Статья

Рынок М2М: в ожидании старта

Универсальные коммуникации (Megafon)
мобильная версия

Мировой рынок телематических услуг считается весьма перспективным, соответствующие сервисы пользуются стабильно растущим спросом со стороны бизнес-заказчика. Российский сектор не исключение. Однако его развитию мешают несколько препятствий, которые могут привести к отставанию от развитых рынков.

По оценкам экспертов, участников рынка телеметрии, ориентировочный объем российского сектора M2M в 2011 г. составил 2 млн устройств. Получить оценки в денежном выражении гораздо сложнее. По оценкам оператора "МегаФон", объем российского M2M-рынка по всем направлениям (оборудование, ИТ-услуги и услуги передачи данных) в 2011 г. составил около 4,5 млрд руб.

Относительно измеримым считается только транспортный сектор, который уже несколько лет показывает стабильную динамику. Рынок систем мониторинга транспорта (СМТ), по оценкам компании Omnicomm, в 2011 г. составил не менее 8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 г. примерно на 50%. "При этом ведущие игроки, как показывает практика, прирастают на 100% в год", – отмечает заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов.

Сразу видно, данные и мнения расходятся в разы. "Цифры сильно разнятся, потому что на российском рынке пока нет четкого понимания, что включают в себя М2М услуги/продукты. В оценках могут учитываться выручка за так называемую "аренду" продукта или же выручка за продажу оборудования, его интеграцию и сервис вместе взятые", – объясняет Данила Бурметьев, руководитель направления развития продуктов М2М компании "МегаФон".

Причем опрошенные CNews эксперты, скорее, приводят пессимистичные оценки динамики доходов лидеров. Для сравнения, общая выручка навигационно-информационного бизнеса корпорации АФК "Система" в 2011 г. составила 6,3 млрд руб., из которых 3,3 млрд пришлось на НИС ГЛОНАСС и 3 млрд – на "М2М Телематика". Динамика последней составила 350%, компания реализовала 300 тыс. навигационных устройств, что в 1,9 раза больше, чем в 2010 г. Правда, выдающиеся результаты во многом объясняются госзаказом. Консолидированная неаудированная выручка "Русских навигационных технологий" за 2011 г. выросла по сравнению с 2010 г. на 52% и достигла 679,6 млн руб.

В конце 2011 г., на фоне ускоряющейся от квартала к кварталу динамики, участники рынка ожидали чуть ли не двукратного роста по числу подключенных устройств. Предварительные данные за первое полугодие 2012 г. поубавили оптимизма. "Скорее всего, удастся выйти на показатели в 3,2–3,5 млн устройств, сохранив темп развития, заданный ранее", – считает Михаил Каштанов. По мнению экспертов компании "МегаФон", рынок в среднем растет на 30–40% в год, и этот год не станет исключением.

Экономические критерии развития

Решения М2М окупаются за считанные месяцы, их эффективность в разнообразных контрольных системах быстро осознается бизнесом. К примеру, генеральный директор НИС ГЛОНАСС Александр Гурко считает, что срок окупаемости систем мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС-технологий составляет от 4-х до 12-ти месяцев. Соответственно, рождаются все новые направления применения, хотя в России транспортный сектор остается ключевым заказчиком. "Из наиболее интересных случаев можно отметить применение телематических устройств в избирательных штабах, в спорте и туризме, а также для контроля перемещения ценных грузов", – говорит ведущий специалист отдела развития группы компаний "Эшелон Геолайф" Михаил Каштанов.

Растут не только потребности клиентов, но и их требования к качеству данных, сервисной составляющей. В результате все больше задач по интерпретации и систематизации телематических данных выполняется на стороне сервис-провайдера как поставщика комплексной услуги, констатирует Михаил Каштанов. Как и в других сервисных направлениях, заказчики хотят получать конечный продукт, а не вникать в проблемы формирования его составляющих. "Раньше от оператора требовалась только sim-карта со стандартными услугами связи. По мере роста бизнеса наших клиентов, становится необходим более сложный функционал управления sim-картами, мониторинга, отчетности и т.д.", – приводит пример Данила Бурметьев.

Участники рынка отмечают, что постепенно растут запросы в области аналитической обработки данных мониторинга. "Если пять лет назад заказчику СМТ было необходимо просто знать, где находится его транспортное средство и не сливает ли водитель топливо, то сегодня от системы требуется автоматизированный контроль отклонений транспорта от маршрута, вычисление нормативов расхода топлива для работы в различных условиях, передача данных о работе техники в корпоративные информационные системы и системы управленческого учета", – приводит пример Станислав Емельянов.

Смена парадигмы означает необходимость инвестиций в развитие функционала телематических решений, их сервисной составляющей. В итоге рождается новый класс платформенных ИКТ-решений. Применение зарубежных разработок без адаптации к локальным требованиям невозможно, поэтому у отечественных комплексных систем есть реальный шанс занять доминирующее положение на российском рынке телематики.

В смежном с телематикой секторе – рынке ИКТ – спрос во многом формируется госзаказом (со стороны ведомств, бюджетных предприятий, госкорпораций). M2M-рынок не исключение. Но, по мнению Станислава Емельянова, для телематики текущий год может стать переломным. Эксперт отмечает снижение объема госзаказа и одновременный рост спроса со стороны бизнеса.

На развитие рынка влияют и экономические факторы, например инфляция, скачки курсов валют и т.п. В частности, растет стоимость бензина, а значит, транспортные компании заинтересованы в более жестком контроле его расходования. "Перевозчики и владельцы строительной техники усиливают удаленный контроль за расходом топлива", – отмечает Станислав Емельянов.

Проблемы

Участники рынка отмечают несколько факторов, тормозящих развитие рынка телематических услуг в России. Во-первых, речь идет об отставании в отечественных разработке и производстве необходимого оборудования. "Операторам приходится обращаться к зарубежным поставщикам и даже решать проблему собственными силами", – сетует Михаил Каштанов. По мнению Данилы Бурметьева, пока ни один из игроков (оператор, интегратор, производитель) не обладает всеми ресурсами для предоставления полного цикла продуктов М2М (его производство, интеграция, продажа и обслуживание). "В связи с этим вывод новых продуктов на рынок идет очень медленно и требует совместной проработки множества вопросов, в том числе технических," – говорит он.

Во-вторых, пожалуй, самой главной проблемой остается культура пользователя. Активно внедряются телематические методы контроля, однако полученная информация не всегда используется по назначению. По мнению Станислава Емельянова, причина в том, что зачастую менеджмент не готов воспринимать полученную информацию.

"В результате внедрения систем мониторинга, чаще всего, вскрывается большое число случаев хищений топлива, нецелевого использования транспорта и техники, – описывает типичную ситуацию эксперт. – Однако, владельцы и менеджеры мелких компаний не готовы конфликтовать с коллективом и наказывать или увольнять расхитителей, несмотря на то, что их действия наносят значительный ущерб. Менеджеры же крупных компаний, хотя и пытаются бороться с хищениями, очень боятся со стороны руководителей или акционеров вопроса «Почему же вы не внедрили такую систему раньше и не предотвратили эти гигантские убытки?»". Для формирования более профессионального отношения к М2М-системам необходимо время и даже психологический перелом в сознании.

И конечно, отсутствует гибкое и прозрачное законодательное регулирование для секторов, чье развитие связано с использованием технологических существуют проблемы законодательного регулирования использования технологий. В результате формирование рынка телематических услуг происходит медленнее, чем того хотелось бы, отмечают эксперты.

Виктория Холина