[an error occurred while processing this directive]

 

Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Владимир Катаев: Проблема вытеснения с отечественного рынка зарубежного ПО в первую очередь лежит в области маркетинга и менеджмента

Владимир КатаевНа вопросы CNews отвечает Владимир Катаев, директор по маркетингу компании «Ай-Теко».

CNews: Какие тенденции характеризовали, на ваш взгляд, развитие рынка ИТ в России в 2004 году?

Владимир Катаев: В прошедшем году рынок развивался не революционным, а эволюционным путем. Как и в прошлые годы, основная часть крупномасштабных проектов реализовывалась в интересах финансового, государственного, телекоммуникационного, промышленного и нефтегазового секторов.

ИТ-службы предприятий перестали рассматриваться, как центры затрат и стали восприниматься как реальный бизнес-инструмент. При этом заметно возрос спрос на решения с малым сроком окупаемости. Стратегия развития ИТ-служб стала одним из решающих факторов успешности всего бизнеса. Вследствие чего существенно вырос интерес рынка к консалтинговым проектам, в частности, к построению процессного управления ИТ.

На мой взгляд, знаковым событием было образование сразу двух госструктур — Министерства информационных технологий и связи РФ и Федерального агентства по ИТ. Обе эти структуры призваны отвечать за развитие ИТ-отрасли в России, что явно подтверждает особое внимание к этому рынку со стороны государства.

CNews: Как вы оцениваете программу правительства по созданию сети технопарков? Что необходимо, чтобы этот почин был успешным?

Владимир Катаев: Эта правительственная программа действительно масштабна, и объем бюджетного финансирования 18 миллиардов рублей в течение следующих пяти лет действительно впечатляет. Создается впечатление, что эта программа — логическое продолжение следования по пути оффшорного программирования. Однако при оффшорном программировании в стране-производителе остаются только создатели, а не правообладатели произведенного продукта. Вероятно, по замыслу авторов, программа должна обеспечить сохранение прав на конечный продукт в России, как в стране-производителе и, как следствие, обеспечить прибыльность проекта.

Мне кажется, что для решения этой задачи в программе не хватает одной важной составляющей, а именно, плана формирования квалифицированного ИТ-менеджмента. Прибыльность любой деятельности определяется не столько потенцией для любого сложного технического решения, сколько качеством менеджмента. По моему мнению, успешность всей программы будет полностью зависеть от качества менеджмента. В противном случае мы получим раздутую структуру, настроенную только на оффшорное программирование.

CNews: Есть ли у отечественных компаний шанс закрепиться на рынке с собственными серьезными программными решениями или пока мы должны довольствоваться услугами по внедрению западного ПО? Что необходимо для того, чтобы бизнес стал инвестировать в компании, подобные 1С?

Владимир Катаев: Российские компании работали и будут работать на рынке. Однако то, что они предлагают, зачастую отличается от того, что предлагают западные компаниями. Западные компании предлагают не просто программное решение, а законченный продукт, удовлетворяющий потребностям заказчика и содержащий кроме самого программного решения большой спектр сервисов, услуг и дополнительных продуктов. Таким образом, проблема вытеснения с отечественного рынка зарубежного ПО в первую очередь лежит в области маркетинга и менеджмента и только во вторую — в функциональности и качестве программных решений.

Однозначно определить условия, при которых отечественный бизнес начнет инвестировать в российские компании-разработчики довольно сложно. Инвестирование через рыночный выкуп акций проблематично из-за отсутствия отечественной биржи, хотя бы отдаленно напоминающей NASDAQ. Да и традиционная форма собственности для российских ИТ-компаний — не открытое, а закрытое акционерное общество. Поэтому инвестирование через выкуп акций в настоящее время — это не бизнес, а скорее политическое решение, принимаемое при отсутствии достоверных кредитных историй.

CNews: В начале этого года Ай-Теко подписала договор о разработке программного обеспечения для SAP. Как вы оцениваете перспективы этого сотрудничества? Каким опытом локализации продуктов SAP уже располагают программисты компании?

Владимир Катаев: Работы по созданию комплекса программ «Ведения форм по основным средствам», который станет составной частью локализации решений SAP, идут очень успешно. Наши специалисты разрабатывают 14 форм отчетных документов по учету основных средств, необходимых для предоставления российскими предприятиями в вышестоящие финансовые органы, а также программные средства для их заполнения и вывода на печать в автоматическом режиме. Ранее доработкой необходимых форм вынуждены были заниматься программисты предприятий, на которых внедрялись решения SAP, или консультанты компаний, осуществлявших внедрение.

Сотрудничество с SAP по данному направлению мы считаем перспективным и обоюдовыгодным. Мы надеемся, что оно будет продолжено, и не только данная работа получит дальнейшее развитие, но появятся и новые задачи.

Реализацией данного проекта занимается группа разработчиков высочайшей квалификации, за плечами которых опыт работы с решениями SAP от 5 до 10 лет, а общий стаж программирования до 25 лет. Команда настолько сильна и профессиональна, что в российском представительстве SAP AG не возникло сомнений в правильности выбора компании «Ай-Теко» в качестве подрядчика для выполнения работ.

CNews: Как вы оцениваете динамику развития отечественного рынка интеграторских услуг? Какие ИТ-сервисы развивались наиболее активно?

Владимир Катаев: Традиционно на отечественном рынке системной интеграции предлагаются такие услуги, как консалтинг, проектирование, поставка и монтаж оборудования, поставка и установка ПО, обучение, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация систем.

Основной тенденцией рынка интеграции продолжает оставаться рост доли услуг в предложении интеграторов и уменьшение доли поставок техники. При этом наиболее активно развиваются сферы ИТ-консалтинга и проектирования информационных систем, а также сервиса и гарантийного обслуживания.

Последние годы компании-заказчики проявляют все большую заинтересованность в быстром возврате инвестиций, задумываются об эффективности бизнеса. Поэтому вопрос модернизации систем не теряет своей актуальности.

CNews: Какие вертикальные рынки наиболее заметно увеличили потребление ИТ-услуг, из вашей практики? Изменилась ли структура продаж «АйТеко» по этому срезу?

Владимир Катаев: Потребление ИТ-услуг значительно увеличили те отрасли, для которых ИТ-услуги являются базовой составляющей бизнеса. Таким направлением, очевидно, является телеком. Мы и в прошлые годы делали проекты для телекоммуникационных компаний, а в 2004 году особенно продвинулись в этом направлении и вышли на новый качественный уровень. О наиболее интересных проектах мы обязательно расскажем через СМИ. Уже в данном обзоре можно почитать о нашем проекте создания единой службы поддержки пользователей ИТ-услуг и внедрении процесса управления инцидентами в московском офисе МТС.

Структура продаж компании последние годы остается стабильной. Компания продолжала успешно работать на своих традиционных рынках. Так, 26% от общего оборота компании составили проекты в государственном секторе, проекты для банков и финансовых структур заняли 38%, 11% составила доля проектов на промышленных и транспортных предприятиях, на нефтегазовый сектор пришлось 12%, на телекоммуникационную отрасль — 9% и 4% на отрасль торговли.

CNews: Как вы оцениваете итоги деятельности Ай-Теко в 2004 году?

Владимир Катаев: Мы достигли поставленных целей. В прошедшем году общий оборот компании составил 117 млн. долларов, что превысило показатели 2003 года на 46 %.

В 2004 году особое внимание компания уделяла дальнейшему усилению своих позиций на рынке консалтинга. В предыдущие годы мы достигли значительных успехов, специализируясь в области консалтинга по управлению информационными технологиями, заняв значительную долю отечественного рынка. В 2004 году компания взяла курс не только на расширение рынка услуг, но и на усиление своего кадрового потенциала. Это привело к тому, что численность высококвалифицированных кадров компании за год выросла на 40%.

Следствием данной стратегии стало количественное и качественное преобразование департамента консалтинга, технического департамента, департамента информационных систем, что принципиально изменило структуру доходности компании за счет повышения интеллектуального потенциала компании и, в конечном итоге, производительности. Процент продаж оборудования уменьшился, а объем услуг увеличился на 22%.

Перестраивая свою структуру для принципиального изменения эффективности, необходимой для выполнения сложных проектов большой размерности, в начале 2004 года в компании создан Офис управления проектами. Компания стала членом ассоциации управления проектами «Совнет» — IPMA. В результате мы разрабатываем и активно применяет методики организации взаимодействия подразделений при проектном подходе к исполнению работ.

О высочайшем уровне качества реализуемых компанией проектов и предоставляемых услуг свидетельствует знаковое событие 2004 года — успешное прохождение аудита системы менеджмента качества по выполнению требований международного стандарта QMS ISO 9001:2000 и получение сертификатов международной сертификационной сети IQNet. В этом же году «Ай-Теко» прошла проверку внедренной системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001–2001 в системе сертификации ГОСТ Р, а также требованиям стандартов СРПП ВТ, ГОСТ РВ 15.002, ГОСТ Р ИСО 9001–2001 на продукцию ВВТ союза по сертификации «Оборонсертифика» и получила соответствующие сертификаты. Данные сертификаты удостоверяют, что компания «Ай-Теко» внедрила и поддерживает систему менеджмента качества, удовлетворяющую требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 в сфере разработки, производства, поставки, сопровождения, обслуживания и ремонта вычислительных сетей, информационно-телекоммуникационных комплексов и систем, программного обеспечения, оказания услуг в области информационных технологий.

CNews: Как развивались отношения с партнерами компании?

Владимир Катаев: На новый уровень сотрудничества вышло стратегическое партнерство с HP. В 2004 году «Ай-Теко» стала первой российской компанией, получившей по итогам года статус крупнейшего системного интегратора НР в регионе ISE, насчитывающем 95 стран. В состав региона входят страны Центральной и Восточной Европы, Россия, страны СНГ, Греция, Турция, страны Ближнего Востока и Африки. Данный международный статус присваивается лидеру среди партнеров по объемам продаж и суммарному числу проектов, реализованных партнером с использованием продуктов и решений HP.

Кроме того, «Ай-Теко» имеет статус Premier Gold Partner НР в области программных решений OpenView. В 2004 году была представлена и активно применяется в проектах новая разработка специалистов компании — специализированное ПО для мониторинга технологических и бизнес-процессов — I-TECO Business Observer, тесно интегрирующееся и расширяющее базовый функционал HP OpenView, предоставляя возможность непрерывного мониторинга экземпляров бизнес процессов, последовательности их выполнения и контроль соответствия описанным моделям. Кроме того, «Ай-Теко» участвует в программе HP OpenView Services Integrator (SVI), предоставляя для своих клиентов, использующих программные решения HP OpenView, единый центр технической поддержки. На базе «Ай-Теко» с сентября 2003 года успешно работает первый в России Центр технологий OpenView.

По результатам работы в 2004 году «Ай-Теко» был также присвоен статус HP StorageWorks Elite Partner, который подтверждает высокий уровень квалификации и успешность в части внедрения комплексных проектов на основе систем хранения данных корпоративного уровня. Также компания получила возможность осуществлять самостоятельную установку и запуск оборудования систем хранения данных.

Получена новая специализация Cisco Systems — IP Communications, позволяющая предлагать полный спектр голосовых IP-решений различного уровня от SMB до корпораций и операторов связи в условиях развертывании решения на больших территориях. Компания стала авторизованным партнером сразу двух поставщиков телекоммуникационного оборудования: Zyxel и Mitel. Реализован целый ряд телекоммуникационных проектов стоимостью несколько миллионов долларов каждый.

Мы начали предоставлять новый сервисный пакет услуг по сетям и оборудованию Cisco Systems, который отличается высокой скоростью реагирования: заявки на обслуживание принимаются круглосуточно, стандартный срок замены неисправного оборудования — следующий рабочий день. Уровень предоставляемых «Ай-Теко» сервисных услуг удовлетворяет требованиям, предъявляемым к золотым партнерам компании Cisco.

«Ай-Теко» является стратегическим партнером корпорации Microsoft по внедрению решений на основе технологий Microsoft. За прошедший год значительно расширился портфель услуг по внедрению корпоративных решений Microsoft. Подтвержден высокий статус Microsoft Gold Certified Partner и осуществлены проекты по построению инфраструктур Active Directory, внедрению корпоративных почтовых систем, систем мониторинга и управления на базе новейших продуктов Microsoft. У ряда корпоративных заказчиков разрабатываются проекты по интеграции приложений на базе MS BizTalk и автоматизации управления проектами на базе MS Project Server.

В статусе авторизованного Large Account Reseller Microsoft «Ай-Теко» добилась значительных достижений в области заключения лицензионных соглашений с крупными корпоративными заказчиками. Реализован ряд масштабных проектов по централизованному лицензированию полного спектра ПО Microsoft, в частности, в компаниях: ТНК-BP, АК «Сибур», «Северсталь-групп», «Уралсвязьинформ». По итогам 2004 года корпорация Microsoft выделила «Ай-Теко», как лидера на рынке корпоративных лицензионных соглашений, присвоив награду «За крупнейшие продажи соглашений Enterprise Agreement». Особо было отмечено, что подход «Ай-Теко» к лицензированию в корне отличается от простой продажи лицензий. Проекты в области централизованного лицензирования включают в себя консалтинг в части оптимизации затрат на лицензирование, построение процесса управления лицензиями у заказчиков, техническую поддержку продуктов и другие услуги.

Результаты деятельности компании в 2004 году были оценены партнерами, что подтверждается новыми наградами и совместными проектами. Компания Intel отметила заслуги «Ай-Теко» в продвижении на российский рынок платформы Itanium наградой «За продвижение передовых серверных технологий в России». Корпорация Oracle признала экспертизу компании «Ай-Теко», объявив о создании совместного центра компетенции «По системам высокой готовности».

CNews: Появились ли за прошедший год новые партнеры?

Владимир Катаев: Безусловно, появились. В сентябре 2004 года было заключено партнерское соглашение с компанией Citrix Systems, мировым лидером в области решений по обеспечению инфраструктуры доступа к информационным ресурсам. Сейчас «Ай-Теко» уже присвоен статус золотого партнера (Gold Partner) Citrix Systems, что расширило портфель предложений компании в сфере создания виртуальных рабочих мест.

В августе 2004 года «Ай-Теко» заключила партнерское соглашение с компанией Altiris, мировым лидером в области высокоэффективных решений для управления жизненным циклом ИТ-ресурсов в компаниях любого масштаба. В декабре 2004 года «Ай-Теко» был присвоен статус золотого партнера (GOLD PARTNER) Altiris. Сотрудничество компаний развивается в трех направлениях: решения по управлению ИТ-ресурсами, управлению клиентскими системами и мобильными устройствами, а также поддержка серверов.

Заключено партнерского соглашения с компанией Mercury, крупнейшим мировым производителем автоматизированных решений для оптимизации управления бизнесом в различных секторах экономики, позволило «Ай-Теко» принципиально расширить свой портфель решений за счет включения в него таких направлений, как оптимизация управления ИТ-проектами, управление качеством ИТ-сервисов, решение комплексных задач по оптимизации производительности ИТ-инфраструктуры в целом, и рядом других.

Активно развивается партнерство с Veritas Software, крупнейшим разработчиком программного обеспечения для защиты и хранения информации. В ряде государственных ведомств начаты крупные проекты, повышающие уровень защиты информации и надежности существующей ИТ-инфраструктуры на основе программных продуктов Veritas Software. В одном из банков реализован проект по совершенствованию и автоматизации системы резервного копирования данных.

CNews: Какие наиболее масштабные и интересные проекты были реализованы в 2004 году?

Владимир Катаев: В прошедшем году компания работала над рядом проектов, среди которых следует отметить следующие. Внедрили процессы управления конфигурациями и изменениями, а также централизованное лицензирование программного обеспечения ТНК-ВР. Внедрение данных процессов позволило существенно повысить качество и эффективность предоставления ИТ-сервисов, усовершенствовало процессы планирования и контроля финансов. Учитывая сложную организационную структуру компании, была разработана единая система лицензирования программного обеспечения Microsoft, используемого в ТНК-BP и ее дочерними предприятиями. Новая схема лицензирования на основе приобретения временных лицензий консолидировала и оптимизировала затраты заказчика.

Осуществили ряд крупных проектов по созданию телекоммуникационной инфраструктуры и программно-аппаратных комплексов для Сбербанка России, включая территориальные банки. Результатом реализации проектов стало объединение информационных потоков и создание единой телекоммуникационной среды для подразделений банка, а также повышение доступности приложений и данных.

Построили распределенную систему хранения данных Газпромбанка. Была создана распределенная высокоскоростная корпоративная сеть доступа к данным и внедрена отказоустойчивая архитектура, обеспечивающая их защиту. Внедрение системы повысило оперативность выполнения банковских операций и обеспечило банку дополнительные ресурсы для привлечения новых клиентов.

Создается мультисервисная сеть передачи данных компании «Башинформсвязь». Построение магистральной сети передачи данных любого формата (голосовые, факсимильные, интернет-, видео-сообщения и прочее) позволит оператору повысить рентабельность основных услуг, качество их предоставления, предложить абонентам новые виды телематических сервисов и расширить круг потенциальных клиентов. На сегодняшний момент проект находится в стадии реализации.

Внедрили процессы управления инцидентами и создания единой сервисной службы в московском офисе МТС. Внедренная система автоматизации процесса управления инцидентами, реализованная на основе решения HP OpenView Service Desk 4.5, позволила повысить продуктивность работы ИТ-департамента компании, оперативно учитывать временные, финансовые и человеческие ресурсы. В результате реализации проекта также была создана эффективная система обслуживания внутренних пользователей ИТ-услуг, способствующая минимизации негативного влияния инцидентов на бизнес, повышению управляемости ИТ-инфраструктуры, а, следовательно, и росту качества предоставляемых абонентам услуг.

Создана отказоустойчивая информационная инфраструктура компании «БМ Телеком». Была разработана и реализована стратегия защиты важных бизнес-приложений на основе отказоустойчивого кластера, высоконадежной системы хранения данных с архитектурой SAN и системы оперативного мониторинга. Данное решение повысило эффективность использования ИТ-инфраструктуры, снизило риски перебоев в бизнесе оператора и увеличило привлекательность его телекоммуникационных услуг для клиентов.

Внедрили решение mySAP ERP Human Capital Management в управляющей компании «СУАЛ-Холдинг». В результате заказчик получил инструмент, который позволяет оперативно и эффективно управлять HR-процессами, принимать взвешенные кадровые решения и обеспечивать максимальную отдачу от реализации стратегии развития персонала.

Модернизировали информационную систему Федеральной таможенной службы России. Совершенствование системы информационного обеспечения, заключающееся в модернизации инфраструктуры рабочей сети (LAN) и сети хранения данных (SAN), системы обработки данных и резервного копирования, повысило эффективность деятельности таможенных органов РФ благодаря полному и оперативному обеспечению информационных потребностей сотрудников центральных и региональных таможенных подразделений.

Реализовали пилотный проект по созданию центров обработки данных высокой доступности в региональных контрольно-счетных органах (КСО) РФ. В рамках опытной зоны проекта успешно отработано телекоммуникационное взаимодействие между региональными КСО и Центральным узлом — Счетной палатой РФ, на основе которого разрабатывается полномасштабная интегрированная инфраструктура КСО РФ. Планируется, что внедрение системного проекта обеспечит оптимизацию и консолидацию всех ИТ-ресурсов, повышение доступности и оперативности передачи данных, общей удовлетворенности пользователей ИТ-инфраструктуры органов Счетной палаты.

Построили систему управления информационной вычислительной платформой компании «Соник Дуо». Внедрение данной системы, построенной на основе решения HP OpenView, повысило качество управления информационными и телекоммуникационными ресурсами компании. Создание полномасштабного центра управления ИТ-инфраструктурой и системы мониторинга снизили риски внештатных ситуаций и время простоя в период их устранения.

Построили IP-инфраструктуру в Новикомбанке. Создание распределенной сети IP-телефонии на базе оборудования компании Cisco Systems, повышение отказоустойчивости сетевых ресурсов обеспечили высокое качество передачи данных. Внедрение новых сервисов позволило оптимизировать затраты банка и предоставить клиентам новые банковские услуги. Это повысило эффективность работы банка и обеспечило улучшение уровня обслуживания клиентов.

Отдельно хотелось бы сказать о работе, результаты которой стали видны в самом начале 2005 года, но явились следствием усилий, которые предпринимались в 2004 году. Мы выиграли тендер по оказанию консультационных услуг по проекту модернизации и технического перевооружения Росгидромета. В тендере принимали участие более тридцати компаний, а в короткий список прошли только два отечественных и четыре зарубежных претендента.

CNews: Какие задачи стоят перед компанией на 2005 год? Каковы целевые ориентиры по росту доходов?

Владимир Катаев: Мы продолжим планомерное смещение направления нашей деятельности в сторону высокомаржинальных услуг. В предыдущие годы компания достигла значительных успехов, специализируясь в области консалтинга по управлению информационными технологиями, заняв значительную долю отечественного рынка. Основываясь на полученном опыте, в 2005 году мы постараемся расширить портфель предоставляемых нами услуг и выйти на новые сегменты рынка. Хороший кадровый фундамент, заложенный в прошлые годы, надеюсь, позволит нам осуществить все задуманное.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS