[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати

Пример решения: SAP для страховых компаний

Пример решения: SAP для страховых компаний

Компания SAP видит задачу долгосрочного и комплексного охвата потребностей страхового рынка как с точки зрения интересов страхового бизнеса как такового, так и в технологическом ракурсе.

SAP исходит из ряда общемировых тенденций развития страхового рынка:

  • Глобальная экономическая интеграция, глобализация продуктов, услуг, рынков труда
  • Снижение барьеров для входа на рынок и миграции бизнеса, слияния и поглощения
  • Сокращение продуктовых, стратегических и процессных циклов
  • Увеличение требований к прозрачности информации с одновременным требованием соблюдения конфиденциальности и безопасности
  • Рост глобального класса потребителей, увеличение их информированности и ожиданий
  • Повышение роли государства и контролирующих органов, ужесточение регуляторных требований
  • Переход на сервисную архитектуру, усиление потребности в комплексных решениях, рост объемов информации, подлежащих обработке

Исходя из этих тенденций, отмечая в целом движение к более высокому уровню индустриализации, SAP сосредоточил инвестиции в развитие страхового решения в наибольшей степени на страховое ядро, сервисы и платформу бизнес-процессов.

Ведущие принципы разработки программного обеспечения для страхования, которыми руководствуется SAP:

  • Расширение возможностей сервисного подхода и функций страхового ядра
  • Построение композитных решений на платформе бизнес-процессов
  • Операционная аналитика и удобство работы
  • Модельный подход и разработка новых сценариев
  • Использование интеграционной платформы для межмодульной интеграции
  • Рост в соответствии с рынком и эволюция разработок
  • Защита инвестиций клиентов

SAP разработал и предлагает решение SAP for Insurance, которое имеет компонентную архитектуру решения для управления страховой компанией и ее бизнесом.

Для России произведена локализация данного решения, которая позволяет получать бухгалтерскую, надзорную и статистическую отчетность.

Данные о клиентах

Компонент «Данные о клиентах» (Financial Services Business Partner) предназначен для управления данными о контрагентах страховой компании (все физические и юридические лица, которые принимают участие в бизнес-процессах страховщика — страхователь, агент, брокер, перестраховщик и т.д.).

Ядром компонента является свободно расширяемый справочник бизнес-партнеров и механизмы управления этим справочником, содержащим большой набор предопределенных атрибутов, позволяющих точно охарактеризовать совместную деятельность страховщика и контрагента, а также описать деятельность бизнес-партнера на рынке в целом.

Развитые возможности интеграции позволяют построить единый клиентский пул данных даже при наличии нескольких страховых подсистем и приложений. Для хранения специфической информации о бизнес-партнере существуют удобные средства расширения модуля, позволяющие создавать дополнительные поля, таблицы, экранные формы, отчеты, и т.д.

Управление страховыми договорами и продуктами

Компонент «Управление договорами» (Policy Management) состоит из базовой системы и расширений, соответствующие разным видам страхованиям. Базовая система содержит функции общие для всех видов страхования функции по управлению полисами и инструменты параметризации, которые не зависят от особенностей конкретных видов страхования и применимы к большинству из них – администрирование бизнес-процессов, общее управление продуктами, ведение истории изменений договоров, журналирование произведенных операций, интерфейсы с другими подсистемами SAP for Insurance и т.д.

В расширениях по отдельным видам страхования имеются предопределенные бизнес-процессы и шаблоны продуктов, включая соответствующие элементы страховой математики. Такая архитектура позволяет быстро и с относительно небольшими затратами разрабатывать новые продукты и выводить их на рынок.

Компонент “Управление полисами и продуктами” является самым молодым среди приложений SAP for Insurance и будет еще активно развиваться в течение нескольких лет с точки зрения расширения специфической функциональности для конкретных видов страхования – жизнь, имущество и несчастный случай, автострахование и др. На данный момент в текущей версии 4.0 наиболее полно представлено страхование жизни. Для этого вида страхования поддерживаются все типичные страховые продукты, начиная от классического страхования жизни на определенный срок или дожитие и заканчивая страхованием жизни с инвестированием (так называемые unit-linked продукты). Помимо этого предусмотрены дополнительные рисковые покрытия, часто включаемые в договор страхования жизни – на случай смерти в результате несчастного случая, на случай потери трудоспособности, по уходу за больным и др.

Возможно ведение полиса страхования жизни, по которому один или несколько человек страхуются от одного или нескольких рисков. Система отображает различные категории рисков и группу риска, в которую попадают застрахованные стороны. Благодаря этому обеспечивается четкое определение того, кто и от чего застрахован. Основные типы возмещений, которые предусмотрены в рамках функций по страхованию жизни — единовременные выплаты, аннуитеты, а также освобождения от уплаты страховых взносов при наступлении оговоренных событий (например, в случае потери трудоспособности). Развитая страховая математика компонента поддерживает весь комплекс необходимых актуарных расчетов.

Управление убытками

Возможности компонента «Управление убытками» (Claims Management) позволяют эффективно наладить все этапы урегулирования убытков, начиная с ввода данных и заканчивая составлением отчетности. Сотрудникам, клиентам, брокерам и агентам можно предоставить разнообразные варианты доступа к информации по убыткам.

«Управление убытками» поддерживает каждый аспект процесса взаимоотношениями с клиентами и содержит целый ряд полезных инструментов, например:

  • автоматическая маршрутизация убытков определенным обработчикам;
  • проверка различных условий (например, для выявления мошенничества);
  • прямой доступ к внешним сервисам (станции техобслуживания, услуги по экспертизе и т.д.);
  • натуральная замена в случае повреждений стандартизованного имущества путем прямого обращения из компонента «Управление убытками» к функционирующей через Интернет системе B2B-закупок;
  • мобильные функциональные возможности;
  • расчет страхового возмещения и резервов;
  • реализация остатков имущества;
  • суброгации и многое другое.

По окончании цикла урегулирования убытка данные для выплаты страхового возмещения могут быть автоматически переданы в имеющуюся у страховой компании подсистему обработки платежей и Главную книгу.

В SAP предусмотрено гибкое внедрение компонента «Управление убытками» не только в смысле настройки функциональности специально под те или иные бизнес-требования, но и с точки зрения интеграции в различные варианты системного ландшафта. Данные о страховом полисе, которые необходимы для проверки формальных условий при урегулировании убытков, могут быть импортированы из внешних оперативных систем учета страховых полисов с помощью стандартного интерфейса. Поддерживается вариант архитектуры, при котором «Управление убытками» интегрировано с внешними подсистемами для первичной регистрации убытка (будь то специализированная или CRM-система) или вспомогательными решениями третьих производителей (например, системами оценки ущерба или выявления мошенничества, каталогами товаров и услуг, используемых при натуральном возмещении ущерба и др.).

Управление комиссиями

С помощью компонента «Управление комиссиями» (Incentives and Commissions management) можно обрабатывать все виды комиссионных вознаграждений, определять их получателей, анализировать значимость операций по продажам или достигнутых результатов, а также рассчитывать причитающуюся доля вознаграждения для каждого участника продаж. Инициировать расчет комиссии могут как основные операции, такие как, например, продажа нового полиса, пролонгация прежнего договора, дополнительное соглашение или предоставление консультаций, так и другие операции, не связанные с продажей страховых услуг. Структура решения позволяет включать собственные объекты и атрибуты в процедуры расчета, не изменяя вручную стандартный программный код.

В «Управлении комиссиями» настраивают организационные способы управления и комиссионные структуры, отражающие локальные и региональные изменения, а также изменения продуктов, клиентов или каналов сбыта. Имеются стандартные шаблоны комиссионных договоров, которые можно изменять при создании индивидуальных договоров, поддерживается версионность договоров. В качестве системы выплат начисленной комиссии может использоваться компонент «Сборы и Выплаты», с которым интегрировано «Управлении комиссиями», или любое другое внешнее приложение для осуществления взаиморасчетов, имеющееся у страховой компании.

Компонент «Перестрахование» (Reinsurance) позволяет сконфигурировать управление деятельностью по перестрахованию согласно требованиям конкретной компании и обеспечивает необходимый уровень прозрачности рисков и контроль за ними. Данный компонент может быть использован как специализированными перестраховочными компаниями, так и прямыми страховщиками. Поддерживается работа со всеми типами договоров – входящего и исходящего перестрахования, факультативного, облигаторного и факультативно-облигаторного перестрахования, пропорционального (квотное и эксцедентное перестрахование) и непропорционального (перестрахование эксцедента убытка и перестрахование эксцедента убыточности) перестрахования. Гибкое управление условиями позволяет определять условия перестрахования по всему договору, по его отдельным составляющим или по доле каждого контрагента, участвующего в договоре.

В компоненте имеются собственные внутренние функции управления убытками, возникшими по договорам перестрахования, а тесная взаимосвязь с компонентом «Сборы и выплаты» и эффективные функции расчетов обеспечивают бухгалтерскую обработку перестраховочных операций. Зависящие от премий и убытков проводки рассчитываются и проводятся автоматически на основании заданных условий. Поддерживается выполнение межфирменных расчетов в случае ретроцессии внутри группы компаний.

Отдельная статистическая система и удобные средства составления отчетов позволяют проводить глубокий анализ и расчет необходимых статистик, обеспечивая полную гибкость данных по всей компании. С помощью управления перестрахованием можно наладить операции таким образом, чтобы построить и реализовать комплексные сценарии ведения электронного бизнеса между брокерами, прямыми страховщиками, перестраховщиками и другими деловыми партнерами.

Сборы и выплаты

Компонент «Сборы и выплаты» (Collections and Disbursements) отвечает за все финансовые аспекты взаимодействия со всеми контрагентами. Большая часть документов в этом компоненте формируется автоматически в результате интерфейсного взаимодействия с системами учета договоров, убытков, расчета комиссии, перестрахования. SAP поставляет стандартные BAPI-интерфейсы для модуля «Сборы и выплаты», позволяющие организовывать гибкое взаимодействие с любыми внешними страховыми системами. Благодаря этому «Сборы и выплаты» успешно внедрен и используется многими ведущими страховыми компаниями во всем мире.

В компоненте «Сборы и выплаты» поддерживаются дополнительные пользовательские аналитические признаки. Такими признаками могут выступать учетная группа, вид страхования, группа клиентов и другие атрибуты, значения которых дифференцируют страховые операции в степени, необходимой для получения регуляторной или управленческой отчетности. Здесь же происходит автоматическое назначение страховым операциям бухгалтерских счетов в соответствии с настраиваемыми под конкретный план счетов таблицами выбора счетов, что позволяет легко сформировать базу для бухгалтерских проводок по страховой деятельности. Данные документов «Сборы и выплаты» суммируются и переносятся в Главную книгу на свободно определяемой периодической основе по соображениям производительности и с целью уменьшения дублирования информации и объема документов в Главной книге.

Компонент «Сборы и выплаты» содержит в себе развитую подсистему по формированию многошаговых напоминаний по просроченным позициям, а также позволяет отобразить несколько видов статистических позиций, которые не подлежат отражению в бухгалтерском отчете, а служат разнообразным вспомогательным целям.

Трудоемкая обработка банковских выписок может быть настроена в этом компоненте таким образом, чтобы обеспечить автоматическое разнесение позиций выписки относительно ранее зарегистрированных позиций. Так, например, голландская компания Interpolis благодаря использованию «Сборов и выплат» сумела снизить объем ручной работы, связанной с процессингом банковских выписок, с 80% до 10%.

В компоненте «Сборы и выплаты» имеется обширная библиотека событий и прилагаемых к ним программ-расширений, используемых для дополнительного “тонкого” конфигурирования бизнес-процессов. Это могут быть различные проверки, которые осуществляются на разных стадиях работы с документом, или инициация каких-то активных действий – например, автоматическое оповещение ответственного сотрудника о нестандартной или подозрительной ситуации или автоматическое заполнение полей документа.

Управление инвестициями

Компонент «Управление инвестициями» предназначен для автоматизации работы инвестиционных департаментов страховых компаний и наряду с компонентом “Сборы и выплаты” является одним из наиболее часто используемых. На развитых страховых рынках инвестиционный доход является существенным фактором общей прибыльности, что повышает значимость эффективного управления имеющимися в распоряжении у страховой компании финансовыми активами.

«Управление инвестициями» включает в себя целый ряд составляющих, среди которых можно особо выделить управление сделками и несколько инструментов для анализа инвестиций – анализ доходности портфеля активов, анализ рыночных рисков и анализ кредитных рисков.

Управление сделками

Компонент «Управление сделками» (Transaction Manager) предназначен для управления собственными финансовыми сделками компании. Он поддерживает широкий спектр финансовых инструментов: операции на денежном рынке, валютные операции, сделки с ценными бумагами, деривативы. Структура и условия различных сделок могут быть гибко сконфигурированы, что позволяет отразить в системе самые сложные комбинации условий и реализовать практически любые финансовые инструменты. Данный компонент предоставляет полный набор функций фронт и бэк-офиса для управления сделками, автоматически формирует финансовые документы в бухгалтерию.

При использовании компонента «Управление сделками» компания может одновременно отражать операции в нескольких областях учета: учет по национальным регуляторным требованиям, по стандартам IAS или US-GAAP, по внутренним правилам учета. Проводки по всем областям формируются автоматически, в соответствии с настройками. Для каждой области оценки можно задать структуру позиций, принципы оценки, а также настроить регулярную переоценку позиций и генерацию отчетов.

Управление рентабельностью.

Компонент «Управление рентабельностью» (Profitability Management) позволяет моделировать денежные потоки по любым финансовым инструментам, расчитывать различные финансовые показатели (затраты, доходы и т.п.) и получать трансфертные ставки, отражающие экономическую эффективность (рентабельность) каждого финансового инструмента за любой период времени.

Компонент «Управление рентабельностью» содержит готовые методики расчета различных показателей прибыльности, разработанные с учетом лучшей мировой практики. Таким образом, пользователь получает не только инструмента реализации собственных методик мощную методологическую поддержку.

Управление кредитными рисками

Компонент «Управление кредитными рисками» (Credit Risk Management) позволяет настроить устанавливать лимиты кредитных рисков и осуществлять их мониторинг в режиме реального времени. Многоуровневая иерархия лимитов настраивается в соответствии с используемой страховой компанией методологией и может включат в себя лимит на продукт, на подразделение, на отдельного трейдера, на комбинацию выбранных показателей сделки.

В условиях быстрых изменений рынка возникает необходимость оперативного реагирования на эти изменения. Компонент позволяет обладающему необходимыми полномочиями сотруднику банка полностью заблокировать лимит, например, в случае резкого изменения курсов или ставок, при банкротстве контрагента или изменить размер самого лимита.

Управление рыночными рисками

Компонент «Управление рыночными рисками» (Market Risk Management) обеспечивает управление рыночными рисками с помощью известных методик расчета и сценариев моделирования.

«Управление рыночными рисками» содержит инструментарий для расчета различных показателей, например, сумма под риском, значение базисного пункта, дюрация, выпуклость. В систему заложены методики расчета показателей, основанные на лучших мировых практиках, и страховая компания может выбрать наиболее подходящую. Например, сумма под риском может рассчитываться с использованием метода исторического моделирования, моделирования методом Монте-Карло, с использованием вариационного/ковариационного метода. При модификации заложенных методик или реализации собственных, встроенный механизм back testing поможет подтвердить правильность используемой методики расчета рисков.

Использование сценарного моделирования, еще одного инструмента, предоставляемого компонентом, позволяет банку оценить потенциальный риск, который может возникнуть при развитии рыночной ситуации в соответсвие с анализируемым сценарием.

Аналитика. Отчетность

Решение «Бизнес-аналитика» (SAP BI) – это полностью интегрированное решение, которое обеспечивает сбор, хранение и обработку бизнес-информации для создания точной картины деятельности страховой компании и своевременного принятия обоснованных управленческих решений. Оно полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к аналитическим системам поддержки принятия решений - отличается открытой расширяемой архитектурой, одинаково хорошо работает как с приложениями SAP, так и с продуктами других поставщиков.

Информация хранится в специализированном Хранилище бизнес-информации (SAP BW), которое имеет в своем составе предварительно настроенное бизнес-содержание, включая отраслевое, в том числе для страхования – процессы выгрузки данных, информационные модели, отчеты, бизнес-сценарии. Универсальные метаданные и предварительно установленные информационные модели обеспечивают эффективное и быстрое внедрение, а открытость решения предоставляет возможности идеальной интеграции всех аналитических приложений как в SAP-среде, так и за ее рамками.

После недавнего приобретения компании Business Objects лидирующие позиции SAP в области бизнес-аналитики еще более упрочились. Мощные инструменты Business Objects для извлечения, трансформации и загрузки данных (ETL) и удобные средства построения отчетов и визуализации выходных данных в совокупности с хранилищем SAP BW, производительность которого масштабируемо для любых объемов бизнеса, делает аналитические приложения SAP идеальным решением для страховых компаний любого размера.

Поддержка продаж, сервисные функции

Поддержка процесса продаж и функционирование служб клиентского сервиса обеспечивается с помощью решения «Управление взаимоотношениями с клиентами» (Customer Relationship Management). Оно предназначено для поддержки клиенто-ориентированного подхода к построению бизнеса страховой компании. Основная задача системы — повышение конкурентоспособности компании и увеличение прибыли за счет выстраивания взаимовыгодных отношений с клиентами. Это достигается при помощи сбора информации о клиентах и использования этих знаний в интересах своего бизнеса.

С помощью встроенной CRM-аналитики страховая компания эффективно решает ключевую бизнес-задачу: получить глубокое понимание клиентской базы для воплощения этих знаний в стратегии, планы и действия.

Функции по получению отчетности, анализу, data mining, содержащиеся в аналитическом CRM, позволяют страховщикам эффективно подходить к различным вопросам:

  • Моделирование поведения клиентов
  • Жизненный цикл клиентов, анализ доходности
  • Удовлетворенность услугами и лояльность
  • Удержание клиентов
  • Бюджетирование, планирование, целевые значения
  • Правила кросс-продаж

Это создает ряд преимуществ для бизнеса компании:

  • Установление и усиление долгосрочных взаимоотношений с клиентами
  • Автоматизация и персонализация взаимодействий с клиентами на основе выявленных знаний о них
  • Фокусирование на высокодоходных клиентах

Помимо анализа данное решение обеспечивает поддержку всех функций и возможностей, необходимых для решения оперативных задач управления взаимоотношениями с клиентами, включая:

  • повышение эффективности маркетинговых мероприятий за счет:
    • маркетингового планирования;
    • управления маркетинговыми кампаниями;
    • управления потенциальными сделками;
    • сегментации и персонализации клиентской базы;
  • увеличение объемов продаж благодаря:
    • совершенствованию работы с ключевыми клиентами;
    • управлению поощрениями для сотрудников;
    • моделированию и прогнозированию продаж;
  • улучшение качества обслуживания клиентов за счет:
    • увеличения эффективности работы центра взаимодействия (call-center);
    • обеспечения поддержки для «мобильных» сотрудников при непосредственном контакте с клиентами;

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS