Обозрение

Рынок СЭД 2009

Обозрение подготовлено

версия для печати
Кризис перекроил рынок СЭД в России

Кризис "перекроил" рынок СЭД в России

Основные потребители СЭД, по данным опроса CNews Analytics, сосредоточены в Центральном ФО, располагают штатом от 100 до 1000 человек и представляют госсектор, ТЭК/промышленность или финансовые структуры. Все обозначившиеся в 2007-2008 гг. новые перспективные направления роста (в других регионах России, в таких динамично развивающихся отраслях, как ритейл, или в сегменте малого бизнеса), похоже, придется временно забыть – кризис внес в прогнозы свои серьезные коррективы.

Среднегодовой темп прироста количества предприятий-пользователей СЭД в 2006-2008 гг. составил примерно 25%. Нужно отметить, что в последние годы этот показатель снижался. Так, CAGR 2005-2004 гг. находился, по данным CNews Analytics, на уровне 55-60%. Основной спрос на системы электронного документооборота, по мнению участников исследования CNews Analytics, по-прежнему сосредоточен в Центральном федеральном округе.

Динамика общего числа предприятий-пользователей СЭД, 2005-2008

Источник: CNews Analytics, 2008

В Москве, Московской области и остальных регионах Центрального округа сконцентрировано около 50% внедрений СЭД. Именно в этих регионах находится подавляющее большинство предприятий, использующих системы электронного документооборота. Этот же регион продолжает демонстрировать самые высокие темпы роста – 25% в год. Чуть меньше – около 20% - показатели Приволжского, Сибирского и Уральского ФО. Остальные регионы демонстрируют в 2007-2008 гг. "европейские" темпы – от 15% и ниже.

Структура внедрений СЭД в регионах РФ

Источник: CNews Analytics, 2008

В докризисных прогнозах предполагалось, что доля Москвы и МО будет сокращаться в перспективе 3-5 лет, а более высокие темпы роста будут демонстрировать Приволжский и Южный ФО. Сейчас эти прогнозы, очевидно, требуют корректировки, однако последняя затруднена ввиду общей туманности ситуации в экономике. В любом случае оптимистичные настроения относительно бурного роста в регионах (и особенно ожидания подъема в Южном и Дальневосточном ФО) пока сошли на нет.

Отраслевая структура целевой аудитории СЭД

По мнению участников рынка, основными потребителями систем электронного документооборота являются государственные и муниципальные организации. На долю госсектора в отраслевой структуре потребления СЭД приходится почти треть рынка. По мнению респондентов CNews Analytics, вторыми по величине сегментами являются ТЭК и производство -  на их долю суммарно приходится еще около трети рынка. Следом за ними – сектор услуг, включая финансы и страхование, 22%.

Структура внедрений СЭД по отраслям

Источник: CNews Analytics, 2008

Можно отметить, что отраслевая структура рынка СЭД в России отличается от  зарубежной. Там, например, государственный сектор хотя и является довольно масштабным, тем не менее, не достигает и 20%. В то же время, самым развитым на зарубежном рынке СЭД является сектор финансовых услуг, его доля составляет 24%, а в России, по мнению рыночных игроков, доля именно финансовых структур составляет немногим более 10%. Правда, при этом они демонстрировали высокие темпы роста – примерно 20%. В секторе промышленных предприятий и ТЭК показатель был ниже – на уровне 17-18%.

В своих докризисных прогнозах участники рынка предполагали, что отраслевая структура рынка СЭД в России будет меняться незначительно. Несмотря на то, что государственные учреждения будут оставаться одним из образующих сегментов, их доля будет сокращаться как за счет снижения темпов роста, так и за счет увеличения спроса в других отраслях – ожидалось, в частности, что за счет ритейла, банков и машиностроения.

В ходе опроса 76% участников рынка ответили, что их клиентами являются компании государственного сектора. Примерно 70% работают также с производственными предприятиями.  Более половины респондентов отмечают, что в структуре их клиентов представлен ТЭК, а также компании сегмента услуг.

Структура внедрений СЭД по величине предприятия

По мнению опрошенных участников рынка, потребителями СЭД являются в основном средние и достаточно крупные предприятия и организации (со штатом от 51 до 1000 сотрудников). Они формируют спрос на ECM, решая свою актуальную задачу по созданию единой информационной среды предприятия. Средний бизнес, не предполагающий серьезного расширения, как правило, ограничивается тиражируемым решениям, которые часто внедряет самостоятельно. Малые компании тяготеют к системам, автоматизирующим отдельные функции, и в силу скромных ИТ-бюджетов отдавают предпочтение недорогим коробочным продуктам.

Наиболее крупный сегмент по числу внедрений СЭД представляют предприятия, насчитывающие 201-500 сотрудников (25% - по сравнению с 11% в 2006 г.). Если в 2006 г. на долю крупных предприятий численностью более 1000 сотрудников приходилось, по мнению респондентов, 40% всех внедрений СЭД, то к 2008 г. этот показатель сократился до 26%. С 21% до 15% сократилась долю внедрений, приходившихся на предприятия со штатом 501-1000 человек.

Структура пользователей СЭД по величине предприятий

Источник: CNews Analytics, 2008

При этом доля малых предприятий (менее 500 человек) увеличилась с 7% до 14%. Однако и этот оптимистичный тренд, который указывали участники исследования в 2008 г. – т.е. рост числа пользователей СЭД среди предприятий малого бизнеса - вероятно, будет серьезно скорректирован кризисом. С трудом начавший выделять средства на информатизацию, малый бизнес, скорее всего, сейчас в первую очередь будет экономить именно на этой статье расходов. Особенно сомнительные сейчас перспективы, связываемые с малыми компаниями из отраслей, генерирующих контент (маркетинг, информационные агентства, медиа и пр.).

В целом на рынке отмечается недостаточная информированность потенциальных пользователей о возможностях систем электронного документооборота. Информирование пользователей и стимулирование сбыта должно осуществляться непосредственно как самими участниками рынка, так и специальными отраслевыми организациями и ассоциациями.

При правильной оценке своей целевой аудитории важен оптимальный выбор каналов информирования потенциальной целевой аудитории. Каналы стимулирования сбыта для крупных и малых компаний будут различны. Если для крупных предприятий подходящими являются такие форматы, как конференции, выставки (возможно, и на платной основе), то для малых компаний акцент должен делаться на публикациях в деловой прессе или проведении бесплатных мероприятий, целью которых будет  информирование менеджмента потенциальных клиентов о преимуществах систем электронного документооборота.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS