Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

GMCS

Сергей Сульгин: Сегодня интеграция это «вживление» технологий в бизнес

Сергей СульгинНа вопросы CNews.ru ответил Сергей Сульгин, генеральный директор компании GMCS.

CNews.ru: Какие тенденции определяли развитие рынка услуг в сфере ИТ в 2003 году, на ваш взгляд?

Сергей Сульгин: В 2003 году компания GMCS отметила шестилетний юбилей своей работы на рынке ИТ-услуг. Поэтому подводя итоги 2003 года мы можем говорить и об итогах и тенденциях последних шести лет.

В 1997 году компания объединила одних из лучших консультантов с огромным опытом работы в российских и западных компаниях, включая, на тот момент, «большую шестерку» для продвижения на российский рынок системы BAAN. Уже тогда было понятно, что для молодой компании был нужен нетрадиционный подход к внедрению ERP-систем, который позволил бы привлечь внимание рынка, обрести конкурентные преимущества и заложить основу дальнейшего развития интеллектуального потенциала сотрудников компании. Именно опыт наших специалистов, профессиональное «чутье» выявили растущую тенденцию интереса рынка ИТ-услуг к решениям, а не конкретным продуктам. Эта тенденция, развиваясь в течение последних насколько лет, на наш взгляд стала определяющей в 2003 году на рынке услуг в сфере ИТ.

Тенденция трансформации бизнеса интеграторов в сторону бизнес-интеграции стала определяющей для рынка ИТ-услуг в 2003 году еще и потому, что, пожалуй, именно в 2003 году сформированному «предложению» в этой области сформировался и стал соответствовать устойчивый «спрос». Заказчики ИТ-услуг ушли от требований формального «внедрения» как опции при покупке программного обеспечения — теперь заказчики понимают тот объем работ, который необходимо осуществить для успешного внедрения и получения необходимых результатов. И, очень часто, объем работ не ограничивается рамками ИТ-сферы: в проекты бывают вовлечены внутренние ресурсы и внешние консультанты, перед которыми стоят задачи начиная от административного обеспечения и заканчивая разработками концепций развития компании.

Таким образом, тенденция 2003 года явно показала, что в сфере ИТ-услуг будущее за теми компаниями, которые сумеют предложить заказчикам комплекс мероприятий, позволяющих достигать поставленных целей и получать конкретные результаты.

CNews.ru: В данном случае речь идет о тенденции трансформации бизнеса интеграторов в сторону бизнес-интеграции… Это так?

Сергей Сульгин: Можно сказать и так. Если раньше интеграция трактовалась как «соединение» технологий и бизнеса, то теперь интеграция это «вживление» технологий в бизнес. В первом случае интеграция была ответом на рост бизнеса, то во втором — это решение вопросов роста качества, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Во втором случае интегратору уже недостаточно «академического» знания продукта — здесь необходимо знание бизнеса, конкретный опыт, и самое главное, нацеленность на результат. Именно это является характерной чертой, можно даже сказать, визитной карточкой и основой нашего успеха.

Сегодня заказчики ИТ-услуг прекрасно понимают, что консалтинговые и проектные работы, их организация, комплексность и качество являются важнейшим фактором успеха начатых проектов. Нет прежнего противостояния «продавец-покупатель». Перед исполнителем и заказчиком стоит единая задача. Решения, с которым компания GMCS сегодня выходит на рынок, позволяют заказчикам быть уверенными, что они завершат свои проекты, так как заказчик и исполнитель выступают на одной стороне. При планировании проекта учитываются факторы, которые могут повлиять на проект, оказать воздействие на его ход, оценку и эффективность использования результатов. Заказчик высказывает свои опасения, участвует в планировании и контроле, консультанты говорят о возможных рисках и предлагают упреждающие мероприятия — все нацелено на достижение результата.

CNews.ru: Готовы ли заказчики к приобретению бизнес-решений, в том объеме о котором вы говорите? Стоимость работ по реализации комплекса мероприятий будет заметно выше…

Сергей Сульгин: Дело в том, что те заказчики, которые начинали свои проекты, ориентируясь только на внедрение продукта, неизбежно возвращались к вопросам необходимости осуществления бизнес-преобразований, получения профессионального консалтинга, эффективного управления проектом, решению организационных, административных вопросов и тому подобному. Если эти вопросы изначально не были учтены, то их решение выливалось в дополнительные незапланированные затраты времени, денег, ресурсов. Заказчики стали понимать, что внедрение ERP-системы без комплексных преобразований в бизнесе не имеет смысла, и «настройка параметров» ERP-системы не решает вопроса эффективного управления бизнесом. Сегодня заказчики знают и понимают, что такое TCO и ROI. При этом они отдают себе отчет, что на эти показатели на прямую влияет качество организации и эффективность управления процессом внедрения.

Можно сказать, что понимание комплексности внедрения ERP-системы было получено опытным путем. Поэтому обращение заказчиков к готовым комплексным бизнес-решениям и услугам это осознанный путь, направленный не только на экономию времени и денег, но и на достижение желаемого результата.

Приведу простой пример. На крупном предприятии был начат проект внедрения ERP системы, который, казалось бы, предусматривал все: от работы по организации проекта и заканчивая передачей внедренной системы на сопровождение. Проект развивался строго по плану. Осечка случилась на его завершении. Этап перехода к опытной эксплуатации системы был сорван из-за того, что не были учтены вопросы мотивации будущих пользователей системы и график отпусков сотрудников. В итоге была создана конфликтная ситуация, сроки ввода системы в эксплуатацию были соблюдены, ресурсы исполнителя были частично отозваны, заказчик приостановил платежи, проект оказался на грани срыва. Выход из ситуации потребовал дополнительного времени и денег. В приведенном примере можно говорить о том, что обеспечение ресурсами и не является задачей консультационной компании, и что сам заказчик должен был побеспокоиться о возможности применения результатов внедрения системы. Но, в итоге, нет результата — заказчик не получил к сроку того, что хотел, а у исполнителя — отсутствие поступлений денежных средств, потеря имиджа, неудовлетворенность сотрудников…

Этот пример касается лишь организационной стороны проекта. Аналогичные ситуации могут возникнуть в ходе выполнения проекта и в сфере бизнес-процессов, и в сфере технологий, и в сфере взаимодействия с другими проектами. Поэтому наши решения включают в себя не только преднастроенные базы данных для продуктов, с которым работает наша компания, но и конкретные рекомендации и готовые решения по всему спектру вопросов, связанных с ERP системами, их внедрением и использованием.

В нашей практике был опыт, когда мы, внедряя ERP системы, настолько глубоко погружались в вопросы управления предприятием, что оказывали консалтинговые услуги, которые находили свое отражение в изменении технологических процессов обработки сырья, организации процессов закупок и хранения готовой продукции, маркетинговых программах и даже на стратегиях регионального развития.

При этом мы отдаем себе отчет, что «нельзя объять необъятного» — мы не предлагаем «абстрактных» решений. Наши решения ориентированы на конкретные отрасли и процессы. Сегодня мы говорим о решениях для предприятий атомной, пищевой, нефтяной, газовой и химической промышленности, телекоммуникационного бизнеса, приборостроения и энергетики. При этом мы не ограничиваемся перечисленными отраслями — у нас есть опыт работы и в автомобилестроении и металлургии и в строительстве и торговле. В планах компании выработка решений и для этих отраслей. Мы всегда предлагаем нашим заказчикам возможность выбора. Поэтому вместе заказчиками крупных корпоративных систем мы рассматриваем SAP и Oracle, с заказчиками систем среднего уровня — BAAN и MBS-Axapta. Тем самым мы подчеркиваем, что предлагаемое нами решение будет оптимальным и будет зависеть не только от выбранной системы.

CNews.ru: Интерес GMCS к данному виду услуг обусловлен уже существующим спросом со стороны заказчиков или вы ориентируетесь на опыт мировых лидеров в данном вопросе?

Сергей Сульгин: Здесь имеют место оба фактора. С одной стороны мы не «изобретаем велосипед» и изучаем опыт мировых лидеров, но с другой стороны Россия представляет собой уникальный рынок, который требует уникальных решений и подходов.

Во всем мире ориентация на отраслевые решения приняла очевидный характер. Причиной была конкуренция в сфере консультационных услуг и возможность эффективного «тиражирования» накопленного за многие годы опыта и решений. Рынок ИТ-услуг в России находится только на пути к этому. Можно сказать, что все участники ИТ-рынка ощущают конкуренцию, но о «тиражируемом» опыте пока говорить рано, хотя и есть очень удачные примеры.

Если говорить об уникальности ИТ-рынка в России, то можно привести пример спроса на интегрированные решения для территориально распределенных компаний. Как правило, в этом случае корпоративный центр требует использования систем класса SAP или Oracle, а структурные подразделения, филиалы, дочерние компании нуждаются в более «легком» решении, как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения внедрения и последующей поддержки. В качестве решений для подобных структур мы, например, предлагаем системы SAP, BAAN или Oracle в центре и MBS-Axapta или «Парус» в регионах. При этом мы не говорим о внедрение какого-то одного продукта — мы говорим о решении, позволяющем решить проблему организации учета крупной компании, включающего несколько систем с обязательной интеграцией между ними.

Еще одной чертой уникальности российского рынка является серьезная зависимость от требований законодательства. Поставщики ERP-систем прилагают определенные усилия для решения этой проблемы, но значительная часть работы достается консультанту, который призван осуществить настройку системы. Для решения большинства вопросов консультантам недостаточно знать перечень параметров системы и их значений. Здесь требуется глубокое знание бухгалтерии, законодательства, а самое главное, наличие опыта.

Необходимость комплексного подхода к процессу внедрения ERP-систем, к нашему удовлетворению, носит обоюдный характер. С одной стороны мы не можем закрывать глаза на связанные с нашей работой аспекты внедрения ERP систем, а с другой — у заказчиков растет понимание эффективности комплексного подхода, основанного на готовых бизнес-решениях.

CNews.ru: Как развивался рынок ERP-систем в России в 2003 году? Как вы оцениваете динамику роста спроса на ERP-решения со стороны среднего бизнеса?

Сергей Сульгин: Для нас самой интересной явилась тенденция сближения границ рынка ERP-систем различного уровня. Если несколько лет назад было очевидно, когда и кому нужен SAP, а кому Scala, то сегодня все чаще на тендерах по выбору ERP-решения приходится выбирать между системами SAP, Oracle, BAAN, MBS-Axapta, JD Edwards, MBS-Navision. Системы «среднего» класса предлагают все больше функциональности, а «монстры» облегчают свои решения до уровня потребностей небольших копаний. Последний факт особенно ярко демонстрирует растущий спрос на ERP-решения со стороны именно среднего бизнеса, который остается самым привлекательным, но и самым сложным, с точки зрения организации работ.

Сегодня предприятия среднего уровня отличаются, в первую очередь, высокой технологичностью, а, во вторую, как ни странно — консервативностью. Типична ситуация, когда цель проекта внедрения ERP-системы на таком предприятии звучит как автоматизация существующих процессов в целях повышения их эффективности. Средний бизнес зачастую боится потерять достигнутые преимущества и не готов рисковать. В этой ситуации бывает сложно говорить о достижении каких-то особых результатов: ведь внедрение ERP-системы не прибавит часов в сутках и не прибавит мощности производственному оборудованию. Внедрение ERP-системы должно приводить к существенному изменению существующих процессов. Это риск, но если это не так, то эффективность внедрения ERP-системы будет невысока.

Следует понимать, что эффект дает не сама ERP-система, а процессы, которые она автоматизирует. То есть, эффект достигается за счет автоматизации процесса, который до этого отсутствовал именно в виду отсутствия автоматизации. Автоматизация существующих процессов в некоторых случаях позволит сократить численность сотрудников, но это сокращение будет не велико и будет сопоставимо с ростом сотрудников поддерживающих ERP-систему. Все хотят внедрить ERP-системы, не меняя форму и принципы работы — но это неправильно. Ведь, покупая домашний кинотеатр, вы не собираетесь смотреть фильмы на видеокассетах. Эффект будет достигнут, если вы будете использовать DVD-диски. Это очевидно. К счастью, заказчики ИТ-услуг стали понимать, что вместе с ERP-системой нужно «покупать» и «DVD диски».

CNews.ru: Каковы результаты деятельности компании по итогам 2003 года? Какие бизнес-направления и какие проекты привели к росту доходов?

Сергей Сульгин: Главным результатом деятельности компании в 2003 году стало завершение формирования новых продуктовых направлений. Теперь в компании существуют подразделения работы с BAAN, SAP, Oracle, MBS-Axapta и «Парус». При этом сохранена система взаимодействия и обмена опытом. База знаний и бизнес-решений осталась единой для всех направлений. Мы уже убедились насколько эффективно можно использовать решения одного продукта при внедрении другого, даже если они принадлежат к различным классам.

CNews.ru: Какова региональная стратегия GMCS в вопросе экспансии на рынки других стран? Известны ваши проекты в Греции, Румынии. Похоже, что сегодня достаточно места для развития на внутреннем рынке ИТ-услуг, или это не так?

Сергей Сульгин: В первую очередь, мы ориентируемся на внутренний рынок. Но часто к нам обращаются корпоративные клиенты, которые хотят получить наши услуги и за рубежом. Мы не ограничиваем себя географическими границами. У нас были успешные проекты в странах Европы, СНГ. Сейчас мы ведем крупный проект внедрения системы BAAN в Казахстане. Но говорить об «экспансии» пока рано.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед GMCS на 2004 год?

Сергей Сульгин: В 2004 году мы планируем значительно увеличить численность консультантов по SAP, Oracle и MBS-Axapata. В первую очередь это будут связано с тем, что мы планируем расширить спектр предлагаемых услуг. Поэтому мы будем привлекать специалистов с опытом конкретных решений. С другой стороны мы уже начали работу по подготовке стажеров. На рынке существует масса талантливых людей, которым негде получить хорошие знания. Мы начали проект по развитию наставничества, целью которого является повышение эффективности передачи знаний и опыта новым сотрудникам и скорейшего подключения их к коммерческим проектам.

Мы не гонимся за количественными показателями — для нас главным было и остается качество наших услуг. Мы хотим укрепить имидж надежной и высокопрофессиональной компании, который был создан за прошедшие 6 лет. В начале 2004 года мы существенно обновим наш сайт, который будет подчеркивать эти качества. Маркетинговые мероприятия, намеченные на 2004 год будут направлены на продвижение бренда GMCS. Мы хотим, чтобы наши клиенты гордились тем, что работали вместе, рекомендовали нас свои коллегам и партнерам по бизнесу.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS