[an error occurred while processing this directive]

 

Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Алексей Ананьев: Активизация западных интеграторов на российском рынке будет определяющим фактором дальнейшей эволюции

Алексей АнаньевИнтервью CNews дал Алексей Ананьев, председатель Совета компании «ТехноСерв А/C».

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, определяют сегодня развитие рынка ИТ в целом в России и сегмента интеграции как его составной части?

Алексей Ананьев: В последние годы наблюдается тенденция увеличения ИТ-бюджетов многих российских компаний, работающих в самых разных отраслях экономики. По сравнению с прошлыми годами инвестиции в информационные технологии возросли. Причем, если раньше интерес для заказчиков представляли, в основном, услуги так называемого «низкого» уровня — поставки оборудования, его запуск, наладка, то сейчас все больше востребованы качественно иные услуги, такие, как бизнес-консалтинг, ИТ-консалтинг.

Одним из ключевых факторов развития рынка стала непосредственная заинтересованность государства в современных технологиях, его активность в сфере продвижения современных ИТ на всех уровнях. И именно позиция государства по вопросу развития ИТ будет во многом определять дальнейшее развитие рынка.

CNews: В интервью, данном CNews год назад, вы говорили о том, что подавляющее большинство российских ИТ-компаний не имеют собственных продуктов и поэтому не могут претендовать на главенствующую роль на собственном рынке. Существуют ли шансы на возрождение индустрии электроники в нашей стране или на создание уникальных программных продуктов, на ваш взгляд?

Алексей Ананьев: Действительно, в настоящее время российские разработки едва ли могут составить конкуренцию иностранным решениям. Безусловно, есть успешные продукты, но это единичные случаи, их нельзя воспринимать как веское преимущество в борьбе за рынок корпоративных заказчиков.

Но даже эти примеры показывают, что есть и стремление, и потенциал для того, чтобы изменить ситуацию и вернуть себе доминирующие позиции в некоторых сегментах ИТ-рынка. Но главное — востребованность российских разработок и, как следствие, возврат инвестиций. Без этого любая идея, связанная с созданием собственных продуктов, теряет смысл.

Для возрождения национальной ИТ-индустрии в полном объеме необходима долгосрочная целевая программа, одобренная и поддержанная разработчиками, с одной стороны, и заказчиками — с другой. А также ее четкая реализация, жесткое соблюдение всех принципов, заложенных в этот масштабный проект.

Немаловажна поддержка государства, которое уже заявило о твердом стремлении повернуть Россию к инновационной стратегии развития, что невозможно без создания полноценной ИТ-индустрии. Поэтому мы считаем, что шансы на прорыв в области ИТ есть — и весьма неплохие.

CNews: Каково ваше отношение к программе правительства, нацеленной на создание сети технопарков в нашей стране? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы это начинание удалось?

Алексей Ананьев: Действительно, в январе Владимир Путин объявил о начале реализации программы создания и развития технопарков, которые должны стать центрами развития высоких технологий. По сути, это эволюционное развитие политики создания «наукоградов», проводимой в СССР. И если это начинание увенчается успехом, Россия займет достойное место среди технологически развитых держав.

Но надо понимать, что один-единственный технопарк не гарантирует успеха. Эффект будет заметен только при достижении действительно широких масштабов. Для этого необходимы и инвестиции, и поддержка программы на всех уровнях, только тогда можно ожидать значимого прорыва. При этом нельзя требовать непременно 100% отдачи. Даже если прогресс будет минимальным, но значимым, — это уже большой плюс.

В ходе публичного обсуждения программы высказывались мнения о том, что кому-то посчастливится заработать на процессе создания технопарков. Но это не должно смущать. Возможность технологического прорыва во много раз перевешивает опасения относительно чьего-либо заработка.

С другой стороны, есть риски, связанные со «специальными экономическими режимами», которые будут созданы для более активного развития технопарков. Для успешной и экономически выгодной реализации программы необходимо исключить нецелевое использование налоговых и таможенных льгот, незаконных схем, махинаций, присущих обычным офшорам. Тогда можно будет сосредоточиться на непосредственной работе над разработкой и развитием ИКТ.

CNews: Трендом года стало то, что основной куш в информатизации крупнейших российских предприятий связи (прежде всего, «Связьинвеста») достался иностранным компаниям, которые привлекают отечественные фирмы только как подрядчиков. С чем, на ваш взгляд, связано такое решение менеджмента оператора-монополиста? Российские компании (как разработчики ПО, так и интеграторы) в чем-то уступают западным компаниям и пока не готовы браться за столь крупные проекты?

Алексей Ананьев: Очевидно, что реальной конкуренции западным продуктам отечественные разработки составить в настоящий момент не могут. Да, российские ИТ-компании не готовы инвестировать в разработку собственных крупных информационных систем. Пока не готовы. Но они уже не раз продемонстрировали умение реализовать масштабные, технологически сложные проекты. Поэтому в крупных проектах рационально использовать иностранные решения, привлекая для их внедрения российских интеграторов.

Отечественными интеграторами накоплен колоссальный опыт разработки и внедрения решений на основе современных западных технологий, с учетом национальных особенностей и сферы деятельности заказчика. Поэтому отдача от внедрения ИТ и реализация поставленных бизнес-задач будет зависеть не столько от страны-производителя того или иного продукта, сколько от опыта и экспертизы интегратора, который сможет комплексно выполнить все необходимые работы: от аудита и консалтинга до настройки, сопровождения и сервиса внедренного решения.

CNews: Насколько серьезную конкуренцию, по вашему мнению, могут составить российским интеграторам иностранные игроки, начинающие выходить на отечественный рынок? Рассматриваете ли вы влияние иностранных коллег вообще как фактор развития бизнеса или пока их роль на рынке незаметна?

Алексей Ананьев: Активизация крупных западных интеграторов на российском рынке будет определяющим фактором дальнейшей его эволюции. Но пока роль иностранных компаний нельзя назвать значимой, так как доминирующие позиции принадлежат российским компаниям.

Не стоит, впрочем, верить в то, что это положение дел будет вечным. С началом активной интервенции иностранных интеграторов начнется период острой конкурентной борьбы и качественного изменения рынка. Многое будет зависеть от того, какую позицию займут не только заказчики, но и вендоры.

CNews: В чем вы видите сегодня ключевые преимущества российских поставщиков ИТ-сервисов по сравнению с западными? Эксперты утверждают, что фактор стоимости работ больше не играет принципиальной роли при выборе партнера, тем более, что на рынке уже установились более-менее однородные цены на это направление услуг.

Алексей Ананьев: Стоимость — аргумент, конечно, веский, но не определяющий. Ключевую роль играет опыт, накопленный российскими интеграторами за последние 10–12 лет. Взяв старт, практически, «с нуля», российские поставщики услуг добились впечатляющих успехов, пройдя путь от простых импортеров оборудования до полноценных научно-технических центров, занимающихся проблемами внедрения ИКТ для нужд самых разных отраслей экономики.

Преимущества российских поставщиков очевидны. Начну с того, что сотрудничество с отечественными интеграторами строится на принципах экономической эффективности. Если говорить о «ТехноСерв А/С», то мы стремимся к достижению максимально возможной обоюдной выгоды от работы как с вендором, так и с заказчиком.

Вендорам мы предлагаем полный спектр услуг, связанных с продвижением их продукции на российский рынок. Компания имеет опыт и ресурсы для решения административных и финансово-хозяйственных вопросов, связанных с качественной и оперативной поставкой оборудования заказчикам. К примеру, «ТехноСерв А/С» содержит крупнейший в Европе склад ЗИП для оборудования EMC. Вся продукция уже прошла таможенное оформление, поэтому любая необходимая деталь может быть доставлена заказчику практически моментально. И инвестиции в такой уровень сервиса себя окупают: объемы внедрения платформ хранения данных, осуществляемые «ТехноСерв А/С», по-прежнему остаются недостижимыми для наших конкурентов. Схожий подход мы используем и при работе с продукцией других вендоров.

Говоря о работе интегратора с заказчиком, не могу не отметить ориентированности российских интеграторов на долгосрочное партнерство. «ТехноСерв А/С» не является исключением — со многими заказчиками мы работаем уже много лет и намерены развивать наши взаимоотношения.

Дополнительным преимуществом является то, что все проекты, реализуемые российскими интеграторами, разрабатываются с учетом национальной и региональной специфики. В крупных, социально значимых проектах даже незначительные детали могут стать решающими для достижения успеха.

Резюмируя вышесказанное, ключевые преимущества российских интеграторов — это опыт, помноженный на долгосрочное взаимовыгодное партнерство и высокий уровень сервиса, с учетом национальной и региональной специфики.

CNews: Как изменялась, по вашим наблюдениям, за последние годы структура спроса на ИТ-услуги? Какие направления деятельности в сфере интеграции развиваются сейчас наиболее динамично в нашей стране?

Алексей Ананьев: Раньше системный интегратор был востребован, прежде всего, для разработки технического решения, поставки оборудования, его настройки и т.д. В последние годы наблюдается уверенная тенденция роста спроса на высокоуровневые услуги: ИТ-консалтинг, бизнес-консалтинг, аудит. От интеграторов ждут решения масштабных задач, не связанных напрямую с поставкой инфраструктуры. Это, скорее, вопросы разработки, оптимизации, развития бизнес-стратегии, инструментом для решения которых являются современные ИКТ. Эта работа требует серьезного научного подхода, который все больше определяет нашу работу. Поэтому это направление, в частности, в нашей компании, развивается очень высокими темпами.

В сфере интеграции активно развивался сектор интеграции разнородных — к примеру, банковских — систем и приложений; аудит, консалтинг в области управления финансово-хозяйственной деятельностью, направление внедрения и интеграции корпоративных информационных систем на основе прикладных продуктов. «ТехноСерв А/С» сосредоточил свои усилия на разработке и развертывании систем электронного документооборота, CRM-систем, продолжилась реализация крупных ERP-проектов.

CNews: Если говорить о тенденциях технологического плана. На рынке уже много лет идет спор специалистов относительно того, стоит ли заказчикам двигаться в сторону расширения функционала единой ERP-системы или наоборот — интегрировать между собой разные специализированные приложения. Какова ваша позиция в этом споре?

Алексей Ананьев: Этот спор продолжается довольно долгое время, с переменным успехом для каждой из сторон. Так, известнейший американский ИТ-аналитик Пол Страссман в середине 2003 года объявил о конце эпохи ERP и начале эпохи «легких» решений на основе веб-сервисов. Но, несмотря на предрекаемый экспертами крах, крупные ERP-системы внедряются достаточно активно и, более того, успешно. В то время как «легкие» решения зачастую имеют серьезные недостатки, которые могут стать сдерживающим фактором развития бизнеса.

«ТехноСерв А/С» выступает за внедрение единых интегрированных систем, позволяющих объединить любые специализированные приложения на базе унифицированной платформы. Таким образом, все бизнес-процессы и подразделения увязываются в четко работающий механизм, корпоративная ИТ-система становится интегрированной информационной платформой менеджмента.

Что касается расширения функциональности ERP-систем, то на настоящий момент она перекрывает даже перспективные требования рынка. Разработчики реализовали функции, далеко не всегда востребованные, современные ERP-системы обогнали рынок на несколько лет. Имея столь широкий инструментарий, можно сосредоточиться на технологии внедрения, развития, сопровождения.

Стоит отметить, что область ERP характеризуется острым дефицитом квалифицированных кадров. Поиск специалистов — настоящая головная боль для многих руководителей. Чтобы оградить себя от этих проблем, в 2003 году «ТехноСерв А/С» начал подготовку специалистов в области корпоративных информационных систем на базе Государственного Университета Управления. Сегодня можно говорить о том, что проект состоялся: несколько десятков студентов занято в реальных ERP-проектах «ТехноСерв А/С».

CNews: Если раньше большая часть интеграторов позиционировала себя как компании, нацеленные на крупные ИТ-проекты, то сегодня все наоборот говорят об интересе к среднему и даже малому бизнесу. Какова стратегия в этом вопросе компании «ТехноСерв А/С»? Ориентируете ли вы свои ERP-проекты на сектор СМБ в соответствии с почти сложившимся на рынке трендом?

Алексей Ананьев: С момента создания компании мы ориентировались на крупных корпоративных заказчиков и сотрудничали с крупнейшими российскими компаниями. «ТехноСерв А/С» ставил перед собой сверхзадачи, решение которых требовало сверхусилий. Нам всегда были интересны по-настоящему крупные, масштабные, социально значимые проекты, реализация которых позволит вывести компанию в лидеры отрасли не по бюджету и оборотам, а по опыту, авторитету, заслугам. А это — работа если и не отраслевого масштаба, то, как минимум, масштаба крупного предприятия или корпорации.

Планов выхода на рынок среднего бизнеса у «ТехноСерв А/С» пока нет. Мы видим хорошие перспективы развития рынка крупных корпоративных заказчиков. Кроме того, у нас довольно много работы, связанной с текущими ERP-проектами, поэтому целесообразнее сфокусироваться на их реализации, а не на освоении новых рынков.

CNews: Как вы оцениваете итоги 2004 года для компании «ТехноСерв А/С»? Достигли ли вы всех поставленных на год целей?

Алексей Ананьев: Мы оцениваем итоги года положительно, компании удалось решить все поставленные перед ней задачи и выполнить все обязательства перед заказчиками и партнерами. Рост бизнеса «ТехноСерв А/С» — 38%, в то время как численность сотрудников увеличилась на 28%. Эта цифра стала, в том числе, результатом активного притока новых, молодых кадров, занятых, прежде всего, в ERP-проектах.

Безусловно, мы продолжили развивать наши партнерские отношения, экспертизу по технологиям и продуктам, повышать качество сервиса поставляемых решений. Как результат — наши крупнейшие партнеры отметили работу «ТехноСерв А/С» наградами. Приятно, что мы продемонстрировали лидерство не только среди российских компаний, но и среди иностранных коллег: корпорация EMC, с которой «ТехноСерв А/С» сотрудничает уже 10 лет, назвала компанию лидером продаж продуктов и технологий EMC в регионе EEMESA (Восточная Европа, Ближний Восток, Африка, СНГ).

«ТехноСерв А/С» в очередной раз признан лучшим системным интегратором IBM в России и для нас это очень важно — лидерство на рынке обязывает к соблюдению гарантированно высоких стандартов реализации сложных комплексных проектов.

Поэтому и в 2005 году перед компанией стоят довольно серьезные задачи, над решением которых мы уже активно работаем.

CNews: Какие наиболее крупные проекты были реализованы и инициированы вами в 2004 году?

Алексей Ананьев: Основная часть работ пришлась на реализацию уже начатых проектов. Специалисты «ТехноСерв А/С» продолжили развитие технологического комплекса печати и рассылки документов Пенсионного Фонда РФ. Второй крупный проект, над которым «ТехноСерв А/С» работает уже не первый год, — развитие магистральной сети ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком». Также продолжилась серия проектов по модернизации сетевой инфраструктуры региональных операторов связи, входящих в ОАО «Связьинвест».

Отмечу уникальный проект по разработке и внедрению автоматизированной системы оперативного составления сводной налоговой отчетности ОАО «РЖД». Система реализована в масштабах всей отрасли, на всей территории Российской Федерации, — а это более 12 тысяч обособленных подразделений железнодорожников.

CNews: Какие задачи стоят перед «ТехноСерв А/С» на 2005 год? Каковы целевые ориентиры по доходам?

Алексей Ананьев: Безусловно, мы ставим задачи в цифрах и суммах. Однако я глубоко убежден, что любая серьезная компания, а тем более, лидер в своей области, не может удовлетворяться простыми показателями, пусть и амбициозными.

И в этом смысле мы не рассматриваем этот вопрос через призму годовых рейтингов и роста бизнеса, хотя это тоже немаловажно. Лидер в области интеграции должен определяться через оценку значимости реализованных проектов и эффекта для заказчиков. Если обратиться к истории наиболее успешных корпораций мира, то мы увидим, что в большинстве случаев их основатели занимались делом не ради прибыли. Прибыль и рост стали следствием упорной работы над решением сверхзадач.

И эти примеры вдохновляют на то, чтобы задумываться не столько об оборотах, сколько о значимости и ценности работы всей компании для заказчиков и государства.

CNews: Какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы ИТ-компании России становились публичными? Есть ли выход на IPO в стратегии вашей компании?

Алексей Ананьев: Мы говорили и будем говорить, что публичность и прозрачность — не самоцель, а инструмент развития бизнеса. Условия, при которых та или иная компания решит продемонстрировать публичность, очень простые: высокий уровень конкуренции и уверенность в адекватном восприятии ИТ-бизнеса со стороны инвесторов.

Если раньше самыми прозрачными считались нефтегазовый сектор и область телекоммуникаций, то сейчас на IPO выходят предприятия, представляющие практически все отрасли российской экономики.

Поэтому, очевидно, выход рынка ИТ на IPO — разговор самого ближайшего будущего. Однако, у «ТехноСерв А/С» планов выхода на IPO нет. Мы считаем, что рациональнее использовать внутренний потенциал, благодаря которому мы планируем развиваться еще динамичнее, чем в прошлые годы.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS