Обзор подготовлен

версия для печати
Дмитрий Федоров
Открытые Технологии

Дмитрий Федоров:

Пока рано говорить о том, что основные потребности банков в автоматизации уже удовлетворены

Об особенностях построения ИТ-стратегий банков в зависимости от выбранной стратегии бизнеса, об изменении вектора информатизации отечественных финансовых игроков в связи с готовящимся вступлением России в ВТО, о том, насколько успешным может быть выход новой компании на конкурентный рынок банковской автоматизации, в интервью CNews рассказал генеральный директор ND-Group Дмитрий Федоров.

CNews: Как бы вы охарактеризовали корреляцию между высоким уровнем потребления ИТ и конкурентоспособностью современного банка?

Дмитрий Федоров: Прямой зависимости между этими факторами не существует, однако нельзя отрицать наличия некоторой взаимосвязи. В последние два-три года российская экономика становится более открытой, на финансовом рынке появляются новые игроки. В условиях усиления конкуренции основной целью банков является удержание клиентов. Поэтому банки, как правило, стремятся к расширению спектра предоставляемых услуг, что требует повышения уровня автоматизации бизнеса. Таким образом, спрос на различные ИТ-решения растет.

Основные задачи, стоящие перед банками в области информатизации, - это создание и развитие инфраструктуры, консолидация информационных ресурсов, обеспечение информационной безопасности бизнеса.

Тенденции развития банковского бизнеса свидетельствуют об укрупнении банков, которое обусловлено как их выходом на розничные рынки, так и с постепенным исчезновением «карманных банков», обслуживающих одного крупного заказчика. Работа банков с розничными клиентами и является основной точкой корреляции ИТ-рынка и рынка банковских продуктов, так как успешная продажа розничных банковских продуктов возможна только при высоком уровне автоматизации.

Хочется заметить, что корреляция между уровнем ИТ и успехами банка может быть и отрицательной: неправильно выбранная ИТ-стратегия может привести к тому, что задачи, которые ставил перед собой банк, не будут решены. Тем не менее, в большинстве случаев такая корреляция носит положительный характер.

CNews: Какие аспекты построения ИТ-стратегий отечественными банками выходят в настоящее время на первый план, по вашим наблюдениям?

Дмитрий Федоров: Не так давно основной потребностью отечественных банков было наличие АБС, которая позволяла бы в режиме онлайн ежедневно формировать балансы и автоматизировать простейшие банковские операции. Сегодня банки повышают требования к используемым ИТ-системам. Практика показывает, что большинство финансовых институтов начинают пересмотр своей ИТ-структуры с фронт-офисных приложений, поскольку ими движет необходимость создания удобной системы для сотрудников банка, наличие которой позволит повысить качество приобретаемых клиентами услуг.

Спросом также пользуются ИТ-продукты, которые облегчают ведение управленческого учета и позволяют ускорить принятие решений. Важным блоком является осуществление внутреннего продуктового учета, который позволил бы быстро выдать информацию обо всех имеющихся в банке продуктах, обо всех их параметрах. Вырос спрос на автоматизацию учета по МСФО, а также на такой блок как регуляторная отчетность банков. Банки также большое внимание уделяют требованиям по транзакционной нагрузке. Причем, чем более многофилиальный банк - тем выше требования именно к этому параметру.

Банки могут использовать различные ИТ-стратегии. Некоторые из них останавливают свой выбор на едином решении, охватывающем большую часть бизнес-процессов. Возможно также использование нескольких ИТ-продуктов и их последующая интеграция. Все программные продукты сейчас становятся сервис-ориентированными. Поэтому необходимо предусмотреть в выбранном решении возможность наличия максимального количества сервисов, которое может потребоваться банку. Сервис-ориентированная архитектура (SOA) представляет собой компромисс между крупным дорогим решением и разрозненными системами разных производителей. Компания SAP предоставляет платформу SOA, которая поставляется в комплекте со всеми решениями вендора и позволяет интегрировать различные ИТ-приложения - вне зависимости от их происхождения.

1 | 2 | 3 |

Дмитрий Федоров

CNews: Заложен ли в ИТ-стратегиях банков в настоящее время постепенный рост ИТ-бюджетов в течение ближайших лет? Или этот вопрос каждый раз решается индивидуально?

Дмитрий Федоров: Наша практика говорит о том, что бюджетирование ИТ-проектов связано, в первую очередь, с общей стратегией банка. Если банк ориентируется на розничных клиентов или на расширение филиальной сети, то бюджет, поступающий в распоряжение ИТ-департамента, с каждым годом увеличивается, поскольку экспансия и работа с большим количеством клиентов требует высокого уровня автоматизации. Если же приоритетным для банка является обслуживание небольшого числа «золотых» клиентов, то можно говорить, скорее, о стабильном ИТ-бюджете, который будет расходоваться банком на поддержание системы и ее минимальное усовершенствование.

Уже сегодня многие банки проявляют интерес к переходу на единые ИТ-платформы, и в течение ближайших трех-пяти лет тенденция перехода банков с устаревших и разрозненных систем на комплексные решения сохранится. Зачастую этот переход осложнен невозможностью объединить те ИТ-решения, которые уже используются в банках. Тем не менее, некоторые стратегические решения заставляют банки идти на полную замену ИТ-платформы. Поэтому привлечение иностранного инвестора или слияние банков часто сопряжено со значительным увеличением долгосрочных инвестиций в ИТ.

CNews: Каких ИТ-решений и услуг, на ваш взгляд, в наибольшей степени не хватает игрокам отечественного финансового рынка? Насколько готовы ИТ-компании удовлетворить этот спрос?

Дмитрий Федоров: В зависимости от тактики, используемой компанией, одни и те же ИТ-решения могут иметь большую или меньшую актуальность. Так, в построении CRM-системы особенно заинтересованы розничные банки, имеющие развитую региональную сеть. Финансовым структурам с большим штатом сотрудников требуется внедрение HR-платформ. Можно отметить некоторые глобальные характеристики «универсальной» банковской системы. Это высокая масштабируемость, способность к наращиванию возможностей, открытость, прозрачность, возможность работы в режиме онлайн, универсальность интерфейса, надежность и безопасность, а также интероперабельность (возможность интеграции с максимально возможным множеством разнообразных программных продуктов).

Любой клиент на вопрос о том, какую систему он бы приобрел, ответит, что купил бы всего один продукт, который покрывает все потребности бизнеса, стоит недорого, внедряется за три месяца и имеет большую красную кнопку, позволяющую удовлетворить все потребности его компании. Как это ни печально, профессионалы понимают, что такого решения в природе нет. Существуют системы, которые более-менее приемлемы с точки зрения соотношения цена-качество. Большинство российских разработчиков представляют рынку очень неплохие решения, но они, как правило, отвечают только малой части требований, предъявляемых банками.

К категории полнофункционального отраслевого решения можно отнести решение SAP for banking. Мы были заинтересованы в его локализации, потому что данное решение способно максимально удовлетворить потребности российских банков. Крупные западные банки успешно применяют эту систему даже при очень большом числе клиентов и счетов. Кроме того, решение SAP for banking обладает, с нашей точки зрения, максимальным числом преднастроенных бизнес-процессов. Решение SAP for banking достаточно дорогое, однако его несомненным плюсом является возможность постепенного внедрения или использования отдельных модулей решения. Таким образом, даже банки, имеющие ограниченные ИТ-бюджеты, могут позволить себе познакомиться с программным обеспечением SAP, внедрив один, наиболее подходящий им модуль. Это решение взаимодействует с единым бизнес-хранилищем информации, в котором формируются необходимые отчеты по запросам банка.

Для большинства банков подобный поэтапный подход к внедрению решений SAP является оптимальным. Приобретение базовой платформы и необходимых сервисов обходится значительно дешевле, чем обновление всей ИТ-платформы, и воспринимается банками как менее рискованное мероприятие. Кроме того, внедрение отдельных модулей происходит достаточно оперативно и позволяет банкам оценить рентабельность инвестиций уже через 1-2 года.

CNews: Ваша компания появилась на рынке автоматизации банковского сектора совсем недавно. Насколько сложно было выйти на рынок?

Дмитрий Федоров: Компания ND-Group была основана группой специалистов, имеющих опыт работы в ИТ-бизнесе. Тем не менее, вхождение нового игрока на рынок ИТ-услуг - весьма непростое дело. Несмотря на то, что рынок все еще находится в стадии формирования, пик своего развития он уже миновал. Еще лет 5-10 может наблюдаться довольно активный рост, и в этом процессе нам хотелось бы поучаствовать. Это сегодня достаточно непросто: тенденция такова, что упор делается на качество услуг, на то, насколько фирма выполняет свои обязательства по отношению к клиентам. Сейчас конкурентными преимуществами можно считать не просто наличие высококвалифицированных специалистов в компании, а их многопрофильность. Помимо этого, необходима общая нацеленность команды на качество услуг, поддержание высокого имиджа и клиентоориентированность. Мы это очень хорошо понимаем, поэтому в нашей компании упор всегда делался на подбор персонала, на создание команды специалистов, которые осознавали бы высокий уровень потребностей заказчиков. За первые два года работы мы такой костяк создали. Большая часть проектов у нас сегодня имеет не только финансовый, но и имиджевый статус.

«Готовые» специалисты сегодня достаточно дороги - их могут себе позволить системные интеграторы с громкими именами, которые работают на рынке давно. Нам, конечно, пока тяжеловато привлекать таких специалистов. Поэтому у нас другая стратегия: мы растим специалистов внутри компании. Помимо сотрудников, обладающих большим опытом работы в ИТ, ND-Group имеет в штате и молодых специалистов, которых направляет на обучение в сертифицированные центры.

CNews: А как вы боретесь в тендерах с компаниями, которые на рынке банковской автоматизации работают десятилетиями? Не только же за счет цены?

Дмитрий Федоров: Разумеется, не только и не столько за счет цены. Каждая компания должна понимать, что ей нужно занять свою нишу на отраслевом рынке. Мы считаем, что такую нишу мы заняли. У нас хорошие специалисты по автоматизации отчетности всех видов, а это одно из наиболее востребованных ИТ-направлений в банках на сегодняшний день. Практически все банки сейчас обращают внимание на МСФО, на управленческую отчетность, и при принятии решения о приобретении той или иной системы смотрят, может ли быть на ее базе построена регуляторная отчетность. Наша компания помогает банку понять, соответствуют ли его требования возможностям системы. Заказчик может быть спокоен за то, что мы не просто переведем его на новую систему, но и проконсультируем, как это сделать без потерь.

Таким образом, можно сказать, что узкая специализация – наше основное конкурентное преимущество. И при соблюдении высокого уровня предоставления услуг оно позволяет ND-Group уверенно чувствовать себя на рынке банковской автоматизации.

CNews: Почему было принято решение сделать ставку именно на продвижение продуктов SAP в банковской отрасли? Планируете ли вы в перспективе предлагать заказчикам из финансового сектора решения других вендоров?

Дмитрий Федоров: Существуют противоречивые взгляды на банковское ПО иностранного происхождения. По мнению некоторых специалистов, российские ИТ-решения разработаны именно под нашу специфику и потому лучше подходят для использования в отечественном банковском бизнесе. Однако решения SAP для банков и финансовых институтов постепенно завоевывают позиции на российском рынке - благодаря большому опыту внедрения, размерам бюджетов, затрачиваемых на разработку и тестирование продуктов, а также своей масштабируемости. К примеру, SAP предлагает банкам уникальный модуль регуляторной отчетности, отсутствующий в продуктах других производителей, который содержит более 73 форм. Это решение дает возможность банку создавать именно те отчеты, которые необходимы ему в работе. Можно прогнозировать, что в ближайшие годы позиции SAP на российском рынке еще больше укрепятся, отчасти за счет наблюдающегося на российском рынке процесса поглощения отечественных производителей подобного ПО.

Компании ND-Group удалось подобрать команду специалистов, которые смогли принять участие в локализации решения SAP for banking и SAP for Insurance, владеют знаниями как систем SAP, так и отечественных решений для банковской автоматизации. В настоящий момент при реализации потребностей заказчиков мы часто сталкиваемся с необходимостью интеграции решений SAP с системами других вендоров, но основную ставку делаем на внедрение продуктов SAP. У нас есть планы расширения продуктовой линейки, но пока мы изучаем рынок. Нам было бы очень интересно рассмотреть решения других вендоров - в том случае, если рынок проявит к ним интерес.

Кроме того, нам интересен и бизнес-консалтинг как таковой, в частности - процесс выстраивания бизнеса клиента по определенным законам, которые максимально удачно ложились бы в заданное ИТ-решение. Такой подход к построению бизнеса способствовал бы его оптимальной автоматизации. Но не все заказчики на это идут. Большинство полагает, что их устоявшийся бизнес, выстроенный по определенным канонам, совершенно незачем менять в случае покупки дорогого ИТ- решения. Однако можно предвидеть рост спроса на подобные услуги, поскольку рынок уже сегодня высказывает такие пожелания.

CNews: Насколько вы согласны с утверждением, что практически все крупные и средние игроки финансового сектора к настоящему времени уже внедрили основные бизнес-приложения?

Дмитрий Федоров: Изменения в законодательстве, новые потребности клиентов и другие факторы, оказывающие влияние на банковскую среду, могут привести к необходимости модификации существующих ИТ-решений, а также к разработке и внедрению новых. В условиях расширения бизнеса банков, постоянного появления на рынке новых продуктов и услуг говорить о том, что основные игроки финансового сектора уже удовлетворили свои потребности в автоматизации бизнеса, еще очень рано.

Во-первых, всегда существует более высокий уровень автоматизации, более удобные решения. И когда заказчик хочет улучшить качество бизнеса, он все равно обращается к вопросу автоматизации. Во-вторых, во многих российских банках автоматизирована только часть бизнес-процессов. Например, есть хорошая АБС, но нет CRM. Многие банки еще работают на самописных системах, не в полном объеме удовлетворяющих их потребности.

Поэтому говорить о том, что рынок ИТ-решений для банков насыщен, было бы рано, это произойдет минимум через 7-10лет. Мы надеемся, что в ближайшее время рынок продолжит развиваться. Что касается перспектив развития банковского рынка, то количество игроков на нем, несомненно, сократится. Крупные игроки на мелкие системы уже не будут размениваться. Соответственно, речь будет идти о явной модернизации бизнеса, а не об автоматизации.

CNews: Какие «ИТ-акценты» будут характеризовать развитие отечественного банковского сегмента в преддверии вступлении России в ВТО? Какие еще факторы окажут существенное влияние на информатизацию российской банковской отрасли в ближайшие год-два, по вашему мнению?

Дмитрий Федоров: Вступление России в ВТО приведет к повышению открытости и прозрачности финансовой системы, увеличению числа иностранных игроков на банковском рынке. Можно выделить два направления возможной модификации ИТ в банковской сфере в связи со вступлением России в ВТО. С одной стороны - ускорение перехода банков на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), с другой - изменение требований рынка к банкам, которое повлечет за собой рост спроса на системы Business Intelligence как на инструмент более оперативного и качественного управления. В этих условиях приоритет будет за системами, способными обеспечить наивысшую степень клиентоориентированности иностранных игроков. При этом рынок сохранит российскую специфику функционирования: сильный государственный контроль, жесткая регламентированность финансовых операций.

Появление на рынке опытных западных игроков, чей бизнес нацелен на удовлетворение потребностей клиента, а не контролирующих органов (как бывает в российской практике) приведет к росту спроса на CRM-системы. В противном случае любой российский банк уступит зарубежному в конкурентной борьбе. Одновременно с этим любой западный банк, для которого российская отчетность порой является тайной за семью печатями, может потерять свои конкурентные преимущества, не будучи знакомым с правилами игры на российском финансовом поле. В этом случае нельзя исключить вероятность того, что ЦБ, который будет предъявлять единые требования как к российским, так и к западным банкам, поднимет вопрос о лишении таких банков лицензии.

Скорее всего, западные ИТ-системы будут пользоваться большим спросом по сравнению с российскими, так как они обладают необходимым перечнем требований (прозрачность, масштабируемость, возможность работы онлайн, обработка большого количества счетов и готовность к большой нагрузке). Выход на рынок западных игроков приведет к увеличению доли иностранных инвестиций в российских банках. Соответственно, банкам придется строить бизнес, ориентируясь на западные нормы, а значит - потребуется внедрение комплексных ИТ-платформ.

В целом, сегодня отечественные банки выглядят достаточно конкурентоспособными - даже в условиях возможного роста конкуренции со стороны западных игроков. Все-таки менталитет европейского банковского пользователя и отечественного клиента немного различается. Некоторые западные методики работы с клиентом могут на наших соотечественниках и не сработать. И здесь российским банкам хочется пожелать успехов.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS