[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати

В российском машиностроении проходит ИТ-ликбез

В российском машиностроении проходит ИТ-ликбез

Автоматизация технологических процессов в машиностроении связана с внедрением сложных комплексных ИТ-решений. Однако эффективность работы системы напрямую зависит от умения рядового сотрудника использовать ее преимущества в своей работе. По этой причине машиностроение лидирует по затратам на ИТ-обучение среди других отраслей промышленности.

В структуре ИТ-затрат предприятий машиностроения резко выражены расходы на приобретение АО (63,5% против 46,3% по экономике в целом). При этом относительные доли расходов на ПО и ИТ-услуги несколько занижены по сравнению с ситуацией в средем по экономике. Так, доля затрат на ПО в машиностроении составляет 12,2%, тогда как по экономике в целом – почти 18%. Аналогичные показатели по затратам на ИТ-услуги – 16,2% и 22,4% соответственно. Наконец, в машиностроении почти в 2 раза ниже доля средств, направляемых на развитие внутренних ИТ-отделов (6,4% против 12,2% по экономике). И, наоборот, процент вложений предприятий сектора в ИТ-обучение сотрудников выше, чем в среднем по экономике (1,7% против 1,3%).

Структура ИТ-затрат в машиностроении, 2007

Структура ИТ-затрат в машиностроении, 2007 Структура ИТ-затрат в машиностроении, 2007

Источник: CNews Analytics, 2007

Машиностроительные предприятия тратят большую, нежели другие отрасли, долю ИТ-бюджета на обучение сотрудников, при этом экономя на финансировании внутренних ИТ-служб. Данная ситуация понятна. В связи со сложностью технологических процессов, требующих серьезных проектов по системной интеграции и внедрению, отказываться от услуг специально подготовленных внешних ИТ-специалистов и переводить соответствующие задачи на ИТ-отделы не представляется возможным, поэтому "ударные" инвестиции в развитие ИТ-служб не требуются.

Понятна и завышенная доля расходов на ИТ-обучение работников, так как эффективность внедренной системы напрямую зависит от умения рядового сотрудника предприятия – будь то рабочий, инженер, бухгалтер или клерк – использовать преимущества внедренной ИС в своей работе. Сложность производства и ИТ-инфраструктуры заставляет активно "подтягивать" персонал до соответствующего уровня.

Ситуация с политикой в сфере ИТ-услуг проясняется после анализа структурной динамики информатизации машиностроения.

Динамика затрат на ИТ-услуги: внешние и внутренние
Динамика затрат на ИТ-услуги: внешние и внутренние

Источник: CNews Analytics, 2007

Более или менее устойчивая структура ИТ-затрат в машиностроении сформировалась в 2004 году. В ней на первом месте со значительным перевесом в затратах стоят закупки АО (около 60% всех затрат), на втором – заказ услуг по системной интеграции (порядка 18%), на третьем – закупки ПО (около 12%) и на последнем – внутренние ИТ-затраты (менее 10%).

С 2004 года одновременно снижаются доли расходов на ПО (с 17,5% до 12,2% в 2007 году) и ИТ-услуги (с 9,2% до 6,4%). Таким образом, очевидно завершение основного цикла реструктуризации, формирования ИТ-концепций, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Появление новых производств, казалось бы нуждающихся именно в этой, нематериальной стороне информатизации, не ломает тем не менее общей тенденции. Новые, большей частью импортированные, производства создаются по готовым "шаблонам" - не существует отдельного специального этапа, когда интеграторов используют именно как аудиторов и консультантов, как специалистов, проводящих системную реструктуризацию бизнес-процессов. Так было, например, при появлении в оборонном секторе новых интегрированных структур, что в первую очередь требует комплексной перестройки бизнес-процессов вошедших в холдинг предприятий, с последующей их информационной увязкой, что отражалось в увеличении расходов на аудит и консалтинг и во временной приостановке затрат на АО и ПО, так как изначально не была понятна вся схема ИТ-инфраструктуры.

Напротив, ИТ-концепции предприятий заготовлены заранее, и интеграторы выполняют в основном техническую работу по реализации уже готовых замыслов. Поэтому рост затрат на ИТ-услуги и ПО сопровождается одновременным ростом затрат на АО. "Новые" производства, повторим, строятся сразу, по заранее готовым ИТ-рецептам. Сегодня именно они создают общий тренд структурно-технологических сдвигов в информатизации машиностроения.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS