[an error occurred while processing this directive]

 

Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

«Большая тройка» не попала в «десятку»

В тройку крупнейших в мире (по числу абонентов) провайдеров мобильной связи вошли в 2004 году две китайские компании. Хорошие позиции в этом рейтинге у европейских операторов. А российским «Мобильным ТелеСистемам» не хватило до заветной десятки «какого-то» десятка миллионов пользователей.

Тягаться с такими транснациональными «монстрами» как Vodafone, T-Mobile International или Telefónica Móviles российским игрокам «большой тройки» вряд ли по силам, а вот попасть в десятку крупнейших в мире по числу абонентов операторов сотовой связи МТС почти удалось. Действительно, по итогам 2004 года совокупная абонентская база «Мобильных ТелеСистем» в России и странах СНГ более чем удвоилась и составила 34,2 млн. человек. А это уже заметно больше, чем у таких брэндов, как mmO2 (20,6 млн. абонентов), SK Telecom (18,8 млн.), KDDI (16,8 млн.), Hutchison Telecom (11,6 млн.), Tele 2 (8,3 млн.) и других.

Крупнейшие операторы сотовой связи в мире*

*- по числу абонентов на конец 2004 г.

Источник: CNews Analytics, данные компаний, 2004

По числу абонентов мобильной связи на мировом рынке лидируют китайские компании. К концу 2004 года совокупная абонентская база China Mobile и China Unicom превысила 311 млн. абонентов, что составляет примерно пятую часть всех владельцев мобильников в мире. Всего в Китае, население которого составляет 1,3 млрд. человек, по итогам 2004 года насчитывалось более 334 млн. пользователей сотовой связи — на 23,7% больше, чем в 2003 году, когда их количество составляло 270 млн. Число владельцев мобильников в 2005 году, как ожидается, вырастет в КНР еще на 58 млн. China Unicom остается вторым по величине CDMA-оператором в мире, который в ноябре 2004 года имел 27,2 млрд. подписчиков, использующих данный стандарт.

Крупнейшие операторы сотовой связи, работающие в стандарте CDMA*

*- по числу абонентов на начало 2004 г.

Источник: China Unicom, 2004

На втором месте по числу абонентов- лидирующая по объему доходов компания Vodafone Group Plc (Vodafone). В последнем квартале 2004 года она побила сразу два рекорда — по числу подключений новых абонентов (5,4 млн.) и по увеличению числа пользователей услуги Vodafone live! (3,9 млн.). В итоге клиентская база гиганта достигла 151,8 млн. человек, а число подписчиков Vodafone live! — 28,3 млн., включая 12,9 млн. в Японии.

Компания T-Mobile International, 100-процентная «дочка» Deutsche Telekom, основанная в декабре 1999 года, к концу 2004 года насчитывала 69,2 млн. абонентов, что на 13,3% больше, чем по итогам предыдущего года. Наиболее динамичный рост компании наблюдался в США, где подразделению T-Mobile USA удалось довести свою клиентскую базу до 17,3 млн. человек — на 31,9% больше, чем в 2003 году. В то же время в европейских филиалах T-Mobile рост явно замедлился. Самый высокий показатель прироста абонентской базы среди них — 15,3% — у T-Mobile UK , а число пользователей T-Mobile Austria осталось на прежнем уровне — 2 млн. чел. В итоге в США оператору удалось привлечь на 300 тыс. абонентов больше (4,2 млн.), чем во всей Европе (3,9 млн.).

Замыкающая пятерку лидеров по числу абонентов компания Telefónica Móviles доминирует в странах, где разговаривают на испанском и португальском языках. Несмотря на свои успехи на латиноамериканском (в Бразилии, например, у Telefónica больше абонентов, чем в родной Испании) и других зарубежных рынках, оператор столкнулся с рядом проблем, которые связаны главным образом с разнородностью сетей и сильной конкуренцией со стороны местных сотовых компаний, особенно мексиканских. От того, насколько удачно Telefónica Móviles справится с этими трудностями, будет зависеть достижение ею цели по захвату половины и более рынка новых подключений в Латинской Америке. Но в любом случае уже сейчас более трети всех абонентов сотовой связи в этом регионе являются абонентами Telefónica Móviles, и этот рынок является для нее стратегически важным (в Европе насыщение рынка сотовой связи фактически уже произошло).

Совокупная абонентская база компании Orange, входящей в холдинг France Telecom, увеличилась в 2004 году на 5,4 млн. человек и достигла без малого 54 млрд. человек (11-процентный рост по сравнению с 2003 годом). При этом темпы роста числа пользователей во Франции и Соединенном Королевстве (4,5% и 4,2% соответственно) были существенно ниже, чем в других странах (26,9%) — Румынии (48,9%), Египте (34,3%), Нидерландах (28,3%), Словакии (14,3%), Бельгии (8,8%).

С небольшим отрывом от Orange следует Telecom Italia Mobile (TIM), «мобильное» подразделение Telecom Italia, которое насчитывало в конце 2004 года 53,8 млн. клиентов, из которых меньше половины (48,8%) проживали в Италии, остальные — за ее пределами. Последние и внесли основной вклад в расширение абонентской базы. В родной Италии, где проникновение сотовой связи достигло почти 100% (99,8%), оператор смог привлечь за год только 183 тыс. клиентов (0,7% прироста), в то время как за рубежом рост численности абонентов TIM составил 49,5%.

После поглощения AT&T Wireless компании Cingular Wireless удалось в 2004 году более чем удвоить свою клиентскую базу — с 24,0 млн. до 49,1 млн. абонентов и стать крупнейшим в США сотовым оператором. А в мире этот провайдер услуг мобильной связи занимает лишь восьмое место.

Суммарное число абонентов японского оператора NTT DoCoMo к концу 2004 года составило 47,9 млн. — на 5,6 % больше, чем в 2003 году. При этом основной рост происходил за счет подписчиков услуг третьего поколения — FOMA (8,5 млн. пользователей в конце 2004 года против 1,9 млн. в начале года), в то время как число пользователей традиционной персональной цифровой сотовой связи (Personal Digital Cellular, PDC) сократилось на 9,4%. Так что вполне можно утверждать, что японские пользователи сделали свой выбор в пользу 3G.

Число подписчиков на услуги NTT DoCoMo, млн. чел.

Источник: NTT DoCoMo, CNews Analytics, 2004

Verizon Wireless подключила к своей сети в четвертом квартале 1,7 новых абонентов — на 13,5% больше по сравнению с последним кварталом предыдущего года. В течение же всего 2004 года абонентская база оператора выросла на 6,3 млн. подписчиков (на 25,1% больше, чем в 2003 году) и составила 43,8 млн. Это позволило компании занять последнюю позицию среди десяти крупнейших операторов сотовой связи.

Какова вероятность попасть в эту десятку у российских компаний? По прогнозам CNews Analytics, при сохранении нынешних темпов роста крупнейший в России оператор сотовой связи МТС имеет все шансы попасть в список ТОП-10 (напомним, что по состоянию на конец 2004 года в России и странах СНГ его абонентская база насчитывала 34,2 млн. чел.). Впрочем, эти шансы сохранятся и при более скромном увеличении численности абонентов российского оператора. Однако за право называться одним из десяти крупнейших операторов мира МТС придется бороться с другими крупными и быстрорастущими операторами, например, с лидером мексиканского рынка сотовой связи Telcel, который в конце 2003 года насчитывала 23,4 млн. абонентов, в конце 2004 года — не менее 30 млн.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS