[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Чего Россия ждет от Intel

Чего Россия ждет от Intel

Рынок микроэлектроники в ушедшем 2009 году был сотрясаем несколькими крупными разбирательствами со стороны регуляторов. В эпицентре скандалов находилась Intel, получившая обвинения в монополизме и недобросовестной политике работы с вендорами компьютерного и сетевого оборудования. Издание CNews попыталось разобраться, какие трудности возникают у российских компаний, сотрудничающих с Intel.

Наладить качественные каналы поставки

Опрошенные CNews компании-интеграторы и сборщики компьютеров отмечают достаточно напряженную ситуацию со своевременным наполнением канала поставок оборудования. Подобная ситуация наблюдается как с настольными, так и серверными платформами на протяжении нескольких лет и относится даже к тем решениям, которые участвуют в маркетинговом продвижении. Непредсказуемость сроков отгрузки комплектующих со складов при заказных поставках также накладывает серьезные трудности для обеспечения выполнения проектов.

Ряд компаний, принявших участие в опросе CNews, отметили, что подобные случаи возникают из-за проблем с российской таможней. По их словам, ввозимые в Россию комплектующие часто задерживаются в силу не всегда объяснимых причин (по сравнению с оборудованием от других вендоров), свзанных с вопросами сертификации. Также игроки рынка говорят о непредсказуемых сложностях в своевременном получении платформенных продуктов Intel, в которых используются компоненты третьих фирм. Попытки урегулирования подобных бюрократических коллизий кажутся компаниям бесперспективными без непосредственного участия Intel в этих процессах.

Представители одного из сборщиков компьютеров рассказали CNews, что в связи с меняющимися условиями рынка, образованием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и появлением к июлю 2011 года общей таможенной границы, компании Intel необходимо задуматься об изменении статуса своего представительства в России, стать генеральным импортером  на территории трех стран с организацией склада и вести бизнес на условиях DDP (поставки с уплатой пошлины). Данное решение снимет большую часть существующих у дистрибуторов и производителей проблем сегодня.

"Intel - достаточно большая компания, чтобы иметь возможность лоббировать интересы свои и своих партнеров", - объясняет Антон Ковалев, директор отдела поставок компании "Тринити". Соответственно, производитель микроэлектроники должен и сам следить за уровнем наполнения канала, не допуская возникновения ситуаций с отсутствием комплектующих длительное время (месяц и больше). В настоящее время на российском рынке можно приобрести порядка 95% от всей выпускаемой Intel продукции, при этом компании отмечают невозможность проведения закупок определенных групп процессоров в связи с их недоступностью или длинными сроками поставки.

Улучшить маркетинговую политику по комплектующим

В целом участники рынка считают, что в России Intel проводит адекватную рыночным реалиям политику ценообразования (сборщики компьютеров и интеграторы могут договориться о специальных ценах для своих проектов). Тем не менее стоимость самого оборудования в сравнении с другими регионами остается завышенной. Так, цена процессоров для китайских партнеров Intel заметно (в несколько раз) ниже, чем для российских. Это является следствием монопольного положения компании в индустрии. Полученные прибыли Intel вкладывает в R&D, выпуская новое оборудование, продолжая продавать его дороже, что не способствует появлению массовых недорогих устройств (например, нетбуков и ноутбуков). Подобное положение дел может серьезно замедлить или остановить развитие современных технологий, например WiMAX.

Выходом из сложившейся ситуации должны стать более продуктивные шаги Intel навстречу производителям компьютерного и телекоммуникационного оборудования, отвечающие растущим потребностям рынка в технологическом и экономическом отношении. Это может быть реализовано за счет увеличения времени жизни продуктовых линеек или смены платформ не чаще одного раза в год, выпуска на рынок недорогих интегрированных решений (например, модулей WiMAX-Wi-Fi) в разумные сроки и т.д.

Вугар Абдуллаев, коммерческий директор Desten, считает, что корпорации Intel необходимо улучшить маркетинговую поддержку своих партнеров: "В последнее время Intel предложила большое разнообразие типов сокетов, плат и процессоров, что затрудняет выбор для потребителя. Надеемся, что Intel приложит усилия для упрощения своей номенклатуры в ближайшее время". Помимо этого, участники рынка ждут от Intel постепенного снижения объемов платформенного бизнеса с акцентом в сторону систем на чипах, процессорах, чипсетах и прочих компонентов, связанных с созданием микросхем.

Алексей Алексеев, директор по маркетингу R-Style Computers, считает, что Intel необходимо усилить работу в области программных решений, чтобы получить максимум из имеющихся аппаратных возможностей. "Офисное рабочее место за десять лет практически не изменилось; гигагерцы "перемалывают" гигабайты неэффективного кода. Нужна новая концепция программно-аппаратных средств - виден закат 30 лет господства концепции ПК, - считает специалист. - Нужна альтернатива этой концепции, и если Intel возглавит этот процесс, то ИТ-рынок может сделать существенный скачок вперед. В противном случае мы получим застой отрасли".

Обеспечить быструю реакцию на изменения рынка

Определенное число партнеров Intel в России отмечают неповоротливость представительств корпорации во взаимодействии с вендорами. Это выражается в устаревших схемах работы (например, составлении поквартальных маркетинговых планов) и медленной реакции на запросы. Российское подразделение, несмотря на попытки обеспечения своевременной поддержки своих партнеров, не успевает согласовывать необходимые изменения с остальной структурой корпорации. В условиях, например, председательства Intel в различных консорциумах (например WiMAX Forum) подобная реакция может привести к невозможности организации и сплочения всех участников и формирования конкурентоспособного ответа на развитие подобных технологий у конкурентов (например LTE). По данным Минпромторга России, среди лидеров рынка микроэлектроники Intel в наименьшей степени проявляет инициативы по взаимодействию – в министерстве объясняют, что, в частности, такая позиция может быть вызвана переходом в Intel большого количества российских специалистов.

Российские партнеры корпорации считают, что Intel необходимо развивать взаимодействие с участниками рынка не только в формате индивидуальной работы с каждым из них, но в виде создания эффективных объединений (например, альянса операторов WiMAX).

Стимулировать продажи крупных партнеров

Середина 2000-х годов ознаменовалась низкими показателями маржи на процессорное оборудование, в том числе и от Intel. На это время пришелся отток многих дистрибьюторов продукции компании в сторону сотрудничества с другими производителями микроэлектроники. Тем не менее и сегодня существующие партнеры корпорации отмечают низкую маржинальность всех товаров производителя и недостаточно гибкую политику Intel при работе с крупными торговцами. Она состоит в отсутствии ценового преимущества для них, о котором говорит Антон Ковалев: "Можно продавать тысячу штук, можно три - разница в цене будет ничтожной. Отсюда происходит нездоровая конкуренция компаний, которые не собираются обслуживать проданное оборудование, а фиксируют минимальную прибыль сразу после продажи".

Также несколько компаний отметило, что Intel в последнее время пересмотрел свою стратегию работы с каналами сбыта, что отразилось на оборотах локальных сборщиков и интеграторов. В настоящее время в фокусе поддержки у вендора находятся бренды мультинациональных производителей, активно работающих на российском рынке. Кризисные явления в экономике способствовали развитию этой ситуации, приводя к сужению канала локальной сборки и наращиванию присутствия крупных международных производителей в России, чем и воспользовалась Intel, сменив приоритеты.

Опрошенные CNews партнеры Intel замечают, что корпорация должна предоставить им определенные преимущества по широкому спектру продуктов для стимулирования продаж и уделять больше внимания партнерскому каналу – локальным интеграторам продукции Intel. Кроме того, в 2011-2012 гг. компании ждут от Intel самостоятельного запуска рекламы собственной продукции в СМИ, которая до этого была интегрирована в предложения дистрибьюторов и реселлеров.

Михаил Демидов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS