[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Что тормозит мобильный банкинг?

Что тормозит мобильный банкинг?

Основные препятствия для развития полноценного мобильного банкинга - неразвитость соответствующей инфраструктуры и недостаточно проработанные вопросы безопасности. Однако одним из главных замедляющих факторов является действующее законодательство, которое давно устарело и нуждается в скорейшей реформе.

В России большинство предоставляемых банковских мобильных услуг поначалу ограничивалось просмотром состояния счета, позже – SMS-информированием. Теперь доступны и некоторые активные операции, например, оплата услуг провайдеров или ЖКХ. Появляются сервисы электронных кошельков, которые позволяют совершать операции с телефона. Но даже крупнейшие банки имеют всего один, максимум два десятка тысяч пользователей мобильных сервисов с элементами мобильного банкинга, а весь российский рынок мобильной коммерции оценивается всего в $20 млн. О полноценной же услуге, которая стирает грань между пластиковой карточкой и мобильником, говорить, к сожалению, пока не приходится. Но не исключено, что через пару-тройку лет позитивные сдвиги в этом направлении все же появятся. Пока же в России, а точнее, преимущественно в крупных городах, доступны лишь простейшие элементы мобильного банкинга - прежде всего SMS-информирование и оплата услуг ограниченного числа провайдеров.

SMS и STK-банкинг

В настоящее время многие российские банки, активно работающие с пластиковыми картами, предлагают услугу информирования об операциях по карте с помощью SMS. Речь идет об оповещении по авторизации карточки, предупреждении об окончании срока ее действия, о любом движении по карточным счетам, информации об остатке на счете, сроках погашения кредита и пр. Подобные сервисы предоставляют, например, банки "Мастер-Банк", "Хоум Кредит", Credit Europe Bank, Московский Индустриальный Банк и Банк 24.ру в партнерстве со "Скай Линком" и компанией Mobile Finance Management Solutions с марта 2008 г. в 24 субъектах России. Ранее услуга была доступна абонентам "Скай Линк" в Москве и Санкт-Петербурге, обслуживающимся в ряде банков. По оценкам экспертов, услугой SMS-информирования по пластиковым картам в крупных банках пользуется до 30% держателей карт.

Помимо оповещения, некоторые банки предлагают своим клиентам простейшие элементы SMS-управления - например, установку лимитов расходов по карте, блокировку и пр. Помимо этого, "Сбербанк", например, дает возможность осуществлять мобильные платежи со счета карты в пользу ограниченного числа провайдеров и переводы с одного счета международной карты на другой счет аналогичной карты. А WAP и SMS-версия системы "Телебанк" от ВТБ-24 позволяет, помимо получения информации о счетах, проводить ряд активных операций - например, делать коммунальные платежи, оплачивать услуги коммерческих провайдеров, осуществлять рублевые и валютные платежи по предварительно оформленным шаблонам и пр.

Недостатком SMS-сервисов является негарантированная доставка, возможные задержки и пр. К тому же полноценным мобильным банкингом этот сервис назвать никак нельзя. Ведь активные операции со счетом, за исключением "продвинутого" SMS-банкинга (SMS-банкинг Advance), который при этом весьма неудобен, невозможны. Тем не менее, мобильный SMS-банк довольно популярен - число пользователей этой услуги у "Сбербанка", например, по некоторым оценкам, превысило 4 млн человек.

STK-банкинг более прогрессивен, чем SMS-банкинг. Совершение операций при STK-банкинге возможно через специальное дополнительное меню, встроенное в специальную SIM-карту с "прошитым" приложением. Основной недостаток этого подхода – необходимость замены SIM-карты, что в ряде случаев влечет за собой смену номера (например, если клиент не пользуется услугой определенного оператора).

Спектр операций – стандартный. Так, пользователи мобильного STK-банкинга от МБРР могут осуществлять переводы между счетами своих банковских карт, переводы для погашения кредита; переводы на счета банковских карт других держателей карт МБРР; оплачивать услуги ограниченного числа операторов связи, ЖКХ, блокировать и разблокировать свою карту и пр. Замена SIM-карты без изменения номера доступна только абонентам МТС. Для расчетов по операциям в системе "Мобильный банкинг" можно использовать любую из уже имеющихся банковских карт МБРР либо открыть новую.

Java: шаг вперед

Через телефон с поддержкой Java уже можно осуществлять платежи, так как в них реализована поддержка электронной цифровой подписи (ЭЦП). В России одним из "первопроходцев" мобильных сервисов на основе этой технологии стал "Альфа-Банк", запустивший осенью 2005 года услугу "Альфа-Мобайл". Она позволяет переводить деньги между счетами (в том числе в разной валюте), оплачивать  сотовую связь и интернет, осуществлять платежи по шаблонам, созданным в интернет-банке (например, сделать перевод в другой банк или другому клиенту "Альфа-Банка"), проверять баланс по всем банковским продуктам (счетам, депозитам, кредитным продуктам); просматривать детализированную выписку по счету и список последних операций; получать информацию по кредитам и погашать кредит и пр. Количество пользователей сервисов мобильного банкинга "Альфа-Банка" к концу 2007 года превысило 15 тыс., а самой популярной операцией является оплата мобильной связи.

Почти аналогичные мобильные услуги предлагает "Росбанк", который разработал и запустил в эксплуатацию в марте 2008 года систему "Мобильный Клиент-Банк". Услуги доступны только держателям пластиковых карт и счетов "Росбанка", чьи мобильные телефоны подключены к WAP/GPRS и работают с приложениями Java не ниже версии 2.0. Работа сервиса не гарантируется на смартфонах и коммуникаторах, работающих под управлением Windows Mobile.

За NFC будущее?

Технология NFC – беспроводной стандарт передачи данных на ультракороткие дистанции (до 10 см). Для осуществления платежа телефон с поддержкой NFC надо поднести к специальному ридеру (как в случае пластиковых карт). К 2011 году, по прогнозам ABI, будет продано 450 млн телефонов с технологией NFC. По оценке Frost & Sullivan, в течение ближайших нескольких лет каждый третий телефон будет поддерживать NFC. Как вариант - чип NFC можно встраивать в sim-карту, а не в сам телефон. В Японии технологией NFC пользуются около 25 млн человек.

Mobile-Банкинг от "Банка Москвы" позволяет получать выписки по счетам и картам за произвольный период, открывать и пополнять счета и карты, делать рублевые и валютные переводы, платежи, оплачивать счета, открывать и погашать кредиты, размещать средства на депозитах, работать с картами и пр. Для успешной работы специальной программы для мобильного банкинга, которую можно скачать с сайта, необходимы КПК или смартфон на базе Windows CE версии 2.11 и выше, АРМ-совместимый процессор и объем свободной памяти не менее 6 МБ.

"Сбербанк" сегодня предлагает загрузить на телефон приложение "Мобильный банк", которое позволяет совершать платежи и формировать сервисные запросы по пластиковым картам банка. Как утверждается, приложение может работать на многих коммуникаторах и смартфонах под управлением OC Symbian и Windows Mobile 2003-2005 при наличии установленной java-машины, корректно поддерживающей работу в рамках MIDP2.0 и WMA 1.1.

В конце 2007 года ВТБ 24 начал внедрение технологической платформы для предоставления мобильных сервисов WINGS, которая будет использована в качестве единого шлюза для передачи SMS-сообщений различными информационными системами банка, в том числе системой дистанционного обслуживания "Телебанк". Среди ключевых возможностей платформы WINGS -
предоставление абонентам мобильных сервисов на основе технологий SMS, IVR, WAP, MMS, USSD, Bluetooth, J2ME; большое число готовых к запуску сервисов для контент- и сервис-провайдеров, а также наличие "конструктора" для создания сервисов и пр.

Мобильный банкинг в России

Банк Услуга Операции Технологии Дата внедрения
Сбербанк России Мобильный банк Информация об операциях по карте, о состоянии счета и о пяти последних операциях по карте, блокировка карты, платежи с карточного счета в пользу некоторых организаций и пр. SMS, Java Октябрь 2002*
Сбербанк Мобильный банк – Verified by Visa** Информация о состоянии счета карты VISA и совершенных по нему операциях: уведомления об операциях по счету, предоставление по запросу информации о текущем балансе счета, предоставление по запросу краткой истории платежей (пять последних операций), блокировка карты;  оплата мобильной связи и услуг телевидения. SMS Февраль 2005
Альфа-Банк Альфа-Мобайл Перевод денег между своими счетами в разной валюте; оплата услуг мобильной связи и услуг интернет-провайдеров и провайдеров коммерческого телевидения; осуществление платежей по шаблонам, созданным в интернет-банке; проверка баланса по счетам, депозитам и кредитным продуктам; просмотр выписки по счету и списка последних операций; получение информации по кредитам и погашение кредита и пр. SMS, Java MIDP 2.0, WAP/GPRS Сентябрь 2005
МБРР Мобильный банкинг переводы денежных средств между счетами банковских карт банка, для погашения кредита; оплата услуг связи и ЖКХ; блокировка/разблокировка карты специальные SIM-карты Декабрь 2005
Банк Москвы Mobile-Банкинг Выписки по счетам и картам за произвольный период, открытие и пополнение счетов и карт, рублевые и валютные переводы, платежи и оплата счетов, открытие и погашение кредитов, размещение средств на депозитах, работа с картами и др. SMS, WAP, Java Декабрь 2005*
ВТБ24 Телебанк Информация о счетах (по остаткам, движению по счетам за период и пр.), операции по счетам международных пластиковых карт - пополнение со счета клиента, списание на счет клиента, переброска средств между счетами клиента в банке, конверсия валюты, коммунальные платежи, оплата услуг коммерческих провайдеров, рублевые и валютные платежи по предварительно оформленным реквизитам и пр. SMS, WAP 2006
Росбанк Мобильный Клиент-Банк Информация о состоянии счета; об операциях с использованием банковской карты; оплата услуг операторов; перевод по своим счетам; безналичная конвертация между счетами одного клиента в различных валютах; блокировка и разблокировка банковской карты; блокировка работы в системе и др. SMS, Java, WAP/GPRS Март 2008
Мастер-Банк", Хоум Кредит,             Credit Europe Bank, Московский Индустриальный Банк и Банк 24.ру/ Скай Линк SMS-банкинг Информация о текущем состоянии счета и о произведенных
операциях по счету в виде SMS и др.
SMS Март 2008
Платина/ CyberPlat "все в одном" Card+Web+Mobile+Экономия Весь спектр услуг CyberPlat: платежи в пользу операторов мобильной и фиксированной связи, коммерческого телевидения и интернета, систем охранной сигнализации, оплачивать коммунальные услуги, покупать авиабилеты и др. (более 300 организаций) Н.д. Май 2008

* - только SMS-банкинг
** - Услуга временно не доступна для подключения новым абонентам.

Источник: CNews Analytics, 2008

Оригинальное решение для мобильного банкинга, мобильной коммерции и дистанционного управления небанковскими услугами представил недавно "Комстар-ОТС" с партнерстве с "Кристалл Пойнт" (входит в холдинг "Платежные Технологии"). С помощью нового решения клиент получает удаленный доступ к услугам своих банков и сервисных компаний через контакт-центр "Комстар-ОТС", интернет и мобильный телефон.

Как обезопасить

Общеизвестно, что одним из основных сдерживающих факторов развития мобильного банкинга являются опасения пользователей по поводу его безопасности. Банки решают эту проблему по-разному. Как считают в "Альфа-Банке", уровень безопасности пользования услугой "Альфа-Мобайл" превышает уровень безопасности других подобных систем, так как Java-приложение, устанавливаемое в мобильный телефон, при подключении использует SSL 3.0 (с использованием 128-битного ключа), а также протокол HTTPS (в случае, если в телефоне имеется необходимый сертификат безопасности).

"Мобильный банкинг" от МБРР имеет многоступенчатую систему защиты. Каждая финансовая операция подтверждается вводом PIN-кода, который проверяется непосредственно SIM-картой и не передается по каналам связи. В случае троекратного ввода неправильного PIN-кода, банковское приложение на SIM-карте блокируется. При совершении операций формируется электронная подпись клиента. Все операции проходят авторизацию в процессинговом центре банка, во время которой производится идентификация клиента и проверка его электронной подписи, а также проверка достаточности средств для совершения операции.

Mobile-банкинг от "Банка Москвы" содержит полноценный механизм ЭЦП под финансовыми документами, обеспечивает гарантированный уровень безопасности. Используются механизмы шифрования и обеспечения целостности передаваемых данных. Секретные ключи ЭЦП клиента хранятся в зашифрованном виде в памяти коммуникатора, смартфона или на отчуждаемых носителях.

Многоступенчатая система защиты есть и у специальных SIM-карт (STK-банкинг). Каждая финансовая операция подтверждается вводом PIN-кода, который проверяется непосредственно SIM-картой и не передается по каналам связи.

В "Росбанке" используют шифрованные SMS-сообщения (RSA). Генерация уникального ключа клиента, который применяется для формирования аналога собственноручной подписи, основана на алгоритме TDES. Доступ к уникальному ключу клиента осуществляется с помощью секретного пароля, известного только клиенту.

Несмотря на все эти меры по обеспечению безопасности мобильного банкинга, некоторые банкиры считают управление счетом через мобильный телефон слишком рискованной операцией, поэтому ограничиваются только SMS-оповещением. Они мотивируют это тем, что любой человек, получивший доступ к чужому телефону может перевести деньги со счета без ведома владельца. А оспорить эту операцию в дальнейшем будет довольно сложно.

Конкуренция или сотрудничество?

Мобильными платежами занимаются не только банки. Например, с помощью сервиса "Мобильный кошелек" можно оплачивать сотовую связь, интернет, IP-телефонию, телевидение, услуги ЖКХ, совершать покупки в интернет-магазинах и пр. В апреле 2008 года "ВымпелКом" запустил услугу "Мобильный платеж. Квартплата", с помощью которой можно круглосуточно оплачивать со счета своего мобильного телефона коммунальные (пока только в Москве и Липецке) и другие услуги - квартплата, телевидение, электроэнергия, интернет, междугородняя и международная связь и пр.

Конкуренты банков часто оказываются в более выигрышной ситуации, когда, предлагая те же финансовые услуги гражданам, действуют совсем в другом правом поле. Поэтому у банкиров существуют определенные опасения, что различные компании, в том числе телекоммуникационные, смогут занять нишу мобильных платежей, и довольно большие финансовые потоки будут проходить мимо банков. Предвестником этого явления стали платежные терминалы, которые позволяют оплатить услуги связи, а также некоторые другие, вообще минуя банки. Так, не исключено, что в ближайшем будущем нарушители правил дорожного движения в Санкт-Петербурге смогут оплачивать штрафы через автоматические терминалы приема платежей, которые составят серьезную конкуренцию "Сбербанку", принимающему сейчас львиную долю таких платежей. Напомним также, что в 2007 году из 15 млрд долл., заплаченных за услуги сотовых операторов, $13 млрд прошло через терминалы.

Впрочем, в 2007 году на рынке приема платежей за услуги связи и ЖКХ произошло важное изменение: с 12 ноября вступила в действие инструкция "Центробанка", разрешающая принятие платежей только компаниям, имеющим договоры с банками. Соответственно, банки должны были стать контролирующим звеном в цепочке перевода денег от абонента к оператору (правда, до рассмотрения поправок в Закон "О банках и банковской деятельности" было принято решение ввести мораторий на исполнение данного постановления).

Так что платежные системы вынуждены в итоге сотрудничать с банками. Один из последних примеров – совместный проект  платежной системы CyberPlat и банка "Платина". Персональный финансовый продукт для физических лиц объединяет в себе банковскую карту, возможность оплачивать в режиме онлайн весь спектр услуг, предоставляемых платежной системой CyberPlat (более 300 поставщиков услуг), а также возможность совершать такие же платежи с мобильного телефона, поддерживающего Java-приложение.

Другой пример – проект платежной банковской системы HandyBank, главная особенность которой состоит в том, что счет пользователя соответствует расчетному счету в одном из банков-участников системы. Через HandyBank клиенты системы могут мгновенно и без комиссии оплачивать в интернете услуги более чем 300 компаний. Связка с банковскими технологиями позволяет пользователям свободно вводить и выводить из нее реальные деньги, мгновенно переводить деньги, проводить платежи на банковские реквизиты любой организации или лица и т.д. Пользователь HandyBank может управлять своим банковским счетом, используя независимо сразу три инструмента: пластиковую карту MasterCard, интернет-банкинг и мобильный банкинг.

Тем не менее, следует ожидать дальнейшего противостояния некредитных организаций и банков, предоставляющих одни и те же услуги. При этом у банкиров имеется серьезный козырь в виде мощного лобби, которое продвигает "нужные" законы, регулирующие мобильные платежи.

Регулирование и перспективы

Осенью 2007 года наконец появились надежды, что мобильный телефон в России в скором будущем превратится в полноценную систему оплаты различных услуг. Тогдашний министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман заверил, что скоро в нашей стране при помощи мобильного телефона можно будет оплачивать различные покупки и услуги - например, парковку и услуги ЖКХ. По его словам, сети сотовой связи охватывают практически всю территорию России и, учитывая этот факт, развитие мобильной коммерции очень актуально для нашей страны - в первую очередь, для сельской местности, где совершенно неразвита банковская инфраструктура. По оценке г-на Реймана, российский рынок мобильных платежей может составлять около 1 млрд долл., при этом прогнозируемые темпы его роста превышают 50%. А по прогнозу руководителя проекта "Мобильные платежи" Инфокоммуникационного союза, вице-президента "АКБ "Таврический" Ивана Кузнецова российский рынок мобильной коммерции вырастет за 3-4 года в 40 раз - с сегодняшних 20 млн долл. до 800 млн долл. к 2011 году.

Мининформсвязи поддержало предложенную Инфокоммуникационным Союзом инициативу создать для системы мобильной коммерции универсальную платежную платформу, куда смогут войти все желающие банки и мобильные операторы. Предполагалось развернуть опытную зону платформы, отработать взаимодействие участников рынка и возможные бизнес-модели мобильной коммерции, микро- и макроплатежи, в том числе и с использованием перспективной технологии NFC, при помощи которой, к примеру, можно проходить по своему мобильнику в метро.

Таким образом, 2008 год может стать для мобильного банкинга в России решающим: до конца года планировалось создать единые стандарты для систем мобильной коммерции, запустить в тестовом режиме универсальную платежную платформу на основе сотового телефона. В начале 2008 года в российское правительство была направлена разработанная Мининформсвязи концепция мобильных микроплатежей, которая предполагает, что без подтверждения на уровне банков банковского платежа перевод со счета на счет мобильных телефонов между физическими лицами будет иметь предел 500 руб., между юридическими лицами - 5 тыс. руб.

Пилотными зонами по внедрению универсальной платежной платформы (УПП) для мобильных платежей определены Москва, Санкт-Петербург и Сочи. В этих городах будут отработаны бизнес-модель и технологические решения, определен размер инвестиций в развитие проекта по всей России. Ожидается, что на первом этапе с помощью мобильного телефона можно будет оплатить услуги связи, интернета, потребительские товары и услуги, мобильное страхование, международные переводы, приобретение электронных билетов, электронные лотереи, оплата парковки, кассовые решения.

Как пояснили в Инфокоммуникационном Союзе, опытные зоны будут состоять из трех фрагментов. Первый, который формируют "Связь-банк", "МегаФон", "Московская сотовая связь", будет запущен в июле 2008 г. Опытная эксплуатация второго фрагмента, сформированного АКБ "Таврический", "Дельта Телеком" и "ВымпелКомом", началась в конце 2007 г. Третий фрагмент будет развернут компаниями "Интеллект Телеком", МТС и МБРР. Эксперимент в опытных зонах планируется завершить в конце 2008 г. Тогда же будут представлены результаты в Мининформсвязи. К 2009 году систему планируют развернуть по всей стране. По оценкам разработчиков, к 2011 году совокупный доход от реализации проекта составит 3 млрд долл.

Остается надеяться, что регуляторы – как со стороны телекоммуникаций, так и со стороны банковского сектора приложат больше усилий для претворения этого проекту в жизнь. Интерес к мобильному банкингу отмечался еще лет 5 назад, когда, например, демонстрировались решения для осуществления мобильных платежей, которые позволяют использовать мобильники в качестве терминалов для оплаты множества самых различных услуг. Уже тогда подобные системы были внедрены в Новосибирске, и непонятно, что кроме действующей законодательной базы не смогло расширить такие проекты на всю Россию.  Один из самых больших "тормозов" - ФЗ-115, требующий идентификации граждан при проведении всех банковских операций.

Впрочем, лед тронулся, и определенная работа в этом направлении ведется. В марте 2008 года для всеобщего обсуждения впервые была представлена "Стратегия повышения доступности финансовых услуг", разработанная совместно Российским Микрофинансовым центром и рабочей группой Госдумы. Акцент в реализации стратегии разработчики сделали на развитии и внедрении механизмов дистанционного оказания финансовых услуг - мобильной коммерции, интернет-банкинга, широком использовании инфокоммуникационных технологий.

Во втором квартале этого года были обещаны поправки в действующее законодательство, над которыми работают Госдума и Мининформсвязи. Параллельно разрабатываются отечественные стандарты для систем мобильной коммерции. Потом предложенная процедура взаиморасчетов будет согласована с Банком России. Остается надеяться, что все межведомственные согласования пройдут в приемлемые сроки, и россияне наконец получат удобный механизм совершения платежей, экономящий их время и нервы.

Кроме того, ожидаются подвижки и в технологической плоскости. Низкая скорость передачи данных через GPRS/EDGE, являющаяся одним из сдерживающих фактором мобильного банкинга, "ускорится" с появлением сотовых сетей нового поколения. А значит, появится возможность расширить количество и качество предоставляемых банком услуг через мобильный телефон.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS