[an error occurred while processing this directive]

 

Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Сергей Липатов: Реализованный железнодорожниками алгоритм развития ИКТ целесообразно применить для всей транспортной системы России

Сергей ЛипатовНа вопросы CNews отвечает Сергей Липатов, президент компании «ТрансТелеКом».

CNews: Темпы развития российского рынка информационных технологий за последние годы опережают динамику роста экономики страны в целом и составляют в среднем 20–25% в год. Каков ваш прогноз на этот год?

Сергей Липатов: Думаю, что в 2005 году высокий темп роста телекоммуникационного рынка даже возрастет. По моим оценкам, он составит не менее 30%. Этот оптимистичный прогноз основан на высоких темпах роста экономики, огромном потенциале региональных рынков, которые, на мой взгляд, только начинают свое бурное развитие.

CNews: Как на благоприятном фоне развития отрасли выглядят результаты компании «ТрансТелеКом»?

Сергей Липатов: Доходы от услуг связи группы компаний ТТК, в которую входит головная компания и 17 региональных предприятий, вдвое превысили прошлогодние результаты и составили $202 млн. Всего за последние 4 года доходы от продажи услуг связи выросли в 9 раз. По этому показателю компания вошла в тройку ведущих альтернативных операторов фиксированной связи.

ТТК обеспечивает 40% рынка аренды междугородных каналов. Прошедший год подтвердил лидерство ТТК в оказании инновационных услуг связи. Все большим спросом пользуется услуга IP VPN. В этом сегменте компания занимает 54% рынка.

География деятельности компании «ТрансТелеКом» охватывает свыше 70 областей и развитие в них телекоммуникационных технологий для нас крайне важно. Следует отметить, что само появление нашей компании оказало на этот процесс существенное влияние. Появление альтернативного оператора повысило конкурентность рыночной среды в регионах, а это значит, что потребитель смог получать необходимые ему услуги по реальным рыночным ценам. Добавлю, что наша компания является одним из двух крупнейших операторов, предоставляющих магистральную емкость и доступ в интернет в регионах. В сегменте услуг регионального доступа в российский интернет наша доля составляет 40%.

Иными словами, компания «ТрансТелеКом» является крупнейшим системообразующим оператором российского телекоммуникационного рынка. Без ресурсов, предоставляемых компанией, невозможно представить развитие российских телекоммуникаций на магистральном уровне.

CNews: Эксперты отмечают, что проходящая в эти дни Всероссийская программа «Цифровые технологии — людям», организованная ТТК и компанией Intel, вызывает значительный резонанс. Расскажите подробнее об этом проекте.

Сергей Липатов: Мы проводим этот проект с 2002 года. Он зародился в Саратове как фестиваль интернет-проектов, а сегодня программа проходит по всей России, в семи федеральных округах, и мы видим, что интерес к ней растет.

Основной целью программы является содействие усилиям государства и общественных институтов по ускорению вхождения России в информационное общество — общество социальной направленности, роста доверия граждан к государству и укрепления социального согласия.

В рамках программы «Цифровые технологии — людям» организован комплекс мероприятий всероссийского масштаба, в ходе которых продемонстрируются возможности новейших информационных технологий в управлении, бизнесе, образовании и повседневной жизни россиян. Одним из ключевых событий программы является фестиваль интернет-проектов «Новая реальность». Это парад инфокоммуникационных технологий, средств, проектов. В его рамках проходит Всероссийский конкурс интернет-проектов, научно-практические конференции, круглые столы, мастер-классы, выставки и другие мероприятия. Участники фестиваля — государственные органы, коммерческие структуры, общественные и образовательные институты, ученые и педагоги, искушенные профессионалы и продвинутые пользователи «нового поколения».

Почему мы считаем этот проект важным событием для современной России? Потому что сегодня мало осознавать важность перемен: необходимы конкретные шаги по усилению воздействия инфокоммуникаций на экономику, образование и культуру, социальную структуру, — словом, на повседневную жизнь человека в целом.

Значение этих процессов трудно переоценить. Сегодня в России реализуются комплексные государственные программы, нацеленные на органичную интеграцию страны в мировую экономику, на развитие информационного общества. Однако задача преодоления отставания от развитых стран подводит нас к необходимости объединения усилий всех социальных групп и общественных институтов, вовлеченных в процессы глобальной коммуникации.

Вот почему организаторы программы рассматривают в качестве приоритетной тему использования ИКТ в органах государственной власти, местного самоуправления, реальном бизнесе.

CNews: Есть ли повод сегодня говорить о растущей роли российских телекоммуникационных компаний на мировом рынке?

Сергей Липатов: Россия естественным мостом связывает бурно развивающиеся государства азиатско-тихоокеанского региона и развитые европейские страны. Все больше российских компаний разных отраслей активно выходят на рынок европейских и азиатских стран. Успешное ведение их бизнеса требует надежных и самых современных услуг связи. Поэтому наша компания предложила рынку новые возможности для передачи трафика из России в Европу или Азию на базе своей волоконно-оптической сети.

Проект был реализован в форме партнерства между ТТК, рядом европейских и азиатских операторов магистральных сетей. Вновь созданная партнерская цепочка волоконно-оптических сетей, названная ERMC — Europe-Russia-Mongolia-China, протянулась от Лондона через Стокгольм, Москву, Улан-Батор, Пекин к Гонконгу. ТТК и раньше располагал точками доступа к своей сети в Европе — в Лондоне и Стокгольме, в первую очередь, благодаря партнерству с компанией Song Networks. А весной 2004 года ТТК состыковал свою сеть с волоконно-оптическими сетями азиатских операторов — крупного китайского оператора China United Telecommunications Corp. (China Unicom) и монгольских железнодорожников «Улан-Баторской железной дороги». Эксперты отмечают, что новая трансконтинентальная магистраль стала одним из самых эффективных маршрутов для связи подразделений компаний-клиентов в Европе и Азии. Его длина на участке Лондон-Гонконг составила 11 500 км.

Маршрут ERMC дал возможность партнерству операторов предложить своим клиентам инновационные услуги и сервисы, ранее недоступные корпоративным пользователям, работающим в Европе и Азии. Это, прежде всего, современные приложения, такие, как видео-конференц-связь, а также распределенные вычисления между крупными научными центрами, доступ к базам данных для транснациональных банков и корпораций в режиме реального времени, электронная торговля на биржах. Создание континентального партнерства операторов — операторской цепи — позволило обслуживать корпоративных клиентов в России и в Азии по системе one stop shopping. Теперь клиенту достаточно заключить договор с одним, как правило, национальным оператором, а весь комплекс услуг будет обеспечен с помощью операторского партнерства.

А подписанное недавно партнерское соглашение с крупнейшим гонконгским оператором связи Hutchison Global Communications еще больше расширяет географию предоставляемых пользователям услуг на страны Юго-Восточной Азии и делает проект ERMC привлекательным для новых корпоративных клиентов.

CNews: С чем вы связываете перспективы роста компании?

Сергей Липатов: Одной из приоритетных задач развития телекоммуникационной деятельности для компании на этот год является реализация проекта повышения пропускной способности МЦСС на основе технологии спектрального уплотнения (DWDM).

Введенная в эксплуатацию в октябре 2001 г. сеть постоянно «прирастает» новыми услугами и, соответственно, клиентами. Сдавая в аренду магистральные каналы, организуя частные виртуальные сети IP VPN, а также магистральные интернет-каналы в регионах, компания «ТрансТелеКом» в 2003 г. стала третьей в России по уровню доходов среди альтернативных операторов фиксированной связи и седьмой с учетом операторов мобильной связи. Но к настоящему моменту на некоторых наиболее востребованных направлениях — северо-западном, южном и восточном — емкость каналов практически исчерпана. Стало очевидно, что дальнейшее успешное развитие бизнеса ТТК как компании, обеспечивающей техническое обслуживание и развитие сети в технологических интересах своего акционера — ОАО «РЖД», требует увеличения пропускной способности.

После завершения строительства, в 2005 году, DWDM-сеть станет своего рода телекоммуникационным Транссибом, который соединит восточные и западные регионы страны, а также Европу и Азию. Выбор маршрутов модернизации обусловлен, прежде всего, стремлением усовершенствовать инфокоммуникационное обслуживание перевозок по основным транспортным коридорам страны. Это особенно важно, если учитывать перспективы интеграции российских железных дорог в Евроазиатскую транспортную систему.

Для развития бизнеса ТТК также очень важно, что у компании появляются новые продукты, которые можно продавать. С введением в эксплуатацию DWDM пропускная способность увеличится, как минимум, в 16 раз. А это даст возможность внедрять дополнительные услуги и продукты. Новый продукт — значит, новый клиент, в данном случае очень крупный. Таким образом, модернизированная сеть откроет ТТК путь на пока не освоенные рынки.

CNews: В скором времени в Сочи будет проходить конференция «Телекомтранс-2005», активным участником которой традиционно является компания «ТрансТелеКом». Какие аспекты вашего бизнеса будут рассмотрены в рамках мероприятия?

Сергей Липатов: Как известно, компания «ТрансТелеКом», являясь дочерней структурой Российских железных дорог, обеспечивает работоспособность самой протяжённой в России полностью волоконно-оптической сети связи. На основе возможностей этой сети в железнодорожной отрасли были разработаны и внедрены современные технологии по мониторингу и управлению подвижным составом в режиме реального времени. Это, в свою очередь, позволило предоставлять самые разнообразные информационные услуги пользователям железнодорожного транспорта.

По нашему мнению, реализованный железнодорожниками алгоритм развития сначала телекоммуникационных, а затем и информационных технологий, целесообразно применить для всей транспортной системы России. И мы, фактически, приступили к тиражированию этого алгоритма.

Практически, в стране уже дан старт процессу формирования телекоммуникационной среды на всех видах транспорта: современными услугами связи сегодня пользуются морские порты, речные, аэропорты, авиационные компании, автодорожные структуры.

И задача нынешней конференции — определить, как наиболее эффективно для транспортной системы страны использовать эту телекоммуникационную среду и что нужно сделать для интенсивного развития на её основе единого информационного ресурса транспортного комплекса государства.

Наша компания совместно с Российскими железными дорогами уже имеет опыт перевода системы ЭТРАН, предназначенной для оформления заявок на железнодорожную перевозку, с традиционной технологии на безбумажную. Речь идет об использовании технологии электронной цифровой подписи, которая в ближайшее время будет внедрена в ОАО «РЖД» в промышленную эксплуатацию. И мы предлагаем использовать ЭЦП в масштабах всей транспортной системы России.

Внедрение юридически значимой электронной подписи в системе ЭТРАН позволит существенно изменить формат информационного взаимодействия ОАО «РЖД» со своими клиентами, что будет способствовать формированию унифицированного электронного документооборота для клиентов железнодорожного транспорта.

Во время конференции мы предложим в бесплатное тестовое пользование на три месяца услугу электронной цифровой подписи для неограниченного числа участников транспортного рынка. По нашему мнению, этот шаг станет реальным вкладом в формирование основ электронного документооборота для транспортного комплекса государства.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS