tev
[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Капитализация: новые телекомы теснят ИТ-гигантов

На расстановку сил в тройке самых дорогих ИТ и телеком-компаний мира повлияла крупнейшая в истории сделка M&A — AT&T поглотила BellSouth за 86 млрд  долларов в последний рабочий день года. Компания поднялась на вторую строчку ранкинга, уступив только Microsoft. В двадцатке по итогам года явно лидируют телекоммуникационные компании. Доминирующей маркетинговой идеей стали инвестиции в сотовую связь на развивающихся рынках.

AT&T расшевелила американский рынок сотовой связи

В последний рабочий день 2006 года в Америке FCC одобрила сделку по слиянию AT&T и BellSouth стоимостью 86 млрд долларов — крупнейшей в истории США. Соглашение привело к формированию гигантского предприятия, оказывающей услуги сотовой и фиксированной связи, а также интернет-доступа. Компания, имеющая один из старейших однобуквенных тикеров (T — от telephone) на американском рынке, вновь объединила свои мощности.

В 1984 году из состава монополиста на рынке дальней связи — AT&T — были выделены 7 независимых региональных операторов. Сама AT&T сохранила подразделение дальней связи и впоследствии ушла в компьютерный бизнес, на котором потерпела неудачу. После этого компания обратилась к развивающемуся сотовому рынку, приобретя в 1994 году McCaw Communications и получив первые 2 млн абонентов. В 1997 году новый директор AT&T взял курс на создание "телекоммуникационного супермаркета", диверсифицируя бизнес. В результате AT&T стала крупнейшим в США игроком на рынке кабельного телевидения, особенно после покупки за 54 млрд долларов MediaOne. Параллельно компания инвестировала в рынок сотовой связи, бурный рост которого привел AT&T к решению о выделении этого подразделения в отдельную компанию — AT&T Wireless. В 2004 году она слилась с Cingular Wireless (совместно владение AT&T и Bellsouth), таким образом, после слияния AT&T Inc. и Bellsouth Cingular Wireless стала полностью контролироваться "новой" AT&T.

Крупнейшие американские сотовые операторы

Оператор Абоненты, млн Стандарт Владелец
Wireless By AT&T (бывш. Cingular Wireless) 61,0 GSM AT&T
Verizon Wireless 56,7 CDMA Verizon (55,6%), Vodafone (44,4%)
Sprint 53,7 CDMA Sprint Nextel Corp.
T-Mobile* 24,1 GSM Deutsche Telekom
Alltel 11,1 GSM, CDMA Alltel Corp.
TracFone 7,2 MVNO-оператор America Movil

Источник: CNews Analytics, 2007

Основные движения цен акций "старой" AT&T были связаны с ключевыми датами в процессе слияния. В начале марта при объявлении о слиянии котировки снижаются на 5%. 21 июля акционеры одобряют объединение, и курс акций подпрыгивает на 15%.  К концу года вероятность сделки все увеличивается, и котировки постепенно ползут вверх, закрываясь 29 декабря на максимальной за год отметке.

Ее конкурент на американском сотовом рынке — Verizon Wireless, которая принадлежит Verizon (55,6%) и Vodafone (44,4%). Последняя, по условиям совместного предприятия, может обязать Verizon купить свою долю с 10 июня по 9 августа 2007 года — последняя возможность выйти из американского сотового бизнеса "в кэш". Видимо, Vodafone ей не воспользуется в этом году, как она и делала это ранее.

В целом же стратегия Vodafone в прошлом году была направлена на оптимизацию бизнеса и продажу ряда активов. В частности, в начале года она продала японское сотовое подразделение компании Softbank за 15 млрд долларов, поскольку так и не смогла завоевать ведущие позиции на рынке, оставаясь на третьем месте. В конце года Vodafone начала проявлять интерес к Hutchison Essar, занимающей одно из лидирующих мест на быстрорастущем индийском рынке.

Динамика курса акций сотовых операторов в 2006 году

Источник: Finance.Yahoo, 2006

Партнер Vodafone  — американская Verizon также заявляла о желании продать часть непрофильных подразделений. Среди них печатная и интернет-версия "желтых страниц", которые в ноябре выделены в компанию Idearc. В числе плюсов этого решения — уменьшение совокупного долга самой Verizon примерно на 7 млрд долларов и сокращение налоговых платежей на 100-125 млн долларов.

NTT DoCoMo и японский рынок сотовой связи

Котировки NTT DoCoMO по итогам года почти не изменились. DoCoMo — ведущий японский сотовый оператор, созданный в 1992 году как spin-off Nippon Telegraph & Telephone (DoCoMo — аббревиатура от Do Communications Over the Mobile Network, означающая также "везде" по-японски). NTT по-прежнему сохраняет контрольный пакет в своей "дочке", составляющий 59,05%. Остальные акции распылены между  американскими и японскими инвестфондами и частными акционерами, которых насчитывается свыше 400 тыс. Значимый пакет акций (33,8%) NTT, в свою очередь, контролируется государством. В середине года DoCoMo занимала 9 строчку в рейтинге ведущих сотовиков планеты по числу абонентов, пропустив вперед МТС. До 2006 года компания удерживала рекорд по объему средств, привлеченных в ходе IPO. В 1998 году, на волне максимального роста японского рынка сотовой связи, NTT DoCoMo (тогда NTT Mobile) привлекла более 18 млрд долларов. Невысокую доходность акций DoCoMo по итогам 2006 года можно объяснить насыщенностью японского рынка сотовой связи, что не позволяет оператору наращивать абонентскую базу темпами, сопоставимыми с развивающимися рынками.

ARPU компании DoCoMo, тыс. йен

Выручка DoCoMo по годам, млрд йен (финансовый год заканчивается 31.03.)

Источник: NTT DoCoMO, 2006

Источник: NTT DoCoMO, 2006

Традиционная японская лояльность находит свое подтверждение в churn rate (величина оттока абонентов) на уровне 0,6-0,8% в квартал — примерно в 4-10 раз ниже российского уровня. За два последних года база выросла лишь на 9%, а выручка оператора снижается. Увеличение за этот же перед доли пользователей сети 3 поколения (FOMA) с 5% до 55% слабо отразилось на доходах оператора. ARPU и MOU за последние годы демонстрируют тенденцию к снижению. В результате 30 миллионная база пользователей 3G хорошо сказывается на финансовом положении компании (чистая прибыль за год превышает 4 млрд долларов), но обеспечить рост капитализации не может. Инвесторы понимают, что потенциал роста рынка невелик, и компания торгуется по своей справедливой стоимости.

Косвенно на это указывает и коэффициент P/E в районе 16 (относительно невысокий по отрасли) и слабая волатильность акций. За год они менялись в узком коридоре: 14-16,5 долларов за ADR, причем основное влияние на котировки оказал июньский кризис. В результате, несмотря на ARPU в районе 60 долларов в месяц (примерно в 8 раз выше российского), стоимость компании стабильна, ведь возможностей по выходу на новые рынки сотовой связи у компании за счет органического роста практически нет: ближайшие азиатские страны уже заняты конкурентами. Компания владеет пакетами акций в некоторых компаниях стран ЮВА, самым крупным их которых является 24,1% доля в Hutchison Telecom. Видимо, неудачный опыт компании, инвестировавшей в начале века в американские и европейские компании, но затем списавшей на убытки около 5 млрд долларов, вынуждает ее ограничиваться преимущественно родным рынком.

Японский рынок сотовой связи, 2006

Источник: NTT DoCoMo, 2006

i-mode, не прижившийся в России, с успехом использует 90% абонентов DoCoMo. Видимо, немаловажным фактором является более высокая скорость передачи данных. Негативные новости для компании появились в декабре, когда стало известно, что часть телефонов DoCoMo подвержена той же "болезни", что и ноутбуки Dell — они имеют бракованные аккумуляторы. Компании пришлось отозвать 1,3 млн аппаратов, хотя проблема на стоимости оператора отразилась мало.

Большое число операторов фиксированной связи — один из факторов, затрудняющих конкуретную борьбу

Компания Число сотрудников, тыс. человек Капитализация, млрд. долл. Капитализация на сотрудника
Deutsche Telekom 250,5 79,6 0,32
Verizon Communications 250,0 108,7 0,43
France Telecom 203,0 72,1 0,36
Nippon Telegraph & Telephone 199,1 77,5 0,39
AT&T 179,4 222,4 1,24

Операторы сотовой связи гораздо более компактны. В результате разрыв в капитализации на сотрудника достигает 10 раз

Компания Число сотрудников, тыс человек Капитализация, млрд долл. Капитализация на сотрудника
China Mobile 102,1 171,9 1,68
Vodafone 61,7 148,6 2,41
America Movil 36,7 81,2 2,21
Telefonica 32,8 102,6 3,12
NTT DoCoMo 22,2 73,9 3,33

Источник: Reuters, 2006

Для повышения стоимости компании руководство предполагает развивать новый перспективный сегмент — электронные платежи через сотовый телефон — так называемый "электронный кошелек". Сервис, запущенный в июле 2004 года называется Osaifu-Keitai, и оператор полагает, что к марту 2007 года число его пользователей достигнет 18 млн человек (около 33% базы). В целом, компания возлагает большие надежды именно на технологии, позволяющие создавать "дополнительную ценность" для сотовых телефонов, что, по мнению DoCoMo, может привести к созданию бизнес-моделей, не основанных на передаче трафика. Для сохранения места в Топ-20 мировых компаний японскому оператору следует быстрее внедрять подобные инициативы в жизнь, поскольку более динамичные конкуренты "наступают на пятки".

Развивающиеся рынки: China Mobile и America Movil

Две успешные компании различными путями пришли к контролю над китайским и латиноамериканским рынками. Значительный пакет акций китайской компании контролируется государством. Американская принадлежит Карлосу Слиму Элу, одному из богатейших людей мира после Билла Гейтса и Уоррена Баффета. Сколотивший состояние на розничной торговле и горнодобывающей промышленности, в 90-х годах он обратился к телекоммуникационному бизнесу. Созданная им America Movil в последние годы активно наращивает абонентскую базу в Центральной и Латинской Америке, как путем подключения новых абонентов, так и поглощения региональных операторов. Одной из крупнейших стала сделка в апреле по покупке у американской Verizon активов в трех странах Центральной Америки за 3,7 млрд долларов. Перспективы компании на динамично развивающемся рынке привели к 55% росту по итогам года. Летний кризис на развивающихся рынках больно ударил по компании: котировки снизились на 32%, но уже через 4 месяца вернулись к докризисному уровню.

Крупнейшие сотовые компании мира по числу абонентов (млн, июль, 2006)

Компания Регион Всего
Африка Америка (кроме Северной) Азия Восточная Европа Западная Европа Ближний Восток США/Канада
China Mobile     205,1         205,1
Vodafone 16,4   16,4 13,7 105,9   24,3 176,6
China Unicom     135,1         135,1
America Movil   100,3     0,0   7,3 107,6
Telefonica O2 1,2 51,2   3,4 49,8     105,6
Deutsche Telekom 0,1     12,9 47,8   23,3 84,1
France Telecom 6,7 1,8 0,5 15,3 50,6 0,4   75,4
MTS       65,1       65,1
NTT DoCoMo     55,2         55,2
Telenor     17,9 27,1 6,8     51,8

Источник: World Cellular Information Service, 2006

China Mobile образована как spin-off China Telecom в 2000-м году. Интересно отметить, что биржевой тикер компании: 941 — идентичен первым цифрами номера абонентов China Mobile. Летний кризис снизил котировки примерно на 20%, но уже через месяц цены вернулись на прежний уровень. Залог роста — стабильное расширение самого большого в мире рынка сотовой связи и ожидания дальнейшего роста доходов оператора. База за год выросла с 250 млн до 299 млн к ноябрю. По данным Interbrand, Сhina Mobile является наиболее ценным китайским брендом — его стоимость оценивается в 35,5 млрд долларов. На фоне успехов компании кредитный рейтинг S&P летом 2006 года был повышен до отметки "А". Развитие China Mobile пока шло исключительно за счет органического роста абонентской базы, но в начале 2007 года стало известно, что оператор может выйти на соседний пакистанский рынок путем покупки местного оператора.

Фиксированная связь

2006-й год можно считать неудачным для операторов традиционной связи, которые испытывают возрастающее давление со стороны сотовых операторов и операторов IP, ослабляющие позиции фиксированных операторов на рынке дальней связи. Поскольку значительные пакеты акций последних обычно принадлежат государству, они несут повышенные социальные обязательства, в частности не имея возможности резко сокращать штат или урезать зарплату персоналу. В то же время существенная долговая нагрузка (еще со времен приобретения лицензий 3G) затрудняет привлечение средств для проведения радикальных перемен или поглощения перспективных компаний на растущих рынках. Чтобы привлечь интерес инвесторов, традиционным операторам приходится постепенно сокращать издержки. Кроме того, для их акций свойственна высокая дивидендная доходность: по итогам года она составила 4% для France Telecom и 4,5% для Deutsche Telekom.

Динамика курса акций операторов фиксированной связи в 2006 году

Источник: Finance.Yahoo, 2006

Росту котировок Deutsche Telekom способствовал тот факт, что 4,5% его акций приобрел частный инвестиционный фонд Blackstone Group, выложив за покупку 3,3 млрд долларов. Но удача недолго была на стороне менеджмента немецкой компании. В августе на пресс-конференции глава фирмы неожиданно заявил о прогнозируемом снижении прибыли на следующий год, что моментально ударило по котировкам, упавшим на 7%. В итоге в рейтинге только две компании снизили стоимость по итогам года: Intel и Deutsche Telekom.

* Методика

Капитализация компаний приведена по ценам закрытия 29.12.2006 — последнего торгового дня 2006 года. Капитализация AT&T указана с учетом слияния с BellSouth, одобренного в этот день. Капитализация Vodafone приведена по London SE. Капитализация японских компаний дана по Tokyo SE.

Антон Ворыхалов

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS