[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
'Телеком' на службе 'розницы'

«Телеком» на службе «розницы»

На степень развития высокотехнологичных услуг хорошо указывает  показатель затрат на телекоммуникации, который способен многое сказать о развитии и интенсивности использования телекоммуникационной инфраструктуры компании, а через это – и об интенсивности обмена с рыночным окружением. В этот показатель включены не только расходы на традиционные виды телефонной связи (местную, междугороднюю, международную, сотовую), но и расходы на электронную почту, телеконференции, интернет- и мобильный банкинг и т.д. 

В расходах компаний на телеком отражается развитие целого комплекса высокотехнологичных видов услуг. Для банковского сектора это, прежде всего, поддержка услуг интернет-банкинга, мобильного банкинга, серверная поддержка сетей банкоматов, а если банк предоставляет брокерские услуги – то ещё и поддержка работы электронной биржи, наконец, поддержка обычных систем маркетинговых коммуникаций с клиентом через интернет, информационная работа с клиентом через Call-центры и т.д.

По данному показателю российский банковский сектор занимает срединное положение относительно других отраслей, хотя последние год-два расходы на связь в секторе растут довольно высокими темпами. В 2006 году они составили 7,8 млрд руб., по первым оценкам за 2007 год – 9-10 млрд руб. (из них 16% - оплата интернет-трафика).

Динамика расходов банков на телеком услуги, 2002-2007

Отмеченный уровень расходов составляет порядка 9,5% от всех расходов на связь в российской экономике (для сопоставления, вес банковского сектора в экономике по расходам на ИТ – 15%). Менее развитую телекоммуникационную инфраструктуру демонстрируют почти все отрасли промышленности. Так, расходы на связь в добывающей промышленности примерно в 2,5 раза ниже, в электронном машиностроении в 7 раз ниже и т.д. Зато госструктуры расходуют в 1,5 раза больше, а в секторе телекоммуникаций, по последним данным, в 2 раза больше.

Банки медленно увеличивают расходы на связь

Согласно Росстату, последний крупный всплеск темпов расходов банков на связь был отмечен в 2003 году (+67%). Затем в 2004 году последовал столь же резкий спад темпов (-38,8%), 2005-й отмечен умеренным ростом (+22%), а в 2006-2007 гг. расходы банковского сектора на связь росли с темпами 27% и 30% соответственно.

Банки увеличивают расходы на связь медленнее, чем предприятия и организации экономики в целом. Так, в 2004 году расходы банков на услуги связи на 34% отставали от средних по экономике, в 2005 году – уже на 13%, в 2006-м всего лишь на 9%. По итогам 2007 года затраты на телеком в банковском секторе по темпам сравнялись со средними по экономике.

Темпы роста расходов банков на телеком услуги

Для иллюстрации эффекта экономической отдачи от инвестиций в высокотехнологичные направления работы с клиентом (косвенным показателем чего мы считаем рост телекоммуникационных затрат банков) приведены сравнения роста телеком. затрат по отношению к росту прибыли за текущий год.

Соотношение роста телеком. затрат с ростом прибыли также дает устойчивую картину сближения темпов. В среднем затраты банков на услуги связи растут медленнее прибыли соответствующего года. Например, в 2005 году рост телекоммуникационных затрат составлял 83% от роста прибыли, в 2006 году – 90%, в 2007-м – оценочно 95% от роста прибыли. Таким образом, как в абсолютном, так и в относительном выражении наращивание затрат банков на связь налицо.

В данном случае можно назвать три основных фактора. Во-первых, это усложнение системы управления (как структурное, так и географическое) ведущих российских банков, усложнение характера предоставляемых услуг, требующих дополнительной телекоммуникационной поддержки, а также рост деловой активности банков, связанной с необходимостью поиска и поддержки принципиально новых межотраслевых и международных деловых контактов.      

Рост затрат на трафик является естественным следствием работы информационных систем усложняющейся ИТ-инфраструктуры банков. Разветвленная филиальная сеть ведущих банков и всё более актуализующаяся необходимость соответствовать мировым стандартам делает эти структуры крайне чувствительными к эффективности систем обработки информации, поэтому для операторов ключевым моментом развития становится информационно-технологическоеобеспечение внутренних и внешних бизнес-процессов.

Во-вторых, рост трафика обуславливается возрастанием требований к процессам внутрисетевого обмена информацией по мониторингу ИТ-безопасности, отслеживания и обработки инцидентов. Пренебрежение последним чревато для банков не только рисками сбоев в системе безопасности, но и недопуском на мировые биржи - например в связи с несоответствием системы управления безопасностью требованиям SOX.

В-третьих, дополнительные расходы на трафик являются следствием усложнения услуг, предоставляемых банками. Рост объема обрабатываемой операторами информации растет вместе с появлением инновационных услуг – таких как поддержка услуг интернет-банкинга, мобильного банка (WAP-, SMS-банкинг и т.д.), электронных брокерских услуг и т.д.

Столицы стимулируют рост высокотехнологичных банковских услуг

2007-й год было отмечен продолжением роста высокотехнологичных банковских услуг – прежде всего, это рост рынка пластиковых карт, расширения сетей банкоматов и развития их функциональных возможностей. Объём операций с пластиковыми картами только за IV квартал 2007 года составил 1,9 трлн. руб., что в 1,5 раза выше, чем за соответствующий период прошлого года. Количество банковских карт в обращении за 2007 год увеличилось с 74,6 млн.шт. до 103,3 млн.шт. Ведущую роль в развитии сектора высокотехнологичных услуг играют столицы. Так, на Москву и Московскую область приходится до 45-50% всего оборота пластиковых карт и до 30-50% объема всех совершаемых по ним операциям.

Операции, совершенные держателями пластиковых карт, эмитированных российскими банками

Наименование территории Физические лица Юридические лица
Количество карт (по состоянию на 1 января соотв. года), ед. Всего операций (включая операции за рубежом) Количество карт (по состоянию на 1 января соотв. года), ед. Всего операций (включая операции за рубежом)
кол-во, ед. сумма, млн. руб. кол-во, ед. сумма, млн. руб.
На конец IV квартала 2007 года
Всего 103 315 782 465 896 014 1 896 996,00 180 800 3 039 718 94 152,60
Москва и МО 48 503 561 112 894 178 642 522,40 87 711 548 849 50 538,20
С.-Петербург и ЛО 5 264 987 34 401 970 147 162 9 669 115 610 8 002
На конец IV квартала 2006 года
Всего 74 592 114 346 803 327 1 302 316 070,18 170 078 1 783 679 62 063 326,80
Москва и МО 31 543 513 82 435 652 422 124 880,85 97 599 430 339 35 150 327,36
С.-Петербург и ЛО 4 462 624 27 446 802 106 029 483 8 156 113 821 5 586 777

Источник: ЦБ РФ 2008

Аналитики давно указывали, что операции с населением – фактически последний до конца не освоенный в России сегмент рынка банковских услуг. Рынок пластиковых карт по-прежнему не насыщен, а банкомат до сих пор вещь чуть ли не дефицитная, которую обычно, когда он нужен,  приходится долго искать. Так что у рынка банковских услуг огромные перспективы, и если их не используют российские банки, то используют западные.  В ближайшее время, несомненно, следует ожидать лавинообразного развития этого сегмента услуг и обострения конкурентной борьбы в нём, которая будет сопровождаться приходом новых игроков, неожиданными альянсами и изменениями в расстановке сил.

Top10 банков по объемам выданных кредитов по пластиковым картам в 2007 году

Банк Выдано кредитов по пластиковым картам в 2007г., тыс. руб. Изменение за год, % Доля овердрафтов по пластиковым картам, % Доля кредитов выданных в регионах (без учёта Москвы и МО, Санкт-Петербурга и ЛО), % Количество пластиковых карт по которым производились операции в 2007г., шт.
1

ВТБ 24

21 022 719,10 341,88 88,95 66,26 564 092
2

Альфа-Банк

10 518 125,60 86,72 0,49 46,7 66 406
3

УРСА Банк

8 134 978,80 > 1000 0,39 100 129 243
4

Авангард

6 389 988,00 77,22 0 н.д. 125 543
5

Уралсиб

4 546 377,20 8,43 34,37 97,49 82 947
6

Росбанк

4 279 061,50 -6.57 40,43 85,77 135 485
7

Кредит Европа Банк

3 368 356,30 > 1000 3,5 0 127 075
8

МБРР

2 896 363,30 112,29 1,76 39,52 49 803
9

Национальный Банк Траст

2 178 975,00 126,46 0 85,63 131 240
10

Драгоценности Урала

1 213 950,00 72,01 1,94 н.д. 28 662

Источник: РБК. Рейтинг, 2008

По данным РБК.Рейтинг, лидерами по количеству кредитов, выданных по пластиковым картам, стали ВТБ24 (выдано кредитов по картам на сумму более 21 млрд руб.), "Альфа-банк" (кредиты по картам на сумму 10,5 млрд руб.) и "УРСА Банк" (соответствующий показатель - свыше 8 млрд руб.). В пятёрку лидеров по данному показателю входят также банк "Авангард" и "Уралсиб" (6,4 млрд руб. и 4,5 млрд руб. кредитов по картам, соответственно). Причём рост этого вида услуг колоссален – у ВТБ24 +341,9%, у "Альфа-Банка" +86,7%, у "УРСА Банка" – более чем в 1000 раз за год.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS