Deutsche Telekom планирует создать платформу для NFC-платежей

Универсальные коммуникации (Megafon)
Крупнейший телекоммуникационный оператор Европы Deutsche Telekom намерен разработать решение для бесконтактных платежей с помощью мобильного телефона.

Об этом сообщил в интервью агентству Bloomberg директор по инновациям Deutsche Telekom Томас Кислинг (Thomas Kiessling).Оператор подписал партнерское соглашение с MasterCard, вместе они создадут платформу для проведения NFC-платежей с помощью мобильных телефонов. Проект стартует в этом году в Германии и Польше, а затем и по всей Европе. Deutsche Telekom рассчитывает привлечь к использованию технологии 93 млн своих абонентов.

Сейчас оператор ищет партнера для разработки платформы, среди кандидатов – корпорация Google, с которой уже идут переговоры. "Мы активно общаемся с игроками рынка коммуникаций и не исключаем возможности сотрудничества с корпорацией Google",– заявил Томас Кислинг.

Платформа для проведения мобильных платежей будет доступна другим компаниям и банкам, выпускающим кредитные карты. Продукты MasterCard будут выпускаться через компанию ClickandBuy, "дочку" Deutsche Telekom, у которой есть лицензия на работу с электронными деньгами.

Несмотря на то что технология NFC ориентирована на проведение небольших платежей, много говорится о перспективности этого направления. Но пока потенциальные участники зарождающейся отрасли находятся в поиске: нет стандартов, регламентов, достаточного количества телефонов с NFC-чипами и торговых и сервисных организаций, чье оборудование позволяет принимать NFC-платежи. Таким образом, подобные программы пока не имеют реальных сроков окупаемости.

Однако руководство Deutsche Telekom решило рискнуть. "Есть множество сфер, в которых не надо дожидаться стандартизации, потому что именно ожидая появления индустриальных стандартов, многие телекоммуникационные компании пропустили важные инновации в течение последних 10 лет, – считает Томас Кислинг. – Пока мы ожидали появления стандартов в области расширенных возможностей мобильных сообщений, нас обогнали другие игроки рынка".

Схожим образом мыслят и другие крупнейшие телекоммуникационные операторы. Первым из мобильных операторов возможность оплаты через NFC ввел Orange в мае 2011 г. Оператор разработал платформу совместно с Barclaycard и 29 июня 2012 г. Orange начал выдавать sim-карты со встроенным NFC-чипом. В ноябре 2011 г. 45 крупнейших мобильных операторов, среди которых China Mobile, China Unicom, AT&T, Orange, SK Telecom, Verizon и Vodafone, заключили соглашение о распространении sim-карт с NFC-чипом. Уже в феврале 2012 г. корпорация Vodafone заключила с платежной системой Visa соглашение о разработке платежных сервисов под брендом Vodafone для 398 млн ее клиентов в более чем 30-ти странах. Сервисы будут запущены в этом году в Германии, Нидерландах, Испании, Турции и Великобритании, а потом и в других странах по всему миру.

Семен Болдырев, менеджер направления по развитию новых продуктов и услуг для бизнес-рынка компании "МегаФон", считает, что для российских операторов NFC-тема представляет возможности развития по трем направлениям.

Во-первых, технология позволяет проводить эмиссию банковских карт на sim-картах оператора связи, платежи по которым происходят через NFC-телефон и NFC-POS-терминалы торговых точек идентично пластиковым банковским картам со встроенной NFC-антенной.

"Выпуск последних освоили банки "Райффайзенбанк", "Сбербанк" (завершил сертификацию на выпуск), "Русский стандарт", "Тинькофф", "АК Барс". С 2012 г. платежные системы MacterCard и Visa совместно с банками-эквайерами занимаются переоснащением POS-терминалов в торговых сетях. Например, в Москве картами MacterCard можно расплатиться в более чем 2 тыс. торговых точек, на заправках BP, в некоторых магазинах", – рассказывает Семен Болдырев.

Во-вторых, много говорилось об использовании NFC для оплаты проезда в транспорте. "«МегаФон» реализовал два проекта в Санкт Петербурге: "МегаЧип" и полноценный проект, интеграция транспортного приложения на sim-карту и работа с NFC-телефонами. Аналогичный проект в Екатеринбурге проходит опытно коммерческую эксплуатацию", – говорит Болдырев.

В-третьих, операторам интересны возможности NFC, которые можно было бы использовать в программах лояльности и информационных сервисах. В этой области во всем мире операторы пока находятся на стадии разработки, реальных масштабных проектов нет, но есть "пилоты" с информационными сервисами.

Основным препятствием массового внедрения услуги сегодня считается малочисленность NFC-телефонов на российском рынке. "Если телефоны с sim-картами, совместимыми с NFC, будут завозиться в большем объеме, то через 3–5 лет в стране появится достаточно большая потенциальная абонентская база держателей NFC-телефонов для активного развития одноименных сервисов", – заключает Семен Болдырев.