Обзор подготовлен

версия для печати

Машиностроение в России: ИТ идут нарасхват

Машиностроение в России: ИТ идут нарасхват

Машиностроение — один из наиболее инновационных секторов экономики, особо чувствительных к высоким технологиям. Текущий этап информатизации отрасли характеризуется новой "волной" инвестиций в ИТ. По итогам 2006 года затраты машиностроительных предприятий на ИТ возросли более чем в 2,5 раза и превысили 16 млрд руб. 2007 год удержал текущий уровень ИТ-расходов. Возможно, волна ИТ-заказов перерастет в новый виток технологической модернизации отрасли.

Отечественное машиностроение включает три основных сегмента, находящиеся сегодня в совершенно разном положении как по экономическим показателем, так и по уровню информатизации. Это электронная, транспортная и тяжелая промышленность. Предприятии электронной промышленности стали первым сектором машиностроения, в который пришли западные технологии, и отечественная электроника, сохранив старые советские названия, была практически полностью переориентирована на выпуск западной продукции, собираемой на российских заводах из импортируемых комплектующих.

Транспортное машиностроение объединяет довольно разнородные по сути предприятия - автомобилестроение, авиакосмическую промышленность, судостроение. В целом данный сегмент является одним из самых благополучных: военная авиация — традиционная и ключевая статья российского экспорта, а авиационные предприятия ВПК — одни из самых активных заказчиков ИТ-решений. Несколько сложнее ситуация в судостроительной промышленности, а автомобилестроение практически полностью переориентировано на сборку западных марок автомобилей, с высокой "западной" планкой требований к автоматизации производства и управления.

Тяжелое машиностроение — самая кризисная машиностроительная отрасль. В ней можно выделить две группы предприятий — одни медленно, но верно "умирают" - это большая часть станкостроительной и инструментальной промышленности, другие существуют достаточно неплохо, хотя и "по инерции", ориентируясь на традиционных крупных профильных заказчиков с высокой рентабельностью (сырьевые, металлургические отрасли и предприятия энергетики).

Машиностроение является одной из наиболее инновационных секторов экономики, особо чувствительных к высоким технологиям. Реализация предельных возможностей гибкого производства, на принципах которого стараются переоснащать свои мощности ведущие российские компании, требует обеспечения максимальной коррелятивности между потоками данных о состоянии рынка и бизнес-процессами предприятия. Таким образом, гибкое производство оказывается чрезвычайно чувствительным к точности и скорости обработки поступающей рыночной информации. Для этого нужны эффективные системы обработки данных, поэтому ключевым моментом развития промышленных предприятий становится информационно-технологическое обеспечение внутренних бизнес-процессов и внешних производственных связей. Эти задачи решаются за счет внедрения современных ERP, SCM и CRM-систем.

Динамика ИТ-затрат в машиностроении
Динамика ИТ-затрат в машиностроении

Источник: CNews Analytics, 2007

Другой, имеющий самостоятельное значение и требующий отдельного рассмотрения, сегмент высоких технологий — телеком. Средства связи и интегрированность в телекоммуникационную инфраструктуру должны обеспечивать технологическую непрерывность бизнес-процессов, полноту информации и оперативность в принятии решений.

Новая "волна"

Текущий этап информатизации машиностроения характеризуется новой "волной" инвестиций в ИТ. По итогам 2006 года расходы машиностроительных предприятий на ИТ возросли более чем в 2,5 раза. Основной вклад дал инвестиционный виток в транспортном машиностроении, бурный рост в котором вызван в основном активной экспансией на российский рынок западных сборочных производств. Общий объем затрат на ИТ в машиностроении в 2006 году превысил отметку в 16 млрд руб. (+151,3% по отношению к предыдущему году).

Последний, сравнимый по масштабам, всплеск ИТ-затрат на машиностроительных предприятиях был отмечен в 2003 году, когда почти в 7 раз выросли расходы на ИТ-консалтинг, а общий рост затрат на ИТ составил +117,1%. Затем последовало падение ИТ-расходов и только сегодня, спустя три года весьма умеренного роста, наблюдается очередной рост ИТ-затрат. В связи с целым рядом крупных событий, происходящих в российском машиностроении — не только в автомобилестроении, но и в авиационной промышленности (например, создание ОАК), 2007 год удержал взятый в 2006 году уровень ИТ-расходов, хотя темпы будут умеренными — не более 16-17%, иное бы означало, что в отрасли наступили кардинальные перемены и один за другим стали появляться новые крупные ИТ-заказчики. Утверждать подобное пока нет оснований. По итогам 2007 года совокупный объем ИТ-затрат в машиностроении не превысил 18-19 млрд руб.

На фоне ИТ-затрат, затраты на телекоммуникационные услуги в машиностроении довольно скромны. К тому же динамика потребления телекоммуникационных услуг машиностроительными предприятиями очень нестабильна. Так, в 2003 году рост телекоммуникационных затрат составил +167%, 2004 год принес их сокращение (-3,3%), в 2005 году телекоммуникационные затраты вновь возросли на 68,4%, а в 2006 году вновь сократились (-11%). По предварительным оценкам, в 2007 году общий объем затрат на телекоммуникационные услуги составил в машиностроении порядка 3,5-4 млрд руб.

Доля ИТ-затрат машиностроения в общих ИТ-затратах в экономике
Доля ИТ-затрат машиностроения в общих ИТ-затратах в экономике

Источник: CNews Analytics, 2007

Объем ИТ-затрат, приходящийся на машиностроение, составляет в среднесрочном периоде около 5% от общего объема ИТ-затрат в экономике. В 2006 году, с учетом резко выросших расходов, доля машиностроительных предприятий в общих ИТ-затратах в экономике увеличилась до 9,4%. Однако маловероятно, что этот уровень будет держаться долго, поскольку отмеченный в 2006 году рост ИТ-затрат не обеспечен соответствующим ростом валовой добавленной стоимости, темпы роста которой были почти в 7 раз ниже. Имеет место явный "перегрев" спроса на ИТ, скорее всего связанный с очередным этапом строительства одного из импортных сборочных производств. В 2008 году следует ожидать возвращения спроса на ИТ в машиностроении к равновесному уровню в 15-16 млрд руб.

Умеренный, не сопровождающий общий подъем ИТ-затрат, рост расходов машиностроительных предприятий на телекоммуникационные услуги косвенным образом указывает на сохранение деловой активности на прежнем уровне. По сравнению с 2005 годом, доля расходов на телекоммуникационные услуги даже несколько сократилась — с 5,9% в 2005 году до 3,8% в 2006 году.  Таким образом, вряд ли можно говорить о том, что предприятия начинают активно осваивать принципиально новые формы высокотехнологичных услуг — таких, например, как электронная коммерция.

Впрочем, следует иметь ввиду, что отечественное машиностроение активно диверсифицируется, осваивает новые рыночные ниши и производственные направления, что может продлить вторую волну интереса машиностроительных предприятий к ИТ. Например, к 2010 году в России планируется завершить уже запущенный процесс перехода на производство транспортных средств, полностью соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась РФ (ИМО, ИКАО, ЕЭК ООН, ЕВРО-4 и др.).

Отдельные большие задачи ставятся сегодня перед судостроением, в связи с обостряющейся конкуренцией ведущих держав мира за пространство Арктики. В частности, можно отметить начавшиеся в России развертывание производств атомных ледоколов нового поколения для обеспечения перевозок с арктического шельфа и по трассам Севморпути, строительство судов усиленного ледового класса двойного действия на основе двигательного комплекса AZIPOD.

Борьба за пути транзита нефти стимулировала ранее приостановленное развитие производств крупнотоннажных танкеров серии "Балтмакс" и "Босформакс" в целях обеспечения роста экспорта нефтеналивных грузов через Черноморские и Балтийские проливы, производство специализированных судов-газовозов для вывоза углеводородного сырья с Ямала, Сахалина и других месторождений.

Осваивает принципиально новые ниши авиакосмическая промышленность, предлагающая коммерческие серийные разработки аппаратного и программного обеспечения информатизации других, доселе никак не связанных с высокими технологиями, отраслей, таких как, например, служба такси. Сегодня известны разработки в области систем GPRS концерна "Сухой". Отечественная электронная и авиакосмическая промышленность в значительной степени обеспечивает разработку систем по обеспечению геопозиционирования транспортных средств и аварийной сигнализации, диспетчерских систем навигации и связи, систем навигации и мониторинга мобильных объектов на основе спутниковой GPS-навигации, подвижной сотовой GSM-связи, электронной картографии и т.д. Не стоит забывать и о ГЛОНАСС — российском "сверхпроекте", в котором заняты ключевые отечественные предприятия авиакосмической и электронной промышленности.  Так что наметившаяся волна ИТ-заказов имеет некоторые шансы перерасти в новый виток технологической модернизации российского машиностроения, наполненного принципиально новыми заказами и, после длительного бездействия, открывающего новые производства.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS