[an error occurred while processing this directive]
версия для печати

Российский госсектор не дорос до ИТ-аутсорсинга?

Российский госсектор "не дорос" до ИТ-аутсорсинга?

Основная цель внедрения электронных госуслуг – повышение качества работы ведомств и создание условий, при которых общение государства и граждан превратится из мучительного забюрократизированного процесса в продуктивное сотрудничество. Несмотря на то, что передача функций по организации ИТ-взаимодействия на аутсорсинг способна принести здесь очевидную выгоду, российские органы власти пока не очень торопятся это делать.

Основным критерием успешности государственного управления является удовлетворение потребностей граждан за счет повышения эффективности работы государственных структур.В России эффективность системы государственного управления пока остается низкой: закрытость органов государственной власти, чрезмерная бюрократизация аппарата, коррупция. Все это говорит о том, что без модернизации существующих структур госуправления говорить о каком-либо повышении качества оказываемых властью услуг не приходится. Поэтому одна из основных целей информатизации органов государственной власти – трансформация самой системы и повышение ее эффективность при помощи внедрения современных ИТ.

Президентом России поставлена задача переведения всех государственных услуг в электронный формат к 2015 году. Потребность в этом достаточно очевидна, большинство граждан предпочтут воспользоваться компьютером вместо того, чтобы ходить по многочисленным инстанциям и часами простаивать в очередях. Результатом реформы должна стать колоссальная экономия времени и ресурсов как для самих граждан, так и для государства. Кроме того, внедрение электронных госсуслуг позволит повысить прозрачность работы госструктур и улучшить ее качество.

Есть ли в России электронные госуслуги?

Россия значительно отстает от ведущих мировых государств в вопросах информатизации. Уровень готовности России к электронному правительству достаточно низкий: по данному показателю стана находится на 59 месте из 180. Общая скорость проникновения цифровых технологий в деятельность госорганов также оставляет желать лучшего. При этом в РФ нет и намеков на единую систему документооборота. В стране лишь несколько регионов, среди которых Москва и Санкт-Петербург, могут похвастаться хоть сколь-нибудь работоспособной системой электронных госсуслуг. Сами чиновники также не проявляют особого энтузиазма при внедрении новых технологий, ведь автоматизация административных функций снижает их собственную значимость, да и повышение прозрачности деятельности ведомств явно не в их интересах. Все это говорит о том, что существующий сегодня подход к информатизации госсектора требует кардинального пересмотра, поскольку вызывает сопротивление почти на всех уровнях госаппарата.

Государство тратит немалые деньги на информатизацию деятельности по оказанию услуг гражданам, но эффективность этих вложений крайне низка. Федеральная целевая программа "Электронная Россия", разработанная более восьми лет назад, практически полностью провалилась. Хотя на нее было выделено более 16 млрд руб., в правительстве РФ признают, что вложения в данную ФЦП оказались неэффективны и говорить о предоставлении госуслуг в электронном виде преждевременно. С 2011 года "Электронную Россию" заменит программа "Электронное правительство", на которую планируется потратить еще 1,2 млрд рублей.

Одним из наглядных примеров реального уровня развития электронных госсуслуг в нашем государстве является портал Gosuslugi.ru. Несмотря на то, что портал был введен в эксплуатацию более полугода назад, и его запуск широко освещался в прессе, до сих пор о нем знает лишь незначительная часть населения. Идея создания подобного портала, безусловно, абсолютно верна, но реализация хорошей идеи в очередной раз "подкачала". Работающие и полезные рядовым гражданам сервисы можно пересчитать по пальцам, причем большая их часть сосредоточена на отдельных сайтах ведомств. Ни о какой интеграции с этими сайтами речи не идет, регистрироваться и вводить необходимые данные пользователям приходится каждый раз заново. Из заявленного функционала работоспособным оказывается лишь незначительная часть, практически единственная полезная услуга, доступная на портале – подача заявок на оформление заграничного паспорта.

Организация работы портала также вызывает удивление. Чего стоит хотя бы процедура регистрации, требующая ввода адреса электронной почты и мобильного телефона, а затем отправляющая пароль… по обычной почте. Назвать подобное средоточие фрагментарных и частично функционирующих сервисов услугой довольно сложно. Такое понятие как соглашение об уровне сервиса авторам проекта явно не знакомо. Стоит ли ждать в ближайшее время каких-то принципиальных улучшений – неизвестно, а пока можно только констатировать факт, что реальная польза гражданам от данного портала весьма сомнительна. Это, впрочем, не мешает руководству Минкомсвязи заявлять об успехах в работе правительства по переводу госсуслуг в электронный формат.

Может ли аутсорсинг повысить качество госсуслуг?

Аутсорсинг может выступать одним из способов повышения эффективности деятельности путем сокращения издержек и улучшения качества процессов. При использовании аутсорсинга государственная структура (департамент, подразделение, отдел) частично или полностью передает сторонней организации осуществление каких-либо задач или управление процессами. Основными требованиями к аутсорсерам являются наличие материально-технической базы, необходимой для реализации требуемых задач, соответствующий опыт работы и квалифицированный кадровый состав.

В мировой практике спектр ИТ-функций органов государственной власти, передаваемых на аутсорсинг, чрезвычайно широк – от разработки и внедрения корпоративных информационных систем, обучения и поддержки пользователей до разработки ИТ-стратегии и аутсорсинга всей информационной инфраструктуры. Среди основных критериев целесообразности передачи той или иной функции внешним исполнителям - прецеденты и положительный опыт передачи на аутсорсинг данной функции; наличие рыночных предложений от квалифицированных исполнителей, имеющих практику оказания данных услуг; необходимое соотношение цена-качество на оказываемые услуги; отсутствие рисков утечки конфиденциальной информации.

Предпосылки для внедрения аутсорсинга в органах государственной власти те же, что и для бизнеса. Это необходимость внедрения инновационных решений, получение доступа к новым знаниям и технологиям, улучшение качества услуг и снижение издержек. Аутсорсинг государственных услуг позволяет достичь повышения качества и доступности услуг для потребителей, стимулирует развитие добросовестной конкуренции среди поставщиков, и в целом направлен на повышение эффективности функционирования системы государственного управления.

Нужно отметить, что проблемы с закрытостью, бюрократией и коррупцией в государственных структурах есть не только в России, а (возможно, в меньших масштабах) присущи всем государственным аппаратам. Так или иначе, их приходится решать, и здесь грех не воспользоваться положительным опытом ведущих мировых держав. Например, в США государство отдает большую часть сервисов, связанных с функционированием информационных систем, на аутсорсинг ИТ-компаниям.

Основная задача любого ведомства в данном случае – предоставить стандартизованный интерфейс доступа к своим данным, а ИТ-компании уже сами организуют тот или иной сервис. Отданные на аутсорсинг государственные услуги в рыночных условиях становятся востребованными, поскольку компания-поставщик заинтересована в том, чтобы сервис был полезен и приносил прибыль. При этом финансируемые за счет средств налогоплательщиков сервисы для граждан бесплатны. В США услуги могут оказывать любые ИТ-компании, имеющие необходимые ресурсы и обладающие достаточной квалификацией. Кроме того, правительство поддерживает конкуренцию и выделяет гранты для привлечения небольших компаний, а также создает условия для более широкого использования свободного программного обеспечения.

Судя по мировому опыту, аутсорсинг вполне может способствовать повышению эффективности деятельности госструктур. Однако для его успешного применения в российских реалиях потребуется решить большое число проблем, и в первую очередь – проблему закрытости ведомств. Подрядчики должны иметь возможность договариваться с чиновниками о предоставлении доступа к данным, необходимых для оказания тех или иных услуг. На сегодняшний день отсутствие каких бы то ни было стандартов в области электронного документооборота делает эту задачу практически неразрешимой. Кроме того, если для бизнеса в условиях кризиса основной целью аутсорсинга является сокращение издержек, то для государства основной целью является повышение качества оказываемых услуг за счет использования более эффективных и отвечающих современному уровню развития ИТ. Снизить затраты при помощи аутсорсинга также возможно, но только при условии предоставления аутсорсером большого объема стандартизованных услуг, а для этого в свою очередь необходимо, чтобы рынок услуг ИТ-аутсорсинга достиг определенной зрелости.

В связи с этим напрашивается вывод, что российское государство еще "не доросло" до полноценного аутсорсинга. Пока в стране внедрение информационных технологий является лишь очередным поводом "попилить" бюджет, говорить о повышении эффективности и оптимизации деятельности госструктур не приходится. Вполне вероятно, что очередные инициативы президента и правительства смогут в обозримом будущем сдвинуть процесс с мертвой точки, но быстрых результатов ждать не стоит.

Максим Никитин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS