Ритейл угрожает развитию NFC-платежей

Универсальные коммуникации (Megafon)
мобильная версия
К 2017 г. объем рынка NFC вырастет до $180 млрд, а расплачиваться из мобильного кошелька будет каждый четвертый абонент в Западной Европе и США. Доходы от NFC помогут сотовым операторам компенсировать снижение показателя ARPU, но для этого необходимо убедить в перспективности новой технологии розницу.

NFC (Near Field Communication, «коммуникация ближнего поля») - это беспроводная технология передачи данных малого радиуса действия, которая позволяет обмениваться информацией между устройствами на расстоянии около 10 см. По принципу действия она схода с Bluetooth, но при подключении к другому устройству NFC не требуется тратить много времени на идентификацию, связь устанавливается практически мгновенно (за десятые доли секунды). Ключевой сферой применения NFC специалисты считают бесконтактные платежи с помощью мобильных телефонов, которые легко превращаются в электронные кошельки путем добавления специального чипа и программного обеспечения.

По мнению аналитиков Juniper Research, 2011 г. оказался тем порогом, когда технология «повзрослела» и произошло ее институциональное оформление. Консорциум Isis, в который входят ведущие производители сотовых телефонов и североамериканские операторы связи, одобрил технические стандарты использования NFC в мобильных телефонах. Практически все вендоры уже анонсировали NFC-аппараты, а сотовые операторы и финансовые организации запустили пилотные проекты. Интерес к новой технологии подогревает и запуск платежной системы Google Wallet.

Эксперты Juniper уверены, что все эти факторы приведут к возникновению нового сегмента на рынке электронной коммерции, и в 2012 г. мировой оборот NFC-платежей составит более $25 млрд., а к 2017 г. этот показатель превысит $180млрд. Самыми передовыми регионами окажутся Северная Америка, Западная Европа, Дальний Восток и Китай, на эти страны придется около 90% платежей. К 2017 г. каждый четвертый владелец мобильного телефона в США и Западной Европе будет оплачивать товары в магазине с помощью NFC, полагают исследователи.

В России также появляются пилотные проекты. Все операторы «большой тройки» заявляли о тестировании NFC при оплате проезда в метрополитене. Аналитики Juniper объясняют, что операторы крайне заинтересованы в развитии бесконтактных платежей, так как это поможет компенсировать снижение показателя ARPU (cредний доход с абонента).

Тем не менее, будущее NFC не столь безоблачно, как кажется. «Тормозом» процесса могут оказаться ритейлеры, которые с подозрением относятся к новой технологии и предпочитают вкладывать средства в сервисы с традиционными пластиковыми картами. Их потенциальным партнерам из среды производителей телефонов, мобильных операторов и банков еще предстоит убедить розничный бизнес перейти на NFC, утверждают авторы отчета. «Это критический момент для розничных платежей NFC. Несмотря на значительный успех, достигнутый на сегодня, потенциал рынка может быть реализован только, если все участники экосистемы внесут соответствующий вклад в развитие технологии», - комментирует один из авторов исследования Виндзор Холден (WindsorHolden), слова которого приводятся в пресс-релизе.

Также следует отметить, что хотя $180 млрд - огромная цифра в абсолютном выражении, это не так много на фоне оборота всего рынка электронной коммерции. В Juniper Research прогнозируют, что в 2017 г. он достигнет $750 млрд. Еще более ярким выглядит сравнение с общим оборотом рынка ритейла, который через пять лет составит около $16 трлн.