[an error occurred while processing this directive]

 

Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Хороший абонент — «живой» абонент

По данным аналитических агентств, которые аккумулируют статистику, поступающих от сотовых операторов, в России к концу 2004 года насчитывалось около 74 млн. абонентов или 4% всех пользователей мобильных в мире. Однако существуют мнения, что «реальных» абонентов в стране гораздо меньше. При этом точно подсчитать их количество, несмотря на многочисленные попытки, пока никто на смог.



Впереди планеты всей

Год за годом число абонентов сотовой связи в России росло стремительными темпами. Прошедший 2004 год не стал исключением. По данным ACM-Consulting в конце декабря 2004 года мобильной связью в стране пользовалось 73,85 млн. человек. Еще более оптимистичные цифры — 74,36 млн. — приводит iKS-Consulting. Если верить этой статистике, проникновение сотовой связи в России перевалило знаковую отметку 50% — это почти в два раза больше чем в среднем по всему миру. А прирост абонентской базы России за 2004 год был самым высоким на планете — более 100%.

Российский рынок сотовой связи: количество абонентов

31 декабря 2004 года

Общее количество абонентов в России

73,85 млн.

Уровень проникновения в России

50,9%

Общее количество абонентов в Москве

16,854 млн.

Уровень проникновения в Москве

99,2%

Общее количество абонентов в С.-Петербурге

5,644 млн.

Уровень проникновения в С.-Петербурге

89%

Общее количество абонентов в регионах

51,356 млн.

Уровень проникновения в регионах

42,1%

Источник: AC&M, 2004

 

Российская Федерация

Московская лицензионная зона

Регионы

Количество абонентов

74,36 млн.

16,89 млн.

57,42 млн.

Уровень проникновения

51,2%

99,7%

43,5%

Источник: iKS-Consulting

По оценкам «Евросети» в мире численность абонентов сотовой связи на конец 2004 года составляла порядка 1620 млн. человек. Больше всего пользователей приходилось при этом на западноевропейский регион — 360 млн. В Китае их количество, по мнению «Евросети» составляло 335 млн., а в США — 175 млн. чел.

Численность абонентов сотовой связи в мире, млн. чел.

*- по состоянию на конец 2004 г

Источник: Евросеть, 2004

На втором, после России, месте по приросту абонентов идет, по оценкам «Евросети», Индия — 72%. Затем — Бразилия, с показателем 48% и Китай — 44%. В среднем по миру этот показатель оценивался в 17%. При этом в Европе он был минимальным — всего 8%.

Относительный прирост абонентов сотовой связи в мире за 2004 год, %

Источник: Евросеть, 2004

Игра цифр

Очевидно, что столь оптимистичная статистика должна быть правильно интерпретирована. Абонент может пользоваться услугами не одного оператора, а нескольких. При этом один такой человек будет отражен в операторских клиентских базах как несколько абонентов, поскольку сотовые операторы считают своих клиентов по количеству активных SIM-карт. Такая ситуация типична для крупных городов, например до 40% москвичей, как показали исследования, владеют несколькими SIM-картами различных операторов «большой тройки».

Ситуация усложняется еще и тем, что подписчик может числиться абонентом от 3 до 6 месяцев (у разных операторов — по-разному), даже если он не пользуется в течение этого срока сотовой связью и, соответственно, не оплачивал звонки, имея на своем счету отличную от нуля сумму. Кроме того, не секрет, что многие абоненты мобильной связи пользуются маркетинговыми инициативами сотовых компаний иначе, чем рассчитывают операторы: купив SIM-карту дешевле остатка средств на ней, они просто «выговаривают» баланс и выбрасывают карту, чтобы купить новую. В то же время, учетная политика компаний-операторов такова, что «выговоренная» карта будет включаться в абонентскую базу еще в течение долгого периода. Все это приводит к тому, что в клиентских базах операторов числится немало «мертвых душ».

Явление завышения числа абонентских баз операторов может быть выявлено при сравнении объема проданных и уже используемых мобильных телефонов с «официальными» показателями. Так, по оценке крупнейшего в России сотового дилера компании «Евросеть» количество сотовых телефонов, проданных через розничные сети в России в 2004 году, выросло на 76% (до 13 млн. штук) и составило 30,32 млн. штук (26,12 млн. телефонов, поставленных через представительства вендоров в России; 2,7 млн. телефонов, поставленных с зарубежных рынков не через представительства вендоров в России; 1,5 млн. бывших в употреблении телефонов). При этом количество телефонов, проданных на замену старым, в России, по мнению «Евросети», составило 11,9 млн. шт. или почти 40% от всех проданных телефонов. Тогда в 2004 году количество телефонов, проданных новым абонентам, составило 18,4 млн. шт. При этом, по оценкам «Евросети», в 2004 году еще 2,6 млн. шт. б/у телефонов были переданы новому абоненту родственниками в семье или знакомыми. Таким образом, количество обеспеченных телефонами новых абонентов в 2004 году составило 21 млн. человек, что заметно расходится с данными операторов о росте их абонентской базы (38 млн.). Если рассчитать абонентскую базу операторов через реальных людей-абонентов, владеющих и покупающих телефоны, то она в 2004 году составила, по мнению «Евросети», 45,7 млн. человек. Это на 38% ниже оценок аналитиков рынка и данных сотовых операторов.

Динамика изменения абонентской базы российских сотовых операторов

Источник: Евросеть, 2004

Несовпадение данных «Евросети» и сотовых операторов (и аналитиков) проявляется и при подсчете количества SIM-карт (сотовые операторы как раз считают абонентов по количеству SIM-карт). Так, в 2004 г количество контрактов сотовых операторов (операторских SIM-карт), проданных в России самими операторами и дилерскими сетями, составило, по оценке «Евросети», 48 млн. штук. Эта количество больше, чем цифра прироста числа сотовых абонентов за 2004 г (около 38 млн.) по данным сотовых операторов и аналитиков.

Разнообразие методик

По-видимому, все эти цифры по подсчету абонентов сотовой связи в России не являются окончательными. Участники рынка оценивают число «мертвых душ» по-разному — от 10% до 50% от размеров «официальных» абонентских баз операторов.

Стремление сотовых компаний использовать не вполне адекватную методику подсчета абонентов понятно: им выгодно показывать высокие темпы роста клиентской базы, что, несомненно, привлекает инвесторов, способствует росту стоимости акций, укрепляет имидж лидера и пр. С другой стороны салоны связи не заинтересованы в приросте «бумажных» пользователей — операторы в отношениях с дилерами учитывают не только количество, но и качество привлекаемых абонентов. Впрочем, помимо величины абонентской базы существуют и другие показатели, например, средний доход с одного пользователя (ARPU), а он-то как раз падает.

Динамика ARPU «ВымпелКом» и МТС на российском рынке, 2001–2004*

*- 2004 г. — усредненный показатель по итогам 9 мес. 2004 г.

Источник: CNews Analytics

Вопросы по поводу методик подсчета абонентов возникают не только в России, но нередко и за рубежом. Так, в середине прошлого года сообщалось о том, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обнаружила погрешности в подсчетах абонентов ряда телекоммуникационных операторов. Расследование показало, что единой и четкой процедуры определения численности абонентов в телекоммуникационной отрасли не существует. В частности, довольно трудно точно учесть всех сотовых абонентов, внесших предоплату (можно по-разному определять сроки, в течение которых абонент, внесший предоплату, считается клиентом).

В качестве альтернативы предлагалась, например, методика подсчета «единиц, приносящих доход», то есть числа договоров с клиентами. Однако и по этим правилам одна и та же семья может быть учтена в базе дважды. К тому же, даже соблюдение правил не гарантирует надежности объявляемых результатов подсчета — сбои в программном обеспечении не такое уж и редкое явление.

Как бы то ни было, а ведущие российские сотовые операторы — МТС и «ВымпелКом» объявили недавно о том, что готовы раскрыть число активных пользователей. При этом важно, чтобы абонентские данные были представлены по единой методике. Иначе опять придется сравнивать «мертвых душ». Впрочем, инвесторы, как правило, больше заинтересованы в финансовых результатах, нежели в «виртуальных» показателях абонентских баз.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS