Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Бизнес российских учебных центров в 2003 году

Бизнес российских учебных центров в 2003 годуВнушительные темпы роста потребления ИТ в России в 2003 году явились залогом пропорционального увеличения оборотов в большинстве сегментов этого рынка. Соответственно общему показателю роста российского ИТ в целом, оцениваемому в пределах 30%, увеличился объем рынка обучения информационным и телекоммуникационным технологиям.

Рост отечественного рынка ИТ-обучения в 2003 году, по разным оценкам, составил 30–60%. Обороты ведущих российских учебных центров в прошлом году, по данным CNews Analytics, увеличились на 45,6%. Феноменальный рост на 150%, отмечаемый по итогам года компанией «Микроинформ», был обеспечен крупным заказом МНС РФ (число обученных сотрудников в общем объеме услуг центра составило 22 тыс. чел.). За исключением подобных, не слишком частых прецедентов, средний российский учебный центр обучает сейчас 1–2 тыс. человек в год.

Как изменился оборот учебного центра в 2003 году?

Как изменился оборот учебного центра в 2003 году?

Источник: CNews Analytics, 2004

Рост образовательного ИТ-бизнеса, очевидно, обусловлен постоянным увеличением спроса, который, по комментарию отдельных игроков, по-прежнему превышает предложение. Чтобы покрыть этот лак, поставщики образовательных услуг для корпоративного сектора активно расширяют ассортимент своих курсов, ориентируясь на изменения приоритетов потенциальной аудитории.

По статистике самих учебных центров, наибольшим спросом в 2003 году пользовались курсы по управлению проектами, а также по технологиям Oracle, IBM Rational Software и Microsoft. Заметно вырос спрос на авторизованные курсы по Axapta и Navision, пропорционально увеличению рыночной доли этих продуктов. Продолжает пользоваться популярностью обучение в области информационной безопасности.

Как изменилось число учебных курсов по сравнению с 2002 годом?

Как изменилось число учебных курсов по сравнению с 2002 годом?

Источник: CNews Analytics, 2004

Параллельно учебные центры расширяют партнерские сети и увеличивают свое присутствие в регионах. Филиалы открывают в крупных городах с достаточно развитой ИТ-инфраструктурой — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, Каазани, Красноярске, Новосибирске и т.д. Географический охват, например, «Академии АйТи» с прошлого года распространяется не только на российские города, но также на Украину.

Увеличение оборотов рынка корпоративного обучения информационным технологиям в последние годы стимулируют два фактора. Во-первых, увеличение доли корпоративных курсов, организовываемых под конкретного заказчика. Именно этот тип обучения формирует львиную долю оборота некоторых учебных центров. Во-вторых, растет спрос на авторизованное обучение, традиционно дорогостоящее. Критерий цены постепенно снижает свою планку, и определяющим параметром при выборе учебного курса становится качество. Которое на российском рынке пока ассоциируется в первую очередь с западным продуктом.

Соотношение авторских курсов/курсов вендоров в ассортименте УЦ

Соотношение авторских курсов/курсов вендоров в ассортименте УЦ

Источник: CNews Analytics, 2004

По прогнозам игроков рынка, в 2004 году ожидается сохранение и увеличение спроса на пользовательские курсы по продуктам Microsoft ( включая Microsoft Busines Solutions — Axapta), Oracle, IBM Rational, а также SAP. Дальнейший рост спроса на авторизованное обучение, очевидно, будет способствовать общему росту оборота российского сегмента ИТ-образования.

CNews Analytics

Елена Федорова: Динамику изменений рынка ИТ-образования можно охарактеризовать как движение по экспоненте

Елена ФедороваСистемный подход к организации обучения является критически важным фактором повышения объема и качества услуг в области ИТ-образования, — утверждает Елена Федорова, ректор Академии Информационных Систем, комментируя текущую ситуацию, сложившуюся в этом секторе.

CNews.ru: Судя по всему, 2003 год не стал годом бурного роста на рынке образования в сфере ИТ в России. Какова, по вашим оценкам, динамика изменений объема продаж ведущих учебных центров в целом и АИС, в частности?

Елена Федорова: Оптимистичные прогнозы 2002 года относительно роста рынка ИТ-образования были связаны с оценкой ИТ-рынка России в целом. Нужно сказать, что по большей части они не оправдались. Опыт АИС и ряда наших коллег показывает, что проблема не в недостатке спроса на ИТ-образование, а в способности учебных центров оперативно реагировать на динамичное изменение конъюнктуры рынка.

Сложившиеся стандарты, методы, подходы к формированию учебных программ, структура и объем ресурсов учебных центров не всегда позволяют им своевременно реагировать на возникающий спрос в той или иной области информационных технологий. Для того чтобы соответствовать реально растущему рынку, необходимы серьезные внутренние изменения в самих учебных центрах. Сама их структура должна быть такой же динамичной и оперативной, как и меняющиеся потребности рынка. В этом смысле 2003 год станет хорошим уроком для всех нас. В целом, динамику изменений рынка образования в области ИТ (с точки зрения появления новых потребностей) можно охарактеризовать как движение по экспоненте.

Благодаря позиции руководства АИС — оперативно отслеживать конъюнктуру рынка с тем, чтобы ей соответствовать, в 2003 году удалось увеличить оборот Академии Информационных Систем на 44% по сравнению с 2002. Показатель составил 780 тыс. долл. США.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS