Обзор подготовлен

версия для печати
Нетбуки: популярность исчезнет вместе с кризисом

Нетбуки: популярность исчезнет вместе с кризисом

Спрос на дешевые устройства – нетбуки – во всем мире пока не слишком пострадал от кризиса. Аналитики предполагают, что эти мобильные ПК "оттянут" на себя некоторую долю рынка традиционных систем и станут своего рода панацеей на период экономической рецессии. Однако с началом подъема рынка ожидается, что потребители опять вернутся к более дорогим и функциональным системам.

В условиях тотального курса на экономию и сокращение расходов концепция нетбуков оказалась для рынка ПК очень кстати. Эта дешевая альтернатива привычным ноутбукам переживала в 2008 г. настоящий бум. При том, что как раз в 2008 г. по сути начал складываться сам рынок этих устройств. Минимальная функциональность, на которую сделал ставку "пионер" этого сектора – Asus со своим Eee PC - отнюдь не отпугнула потребителей – даже из бизнес-сегмента. Оказалось, что примитивные машинки, ориентированные на детей и домохозяек, вполне подходят часто путешествующим офисным работникам, которые давно устали возить с собой несколько килограммовые лэптопы. В соответствии как раз с их нуждами этот рынок очень быстро эволюционировал. За 2008 год сюда вышли почти все ключевые поставщики мобильных систем.

Нетбуки становились более функциональными, клавиатуры – более удобными для набора больших текстов, экраны – более качественными, процессоры – более мощными. Производители предлагали варианты продления времени автономной работы, например, за счет разных типов сменных аккумуляторов. Много внимания уделялось и имиджевой составляющей – т.е внешнему виду устройства. Правда, все усовершенствования в итоге противоречили изначальной задаче – максимальному удешевлению. И в конечном счете все эти предпринятые ради пользователя шаги им же должны оплачиваться.

Как бы то ни было, к 1 кв. 2009 г. на рынке нетбуков появилось множество моделей разного класса – от самых бюджетных и простейших до вполне адекватных по функциональности и стоимости машин. Последние все больше начинают конкурировать с обычными ноутбуками начального уровня, в том числе и по цене.

Нетбуки уже назвали своего рода панацеей для потребителя на период рецессии. Однако по мере того как рынок начнет восстанавливаться, аналитики обещают, что привычки покупателей войдут в прежнее русло. Они вновь станут покупать обычные ноутбуки, более дорогие, но предлагающие более широкую функциональность и высокую мощность: двухъядерные процессоры, встроенные Blu-ray-приводы, дискретные видеоадаптеры и т.д.

Двухзначные темпы роста

В 2008 г. мировые продажи нетбуков, по различным оценкам, составили 10-16 млн шт. По прогнозам DisplaySearch, в 2009 г. продажи нетбуков увеличатся более чем на 65% до 27 млн единиц. В то же время, продажи традиционных мобильных ПК вырастут всего лишь на 3% до 133 млн компьютеров (по тем же оценкам).

Динамика продаж нетбуков с предустановленной Linux

Сегмент рынка Азиатско -тиоокеанский регион (APAC) Европа, Ближний Восток, Африка (EMEA) Китай, Гонконг, Тайвань Япония Латинская Америка Северная Америка Весь мир
Нетбуки (с диагональю экрана 5- 10,2 дюйма) 29,4% 26,9% 50,7% 2,6% 28,6% 12,6% 25,4%
Ноутбуки(10,4 – 20 дюймов) 17,7% 7,5% 24,2% 4,2% 31,9% 4,6% 10,9%
Итого 19,5% 10,7% 27,1% 4% 31,3% 5,4% 13%

Источник: DigiTimes, 2008

В  Gartner ожидают, что на нетбуки (эти аналитики называют такие устройства мини-ноутбуки) в 2009 г. придется 8% всех поставок на мировом компьютерном рынке, а объем продаж составит 21 млн шт. (по сравнению с 11,7 млн штук в 2008 г.). Аналитики считают, что мини-ноутбуки смягчат спад рынка ПК, тем не менее, этот сегмент недостаточно велик для того, чтобы "вытянуть" всю отрасль со дна.

"Рынок мини-ноутбуков сегментируется по мере того, как вендоры предлагают больше моделей – с экранами с диагональю 9 дюймов и 10 дюймов в дополнение к 7- и 8-дюймовым моделям, - отмечает Анжела Макинтайр, директор по исследованиям Gartner. – В большинстве своем, пользователи все больше склоняются к системам с большими экранами и улучшенными возможностями; системы с 8,9-дюймовыми экранами были стандартом во второй половине 2008 г. Естественно, системы с большими экранами и лучшими возможностями стоят дороже, но цены в целом продолжают падать. В конце 2008 г. среднепродажная цена в США на мини-ноутбук с 8,9-дюймовым экраном, Microsoft Windows XP и 160 ГБ жесткого диска составила примерно 450 долл. Мы ожидаем, что средняя цена той же машины упадет к концу этого года до $399. Развитые рынки останутся основными потребителями мини-ноутбуков, но по мере снижения цен эти машины начнут привлекать все больше покупателей на развивающихся рынках".

Отказ от Linux

Исторически (насколько это слово применимо к событиям годичной давности) нетбуки поставлялись с предустановленной Linux – это была как раз одна из мер производителя по снижению стоимости устройства. Однако пользователи, привыкшие в своей массе иметь дело с ОС Windows, достаточно быстро "разочаровались" в открытой системе, которая оказалась непривычна и не слишком интуитивно понятна.

По данным исследования, которое провел один из производителей нетбуков, компания MSI, нетбуки с Linux возвращают в 4 раза чаще, чем с другой ОС. "Люди с удовольствием покупают нетбуки [с Linux] за 299-399 долл., однако они не понимают, что стоит за этой операционной системой, пока не вскроют упаковку. Когда они приступают к работе с нетбуком, то понимают, что эта операционная система им не привычна. Покупатели не желают тратить время на изучение новой платформы и приносят покупку обратно в магазин", - резюмировали в компании.

Большинство производителей быстро сориентировались под тенденцию (а некоторые сразу ее предугадали) и начали предлагать альтернативные варианты точно таких же моделей, но с предустановленной Windows XP. Во второй половине 2008 г. стало ясно, что Linux сдает позиции своему конкуренту от Microsoft. Наибольшая часть устройств реализуется именно с Windows XP. Пользователи предпочитают ее, потому что эта система, во-первых, им знакома, и, во-вторых, потому что с ней совместимы популярные приложения.

Прогноз динамики мирового рынка ПК в 2009 г.

Источник: DigiTimes, 2008

В итоге если в 2008 г. 70% нетбуков продавались с открытой операционной системой, отмечают в DigiTimes, то в 2009 г. только каждый десятый будет продан с предустановленной Linux. Т.е. если в 2008 г. в мире было продано, по данным этих аналитиков, 11,21 млн нетбуков, из них нетбуков с Linux-системами - 7,84 млн В 2009 г., как ожидается, будет продано 23,2 млн нетбуков, и лишь 2,32 млн из них – с Linux. Некоторые производители предполагают вообще отказаться от такой опции. Тем не менее, аналитики Ovum считают, что в сегменте нетбуков у Linux остаются перспективы – по крайней мере, в нише самых дешевых моделей.

Нетбуки теснят ноутбуки

В долгосрочной перспективе нетбуки окажут на рынок мобильных ПК трансформирующий эффект, но вряд ли приведут к сужению сегмента ноутбуков – на этом  до недавнего времени сходились аналитики и игроки рынка. Низкая производительность этих устройств не позволяет использовать возможности интернета в полной мере, признавали в корпорации Intel, которая прикладывает определенные усилия для развития этого направления. Очевидно, что за устройством с 10-дюймовым экраном трудно и некомфортно работать длительное время. Тем не менее, в Acer в начале 2009 г. отмечали, что такие системы уже оттянули на себя часть продаж обычных 12-дюймовых мобильных ПК. По ожиданиям компании, в 2010 г. в мире будет продано 40-45 млн нетбуков.

По итогам уже 1 кв. 2009 г. аналитики IDC и Gartner обратили внимание на то, что хотя нетбуки и сработали как своего рода буфер, смягчивший падение рынка в целом, с другой стороны, рост спроса на них привел к снижению средней отпускной стоимости мобильных ПК, а заодно и к снижению маржи.

Обычно ASP (средняя отпускная цена) ноутбуков выше, чем у настольных компьютеров. По данным NPD, средняя отпускная цена ноутбука в США в августе 2008 г. составила 689 долл., десктопа – 569 долл. (разница – 120 долл.). К январю 2009 г. эти значения сократились до 602 долл. и 533 долл. соответственно. Разница – 69 долл. В феврале средняя отпуская цена ноутбука составила 560 долл. по сравнению с 540 долл. для настольных систем. Разница сократилась до 20 долл. Данные цифры справедливы для компьютеров с Microsoft Windows. Если же проводить сравнение без учета типа операционной системы, то разница будет еще меньше.

Сокращение ASP ноутбуков тесно связано с высоким спросом на дешевые системы. По данным IDC, за первые три месяца 2009 г. вендоры поставили 5 млн нетбуков, примерно половину от объема проданных в прошлом году – и это всего лишь за один квартал. Стоимость многих из них составила около 400 долл., другие продавались и вовсе за 300 долл.

По словам старшего аналитика Gartner Микако Китагавы, в случае сохранения тенденции наступит день, когда средняя отпускная цена ноутбука окажется ниже, чем у настольного ПК, во всяком случае, в США. При этом, как отмечает аналитик, наиболее негативное влияние нетбуки оказывают на сегмент наиболее дешевых ноутбуков. В основном это касается потребительского рынка, однако внимание к нетбукам уже проявил и корпоративный сектор, и образовательные учреждения.

По мнению экспертов, первое, что могут предпринять производители компьютеров для спасения маржи - запустить рекламные кампании и провести четкую грань между нетбуками и традиционными мобильными ПК. Более сложная, но и более эффективная мера – сделать так, чтобы категория нетбуков исчезла вообще, либо выделить ее в отдельную категорию продуктов с совершенно определенным позиционированием. Также возможным выходом является продажа нетбуков операторами связи с установленными на них субсидиями. Это могло бы быть выгодным как для операторов, так и для покупателей, так как последние будут приобретать компьютеры по более привлекательным ценам. Это приведет к еще большему снижению ASP, однако маржа на компьютерном рынке, где нетбуков уже не будет, начнет увеличиваться, предполагают аналитики.

Сергей Попсулин, Мария Попова / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS