tev
[an error occurred while processing this directive]
Обзор "Рынок ИТ: Итоги 2006" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

ИТ-аутсорсинг процветает только в столице?

ИТ-аутсорсинг становится философией столичного бизнесаУслуги ИТ-аудита, ИТ-консалтинга и ИТ-обучения всё реже осуществляются внутренними ИТ-отделами предприятий и всё чаще отдаются на аутсорсинг. Все большую роль начинает играть фактор постоянства, долгосрочности работы с поставщиками ИТ-сервисов. Правда, тенденция характерна в первую очередь для московского бизнеса.

В условиях высокодинамичной конкурентной экономики предприятия всё чаще обращаются к идее выноса за свои пределы "центров затрат" и концентрации  усилий на "центрах прибыли" — профильных бизнес-процессах. При этом нельзя допустить деградации непрофильных видов деятельности. Чтобы превратить их в столь же инновационный, соответствующий требованиям времени сегмент компании, руководство предприятий принимает решение о вынесении их на аутсорсинг — передачу их в руки профессионалов. Одним из важнейших среди таких бизнес-процессов является ИТ-поддержка производств. Масштабы аутсорсинга ИТ-услуг растут, ИТ-рынок становится профессиональным, уходя от кустарных ИТ-"мастерских" к профессиональным ИТ-консультантам.

При всём этом, однако, выбор в пользу ИТ-аутсорсинга не так уж однозначен. Одно дело — новейшие тенденции столичного бизнеса, и совеем другое — заботы традиционной "провинциальной" экономики, которую нельзя сбрасывать со счетов, ибо она пока в России доминирует. Наряду с предприятиями из "рейтингов", т.е. ведущими и наиболее крупными компаниями, существует и другая экономика — предприятия с небольшим оборотом, работающие в неплохо освоенных, но низовых нишах. Слабая чувствительность этих предприятий к преимуществам высокотехнологичного аутсорсинга определяется и непониманием необходимости этих услуг, и отсутствием в тех нишах, в которых они работают, прямых потребностей в ИТ, да и зачастую простым отсутствием достаточных свободных средств.

Ко всему прибавляются и системные проблемы российской экономики, которые делают невозможным повышение, а часто и удержание на взятом уровне, конкурентоспособности предприятий, независимо от их желания. Это снижает ожидания предприятий относительно будущего и заставляет свертывать всякого рода непрофильные высокотехнологичные программы и поневоле на этом экономить. Так случается, когда в экономике увеличивается количество факторов, снижающих роль отдельного предприятия в наработке своих конкурентных преимуществ. Например, если в торговле индекс предпринимательской уверенности демонстрирует устойчивый и сильный рост, ситуация в промышленности в последнее время отмечена, хоть и не резким, но зато устойчивым снижением ожиданий бизнеса относительно будущего, как это было в 1990-х гг.

Рост на фоне падения: специфика тенденций на рынке ИТ-услуг 2006

Предположения о возможности переживания российским рынком ИТ-услуг фазы нового "бума", или хотя бы поддержании его темпов роста на уровне 30-35%, в 2006 году стали ещё менее вероятными. Рост рынка, очевидно, происходит на фоне стремительного падения темпов. И в итоге сектор ИТ-услуг в минувшем году вырос меньше чем ожидалось, только подойдя к прогнозировавшимся ещё годом ранее 49-50 млрд руб. объёма. В 2006 году темпы оставались достаточно высокими (около 25%), но общая тенденция падения уже не подлежала сомнению. Данные госстатистики всё больше фиксируют так называемые "провалы" ИТ-потребления.

Ядро рынка в лице наиболее крупных ИТ-компаний действительно растет устойчиво и быстро, но существующая вне рейтингов "периферия" ИТ-сектора далеко не так устойчива в своём развитии. Один из каналов такого поведения рынка — роста доходов крупнейших компаний на фоне более скромного роста рынка в целом или, вообще, на фоне его сокращения — процессы слияний и поглощений наряду с исчезновением более мелких игроков.

Есть и другие свидетельства того же феномена. За пять лет — с 2000 по 2005 год — доля ИТ-услуг в российском ВВП выросла более чем в 3 раза. Это очень неплохой показатель, однако по итогам года в абсолютном выражении ИТ-услуги составили всего лишь около 0,2% ВВП, если считать чистые ИТ-услуги, и около 0,4%, если учитывать расходы предприятий на проектные поставки ПО. При этом наметилось отставание темпов роста ИТ-сектора от темпов роста ВВП. В период 2004-2006 гг. доля ИТ-услуг в ВВП практически не менялась. 

Рынок явно вплотную подошел к своему насыщению. И хотя отдельные рынки (например, машиностроение, транспорт) по-прежнему далеки от насыщения и, казалось бы,  представляют собой огромное "непаханое поле" для ИТ-компаний, в действительности же они нуждаются в соответствующей промышленной политике. Рыночного механизма стимулирования ИТ-заказов в этих отраслях не существует из-за низкого финансово-экономического потенциала большинства предприятий. И поддержка предприятий этого типа, увы, остается пока вне приоритетов власти. Здесь не работает ни господдержка, ни пресловутое государственно-частное партнерство.

Своевременно было бы в этой связи бросить упрек и самому ИТ-сектору. Почему внедрение ИТ не приводит к заметному в масштабах страны росту конкурентоспособности компаний? Почему наш промышленный экспорт не может держаться даже на одном, хотя бы однажды взятом уровне? Это вопрос о том, насколько ИТ-проекты эффективны. Отдельные примеры успеха, приводимые обычно в презентациях российских и зарубежных ИТ-компаний, не в счёт — на втором десятке существования ИТ-отрасли в России пора бы иметь и статистически представительные факты успеха. Возможно, нужна большая диверсификация предложений, соответствующая ценовая политика, учитывающая интересы переживающих не лучший период отраслей экономики.

Структура рынка по видам ИТ-услуг

За последние 2-3 года структура рынка ИТ-услуг не претерпела серьезных изменений. Около 54% всех затрат на ИТ-услуги составляют расходы на ИТ-аудит и консалтинг (чистые ИТ-услуги), оставшаяся часть (46%) приходится на проектные поставки программного обеспечения. Такая структура рынка с незначительными годовыми колебаниями, не меняющими картину качественно, держится сравнительно давно. Самая незначительная статья расходов, как это и всегда было — ИТ-обучение (3-4% рынка). Структурная динамика рынка не выражена ярко и, скорее всего, наблюдаемая структура рынка ИТ-услуг является устойчивой.

Сегодня мы можем говорить о доминировании у предприятий-заказчиков ИТ потребности именно "концептуального" характера. Их интересует не простая установка "программы", но более комплексный подход — интеграторов всё больше используют именно как аудиторов и консультантов, как специалистов, проводящих системную реструктуризацию бизнес-процессов. В услугах интеграции всё более доминирует её нематериальная сторона — разработка ИТ-концепции предприятия. За это бизнес готов отдавать большие деньги. Всё большую роль начинает играть фактор постоянства, долгосрочности работы с аутсорсинговыми компаниями. Они рассматриваются уже не как "разовые внедренцы", но как партнёры по бизнесу, которым предприятие делегирует мониторинг эффективности своих непрофильных видов деятельности.

Экспорт ИТ-услуг 2006: поддерживаемые государством

Экспорт российских ИТ-услуг рос довольно динамично — более 50% за 2006 год. Ещё более примечательно, что и объёмы, и темпы отечественного ИТ-экспорта определяются заказами стран дальнего зарубежья. Подавляющее доминирование в структуре российского ИТ-экспорта заказов стран дальнего зарубежья, таких как США, Германия, Франция или Скандинавия (93% против 7% экспорта в страны СНГ) — факт весьма и весьма значимый, лишний раз свидетельствующий о высоком качестве экспортируемых услуг. Это означает, что при крайне высокой конкуренции на мировом рынке ИТ-услуг нашим компаниям удается занять вполне определенную, пусть пока и небольшую, нишу. При этом не надо сбрасывать со счетов, что традиционно Россия обладала низким экспортным потенциалом в сфере высоких технологий (исключая экспорт вооружений и военной техники), и для нас это своего рода дебют.

Перспективы здесь довольно велики, особенно в связи с бурной деятельностью правительства. Ушедший год был богат на госинициативы. Интенсивно велась работа правительства и Мининформсвязи РФ по формированию инвестиционного фонда поддержки российских ИТ-компаний. В минувшем году для этих целей был создан Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий и в стадии рассмотрения находится уже более 2000 инвестиционных проектов. Создано новое Федеральное агентство по поддержке экспорта в области информационных технологий. Начата работа по строительству инженерной инфраструктуры 7 пилотных ИТ-парков, а на ближайшие пять лет в развитие специализированных "ИТ-зон" по всей России предполагается инвестировать более 26 млрд руб. К проектам привлечены западные инвесторы, в том числе Всемирный Банк. Обсуждается законопроект о предоставлении налоговых льгот для ИТ-компаний с высоким экспортным потенциалом.

Каждому региону — своя ИТ-ниша

ИТ-рейтинг российских регионов по объёму потребления ИТ-услуг в минувшем году выглядел логично и просто — сильнейшие регионы оказались в числе безусловных лидеров в потреблении ИТ, менее развитые регионы замыкали рейтинг. Распределение ИТ-затрат в разрезе "центр — регионы"  — 38/62. При этом около 33% приходится на Москву, и 5% — на Питер. По долгосрочным темпам роста (средним за последние 5 лет) лидировал Петербург (+43% ежегодно), Москва демонстрировала несколько меньшие темпы (37%), что, в общем, неудивительно при почти пятикратном превосходстве по объему рынка ИТ-услуг. Менее динамично продолжали развиваться регионы, всё же стараясь не отставать — усредненные долгосрочные темпы роста по "остальной России" составили порядка 27%.

По сравнению с прошлым годом ДФО и ЮФО сместились в хвост рейтинга, проявляя тем самым относительное уменьшение затрат на ИТ-услуги. Усилили свои позиции СФО с развитой промышленностью, как сырьевой, так и высокотехнологичной. Несколько сдвинулся назад УФО, что, однако, отнюдь не означает его отставания — он продолжает обгонять не только СФО, но и СЗФО, который в этом году сохранил своё место в рейтинге. Традиционно прочно держали первые места ПФО и ЦФО. При этом Центральный и Северо-западный округа традиционно отличаются наличием центров высокой концентрации ИТ-расходов — это Москва и Петербург, на которые приходится почти половина всех ИТ-затрат  в округах.

В самых высоких ценовых нишах (нишах первого класса), основу которых составляют внедрения стоимостью в 10 млн долл. и более (со стоимостью одних только услуг на ИТ-аудит и консалтинг от 200-300 тыс. до 1-2 млн долл.), среднестатистическое российское предприятие обслуживаться по-прежнему не может принципиально, противное означало бы, что мы живём в экономике газпромов. А вот среднестатистическое предприятие Москвы в 2006 году вполне могло обслуживаться уже в нишах второго класса, которые образуются за счет менее дорогих, но достаточно высокозатратных ИТ-проектов стоимостью до 1 млн долл. каждый и в которых чистые услуги по аудиту, консалтингу и сопровождению стоят около 100-200 тыс долл. — эта сумма примерно соответствует удельному ИТ-бюджету одного предприятия по Москве.

Удел среднестатистического предприятия остальных округов — ниши третьего класса, что означает возможность внедрения информационных систем отечественного производства на 25-50 рабочих мест общей стоимостью 50-100 тыс долл. и стоимостью чистых ИТ-услуг от 10 тыс долл. При этом среднестатистическое предприятие  ЦФО, СЗФО, ПФО и УФО может позволить себе наиболее дорогие проекты этого класса со стоимостью чистых услуг 20-30 тыс долл. А вот среднестатистическое предприятие округов последней тройки — СФО, ЮФО, ДФО — внедряет исключительно российские информационные системы, к тому же с минимумом функциональности, либо растягивает внедрение полноценной системы на 2-3 года.

Приближаясь к "пределам роста": временные трудности или "конец истории"?

В целом 2006 год подхватил уже ранее наметившуюся тенденцию, свидетельствующую, что российский ИТ-сектор вступил в полосу изменения самого механизма развития рынка. Речь идёт об уже давшем о себе знать, в виде, правда, пока лишь локальных провалов ИТ-потребления, кризисе "пределов роста". В прошлом осталась экстенсивная информатизация, когда рост рынка был возможен за счет вовлечения в него принципиально новых потребителей. Именно этим обеспечивались до сих пор высокие темпы роста и их устойчивость. "Взрывное" развитие было возможно только в условиях, когда рынок "не успевал" за уже сформировавшимися и актуализованными потребностями заказчиков. Подобная ситуация имела место в 2001-2003 гг., остаточно ещё сохранялась в 2004 году, но не в 2005-м и уж точно не в 2006-м.

Наращивание доходов больше невозможно посредством простого вовлечения новых заказчиков, экстенсивная информатизация становится нереализуемой. Все экономически успешные предприятия — те, что могли повысить свою конкурентоспособность за счет внедрения ИТ и имели достаточное количество свободных средств для ИТ-проектов, уже внедрили ИС. Внешне это проявляется не только в падении темпов роста, но и в феномене провалов ИТ-потребления.

Феномен снижения темпов роста и начавшихся провалов потребления заставляет компании качественно менять свои стратегии, создавая максимально диверсифицированные уникальные ИТ-услуги. Это знаменует собой переход к интенсивной информатизации отраслей — когда компания борется за новых клиентов за счёт уникальности своих услуг, углубляя их, предлагая новые разработки уже внедрившим ИС предприятиям.

Интенсивная информатизация — это попытка сделать ИТ не разовой процедурой, но "гонкой" обновления, проиграть в которой означает проиграть во всём. Привычные разделения ИТ-услуг на стандартный набор операций — ИТ-аудит, ИТ-консалтинг, внедрение — уступают место более тонким, полученным в результате "измельчения" и специализации работы интегратора. Мы видим, как появляется аутсорсинг оборудования и инфраструктуры, аутсорсинг управления системами и сетями, аутсорсинг ИТ-персонала, организация отказоустойчивых решений, разветвленная система ИТ-обучения и пр. Да и сами аутсорсинговые компании превращаются в высокотехнологичные data-центры, здания из стекла и металла, небоскрёбы нью-йоркского типа, откуда происходит тотальный контроль за всем и вся, что внедрено у заказчика.

Владимир Карачаровский / CNews

Вадим Афанасьев: В России растет спрос на интеграционные ИТ-проекты

Вадим АфанасьевО наиболее быстроразвивающихся сегментах отечественного ИТ-рынка, об инновационных проектах компании и ее планах по развитию бизнеса в регионах в интервью CNews рассказал генеральный директор «Инлайн Груп» Вадим Афанасьев.

CNews: Какие направления ИТ развивались в течение последнего года наиболее динамично?

Вадим Афанасьев: Внедрение ERP-систем, построение территориально-распределенных информационных систем с централизованной обработкой, внедрение веб-доступа пользователей к удаленным ресурсам, проекты по интеграции различных систем.

Примеров подобных проектов множество — это и банки со своими филиальными сетями, и сотовые компании, и крупные промышленные холдинги, и государственные структуры. К реализации ИТ-проектов компании подталкивают процессы слияния и поглощения, высокие требования к информационной безопасности, попытки снижения общих затрат на поддержку ИТ-инфраструктуры.

С увеличением сложности систем растет стремление компаний оптимизировать работу своих ИТ-служб, в связи с этим мы отмечаем рост интереса к ITSM-проектам.

CNews: В 2005 году вы скептически оценивали перспективы развития ИТ-аутсорсинга в России. Насколько ваша точка зрения подтвердилась трендами 2006 года?

Вадим Афанасьев: Прошлый год не стал прорывом в развитии ИТ-аутсорсинга. Прежде всего, на наш взгляд, для этого пока нет правовой базы. В таких условиях собственники зачастую не готовы отдать сторонним компаниям даже сопровождение ИТ-инфраструктуры.

Заметно стремление бизнеса выделить собственные ИТ-подразделения в самостоятельные компании с передачей им на аутсорсинг ИТ-услуг и контролем работы через участие в акционерном капитале. Для окончательного оформления этого стремления в тенденцию нужно обеспечить в таких подразделениях необходимый уровень ИТ-сервиса.

Несмотря на сказанное, все большее число наших заказчиков стремятся передать нам на аутсорсинг поддержку своей ИТ-инфраструктуры. С ростом сложности используемых технологий должна расти и квалификация персонала, который способен их поддерживать.

Читать полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS