильным интернетом пользуются около 50% сотрудников, как правило, находясь в командировках. Для каждой категории сотрудников определен свой лимит по трафику – с помощью ограничений удалось сократить расходы на мобильный интернет на 20–30%. Пользуется "Ситроникс" индивидуальным тарифом от МТС, как и все компании, входящие в состав АФК "Система".

Одним из первых операторов, активно продвигавших мобильный интернет для корпоративного сектора, был "Скайлинк". Однако чтобы удержать первенство, необходимо инвестировать в развитие сети, иначе оператора ожидает закономерный результат – недовольство клиентов. "До перехода на Yota мы пользовались услугами "Скайлинка", но это стоило гораздо дороже", – говорит Павел Маринин. "«Скайлинк» не оправдал наших ожиданий – несмотря на привлекательное предложение по тарифной сетке, само качество соединения и зона покрытия оставляли желать лучшего", – поддержала эту оценку руководитель проектного отдела агентства недвижимости "Загородный мир" Алена Захарова.

Для последней компании проблема мобильного доступа ввиду специфики бизнеса стоит особенно остро – работникам необходим оперативный доступ к CRM-системе "Мегаплан" из любой точки Московской области. "Большая часть сотрудников работает "в поле" – на переговорах с клиентами, на осмотре объектов и так далее. При отсутствии интернета и возможности проверить текущее состояние задач компания начинает терпеть убытки и тратить дополнительное время на управленческие задачи, что как раз компенсируется CRM-системой", – говорит Алена Захарова. "Загородный мир" пользуется предоплатной системой с ограничением по трафику 1Гб/месяц. "Как правило, этого более чем достаточно для нашей деятельности, к тому же подобный фикс позволяет исключить нерабочее расходование интернет-трафика", – уточняет Алена Захарова. Последняя причина, видимо, - существенный довод для многих компаний в пользу того, чтобы не подключать безлимитные предложения.

Самой компании "Мегаплан" нужды в массовом корпоративном доступе к мобильному интернету нет – поэтому она "время от времени подключает мобильный интернет от всех существующих на рынке провайдеров и пользуется услугой в основном на выездах на выставки и конференции по Москве или в регионы", сообщил генеральный директор компании Александр Волчек. При этом "Мегаплан" старается выбирать самые оптимальные тарифы, к которым далеко не всегда относится "корпоративный".

Выручка по нескольким корпоративным клиентам равна выручке с нескольких сотен физлиц. Поэтому операторы зачастую предлагают индивидуальные расценки не только для крупных, но и компаний СМБ. Это правило применимо, в основном, к корпоративной мобильной связи, но верно также и для интернет-доступа. И хотя статистику сокращения расходов на корпоративный интернет отслеживают в основном высокотехнологичные компании, все без исключения заказчики отмечают возможность их оптимизации.

Ежевичные смартфоны

Один из трендов, давно прижившихся на Западе и не так широко известных в России, – использование для корпоративной связи смартфонов Blackberry. По словам Расимя Ахтямова, главы технического департамента и взаимоотношений с покупателями компании BlackBerryRussia, они не нуждаются в массивной рекламе: "По сравнению, например, с Apple, у Blackberry мало рекламы. Однако те, кто представляет, что это такое, активно пользуются нашей продукцией". Позиция крайне интересная, особенно с учетом того, что любая компания заинтересована в наращивании клиентской базы. Вероятно, взаимоотношения со спецслужбами пока не позволяют RIM продемонстрировать в России наиболее привлекательные стороны своих решений, связанные с информационной безопасностью. Сейчас в России корпоративных клиентов у Blackberry очень мало. Операторы не раскрывают данные. "В России не более 60 тыс. абонентов подключено в рамках корпоративных контрактов", – говорит аналитик Mobile Research Эльдар Муртазин.

Существуют два основных варианта подключения услуг компании: BES (BalckberryEnterpriseService) и BIS (BlackberryInternetService). BES предполагает покупку сервера, который устанавливается на территории заказчика и через который подключается определенное количество аппаратов Blackberry. BIS же предусмотрена определенная абонентская плата (350 рублей в месяц у МТС, 300 рублей в месяц у "Вымпелкома") и подключение до 10 почтовых ящиков, которые позволяют работать с файлами всех форматов. Пользователям  предоставляется безлимитный интернет-доступ (у "Вымпелкома" 390 рублей в месяц). Среди известных клиентов Blackberry в России числятся компании BAT и Adidas.

Никита Величко