[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Вячеслав Архаров
Microsoft

Вячеслав Архаров:

Неверно говорить о том, что постреляционные СУБД активно захватывают рынок

На вопросы CNews ответил Вячеслав Архаров, менеджер по продуктам SQL Server и BizTalk представительства Microsoft в России.

CNews: Насколько, по вашему мнению, на российском рынке сформировалось представление о том, что такое BI и для чего нужны подобные решения?

Вячеслав Архаров: Сегодня в России с BI складывается достаточно интересная ситуация. Компании могут иметь все средства для того, чтобы полноценно анализировать свой бизнес, но они могут это не осознавать. Во многих отечественных компаниях бизнес-аналитика ограничивается тем, что директор раз в месяц получает по электронной почте отчет о состоянии дел. И часто глава компании даже не предполагает, что в подготовке этого отчета могут быть задействованы десятки сотрудников, по крупицам собирающие информацию из разрозненных источников. Руководитель не только не знает, каковы трудозатраты на формирование такого документа, но и не представляет, что сам документ может быть совсем другим: более подробным и детальным, что его можно обновлять в соответствии с текущими потребностями намного чаще.

В России культура BI довольно низкая. Как правило, только руководители, прошедшие школу МВА, отчетливо понимают, зачем нужна бизнес-аналитика и как правильно ее использовать. Остальные не знакомы с ее преимуществами. Чтобы детально понимать бизнес, нужно анализировать гораздо большее количество данных, чем это обычно делает среднестатистический руководитель. И, несмотря на то, что для многих предприятий существуют готовые индустриальные модели данных, даже они должны быть подстроены под нужды конкретного бизнеса. Мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда заказчики просят нас: «Покажите, что именно мы в своем бизнесе должны мониторить – мы этого не знаем». Как им из тысяч параметров выбрать те, что необходимы для анализа, что с чем им сравнивать? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно иметь определенную глубину понимания бизнеса и уметь работать с данными. Чтобы развивать это умение, мы проводим специализированные тренинги для руководителей компаний, использующих наши продукты, на которых они учатся пользоваться BI как инструментом для бизнеса.

CNews: Как различаются актуальные требования к BI со стороны различных групп заказчиков, из вашей практики?

Вячеслав Архаров: На российском рынке, пожалуй, нет четкой связи между размером компании и ее требованиями к BI. Однако есть смысл говорить о различных уровнях зрелости руководителей компаний с точки зрения понимания задач, которые может решать бизнес-аналитика. Большинство руководителей понимает под BI стандартный ежемесячный отчет о продажах. На самом же деле BI – это комплексная система поддержки принятия решений. Это довольно громоздкое, но очень правильное определение. BI должна помогать руководителю принять правильное решение о том, в каком направлении ему необходимо развивать бизнес. А для того, чтобы точно определить это направление, нужно более детальное погружение в анализ данных. Например, если «хромают» продажи конкретного товара, то нужно понять, почему это происходит. Но возможных причин может быть очень много: от сбоя в цепочке поставки до неправильно учтенных продаж за прошлые годы. Только грамотный руководитель способен идентифицировать эти проблемы, а BI может предоставить ему для этого все необходимые данные.

Как правило, в крупных компаниях чаще встречаются руководители, способные проанализировать эти причины. Но это не значит, что бизнес-аналитика необходима только таким компаниям - она нужна организациям с любым объемом бизнеса. Небольшим предприятиям проще использовать такое решение, так как они оперируют меньшим количеством данных, причем зачастую эти данные являются более структурированными.

Основная сложность построения бизнес-аналитической системы заключается в том, что она интегрирует информацию, поступающую по различным каналам. Небольшим компаниям проще решить вопрос о необходимой интеграции баз данных. К тому же СМБ-компании более активно испытывают новые решения, появляющиеся на рынке.

CNews: Каковы ключевые тенденции в этом секторе, на ваш взгляд? В частности, как меняются подходы к СУБД в контексте распространения новых технологий на рынке ИТ (например, «облаков»)?

Вячеслав Архаров: Все технологии, безусловно, развиваются и совершенствуются, однако за последнее время чего-то радикально нового в классических СУБД не появилось. Тем не менее, характеристики СУБД постоянно улучшаются: повышается их надежность и отказоустойчивость, расширяется функциональность и управляемость. Развитие многих систем направлено в сторону параллельно масштабируемой архитектуры. Например, мы в скором времени планируем выход системы для построения хранилища данных с возможностью практически неограниченного наращивания емкости.

Разумеется, в определенной среде существует некоторый интерес к постреляционным СУБД . Но говорить о том, что системы такого типа активно захватывают рынок, было бы неверно. Область применения подобных систем довольно специфична, особенно для пользователей, которые привыкли работать с реляционными данными и классическим языком SQL. Впрочем, некоторые компании стараются попробовать все основные системы хранения данных, в том числе и постреляционные. Но в итоге они, как правило, останавливаются на одном или нескольких вариантах классических СУБД.

Что же касается облачных технологий - безусловно, это крайне важная и перспективная область развития СУБД. Облачные системы хранения данных обладают колоссальным потенциалом, и многим современным компаниям самое время начать задумываться о возможном скором переходе на облачные технологии. Для нас это одно из стратегических направлений. Например, мы разработали облачную базу данных SQL Azure.

CNews: Какие СУБД, по вашим оценкам, пользуются наибольшей популярностью в России в настоящий момент?

Вячеслав Архаров: Три главных игрока на российском рынке – это Microsoft, Oracle и IBM. Все остальные – нишевые поставщики, либо компании, имеющие какие-либо специфические отраслевые решения, не работающие с другими СУБД. Сейчас все промышленные СУБД обладают примерно схожими техническими характеристиками – разница только в цене. По соотношению цена\качество Microsoft SQL Server является, пожалуй, лучшим вариантом. Именно поэтому СМБ-сектор использует, в основном, SQL Server – поскольку компании со средним объемом бизнеса особенно внимательно рассматривают вопросы экономии.

CNews: Как можно оценить перспективы СУБД с открытым кодом?

Вячеслав Архаров: Эти системы имеют достаточно ограниченную нишу использования: как правило, это совсем маленькие компании или очень узкий круг некритичных задач. Например, web-сервер или небольшой интернет-магазин. В более крупных компаниях такие системы, как правило, не применяют. Поэтому было бы не совсем верно говорить, что подобные системы являются серьезным конкурентом для поставщиков промышленных СУБД. База данных – это довольно специфическая система. Компании, которым нужна СУБД, достаточно хорошо оценивают уровень своих потребностей. Ведь при внедрении большой СУБД для заказчика важна поддержка решения вендором и необходима уверенность в том, что продукт совершенствуется, что расширяются его функциональные возможности и имеется четкая стратегия развития решения на годы вперед.

Мы, в частности, можем предложить альтернативу СУБД с открытым кодом – это новый бесплатный SQL Server Express Edition. Обладая практически полным функционалом «взрослой» СУБД, новая версия поддерживает достаточно большой объем данных - до 10 ГБ. SQL Server Express Edition является полноценным решением от Microsoft и может быть использован, в том числе, и в крупных проектах. Например, одна из возможных сфер его применения – использование в качестве кассовой системы в небольших розничных точках крупной ритейловой компании. Все эти маленькие бесплатные СУБД могут быть подключены к одной большой СУБД SQL Server Enterprise Edition и на полных правах участвовать в процессах репликации, синхронизации и обмена данными без дополнительный сложностей по внедрению. Такой подход очень прост, понятен и экономичен.

CNews: Какова стратегия Microsoft по продвижению SQL – в мире и в России?

Вячеслав Архаров: Один из элементов нашей стратегии – это обеспечение показателей экономической эффективности и ТСО. SQL Server выгодно отличается с точки зрения стоимости покупки, внедрения и поддержки. Он очень просто настраивается и администрируется. К тому же количество квалифицированных специалистов по SQL Server на рынке труда достаточно велико. Второй главный плюс SQL Server – это встроенные инструменты бизнес-аналитики, которые не требуют дополнительной оплаты. То есть, покупая базу данных, заказчик одновременно получает и средства BI, развернуть которые можно в любой момент. Эти средства легко интегрируются с Microsoft Excel и SharePoint Server, что обеспечивает дополнительные преимущества – пользователям, например, аналитикам, не требуется время на привыкание к BI.

Новым стратегическим направлением для нас является рынок крупных промышленных хранилищ данных. Новые версии SQL Server позволяют строить системы хранения практически неограниченного объема и колоссальной производительности.

CNews: Каковы ваши ожидания относительно дальнейшего развития глобального рынка баз данных и его российского сектора?

Вячеслав Архаров: Ожидания весьма позитивны, и наш оптимизм подтверждают независимые аналитики. Каких-то радикальных перемен на этом рынке ожидать не стоит. Одним из будущих трендов можно назвать движение рынка СУБД в сторону облачной инфраструктуры. Думаю, что это произойдет не очень быстро, поскольку требует изменения привычного мышления руководителей и подхода к организации бизнес-процессов. Внедрение любой ИТ-системы требует перестройки бизнеса, и СУБД – не исключение. А работа в облачной инфраструктуре потребует от бизнеса радикальных перемен: других каналов связи, другой структуры бизнеса, появления мобильных терминалов. Сейчас обо всем этом пока рано говорить. Бизнес оптимизирует свои бизнес-модели и пытается преодолеть последствия кризиса. Но он, в свою очередь, стал одним из драйверов распространения BI, ведь сегодня бизнес-аналитика является одним из наиболее востребованных инструментов.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS