[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Банки перекраивают свои ИТ-ландшафты

Банки "перекраивают" свои ИТ-ландшафты

Одними из первых начавшие активно внедрять ИТ для поддержки своих бизнес-процессов, российские банки сегодня находятся на "гребне" второй волны информатизации. Они продолжают наращивать ИТ-расходы, пересматривая ИТ-стратегии, которые все плотнее пересекаются с маркетинговыми. В новой парадигме банковского восприятия от ИТ ждут уже не просто поддержки отдельных процессов, но работы на повышение эффективности всего бизнеса.

Финансовый сектор сегодня является одним из наиболее интенсивно развивающихся в отечественной экономике. Банки вынуждены работать в условиях сильнейшей конкуренции, в том числе и с мощными мировыми игроками, все громче заявляющими о себе в России. Отрасль развивается в условиях пертурбаций и постоянного физического сокращения – каждый год из "игры" выбывают несколько десятков банков. Выживают сильнейшие, которые все больше ориентированы на повышение своей привлекательности - не только для клиентов, но и для инвесторов. Все большее значение для российских банков приобретают аббревиатуры ВТО и IPO. В подобных условиях отрасль, очевидно, должна проявлять заинтересованность в ИТ, которые могли бы поддержать динамично развивающийся бизнес.

Традиционно шедшие по пути самостоятельной разработки систем и активного участия в проектах внедрения, даже привлекая внешних интеграторов, большинство российских банков до сих пор сохраняют мощные ИТ-департаменты. Это всегда было значительной статьей расходов в данном секторе, ввиду чего сегодня здесь представлены сильные команды ИТ-специалистов.

Банки продолжают инвестировать в "железо"

ИТ-расходы российских банков, как их фиксирует Росстат, демонстрируют неоднородную динамику. В период с 2002 по 2004 гг. в отрасли отмечался некоторый их спад, который можно списать на завершение первой волны автоматизации. Однако начиная с 2004 г. и по настоящий момент показатель ИТ-расходов здесь растет.

В структуре ИТ-расходов отчетливо прослеживается несколько завышенный, чем в среднем по экономике, показатель расходов на аппаратные средства (56% против 47% по экономике в целом), на фоне заниженных расходов на ПО (16% против 18%) и ИТ-услуги (18% против 22%). Последнее можно объяснить все тем же стремлением банков по максимуму обходиться собственными силами. Однако сегодня необходимость пересмотра ИТ-стратегий, перепланирования уже сформированных ИТ-ландшафтов, выбора инновационных решений для поддержки новых бизнес-процессов – выводимых банком на рынок продуктов и услуг, вынуждает все чаще обращаться к ИТ-консультантам, увеличивая "сервисную" статью расходов. С другой стороны, проекты, реализуемые крупнейшими российскими банками сегодня, вышли на принципиально иной уровень сложности, которую невозможно (либо слишком дорого) покрыть своими силами.

Новый всплеск инвестиций банков в "железо" обусловлен необходимостью перестройки или модернизации построенных ранее ИТ-инфраструктур. Бизнес, который развивается сегодня куда более быстрыми темпами, в условиях консолидационных процессов и тотальной битвы за клиентов, требует от своих ИТ большей гибкости, прозрачности, управляемости, а также хочет сократить операционные и непрофильные издержки. Растет потребность банков в мониторинге ИТ-инфраструктуры, с тем чтобы более эффективно и с наименьшими затратами ее поддерживать. Все более критичным становится обеспечение непрерывности телекоммуникационных сервисов. Ключевыми задачами в области информатизации банков становится, в том числе, консолидация информационных ресурсов, построение корпоративных хранилищ данных, переход на сервисно-ориентированную архитектуру и обеспечение информационной безопасности бизнеса.

Нужен ли российским банкам иностранный софт?

Банки практически "разуверились" в панацее единой монолитной банковской системы – так называемой ЕАБС. Специфика бизнеса явно обозначила неизбежность существования пресловутого "зоопарка" систем, всю функциональность которых, похоже, пока не сможет заменить ни один комплексный продукт. В результате банки сохраняют фокус на так называемых лучших в своем классе продуктах. Они реализуют проекты, ориентированные на оптимизацию систем, замену отдельных приложений – с целью их совершенствования. В этой связи общие затраты по статье ПО в банках в последние годы увеличиваются. Так, в ВТБ отмечают, что если 10 лет назад затраты на ПО составляли менее 5% от бюджета, а 5 лет назад - до 10%, то сегодня на ПО и консалтинг банк тратит уже около трети.

Не сложилось у российских банков и с верой в иностранные программные продукты. Тут нужно оговориться, что, разумеется, инструментальный и системный софт от западных разработчиков в отрасли, как и во всей экономике, активно используется. Однако что касается специализированных банковских систем – тут, похоже, иностранцам еще придется поработать миссионерами. Пока опыт внедрения подобного ПО в российских банках нельзя назвать убедительно успешным. Это естественно, учитывая, что иностранный софт спотыкается об отнюдь не подводные камни российских регуляторных требований и правил бухгалтерского учета. В этой связи даже представительства иностранных банков в России прибегают к ПО местной разработки, продолжая параллельно использовать системы, являющиеся корпоративными стандартами головных офисов.

Из иностранного банковского ПО в России сегодня продвигаются системы Misys, Infosys, I-flex, Temenos, а также решение SAP for Banking. В конце 2007 г. Misys Equation выбрал в качестве своей будущей технологической платформы банк "Союз". Тогда же начался проект внедрения Equation в "Татфондбанке". С 2002 г. этот продукт использует "Альфа-Банк". Первым же отечественным клиентом Misys стал ММБ, теперь окончательно перешедший под "головной" бренд – UniCredit. В 2005 г. банк принял решение заменить АБС на индийскую систему от I-flex. Этот проект оценивался на тот момент в 15 млн долл. Еще один известный опыт внедрения АБС Flexcube на отечественном рынке - в местном офисе банка Home Credit .

Другой мощный индийский поставщик банковского ПО – Infosys – представлен в России относительно недавно. В 2008 г. компания объявила, что российская версия продукта Finacle для ядра АБС, управления CRM и казначейства была успешно протестирована в рамках первого этапа проекта внедрения в "Стройвестбанке", калининградской "дочке" "Уралсиба". В течение года намечено промышленное внедрение системы в центральном офисе банка - в Москве. У индусов есть также опыт внедрения Finacle в украинском "Надра банке" и казахском "Альянс Банке". Еще два банка Казахстана – "Халык" и "Народный банк Казахстана" - имеют опыт приобщения к продукту Temenos. В России подобное внедрение реализовывает банк "Траст".

Интересный же тендер, организованный в 2007 году ВТБ, рассматривавшим на тот момент возможность миграции на иностранный софт и попробовавшим осуществить пилотные внедрения трех систем одновременно в своем филиале, завершился в итоге ничем. Банк не был удовлетворен результатами работы систем Temenos, Infosys и I-flex и принял решение поддерживать пока отечественного производителя.

Как бы то ни было, определенный интерес к иностранным АБС российские банки время от времени проявляют. Стимулирует его, в том числе, и консолидационная активность западных финансовых групп. Ведь не исключено, что бизнес-процессы поглощаемых игроков потребуется привести к стандартам новых владельцев.

Несмотря на продолжительные дискуссии на тему - нужны ли банкам ERP - решения этого класса пока остаются для них вторичными, в силу того что не поддерживают их ключевых бизнес-процессов. Своего рода исключением стало внедрение в 2006 г. MBS-Axapta в ММБ, когда в рамках проекта были автоматизированы такие процессы, как управление снабжением, запасами, а также складской и бухучет. В целом же относясь к ERP как к обеспечивающим продуктам, отечественные финансовые игроки ограничиваются выбором тех функциональностей, которые наиболее для них актуальны – как правило, HR или CRM. Так, "Петрокоммерц" в настоящий момент реализует внедрение SAP CRM, а "Уралсиб" внедрил модуль HR того же разработчика. Проект настройки схем расчета заработной платы SAP R/3 HR в 2007 г. был завершен в банке Home Credit and Finance. Пилотное внедрение SAP for Banking запланировано до конца 2008 г. в банке "Центр-инвест". В 2004 г. объявлял о старте трехлетнего проекта внедрения этого ПО Уральский банк реконструкции и развития.

Внедрение иностранных АБС в российских банках

Банк Решение Поставщик
Ак-Барс банк Equation Misys
Альфа-Банк Equation Misys
Запсибкомбанк Forpost Forbis
КМБ-Банк T24 Temenos
Траст T24 Temenos
Международный Московский Банк (UniCredit) Midas заменен на FlexCUBE Misys
I -Flex
Райфайзенбанк Москва Midas Misys
"Союз" Equation Misys
Стройвестбанк (Уралсиб) Finacle Infosys
Сургутнефтегазбанк Forpost Forbis
Татфондбанк Equation Misys
Хоум кредит и финанс банк FlexCUBE I-Flex

Источник: CNews Analytics, 2008

Многие же банки, в том числе из Топ10, используют собственные решения для автоматизации кадрового учета и др. и не планируют в ближайшее время дополнительной статьи расходов, связанных с ERP-проектами. Более того, отдельные достаточно крупные банки (например, "Абсолют Банк") предпочитают поддерживать даже собственной разработки АБС, считая, что это гарантирует большую ее надежность, а также гибкость в подстройке под нужды бизнеса.

Интеграция остается "головной болью" банков

По мере того как набирает обороты банковский бизнес и увеличивается количество используемых им приложений, все острее становится проблема их интеграции. Уровень сложности систем постоянно растет, по мере того как увеличиваются объемы информации. Банки неизбежно сталкиваются с необходимостью внедрения мощных интеграционных платформ, которые обеспечили бы единый инструментарий взаимодействия всех приложений.

Лучшей "таблеткой" от "головной боли" по интеграции сегодня все хором называют СОА. Сервисно-ориентированная архитектура позволяет сформировать инфраструктуру нового поколения, позволяющую подключать новые системы - оперативно и не нарушая работу унаследованных, а также реализовывать сложные и длительные проекты по частям. Для банковского бизнеса, который не допускает и секунды простоя, подобная возможность безболезненного и быстрого подстраивания ИТ под постоянно изменяющиеся нужды все критичнее. И хотя расходы на подобные проекты достаточно высоки, российские банки, судя по динамике ИТ-бюджетов, к ним, пожалуй, готовы. Не слишком готов пока, правда, сам рынок – в России еще не сформировалась достаточная экспертиза в области СОА-проектов, количество реализованных переходов на сервисную архитектуру пока не столь велико. Соответственно, открытым остается целый ряд вопросов не только внедрения, но и поддержки, и обеспечения безопасности подобных систем. Этот фактор является чуть ли не большим "тормозом" на пути продвижения СОА в России, чем нехватка финансирования или неочевидность отдачи от инвестиций в подобные проекты. При том что СОА считается ключевой стратегией интеграции для банков, ждать быстрого экономического эффекта от перехода на эту архитектуру не приходится. Более того, проект СОА сначала рискует усложнить ИТ-инфраструктуру банку и добавить проблем с поиском соответствующих специалистов, пока толком не выращенных рынком.

СОА-проекты в российских банках

Банк Решение Цели внедрения
ВТБ IBM WebSphere Внедрение в головной организации банка, развернута инфраструктура во всех филиалах. Интегрировано значительное количество систем (включая расчетную, операционный день и пр.). Платформа обеспечивает единый инструментарий взаимодействия централизованных приложений - как с локальными, так и с централизованными АБС.
КМБ-банк IBM WebSphere ESB Взаимодействие системы обработки кредитных заявок с бэк-офисными системами банкам, взаимосвязь между различными СУБД (Oracle, MS SQL, Btrieve), интерфейсы между системами на различных платформах (.NET, J2EE)
"Ренессанс-Капитал" IBM WebSphere Взаимодействие системы поддержки принятия решений и системы управления пластиковыми картами, системы борьбы с мошенничеством и системы взаимодействия с бюро кредитных историй
"Русфинансбанк" (Societe Generale) IBM WebSphere, TietoEnator CardSuite ИТ-платформа для работы с револьверными кредитными картами
Ханты-Мансийский банк IBM WebSphere Технология погашения кредитов через банкоматы в 16 филиалах

Источник: CNews Analytics, 2008

Среди банков одним из первопроходцев в области СОА стал ВТБ, начавший несколько лет назад проект по внедрению IBM WebSphere, который продолжается до сих пор. Значительное количество систем банка к настоящему моменту уже интегрировано (в том числе расчетная система, операционный день и пр.). Аналогичные проекты построения архитектуры СОА на платформе IBM WebSphere реализуют "Ренессанс Капитал" ("Ренессанс Кредит"), Ханты-Мансийский банк, "Русфинанс".

ИТ-поддержка для VIP клиентов

В существующих условиях острой конкурентной борьбы банки, очевидно, заинтересованы в наибольшем количестве VIP-клиентов. Даже один клиент с суммой на счете в 1 млн долл. выгоднее, чем сотни мелких вкладчиков. Чтобы привлечь и удержать владельцев крупных состояний, банки готовы пойти на дополнительные расходы, обеспечивая VIP’aм соответствующее обслуживание. Ориентированный на них комплекс услуг - private banking – начинает развиваться и в России.

Исторически стандарт обслуживания private banking сформировался в среде швейцарских банков, задачей которых было сохранить и преумножить доверенные им миллионные состояния. Впрочем, порог вхождения в этот "круг" может начинаться в некоторых банках и от 100 тыс. долл. Россию же, в связи с ростом цен на нефть, развитием отечественной экономики и повышением ее инвестиционной привлекательности для иностранцев, относят вместе с Индией и Китаем к числу стран, где ожидается бум спроса на услуги private banking.

Специфика индивидуального банковского обслуживания наиболее значимых клиентов состоит в экономии их времени, комплексном подходе к проведению операций и курировании всех финансовых вопросов персонально закрепленным менеджером. Идеология развития private banking в настоящий момент требует адекватной ИТ-поддержки. В настоящий момент финансовым структурам предлагаются решения класса PBS (Private banking system), позволяющие повысить оперативность обслуживания, получать аналитическую, статистическую и управленческую отчетность о работе с крупными частными клиентами, а также контролировать деятельность персональных клиентских менеджеров. В частности, подобное приложение недавно ввел в промышленную эксплуатацию "Уралсиб".

Мария Попова / CNews Analytics

Вячеслав Кадников
Naumen

Вячеслав Кадников:

Сегодня модернизация инфраструктуры в банках может происходить только эволюционным путем

На вопросы CNews ответил коммерческий директор компании Naumen Вячеслав Кадников.

CNews: Какие основные требования предъявляют банки к современной ИТ-инфраструктуре? Какие методы модернизации уже сформированных ИТ-ландшафтов в наибольшей степени им интересны?

Вячеслав Кадников: Основное требование банка к ИТ-инфраструктуре – это соответствие требованиям бизнеса, его масштабу, направлениям развития, уровню предлагаемого клиентам качества обслуживания. Не менее важным требованием является поддержка территориально распределенной структуры банка. Ведь именно эффективное функционирование ИТ является одним из основных факторов, обеспечивающих работу всех филиалов и точек присутствия как единого целого, позволяющих предлагать клиенту одинаково высокий уровень обслуживания вне зависимости от его местоположения.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS