[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Инновации нужны высококонкурентным рынкам

Инновации нужны высококонкурентным рынкамОтечественные и зарубежные банки демонстрируют различный уровень потребностей в технологических инновациях. Роль новых технологий в успешности банка тем больше, чем выше общий уровень конкурентности рынка.

Несмотря на то, что для западных банков характерен более высокий средний уровень ИТ-оснащенности, его потребности в инновациях сравнимы с запросами отечественных игроков в этой области и продиктованы в первую очередь зрелостью имеющихся бизнес-процессов и решений для их информатизации. В «Ассоциации CRM» отмечают, что особой разницы в ИТ-потребностях крупных универсальных мировых и российских банков практически не наблюдается. Единственное отличие состоит в наличии более бюрократизированных системы управления внутри российских банков. В определенной степени ограничителем развития ИТ-возможностей отечественных банков также оказывается двух-четырехлетняя задержка выхода в России серьезных западных систем, возникающая в силу необходимости их локализации.

Наши собеседники из «Кворума» отмечают, что современный западный банковский рынок можно считать довольно консервативным. Период жесткой конкурентной борьбы и поисков оптимальных путей развития там уже завершен, и сам рынок устоялся, что еще не скоро, видимо, произойдет в России. Соответственно, потребности в инновационных решениях у отечественных банков выше, чем у западных. «Многие уважаемые западные банки до сих пор работают на системах, написанных в 80-е годы: этих решений им вполне достаточно для ведения бизнеса в занимаемых нишах, — отмечают в компании. — В то же время в России «хорошим тоном» считается раз в 5-7 лет менять используемую АБС на новую и более прогрессивную.

Конкуренция — двигатель спроса на инновации

404 - не найдено / Издание о высоких технологиях - CNews
 
Оперативные новости и аналитические материалы мира высоких технологий

Ошибка 404

Запрашиваемая страница не найдена

Вернуться на главную страницу

По мнению большинства опрошенных CNews экспертов, увеличение спроса на инновационные продукты со стороны банковского сообщества диктуется, в первую очередь, жесточайшей конкуренцией на банковском рынке. В «Кворуме», выделяя основные факторы, обусловливающие стремление отечественных банков к использованию инновационных решений, отмечают ориентацию на комплексное обслуживание физических лиц, консолидацию и укрупнение банков, региональную экспансию, расширение номенклатуры банковских услуг. Все это влечет за собой потребность в инновационных продуктах, способных поддержать стремительный рост кредитных организаций.

По оценке Oracle, ежегодный рост объемов банковского бизнеса в России составляет 40-60%. Растет количество используемых банками систем, при этом ужесточаются требования к скорости бизнес-процессов, что порождает востребованность интеграционных решений. «С ростом клиентской базы и усилением конкуренции банки также вынуждены все чаще выбирать более рискованные сегменты клиентов для своих кредитных программ, — считают наши собеседники. — Соответственно, растет потребность в системах управлениям рисками. Этой же причиной обусловлен интерес к серьезным CRM-системам». Помимо этого, законодательные акты и рост числа утечек конфиденциальной информации требуют аудита действий пользователя и разграничения доступа к данным. Ну и, наконец, собственники и топ-менеджеры банков требуют возможности в любой момент увидеть состояние своего бизнеса в деталях, понять, где они теряют деньги, а где могут найти новые источники дохода. Это порождает потребность в современных системах бизнес-анализа.

Сегодня потребность в CRM и BI диктуется необходимостью персонализации, потребностями в интеллектуальной сегментации для построения стратегии работы с наиболее прибыльными сегментами рынка, — отмечают в «Ассоциации CRM». — Потребность банков в Middleware обусловлена потребностями в построении эффективного внутрибанковского процессинга».

«Важность наличия эффективных управленческих решений осознается финансовым сектором все более остро, — отмечают наши собеседники из «Ланита». — Компетенции в операционной деятельности, оптимизация бизнес-процессов, снижение издержек и управление портфелем продуктов — это тот фокус, на который нацелены руководители банков сегодня». По мнению специалистов «Ланита», банкам необходима достоверная управленческая  информация о себестоимости услуг и операций. Но проблема в том, что ввиду высокой доли накладных затрат стандартные методы управленческого учета не позволяют адекватно отнести затраты на конкретные услуги и операции. Поэтому в настоящее время среди компаний финансового сектора начинает расти спрос на программные продукты и консалтинговые услуги, позволяющие разрешить проблему анализа себестоимости.

Инновации, становящиеся популярными

Говоря о конкретных инновационных технологиях, спрос на которые у банковского сектора в настоящее время превалирует, собеседники из «Кворума» отмечают сразу три основных «инновационных направления». В частности, востребованы технологии, дающие возможности более глубокого качественного анализа деятельности банка (например, хранилища данных). Для организации работы на гетерогенном программном обеспечении банкам сегодня необходимы ИТ-решения, основанные на современных интеграционных концепциях, таких как ESB (Enterprise service bus), SOA (Service-Oriented Architecture). И, наконец, в быстроразвивающихся банках, которые стремятся создавать конкурентные преимущества за счет постоянной оптимизации существующих бизнес-процессов, востребованы системы класса Workflow, способные поддерживать процессно-ориентированный подход к управлению. Ключевой особенностью таких систем является способность эффективно управлять динамично меняющимися бизнес-процессами.

«Когда потребительское кредитование в России только зарождалось, эффективные ставки по выдаваемым кредитам составляли 50-70%. С развитием розничного бизнеса банков и ростом конкуренции такие цифры ушли в прошлое, — отмечают собеседники из «Кворума». — Тогда, на заре развития потребкредитов, мало кто задумывался об издержках: выгода банка от выданного кредита не только покрывала их, но и приносила весомую прибыль. Сегодня из-за низкой процентной ставки по кредитам и невысоких сумм кредитов маржа банков значительно снизилась. В связи с этим актуальной стала проблема снижения операционных издержек».

В компании отмечают, что банки, которые предвидели и данную проблему и своевременно занялись поиском инновационного решения для ее ликвидации, сегодня могут получать хорошую прибыль за счет использования систем, позволяющих наращивать число операций без увеличения затрат на каждую из них (а зачастую — и при снижении). Примером такого решения могут служить системы класса Workflow, позволяющие автоматизировать не отдельные функции сотрудников, а бизнес-процессы (регламенты) в целом.

В Oracle отмечают очень большой спрос сегодня на различные интеграционные решения. Серьезный интерес игроки банковского рынка проявляют к «умным» средствам бизнес-анализа, популярны системы управления рисками, скоринговые системы.  Высок интерес к промышленным CRM-системам, способным работать с большими объемами данных, клиенто-ориентированным фронт-офисным системам, средствам консолидации, синхронизации и очистки данных о клиентах. Интересны банкам и решения по информационной безопасности, направленные на обеспечение рекомендаций ЦБ по ИБ и закона о персональных данных.

В качестве примера инновационного решения Oracle приводит внедрение интегрированной ИТ-системы поддержки оценки кредитных рисков на основе продуктов Oracle в одном из крупнейших банков Польши. Система позволила оптимизировать процесс (только для одного из типов заявок количество шагов было уменьшено с 17 до 9), снизить операционные риски за счет автоматизации, ускорить процесс принятия решения, принять меры для смягчения кредитного риска, уменьшить время вывода на рынок новых продуктов и т.п. В банке Wachovia внедрение системы бизнес-аналитики для CRM привело к повышению доходов от перекрестных продаж и up-sell продаж на 75%.

По мнению экспертов «Ассоциации CRM», внедрение CRM для реализации системы дополнительных и кросс-продаж повышает эффективность продаж с четко и однозначно рассчитываемым возвратом на инвестиции. Цепочка следующая: анализ клиентской базы и выяснение, что «недопродано», затем кампания по предложению «недопроданных» продуктов только интересным для банка клиентам, как следствие — дополнительные продажи.

Говоря о примерах повышения эффективности бизнеса банка за счет использования решений по расчету себестоимости основных кредитных банковских продуктов, в компании «Ланит» рассказывают о проекте на базе функционально-стоимостного анализа в среде программного обеспечения Hyperion Business Modeling в Международном Московском Банке. В частности, по итогам проекта была разработана методика расчета себестоимости, а также система сбора и обработки данных, построена модель в среде HBM, рассчитана себестоимость соответствующих банковских продуктов в разрезах стоимости выдачи и обслуживания кредита, статей и источников затрат. По мнению наших собеседников, полученные в ходе проекта результаты могут быть использованы для расчета точки безубыточности и рентабельности, а также для определения минимального размера кредита, срока кредитования, стоимости организации и прочих параметров кредитного продукта. Анализ детальных данных результатов дает понимание структуры затрат по источникам, что может позволить более эффективно управлять себестоимостью и снижать издержки.

В ожидании технологических новинок

Оценивая перспективы развития инновационных решений для банков, собеседники CNews высказывают различные предположения по поводу их ожидаемой популярности. По мнению «Ассоциации CRM», продолжится развитие систем самообслуживания через интернет в банковской рознице, включая возможность самостоятельного моделирования клиентом персональных финансовых продуктов.

В «Гелиосе» уверены, что будут появляться технологии, позволяющие ускорить выведение и продвижение на рынок новых банковских продуктов. Таким образом, ИТ-решения будут напрямую способствовать формированию новых конкурентных преимуществ банка. Кроме того, в связи с тем, что в последние годы быстро растет количество банковских транзакций, наблюдается бурный рост новых банковских точек продаж, и велика вероятность того, что потребуются технологии и решения, позволяющие банкам справляться с ростом масштабов в режиме реального времени.

«В связи с ростом конкуренции на банковском рынке одним из основных элементов стратегии игроков становится «клиенто-ориентированность», — отмечают в Oracle. — Возможно, в ближайшие годы ведущие банки начнут внедрение интегрированных многоканальных фронтальных систем, основанных на CRM-решениях». Такие системы позволят клиентам банка получать доступ ко всем банковским услугам через различные каналы (филиал, call-центр, интернет, мобильный телефон, банкомат и т.д.). Причем вне зависимости от канала обслуживание будет вестись на основании полной информации о клиенте, содержащейся как в продуктовых системах банка, так и во внешних источниках (бюро кредитных историй, адресные базы данных, программы лояльности и т.д.). Это значит, что при обращении по любому каналу клиенту будут предлагаться наиболее подходящие для его финансового статуса банковские продукты.

«Для того чтобы технологически обогнать конкурентов, многие банки стремятся приобрести самые лучшие решения из имеющихся сегодня на рынке, — отмечают в «Кворуме». — Но кредитный модуль может быть лучшим у одного разработчика, интернет-банкинг — у другого, хранилище данных — у третьего, и т.д.». По мнению компании, собрав все лучшее, написанное зачастую на различных платформах, банку потребуется заставить все это слаженно работать. А для этого необходимы интеграционные решения. В «Кворуме» уверены, что такие продукты в первую очередь будут востребованны российскими банками в ближайшие годы».

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS