[an error occurred while processing this directive]
Обзор Информационные тенологии в
банках и страховых компаниях 2006
подготовлен
CNewsAnalytics

ИТ-инвестиции страхового сектора: ключевые направления

Объем ИТ-инвестиций отечественного страхового сектора оценивается на уровне 1,5-2 % от всего ИТ-рынка в России. Около 90 % этих средств представляют закупки АО и ПО. Оставшиеся $20-25 млн. составляют затраты на консалтинг и интеграцию.

В течение последних нескольких лет сохраняются почти без изменений всё те же факторы информатизации страхового сектора. Среди них два главных — приход на российский страховой рынок западных игроков на фоне приближающейся перспективы ВТО и искусственно простимулированное расширение клиентской базы страховых компаний за счёт введения обязательного страхования. Между тем, явной волны спроса на ИТ со стороны страховщиков это пока не вызвало.

Большая часть оценок указывает на то, что инвестиционная активность страховых компаний слаба. Но связано это отнюдь не с тем, что отмеченные факторы малозначимы, но с тем, что действие их «растянуто» во времени — вступление в ВТО отложено, как минимум, до 2010 года, а клиентов, гонимых в страховые компании указом государства, и так слишком много. Тот же авторынок растёт просто дикими темпами, поэтому даже если сегодня упустишь клиента, завтра вместо него всё равно придут двое. Так что наращивание потенциала компании за счёт таких дорогостоящих и, к тому же, весьма косвенных способов, как инвестиции в ИТ, среднестатистическому российскому страховщику пока, по-видимому, не представляется целесообразным. Время, однако, меняется… и до 2010 года уж не так много осталось, да и лидеры рынка запускают один за другим ИТ-проекты, увеличивая свой отрыв от периферийной массы компаний. Всё это, конечно, скажется — хоть и не в ближайшие год-два.

Точных оценок объема ИТ-инвестиций российского страхового сектора пока не существует. По разным данным, он составляет $150-250 млн. — т.е. на уровне 1,5-2 % от всего ИТ-рынка в России. Около 90 % этих средств представляют закупки АО и ПО, оставшиеся $20-25 млн. — затраты на консалтинг и интеграцию. При этом, ИТ-инвестиции, как и сам страховой рынок, характеризуются высокой концентрацией. Что касается краткосрочных перспектив развития, то по оценкам Gartner, темпы роста расходов на ИТ в страховании в 2006 году будут ниже, чем в предыдущем (6,5 % против 7,7 %). В своей массе страховой рынок пока либо продолжает «спать», либо не может найти общего языка с рынком ИТ, на котором нет подходящих предложений.

Востребованная «тройка»: ERP, CRM и интернет-решения

По-прежнему сохраняется хорошо известная тройка ключевых направлений ИТ-инвестиций в страховом секторе:

  • внедрение комплексных информационных систем (ERP-системы);
  • внедрение систем управления взаимоотношениями с клиентами (Call-центры, CRM-системы);
  • внедрение и развитие практики интернет-страхования.

Наиболее востребованным страховыми компаниями направлением ИТ-инвестиций остается специализированная под страховой бизнес интегрированная информационная система, обеспечивающая накопление данных по сделкам (полисам и заключённым договорам), автоматический расчет ключевых параметров договоров, моделирование деятельности, а также дающая возможность работать с межкорпоративными базами данных, со справочниками и классификаторами, данными финансовых, бухгалтерских систем, CRM-систем и др.

Введение обязательных видов страхования повышает потребность страховых компаний в автоматизации работы с клиентами, делает актуальным создание или увеличение мощности контакт-центров, центров обработки вызовов и, конечно же, внедрение CRM-решений.

Однако есть точка зрения, что ожидания по поводу возросших потребностей страховых компаний в стандартных ERP- и CRM-системах, сильно завышены. У страховых компаний существует более важная и, что самое главное, первичная, по отношению к стандартному набору решений, предлагаемых интеграторами, потребность, которая в настоящее время не может быть удовлетворена. Именно она тормозит спрос на ИТ. Речь идет о межкорпоративных (единых) базах данных для актуарных расчетов, в которых были бы задокументированы все страховые случаи и прецеденты за длительный срок по различным видам и типам страхования. Информационная система дала бы эффект при интеграции с такими базами данных, что позволило бы проводить прогнозирование и моделирование бизнеса, а не просто автоматически формировать бланки полисов и выводить их на принтер. Кстати, согласно проведенному в 2004 году исследованию АМСКОМ, в числе главных факторов, препятствующих автоматизации, страховые компании указывали именно непонимание интеграторами специфических потребностей страхового бизнеса, в частности, отсутствие готовых решений (63 %), негибкость предлагаемых программ (41 %), непонимание специфики страхования ИТ-компаниями (29 %).

Наконец, последнее направление ИТ-инвестиций — развитие интернет-страхования — ещё один камень преткновения российского страхового бизнеса. Принятие закона об ЭЦП в начале 2002 года не сильно изменило с тех пор картину. Онлайновый рынок растёт гораздо медленнее, чем традиционный. До сих пор потолок этого рынка — несколько сотен полисов за год. Конечно, здесь играет роль недоверие россиян к сети интернет, да и просто ее недоступность или же вообще отсутствие представлений о ней, особенно в регионах. Рынок этой высокотехнологичной страховой услуги, по всей видимости, а) останется узко-локализованным (Москва, Петербург, возможно, некоторые областные центры) и, б) будет охватывать только сегмент недорогих транзакций (вряд ли, скажем, владельцы мерседесов, кадиллаков и лексусов, будут страховать свои авто по сети).

Надо полагать, недоверие к интернету — это тот барьер, который не преодолеют и иностранные компании, которые, пощупав это направление, скоре всего довольно скоро сочтут его безнадежным. Понимая это, российские компании тоже не стремятся слишком рьяно к его развитию — до сих пор оно ограничивается, чуть ли не простым введением на сайтах онлайн-калькуляторов. Среди же реально продающих свои полисы в онлайновом режиме на сегодняшний день заметны лишь несколько наиболее крупных страховых компаний.

К фазе зрелости

Тем не менее, 2005 год был отмечен рядом крупных ИТ-проектов. Анализируя их, можно сделать довольно важный, на наш взгляд вывод — принцип «обрывочного» внедрения ИТ-решений уступает место комплексному подходу в информатизации. Крупнейшие страховые компании, такие как «АльфаСтрахование», «Ингосстрах», «Росгосстрах» — вплотную занялись разработкой своих ИТ-концепций. А это означает, что информатизация страхового бизнеса входит в фазу зрелости.

Так, в разной стадии реализации находятся ИТ-проекты на базе продуктов Oracle в страховых компаниях «КапиталЪ Страхование», «АльфаСтрахование», «РОСНО» и «Росгосстрах», которые выбрали для построения корпоративной системы управления решение Oracle E-Business Suite.

По данным «Эксперта», целый ряд внедрений ведётся в компаниях Санкт-Петербурга. Так, в начале 2005 года страховая компания «Шексна», в которой ещё с 1999 года работает корпоративная система управления «Парус-Страхование», приобрела дополнительный модуль к системе ОСАГО. В другой петербургской компании — «Прогресс-Нева» внедряется решение для добровольного медицинского страхования на базе комплексной системы автоматизации страховой деятельности Master INSURANCE.

Еще пример — компания «ИФД КапиталЪ», которая в середине 2005 года запустила в промышленную эксплуатацию КИС, основой которой стала система TIA датского интегратора. В рамках проекта было внедрено около 20 подсистем на единой технологической платформе. Еще один крупный проект в минувшем году осуществил «Росгосстрах», по заказу которого при содействии TopS BusinessIntegrator, была разработана и внедрена автоматизированная система «АРМ Страховщика».

Это далеко не единственный пример «спецзаказа» на КИС. Так, страховая компания «Русский мир» совместно со сторонним подрядчиком в прошлом году начала вести разработку собственной оригинальной корпоративной системы управления. По мнению руководства «Русского мира», большинство предлагаемых на рынке решений компании не подходят.

Да, в страховании, пожалуй, как ни в каком другом секторе актуально, возникает дилемма — создавать самим или заказать на стороне? И, по всей видимости, по крайней мере, на данном этапе развития, вопрос этот решается далеко не всегда в пользу внешнего поставщика. Российские интеграторы должны ещё будут научиться как следует чувствовать потребности страховщиков, а страховым компаниям предстоит более активно вести диалог с представителями ИТ-отрасли. Вот два главных внутренних фактора, которые определят, какими темпами и, в каком направлении будет развиваться рынок ИТ в страховании.

Владимир Карачаровский / СNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS