версия для печати

Есть ли жизнь после социальной карты?

Есть ли жизнь после социальной карты?

Сама идея социальной карты великолепна – создать универсальный инструмент, позволяющий гражданам получать доступ к различным услугам. Но не сразу понятно зачем - ведь у нас уже есть паспорта, водительские удостоверения, пенсионные книжки?

Со времён отмены крепостного права и до полной подушевой выдачи паспортов всем жителям России (СССР) прошло более века. Теперь страшно представить, что ещё в 70-е годы XX в. паспорта в нашей стране были не у всех. В числе униженных находились и, без того ущемлённые со всех сторон, сельские жители, колхозники. Однако быть гражданином, иметь паспорт – это уже не благо, а обыденность. Государству необходимо повышать уровень социальной удовлетворённости своих граждан непрерывно. Именно такой попыткой можно назвать реализуемую многими субъектами РФ программу «Социальная карта» (СК).

Суть СК проста: обеспечить определённую категорию, а в идеале, всех желающих граждан, персонализированными услугами в зависимости от категории. Принадлежность человека к такой категории определяется персональной пластиковой картой, содержащей, помимо ФИО и фотографии, ещё и идентификатор (номер), внесённый в память чипа. Считав информацию с этого чипа организация, обслуживающая гражданина, сможет узнать о перечне необходимых ему услуг, льготах и пр.

Красная книжка

Прообразом СК можно считать паспорт как персональный идентификатор. Конечно, в Древнем мире это должна была быть не многостраничная гербовая книжка, а лишь письмо, но дающее большие полномочия. К примеру, его обладатель имел право беспрепятственного перемещения по территории выдающего его «государства», пересекать границы с сопредельными территориями, давал определённые преимущества в торговле, перевозках, ночлеге и пр. Можно лишь догадываться, что в те далёкие времена служило подтверждением подлинности: сургучная печать, или что-то ещё, но об одном можно сказать определённо: проверить принадлежность документа к лицу, его демонстрирующее, было невозможно. Ни фотографии, ни биометрии…

Советский паспорт образца 1974 г.

С течением времени технологии развивались. Появление печатного станка позволило упростить и облегчить получение любого документа, в том числе, паспорта. Количество привилегированных лиц росло. В Средние века в Европе любой въезд в город, да и простое перемещение по территории государства должно было документально подтверждать личность путешественника. Нагрузка на Дворцовые канцелярии росла, а рост числа грамотного населения открыл путь любому желающему при наличии базовых навыков «рисования» букв открыть свою «юридическую консультацию», занятую выдачей фальшивых документов. Что в свою очередь заставляло «штатных печатников» придумывать всё новые хитрости, дабы усложнить жизнь жуликам.

Приход фотографии существенно сократил количество подпольных паспортных столов, что, однако, при наличии устойчивого спроса на «продукцию», лишь повысило статус отдельных умельцев, обладающих технологиями изготовления поддельных документов «под ключ»: с фотографией и государственной печатью.

С появлением автомобильного и авиатранспорта люди стали активно перемещаться, причём теперь не только внутри своих родных деревень, городов, стран, но и по всему миру. Имеющиеся на тот момент межгосударственные образования, ведающие вопросами перевозок, могли упростить жизнь лишь своим членам, но никак не странам, лишённых этого почётного статуса. Регулярные сбои в обслуживании лиц, ошибки в регистрации данных сводили на нет все усилия правительств хоть как-то сгладить недовольства своих граждан. Возникла необходимость создать новые гибкие механизмы контроля над перемещениями по единым общемировым стандартам. За основу была взята «Международная конвенция о гражданской авиации», подписанная 52 странами 7 декабря 1944года в Чикаго, ставшая известной как «Чикагская конвенция» (Советский союз принял этот документ лишь 1970г.). По условиям Чикагской конвенции, было принято решение создать Организацию Международной Гражданской Авиации (ИКАО), с целью разработки единых правил в области авиаперевозок. Так вот, одной из задач, возложенных на ИКАО в соответствии с Чикагской Конвенцией, стала стандартизация таможенных и иммиграционных процедур, а так же требования к паспортно-визовым документам, которым должны удовлетворять паспорта, выдаваемые во всем мире. Хотя изначально эти требования предъявлялись для лиц, пересекающих границу по воздуху, на основе этих документов стали вырабатываться механизмы для унификации требований к документам граждан, пересекающих границу любым другим способом: по воде и суше. Появился некоторый набор правил (стандартов) для документов, удостоверяющих личность. До появления биометрических паспортов оставался один шаг и какая-то пара десяток лет.

Биометрический паспорт

Биометрия (кстати, ударение на букву «Е», БиомЕтрия) – суть технология распознавания человека, как правило, по физическим чертам. Применимо к паспортам Биометрия выражается в наличии в одной из страниц паспорта микрочипа с памятью, в который занесена цифровая фотография владельца документа, его персональные данные, а так же, иногда данные по отпечаткам пальцев. Что это даёт? Тут преследуются две цели: во-первых, это автоматизация ввода и обработки данных. Обычное бесконтактное считывание памяти чипа, и на мониторе таможенного служащего выдаются все данные о владельце паспорта вплоть до его фотографии, что облегчает верификацию данных и ускоряет рутинное заполнение типовых форм. Во-вторых, это попытка защитить от всё тех же умельцев, штампующих у себя в гараже на одном верстаке паспорта государства Науру, а на другом – Камеруна. До недавнего времени, а на официальных сайтах паспортных служб это продолжает утверждаться, считалось, что биометрические паспорта невозможно подделать. Однако это не так. Нашёлся умелец, успешно считывающий данные с одного паспорта и в точности дублирующий их на другой, получив, таким образом, возможность обмануть автоматизированные системы идентификации личности.

Тем не менее, появление чипа с памятью в паспорте – это лишь первый шаг. Видимо, технологии защиты информации будут, в конце концов, отработаны и достигнут приемлемого уровня «невзламываемости», поживём, увидим. Но, в любом случае, возможность ускоренного прохождения через таможенные посты даёт существенное преимущество перед страхом быть «прочитанным и скопированным» злоумышленником.

Всё идёт к объединению?

Однако вернёмся к социальной карте. Путь её в руки нашим льготникам хоть и не столь продолжителен как у паспорта, но не менее тернист. Сложно сказать, что было бы правильно считать прародителем СК. При некотором приближении можно назвать всё то же, описанное чуть выше, письмо в Древней Персии, наделяющее определёнными правами обладателя оного. Однако временем появления СК именно как инструмента, подтверждающего возможность получения льгот, часто считается начало ХХ века. Тогда в странах Европы и США появление подобных карт было методом снятия социальной напряжённости в период Великой депрессии. Тогда, социальные карты давали возможность определённым типам граждан возвращать часть налогов, получать скидки в медицинском обслуживании.

Фотография времён Великой депрессии

Шло время, принимались всё новые стимулирующие социальное развитие нормативные акты, развивались технологии, появлялись всё новые сферы применения льготных условий обслуживания. И вот теперь, в начале XXI века СК – это унифицированная пластиковая карта, с чипом памяти для получения социальных льгот, и, часто,  с интегрированным банковским счётом в стандартах Visa или Mastercard. Теперь обладатель такой карты может оперативно обслуживаться в регистратурах поликлиник, получать наличные в банкоматах или оплачивать покупки в кассах супермаркетов, проходить через турникеты в метро или наземного транспорта. К примеру, в моём родном Татарстане подобные карты считываются в ручном бесконтактном режиме с помощью кондукторов прямо сквозь авоськи пенсионерок, без необходимости доставать удостоверение.

Но, что особенно приятно, список сервисов растёт! Однако всё же СК надо рассматривать как промежуточный инструмент между простым паспортом, биометрическим загранпаспортом и многофункциональной сервисной картой. Сейчас часто звучат вопросы: зачем столько документов и инструментов? Почему нельзя совместить паспорт и водительские права (открою секрет, в России пока это два разных документа), банковскую карту, ИНН, страховку и пр.? Можно. Наверное, уже через десяток лет этот вопрос будет решён. Даст ли он пользу от простоты использования или ввергнет мир в бардак в случае какого-нибудь информационного саботажа – вновь "покажет время".

Андрей Смирнов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS