[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
Сергей Сапельников

Сергей Сапельников:

Переход к регистрации прав в электронном виде невозможен до внесения необходимых поправок в нормативные правовые акты

На вопросы CNews ответил Сергей Сапельников, заместитель руководителья Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

CNews: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии образована Указом Президента РФ от 28.12.2008 путем объединения Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Как эти события сказались на уровне информационно-технологического обеспечения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии? Какие сложности возникли  в  связи  c  объединением  служб? Какие меры были приняты для их  преодоления?

Сергей Сапельников: Любые организационные преобразования в сфере государственного управления, будь то объединение или разделение, могут считаться целесообразными, если в результате достигаются как минимум две цели – повышение качества оказываемых государственным органом услуг и повышение эффективности работы, в том числе за счет повышения производительности имеющихся ресурсов и снижения издержек в расчете на какой-либо измеритель, например в нашем случае – регистрационное действие. Именно эти цели были положены в основу объединения трех бывших федеральных органов исполнительной власти. То же самое абсолютно справедливо и в части объединения ИТ систем.

На момент начала объединения информационно-технологическое обеспечение трех ведомств находилось на очень разном уровне как по географии распространения и проникновения, так и по используемым технологическим решениям, архитектурам и уровню понимания роли ИТ.  В разных регионах России мы имели как минимум две независимые информационные системы и десятки различных сочетаний систем от разных производителей и версионности. Более того, отличались сами организационные модели ведения кадастра недвижимости и реестра прав. В первом случае мы двигались к жестко централизованной технологии, во втором, в силу законодательных ограничений – децентрализованной. В картографической же отрасли проникновение ИТ находилось на минимальном уровне.

Учитывая такую  разнородность и в технологиях, и в ИТ, прежде всего, была поставлена задача удовлетворения возрастающих потребностей правообладателей и пользователей услуг Росреестра, предоставления новых способов взаимодействия, повышения качества уже существующих. Во вторую и третью очередь необходимо модернизировать имеющиеся учетные и регистрационные процедуры и создать сводный федеральный информационный ресурс, содержащий данные всех трех ранее разделенных отраслей.

В частности, с 1 марта для пользователей услуг Росреестра законодательно предоставлены возможности экс-территориальных запросов информации, взаимодействия с помощью почтовых отправлений и электронное взаимодействие. Для основных услуг кадастра недвижимости созданы все законодательные предпосылки для полного перехода на электронное взаимодействие с заявителями.

Исходя из этого перед Федеральной службой государственной регистрации был поставлен ряд приоритетных задач. Во-первых, разработка подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих новую модель взаимодействия с заявителем и осуществления кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество в рамках одного ведомства. Во-вторых, создание и внедрение универсальной фронт-офисной технологии. В-третьих, создание эффективной единой регистрационно-учетной технологии. И, наконец, создание единого информационного ресурса, содержащего сведения о единой картографической основе, сведения кадастра недвижимости и реестра прав.

Особо подчеркну, что при проведении преобразования Росреестр руководствуется принципами  поэтапности, сохранения действующих механизмов до перехода на единый (объединенный) формат работы, а также обеспечения стабильности функционирования систем в переходный период преобразований. Эти принципы и легли в основу Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (утверждены приказом Министерства экономического развития  № 534 от 18 декабря 2009 г.).

Конечно, поставленные задач очень сложны, а количество одновременно идущих изменений на всех уровнях не имеет исторических аналогов. Мы вынуждены одновременно менять организационную структуру территориальных органов, производить масштабные перемещения кадров, перераспределять полномочия, реализовывать новые способы взаимодействия. И все это на фоне возрастающей несмотря на кризис нагрузки по количеству учетных и регистрационных действий и снижения расходных статей бюджета.

CNews: Как вы оцениваете достигнутый уровень информационного взаимодействия и информатизации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных подразделений?

Сергей Сапельников: С этой точки зрения мы находимся на начальном этапе преобразований, и давать оценку достигнутого уровня пока рановато. Отмечу только, что первые результаты информационного взаимодействия уже ощущают на себе жители более почти сорока регионов России, получившие возможность электронного взаимодействия с Росреестром и использующие возможности сдачи документов в режиме «одного окна».

В Республике Башкортостан и Челябинской области идет опытная эксплуатация единой фронт-офисной системы взаимодействия с заявителем («одно окно»), которая до конца года должна быть внедрена в ряде субъектах РФ.

Для повышения уровня информационного взаимодействия и создания возможности экс-территориальных запросов информации из кадастра недвижимости и реестра прав разработана, апробирована и внедрена уже более чем в 35 регионах Российской Федерации среда гарантированной доставки сообщений и интеграционная шина данных. Этот технологический подход позволяет сохранить уровень сервиса для наших заявителей независимо от тех масштабных изменений в учетно-регистрационных процедурах, которые ждут нас в ближайшее время. Одним из результатов этой работы стал запуск в марте текущего года интернет-портала Росреестра (http://portal.rosreestr.ru), услугами которого уже воспользовались десятки тысяч граждан.

Техническое оснащение регионов, доставшееся в наследство, - от хорошего, по всем параметрам, до, мягко говоря, скромного. Отсюда следует важность решения проблемы перераспределения и закупки недостающего оборудования и переоснащения регионов средствами производства, технические параметры которых соответствуют не только сегодняшним требованиям, но и тем задачам, которые придется решать в недалеком будущем. Учитывая сложности и масштабы преобразований, а также ограниченность материальных ресурсов, работы по переоснащению регионов ведутся поэтапно в соответствии с графиком централизованного ведения государственного кадастра недвижимости.

Параллельно ведется работа по объединению телекоммуникационных сетей, а также по приведению применяемых средств защиты информации к единым стандартам во исполнение Федерального закона № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных».

Чтобы повысить качество внутриведомственного информационного взаимодействия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов была внедрена система электронного документооборота «Босс-Референт:Госуправление», обеспечивающая электронный документооборот как внутри центрального аппарата, так и обмен документами центрального аппарата с территориальными органами и подведомственными организациями. Кроме этого, мы запустили  внутренний интранет-портал Росреестра для оперативного оповещения территориальных органов и подведомственных организаций и сбора необходимой информации. Внедрена  также сеть IP-телефонии.

Но основные усилия сейчас сосредоточены на воплощении масштабных планов по созданию Единой федеральной информационной системы недвижимости (ЕФИСН), которая поднимет качество взаимодействия на принципиально новый уровень.

CNews: По роду своей деятельности Росреестр должен иметь доступ к данным других государственных органов, в частности БТИ, Комзем, ФНС РФ и т.п. Удалось ли вам наладить электронное взаимодействие с этими ведомствами? Какие препятствия пришлось преодолевать на этом пути?

Сергей Сапельников: Росреестр частично пользуется сведениями из информационных ресурсов других государственных органов, но в большей степени является информационным источником для перечисленных организаций.

С другой стороны муниципальные органы власти в соответствии с законодательством должны предоставлять в Росреестр значительный объем информации, в частности о границах муниципальных образований, границах зон с особым территориальным использованием. Для повышения качества информационного взаимодействия в данной сфере разработан сервис электронной «публичной» и муниципальной кадастровой карты, доступной уже по тридцати регионам РФ. В нескольких регионах идет совместный эксперимент по двунаправленному информационному взаимодействию на базе кадастровых карт. По сути – эти проекты можно назвать первыми практическими попытками создать сегмент российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД).

Еще одной очень важной группой для информационного взаимодействия с Росреестром являются «профессиональные» участники рынка недвижимости (органы БТИ, риэлторские компании, финансовые институты, нотариусы, кадастровые инженеры), с которыми Росреестром был заключен ряд соглашений по информационному обмену (во исполнение Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям»). Приведу несколько примеров.

Буквально на днях подписано соглашение об информационном обмене с Федеральной налоговой службой, которое в скором будущем выведет электронное взаимодействие на новый уровень. Предполагается регулярный обмен данными как единым массивом, так и по разовым запросам с помощью web-сервисов. Сведения из реестра прав и кадастра недвижимости необходимы для начисления необходимых налогов, в наши информационные ресурсы направляются сведения о налогопрательщиках, правообладателях недвижимости. Новая технология обмена должна привести к более корректному начислению налогов.

30 декабря 2009 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной нотариальной палатой (ФНП), согласно которому, ФНП обязуется предоставлять доступ по телекоммуникационным каналам связи с помощью web-сервисов  к сведениям, содержащимся в Единой информационной системе ФНП, в частности о действующих нотариусах, отмененных доверенностях и пр.

Росреестр же, в свою очередь, предоставит ФНП авторизованный доступ к автоматизированной информационной системе оказания государственных услуг в учетно-регистрационной сфере в электронном виде (интернет-портал государственных услуг Росреестра). Это даст нотариусам возможность получать сведения об объектах, в отношении которых совершаются нотариальные действия, из ЕГРП в электронной форме. Соглашение также предоставляет нотариусам право пользоваться информационной системой предварительной подготовки документов в электронном виде (ИС ППД) для представления документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для реализации пилотных проектов по новым способам предоставления услуг подписаны соглашения с Татарстаном,  Башкортостаном, Свердловской областью. Идет согласование проекта соглашения с Тверской областью и еще несколькими пилотными регионами, на которых будут отрабатываться электронные способы обмена информацией.

Подчеркну, что многие инновации в информационном взаимодействии Росреестра с потребителями его услуг стали возможны благодаря внесению целого ряда новаторских положений и поправок к нашим базовым законам, вышедшие 1 марта 2010 года. 

Приведу еще несколько цифр, показывающих высокий уровень востребованности новых форм предоставления госуслуг. За первые полгода с момента открытия интернет-портала электронных услуг Росреестр отработал в электронном виде более 230 тысяч запросов о предоставлении сведений из Государственного кадастра недвижимости и несколько тысяч заявлений на постановку объекта на кадастровый учет. В основном, эти запросы были направлены кадастровыми инженерами – наиболее подготовленной группой потребителей государственных услуг.

Конечно, на фоне миллионов таких запросов в год эти цифры пока малы, но это лишь тридцать регионов и, по сути, отладка всех процедурных и технологических моментов. До конца года данная технология будет доступна во всех регионах России.

CNews: В 2007 г. при поддержке Всемирного банка началась реализация проекта «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость». Расскажите, каких результатов удалось добиться в ходе реализации этого проекта на настоящий момент. Какие работы запланированы на ближайшие годы?

Сергей Сапельников: Проект «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» реализуется в соответствии с Соглашением о займе № 4826-RU для финансирования проекта «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» между Российской Федерацией  и Международным банком реконструкции и развития, подписанным  14 сентября 2007 г (соглашение о займе, вступившее в силу с 23 апреля 2008 г., заключено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 461 «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость»).

Конечно, на ход реализации проекта «Развитие системы государственной регистрации  прав на недвижимость» оказали большое влияние проводимые в Росреестре реорганизационные мероприятия, а также начавшееся создание единой системы государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета объектов недвижимости. Так, в отличие от первоначальных задач проекта, в настоящее время его реализация  не сводится  лишь к решению регистрационных вопросов. На данном этапе должны комплексно учитываться вопросы кадастрового учета и государственной регистрации прав в рамках формирования единого  учетно-регистрационного  процесса.

В соответствии с этим, Росреестром проделана большая работа по реструктуризации мероприятий проекта. В частности, сформирована новая система управления проектом:  созданы и активно начали работу межведомственная рабочая группа, оценочные комиссии, тематические группы. Было подписано дополнительное соглашение к Договору поручения между Росреестром, Минфином России и группой реализации проекта.

Также существенно переработан план закупок. Сейчас Росреестром запущены конкурсные процедуры по первоначальным основополагающим работам, таким как разработка стратегии архивного хранения в Росреестре, разработка концепции создания ведомственного центра телефонного обслуживания, анализ имеющихся информационных систем и выработка подходов по созданию единой системы.

Основными задачами Росреестра, которые планируется решить в рамках проекта, являются повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета; унификация административных процедур оказания этих услуг; создание единой федеральной информационной системы в сфере регистрации прав и кадастрового учета; создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающих регистрацию прав и кадастровый учет; разработка и внедрение ориентированных на качество государственных услуг программ подготовки и повышения квалификации сотрудников Росреестра, системы их мотивации; формирование нормативной правовой базы, необходимой для развития и эффективного функционирования единой системы регистрации прав и кадастрового учета.

CNews: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости занималось созданием автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов градостроительной деятельности. Каково текущее состояние дел в сфере создания системы? Какой % территории России внесен к настоящему времени в базы данных единого государственного реестра земель РФ?

Сергей Сапельников: В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии на текущий момент для ведения государственного кадастрового учета земельных участков используется два программных комплекса: АИС ГКН (разработка 2006-2007г.г.) — программный комплекс централизованного кадастрового учета; и ПК ЕГРЗ (разработка 2001-2002 г.г.)  —  программный комплекс децентрализованного кадастрового учета. Для ведения технического учета объектов капитального строительства в программном комплексе АИС ГКН реализован модуль ведения Единого реестра объектов капитального строительства.

В настоящее время осуществляется поэтапный переход на использование программного комплекса АИС ГКН во всех территориальных органах Росреестра, как на наиболее современную информационную систему. ПК АИС ГКН на текущий момент внедрен в 25 субъектах Российской Федерации и в 2010 году запланировано внедрение еще в 12 субъектах. Ведение Единого реестра объектов капитального строительства в АИС ГКН с 2007 года осуществляется в 12 субъектах Российской Федерации.

К настоящему времени практически сто процентов территории Российской Федерации внесено в базы данных единого государственного реестра земель Российской Федерации. На основании этих данных на интернет-портале государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, реализован сервис «Интерактивная кадастровая карта» и ряд иных, смежных сервисов, например предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Когда мы говорим о доле земельных участков, попавших в Государственный кадастр недвижимости, необходимо помнить, что он, в соответствии с законодательством, строится по заявительному принципу. Иными словами, если собственник земельного участка не хочет по каким-либо причинам ставить его на кадастровый учет, либо участок является ранее учтенным , сведений о нем может не быть в ГКН, либо эти сведения не совсем актуальны, например не содержат графического описания или иных реквизитов, которые не требовались в момент постановки на учет. Это обстоятельство не дает сделать кадастр действительно единым и полным на сегодняшний день. Требуется время.

По последним данным Росреестра, кадастровый учет в Российской Федерации покрывает около 80% от общей площади территории страны - около 47 миллионов участков общей площадью более 1,3 миллиарда гектаров. По состоянию на начало 2010 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о более 9,5 миллиона земельных участков категории «земли сельхозназначения» общей площадью более 414,5 миллиона гектаров, более 25,7 миллиона земельных участков категории «земли поселений» общей площадью более 28 миллиона гектаров, более 235,3 тысячи земельных участках категории «земли лесного фонда» общей площадью более 603,2 миллиона гектаров. В рамках «дачной амнистии» кадастровый учет прошли более 1,5 миллиона земельных участков. Общее количество объектов капитального строительства и их частей, прошедших технический учет, составляло более 70 миллионов объектов.

CNews: В какой степени удалось решить задачу создания единой среды электронного обмена документами и сведениями при формировании, инвентаризации, кадастровой оценке, государственном техническом учете объектов градостроительной деятельности, государственном кадастровом учете земельных участков, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также налогообложении недвижимого имущества? Насколько успешно при этом решаются проблемы обеспечения интеграции и взаимодействия наследуемости систем, используемых в деятельности уполномоченных государственных органов и организаций в сфере земельно-имущественных отношений?

Сергей Сапельников: Для осуществления электронного обмена сведениями при формировании инвентаризации, кадастровой оценке и государственном техническом учете объектов капитального строительства разработаны и используются форматы электронных документов на базе XML–схем. Так, в настоящее время в автоматизированной системе государственного кадастра недвижимости широко используется применение электронных документов, таких как Межевой план, Технический паспорт, Кадастровая выписка.

Основные унаследованные информационные системы уже модернизированы и имеют возможность взаимодействовать друг с другом через шину данных с применением средств гарантированой доставки.

В этом году мы должны закончить доработку системы кадастрового учета земельных участков  для учета объектов капитального строитльства и начать процессы миграции данных из существующих систем и архивов организаций технической инвентаризации (БТИ). В этом процессе крайне важно будет организовать обоюдный информационный обмен в виде электронных документов, например технических паспортов объектов капитального строительства.

CNews: В конце 2009 г. состоялось открытие портала госуслуг www.gosuslugi.ru. Услуги, оказываемые вашим ведомством, относятся к числу самых востребованных гражданами и бизнесом. Когда планируется появление первых электронных сервисов, связанных с регистрацией прав собственности на недвижимость? Какие сложности возникают в процессе перехода к оказанию электронных государственных услуг у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии? Почему до сих пор не удалось организовать даже такого простого сервиса как электронная очередь?

Сергей Сапельников: Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет» и Плану перехода на предоставление государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1555-р, Росреестр должен оказывать в первоочередном порядке четыре приоритетные госуслуги: государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП); предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и размещению публичных кадастровых карт в сети интернет; постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Что касается реализации услуги по регистрации прав в электронном виде, то здесь есть серьёзные законодательные ограничения, связанные с обязательным личным участием заявителя в этом процессе, что исключает оказание этой услуги в электронном виде в полном объёме до внесения необходимых поправок в соответствующие нормативные правовые акты.

Остальные три услуги могут оказываться, в том числе, в электронной форме. План перехода к этой форме оказания услуг предусматривает пять этапов от простого списка услуг и перечисления необходимых документов и офисов на первых этапах  до приема и выдачи заявлений в электронной форме на пятом этапе по всей РФ.

Росреестр имеет утвержденный план перехода, предусматривающий поэтапное подключение регионов к данным услугам с функциональным наполнением всех пяти этапов. На сегодня услугами Росреестра в электронной форме могут пользоваться жители более 30 регионов. Как я уже говорил ранее, за полгода нами получено и отработано более 230 тысяч заявлений на выдачу сведений и постановку на кадастровый учет. Технически все готово для запуска услуг по выдаче сведений из Единого государственного реестра прав. Ждем только регистрации Приказа Минэкономразвития в Министерстве юстиции.

Для того чтобы было понятно, насколько эта задача непроста, приведу лишь краткий перечень того, что мы делаем при переходе. Мы создаем сегмент федерализованного ресурса из кадастра и реестра прав, делаем цифровую кадастровую карту, интегрируем системы с помощью шины и среды гарантированной доставки между собой и порталом услуг, налаживаем подъем данных, производим обновление в учетных системах на местах, учим сотрудников работать с ЭЦП и т.д.

Что касается сервиса «электронная очередь» — с 2006-2009 г.г. он был внедрен и использовался в 65 подразделениях Росреестра. Но в прошлом году поставили задачу оснастить этими системами 200 крупнейших офисов по РФ, дополнив функционал видеонаблюдением и выкупив права на систему у производителей. В результате мы добились снижения цены более чем в два раза.

В настоящее время завершён монтаж 190 комплектов автоматизированной информационно-справочной системы взаимодействия с заявителями (АСВЗ), лишь частью которых является сервис «электронная очередь». Изображения с 150 камер видеонаблюдения вы можете увидеть на нашем интернет-портале.

Но скорее всего ваш вопрос состоит в предоставлении сервиса «Предварительной записи на прием» через интернет. Это вопрос нельзя решить просто предоставлением такой возможности (кстати, везде, где функционирует АСВЗ, эта возможность у заявителя есть). Представьте себе, что завтра мы откроем такой сервис на всю Россию... Соответственно те, у кого есть интернет, получат возможность записаться на прием. А что делать тем, у кого нет такой возможности? Но это, допустим, риторический вопрос, но есть и более сложные.

Не секрет, что пропускная способность наших офисов ограничена, и отложенный спрос на услугу довольно существенен. Поэтому открытие записи на прием на четыре месяца вперед не даст позитивного результата. Сначала надо просто ликвидировать очереди как явление. Собственно на это и направлена львиная доля наших усилий. Предоставление возможности электронного взаимодействия – один из используемых методов. Наша цель сделать так, чтобы заявитель шел к нам в офис в самом крайнем случае, а если бы пришел, то был бы обслужен в течение часа. Тогда не будет очереди, тогда можно открыть сервис записи на прием на всю Россию. Поверьте сделать это – задача нескольких месяцев, в отличие от решения проблемы с недостаточной производительностью.

С порталом государственных услуг в настоящий момент мы интегрируем две услуги, которые уже апробированы на портале услуг Росреестра – постановка на кадастровый учет и предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости. Для этого применяются самые современные методы и стандарты интеграции, в частности WSRP (web-service for remote portlets).  Такая технология интеграции позволит соблюсти все требования законодательства и избежать дублирования работ на обеих сторонах. Первая услуга уже работает, вторая должна появиться в сентябре-октябре.

CNews: Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии тесно связана с обработкой большого количества документов. Какая часть из них уже сейчас поступает и обрабатывается в электронном виде? Каковы ваши планы по внедрению систем электронного документооборота и использования ЭЦП?

Сергей Сапельников: Информационное пространство Росреестра объединяет кроме центрального аппарата еще 84 территориальных органа от Калининграда до Камчатки. На данном этапе проходит опытная эксплуатация системы электронного документооборота СЭД «Босс-Референт:Госуправление», реализованной на платформе IBM Lotus.

Обмен документами внутри центрального аппарата на данный момент происходит в электронном виде с использованием сервисов, предоставляемых данной системой. Пока, правда, сохраняется и бумажный документооборот. По мере ввода системы электронного документооборота в промышленную эксплуатацию, доля бумажного документооборота постепенно будет сведена к минимуму.

Аналогичный процесс опытной эксплуатации проходит и во всех территориальных органах Росреестра. Все территориальные органы в той или иной мере имеют связь с центральным аппаратом Службы посредством электронного документооборота.
С 2010 года в Росреестре внедряется новая программа электронного документооборота «СЭД Росреестр», которая предполагает всю служебную переписку с территориальными органами и подведомственными организациями вести в электронном виде по каналам связи, обеспеченными средствами криптографической защиты. Уже с января 2010 года вся корреспонденция, поступающая из Минэкономразвития России, поступает и обрабатывается в электронном виде (в 2009 году в Росреестре установлены две точки доступа к СЭДО Минэкономразвития России). Также вся поступающая корреспонденция подлежит сканированию и одновременно с его поручениями руководства Службы в электронном (сканированном виде) направляется  исполнителям. В настоящее время в центральном аппарате Росреестра в электронном виде обрабатывается 20 % всей служебной корреспонденции.

В апреле 2010 года ФСО России завершила работу по установке в Росреестре двух точек доступа к МЭДО (межведомственный электронный документооборот), которая позволит получать, обрабатывать и направлять служебную корреспонденцию а Аппарат Правительства Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации в электронном виде. В будущем планируется реализация функций управления поручениями и контроля исполнительской дисциплины и согласования документов проводить с использованием ЭЦП.

CNews: В Росреестре должны накапливаться значительные объемы хранимой информации. Эта информация хранится централизованно, в едином электронном хранилище или решение подобной задачи планируется? Какой концепции хранения данных вы придерживаетесь и с чем это связано? Каковы значения объемов и показатели ежегодных темпов увеличения хранимой информации? Как вы видите дальнейшее развитие системы хранения данных в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии?

Сергей Сапельников: В соответствие с возложенными функциями, Росреестр отвечает за ведомственное хранение документов и дальнейшую их передачу на государственное хранение.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющие историческое, культурное, научное, социальное, экономическое и политическое значение, составляют часть Архивного фонда Российской Федерации, являются собственностью государства и подлежат постоянному хранению в Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). До передачи на государственное хранение в ГА РФ эти документы временно, в течение 15 лет, подлежат хранению в Центральном архиве Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Понятно, что большая часть этих документов хранятся в бумажной форме. Но с появлением «де-юро» электронных документов начинает возрастать потребность в организации современных электронных архивов.

 В настоящее время идет разработка стратегии архивного хранения документов Росреестра, которая в том числе предусматривает создание концепции электронного хранения документов. Эта концепция, в частности, предусматривает реорганизацию процесса хранения документов Единого государственного реестра прав на базе возможностей современных информационных технологий и технологий хранения документов, в том числе -  создания и оснащения объединенных центров хранения данных.

Кроме этого, Росреестр создает систему территориальных информационных ресурсов и федерального информационного ресурса в виде хранилища данных с витринами для самых различных целей – от выдачи сведений до отслеживания сроков регистрационных действий, статистики и качества оказания услуг.

CNews: Наличие территориально распределенной структуры предполагает привлечение на условиях аутсорсинга обслуживающих организаций для разработки, внедрения и сопровождения информационных систем. Насколько широко и преимущественно для выполнения каких работ в Росреестре используется аутсорсинг и чем обусловлено такое решение? Какая часть ИТ-затрат уходит на оплату услуг аутсорсеров?

Сергей Сапельников: Применение аутсорсинга вообще вопрос дискуссионный. Если взглянуть на крупнейшие  организации в РФ, то, как правило, применяется смешанная модель, использующая как внутренние, так и внешние компетенции. Мы знаем множество примеров и в госсекторе, и в коммерции. ГНИВЦ ФНС, ГНИВЦ ФТС, Минкомсвязи и ФГУП НИИ «Восход», ОАО «Ситроникс», Ростелеком и приобретение Энвижн Групп. Как правило, базовые технологии, так называемый core-бизнес, контролируются вышеупомянутыми структурами, при создании которых часто привлекаются узкоспециализированные профессиональные команды. Остальные приложения могут разрабатываться любой профессиональной и конкурентной компанией. Эксплуатация, как правило, осуществляется под контролем ГНИВЦов, силами самих государственных служб и внешними подрядчиками, опять же подбираемым по профессионализму.  Не думаю, что применение аутсорсинга зависит от структуры Росреестра.

В составе Росреестра насчитывается более 40 ФГУПов, часть из которых образует целую отрасль (бывшие ФГУПы Роскартографии). Другие, как например ФГУП «ФКЦ «Земля» зарекомендовали себя как высокопрофессиональный сложившийся коллектив, работающий в области разработки и эксплуатации базовых систем в области кадастровой деятельности и обслуживания заявителей.

Вместе с тем, в интересах выполнения запланированных объёмов работ как по разработке, так и по внедрению и сопровождению информационных систем и информационно-технологических комплексов мы привлекаем с профессионального рынка, с учётом требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», лучшие компании.

CNews: Насколько широко и для решения каких задач в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии используется ПО с открытым исходным кодом? Каковы ваши планы по дальнейшему использованию такого ПО?

Сергей Сапельников: В настоящее время для решения задач в Службе используется программное обеспечение с открытым кодом, а именно: серверное ПО на базе операционной системы Linuх, программное обеспечение интеграционной шины. В ближайших планах планируется использовать все больше программного обеспечения с открытым исходным кодом, но выбор того или иного продукта всегда будет производиться с учетом его функциональных возможностей и занимаемой позиции на рынке, а также перспектив развития. Мы ориентируемся на ПО с открытым кодом, но все-таки с элементами коммерческой поддержки, так как мы должны иметь гарантии, что в одночасье команда разбежалась и дальнейшее развитие продукта ложиться на плечи пользователя.

CNews: Решение каких основных задач по использованию современных информационных технологий в деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  намечено на 2010 г. и,  в  перспективе,  на 2011 г.?

Сергей Сапельников: У нас одна основная задача — построение Единой федеральной информационной системы недвижимости. Плановым её решением на этот и последующие годы мы и занимаемся. Задачей по использованию современных информационных технологий в службе на 2010 год является оказание государственных услуг в электронном виде. Ключевыми элементами решения этой задачи являются: «Портал государственных услуг — Недвижимость», интеграционная платформа гарантированной доставки сообщений, Федеральный информационный ресурс.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS