[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Финансисты и страховщики присматриваются к ВКС

Финансисты и страховщики присматриваются к ВКСВо всем мире банки и страховые компании являются одними из самых активных потребителей систем видеоконференцсвязи. Оборудование и телекоммуникационная инфраструктура окупается за счет значительного снижения прямых и косвенных расходов. Однако в основном использование ВКС в России остается прерогативой топ-менеджмента крупнейших компаний.

Создание современной сетевой инфрастуктуры, готовой к передаче не только данных, но и видео- и голосового трафика, создает предпосылки для разворачивания систем видеоконференцсвязи (ВКС). Все больше банков и страховых компаний регулярно проводят видеосовещания со своими филиалами в разных городах и странах, однако говорить о повсеместном распространении ВКС в российском финансовом секторе пока преждевременно. Виной тому являются высокие цены на оборудование и каналы связи, а также консерватизм пользователей. В итоге крупные анонсированные проекты в России можно пересчитать по пальцам.

Экономика ВКС

Минимальная стоимость комплекта оборудования для одного офиса, по экспертным данным, начинается с $6 тыс., а средняя цена проектов по оснащению двух и более офисов составляет $15-100 тыс. Для организации высококачественной ВКС требуется заказывать каналы IP VPN с поддержкой качества сервиса (QoS). В среднем ежемесячная стоимость такого канала, в зависимости от региона, обойдется в сумму от $400 до $1200. Но, несмотря на высокие затраты, использование систем ВКС вполне эффективно — командировки и «реальные» встречи с партнерами и клиентами обходятся в итоге дороже, чем создание и обслуживание таких систем. По некоторым оценкам, в России подобные услуги позволяют экономить до $3000 и 55 рабочих часов (исходя из расчетов двухдневной командировки, в которой участвуют 4 человека).

По данным WorldCom, средние прямые расходы на одну деловую поездку одного сотрудника (включая стоимость перелетов, гостиниц, питания, аренды автомобилей, такси и т.п.) составляют $1334. В эту сумму не включены непрямые расходы, которые могут быть рассчитаны исходя из часовой ставки оплаты и затраченному времени. Потери рабочего времени составляют в среднем 15-20 часов на одну поездку, что приводит к средней величине непрямых расходов около $700-1000. Таким образом, суммарные прямые и косвенные расходы одного сотрудника за одну поездку составляют не менее $2000. Достаточно умножить эту цифру на среднее число сотрудников, которые ездят в командировки, и на число командировок, чтобы оценить общие потери. Например, даже если всего 5 сотрудников совершают 5 командировок в год, то эти расходы составят около $50 000 в год. Для крупных компаний расходы будут существенно больше. Так, по данным Tandberg, внедрение услуг ВКС позволяет Сommerzbank сэкономить на командировках до $1 млрд в год.

По данным реализующий подобные проекты системных интеграторов, затраты на построение системы ВКС окупаются в течение 2-3-х лет, а иногда и меньше — в течение первых 6-9 месяцев после начала эксплуатации. Кроме совещаний с сотрудниками, находящимися в удаленных офисах, ВКС позволяет проводить деловые совещания руководителей, дистанционное обучение сотрудников, демонстрацию и совместное обсуждение во время сеансов видеосвязи презентаций и любых документов.

В режиме «точка — точка» собеседники могут совместно работать с различными документами в офисных приложениях через подключенный ПК; проводить с помощью своего ПК презентации с графическим материалом; при наличии полномочий подключать и отключать в ходе переговоров дополнительных участников, переводя конференцию из режима «точка — точка» в многоточечный и наоборот; демонстрировать друг другу рукописные и печатные материалы через специальную камеру, видеоматериалы в различных форматах и пр. Многоточечные сеансы ВКС могут проводиться в двух основных режимах: «Активация по голосу» (Voice Activated), когда все участники сеанса ВКС видят говорящего, а тот — предыдущего оратора, и «Непрерывное присутствие» (Continuous Presence), когда у каждого участника на экране присутствуют изображения нескольких других участников — каждое в своем квадранте. В обоих режимах предусмотрен так называемый «председательский контроль» (Chair Control), когда председатель (непосредственно или через администратора) может управлять последовательностью переключения абонентов, отключать абонентов от связи и добавлять новых.

Первые опыты строительства

Расширение контактов с зарубежными партнерами, для которых «виртуальные видеовстречи» уже стали обыденностью, и возможность существенно сэкономить на командировках являются основными факторами, которые подталкивают банки инвестировать в создание ВКС. Не последнюю роль играет «имиджевая составляющая».

Среди последних проектов такого рода в финансовом секторе — создание системы ВКС в «Альфа-Банке» на оборудовании Polycom. В центральном узле установлен сервер конференцсвязи Polycom MGC+100, серверы управления, планирования и видеозаписи, а в конференц-залах и переговорных комнатах — терминалы Polycom серий VSX7000 и VSX 5000. В дальнейшем планируется увеличить мощность серверного узла, оптимизировать нагрузку трафика ВКС на мультисервисную сеть банка, создав серверные узлы непосредственно в регионах. Кроме групповых терминалов в конференц-залах и переговорных комнатах банка, планируется подключить в систему настольные терминалы сотрудников. Система позволяет в ходе сеанса просматривать документы и видеоматериалы, прослушивать аудиозаписи, проводить обучающие семинары и стажировки для коллег из регионов.

Среди других проектов, которые были анонсированы в прошлые годы — создание систем ВКС в «Банке Москвы», Поволжском банке Сбербанка России, в «Ингосстрахе» и «Уралсибе».

Внедрение системы видеоконференцсвязи в «Ингосстрахе» происходило поэтапно. Сначала была создана опытная зона ВКС, которая охватила офисы в Москве, Нижнем Новгороде, Воронеже и Екатеринбурге; в дальнейшем система была развернута в остальных офисах компании по России.

Основными предпосылками внедрения ВКС в ФК «Уралсиб» явились масштабная территориально-распределенная структура корпорации, необходимость оперативного решения стратегических вопросов корпоративного управления и высокие расходы, связанные с командировками сотрудников. Результатом проекта стала установка в переговорных комнатах и кабинетах руководителей видеотерминального и видеоотображающего оборудования, внедрение серверного оборудования и специализированного программного обеспечения ВКС, а также развертывание конгресс-систем. При этом система корпорации объединила 24 видеостудии, что позволило проводить сеансы многопользовательских и индивидуальных видеоконференций, организовывать регулярные совещания на базе корпоративной вычислительной сети, получать консультации специалистов. Внедренная система также предоставила возможность совместной работы над проектами и обеспечила техническую базу для дистанционного обучения сотрудников.

Некоторые проекты по созданию распределенных систем ВКС в финансовом и страховом секторе

Заказчик Масштабы проекта Оборудование Год реализации
Банк Москвы 40 персональных видеосистем Polycom, Tandberg 2003
Поволжский банк Сбербанка России Центральный офис в Самаре и 6 отделений в различных городах Поволжья Центральный узел — сервер ВКС Polycom MGC-50, абонентские комплекты — Polycom ViewStation EX 2004
Ингосстрах Крупные офисы по всей России Н.д. 2005
Уралсиб 20 филиалов, 24 видеостудии Н.д. 2005-2006
Альфа-Банк Центральный офис и 33 филиала по всей стране Центральный узел — сервер ВКС Polycom MGC+100, серверы управления, планирования и видеозаписи; в конференц-залах и переговорных комнатах — терминалы Polycom серий VSX7000 и VSX 5000 2007

Источник: CNews Analytics, 2007

ВКС на аутсорсинг

В принципе для использования видеоконференцсвязи не обязательно инсталлировать и поддерживать собственную систему. В ряде случаев банкам и страховым компаниям удобнее и дешевле получить данную услугу у сторонней компании. На практике это может выглядеть следующим образом. Допустим, банку требуется провести переговоры с зарубежным партнером, который имеет доступ к ВКС. Банк обращается к поставщику услуги ВКС, у которого заодно может получить дополнительный сервис, например, услуги переводчика. Аренда на пару часов переговорной комнаты, оснащенной системой ВКС, плюс работа переводчика составит несколько сотен — одну тысячу долларов. В то время как перелет и проживание в гостинице, как правило, обойдется существенно дороже. И, главное, будет сэкономлено драгоценное время.

Появляются и системы TelePresense, первым представителем которых стало решение Halo компании HP в декабре 2005 г. Это комнаты, оснащенные экранами больших размеров, специально подобранной мебелью и другими элементами интерьера. Стоимость оборудования TelePresense составляет сотни тысяч долларов, кроме того, требуется канал связи с высокой пропускной способностью (до нескольких десятков Мбит/с). Позволить себе такие системы сегодня могут только самые богатые компании.

Тем временем крупнейшие поставщики делают ставку на оборудование ВКС, поддерживающее высокое разрешение (High Definition, HD). Так, в декабре прошлого года компания Polycom представила серию устройств HDX 9000 — терминалы ВКС в стоечном исполнении, которые могут устанавливаться в переговорных комнатах, ситуационных центрах, залах заседаний, кабинетах высшего руководства. Системы серии HDX 9000 поддерживают видео с разрешением 1280x720 при 30 кадрах в секунду на скоростях от 1 до 4 Мбит/с. Стоимость устройств HDX 9000 (согласно международному прайс-листу) составляет от $19 тыс. до $ 40 тыс. в зависимости от функционала.

По итогам 2006 года на мировом рынке систем ВКС, по данным Wainhause Research, продолжают лидировать компании Polycom и Tandberg, которые вместе занимают более половины всего рынка. Решения этих брендов в основном и используются в проектах по внедрению ВКС в российских банках и страховых компаниях.

Мировой рынок систем ВКС: доли производителей

Источник: Wainhause Research, 2006

Спрос на ВКС будет расти по мере упрощения систем

В качестве основных тенденций по использованию систем ВКС в банковском и страховом секторе сегодня можно отметить следующие. Во-первых, наблюдается явный перевес в пользу систем, построенных на базе IP. Технология ISDN, которая исторически не прижилась в России, используется существенно реже.

Во-вторых, наблюдается увеличение количества запросов на территориально-распределенные системы ВКС, объединяющие десятки точек по стране и за ее пределами. Этому способствует как снижение цен на оборудование ВКС, так и уменьшение стоимости каналов IP VPN. Кроме того, популярности видеоконференцсвязи способствует появление новых эффективных технологий сжатия данных, позволяющих ограничиться меньшей полосой пропускания канала связи, а также упрощение использования самих систем.

Аутсорсинговые проекты пока имеют невысокую долю в банковском и страховом секторе, однако в перспективе можно прогнозировать рост спроса со стороны небольших компаний, для которых внедрение собственной системы — слишком дорогое удовольствие. Также в перспективе ожидается появление новых проектов по внедрению систем ВКС, поддерживающих стандарт высокой четкости, который обеспечивает значительное улучшение качества изображения. Постепенно будут внедряться и системы TelePresense.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS