[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен

версия для печати
Павел Брук
Autodesk

Павел Брук:

Рост продаж «тяжелых» САПР, по сравнению с «легкими» и «средними», незначителен

О тенденциях на российском рынке систем автоматизированного проектирования, о соотношении спроса предприятий на САПР различной функциональности и масштаба, о правомерности применения концепции PLM при современном уровне развития бизнес-процессов отечественных заказчиков промышленного сектора в интервью CNews рассказал Павел Брук, директор направления «Машиностроение» российского представительства Autodesk.

CNews: Какие изменения вы отмечаете за последний год на российском рынке CAD/CAЕ систем для промышленных предприятий?

Павел Брук: В последнее время многие западные аналитики, работающие на рынке CAD/CAE, заговорили о стирании грани между САПР высокого и среднего уровня. На мой взгляд, эта тенденция стала достаточно заметно проявляться и на российском рынке. Мы наблюдаем серьезный рост заинтересованности заказчиков в САПР именно среднего уровня, потому что по ценовым параметрам подобные решения являются очень доступными, а с точки зрения моделирования в них присутствует практически вся функциональность дорогих систем.

Вторая тенденция, характерная для российского рынка САПР — это рост заинтересованности компаний в лицензионных продуктах. У предприятий растет понимание того, какие преимущества от работы в лицензионном ПО они получают, возникает понимание САПР как одного из основных инструментов, за который, в общем-то, надо платить.

Помимо перечисленных изменений, стоит сказать про продолжающийся быстрый рост рынка. Хорошие показатели были достигнуты за счет начавшегося процесса лицензирования, но огромную  роль сыграли и такие факторы, как улучшение экономической ситуации в промышленности в целом и в машиностроении в частности, усиление роли государства в процессах технического перевооружения машиностроительных предприятий и т.д. В прошлом году, по нашим оценкам, объем российского рынка САПР составил порядка $50 млн, в этом году он будет где-то на уровне $70-80 млн. Бизнес Autodesk в прошедшем году рос значительно быстрее рынка (в 2,5-3 раза) во многом за счет сектора машиностроения: в несколько раз выросли продажи, резко вырос спрос на вертикальные и специализированные решения, например, на электротехнические САПР — AutoCAD Electrical.

CNews: Как изменяется спрос на САПР со стороны машиностроительных предприятий? Какая функциональность наиболее востребована в отрасли сегодня?

Павел Брук: В целом предприятия в последние годы начали более реалистично оценивать свои потребности. Сегодня они понимают, сколько лицензий какого именно продукта им необходимо, для каких задач и на каких проектах. И это весьма позитивный момент, потому что с такими заказчиками вендорам удобнее и приятнее работать.

Основным фокусом для машиностроительных предприятий сегодня стала функциональность САПР в области решения инженерных задач (процесс предварительного проектирования, непосредственно проектирования и подготовки производства). Средства, позволяющие эффективно  обеспечивать автоматизацию этих этапов, пользуются наибольшим спросом на данный момент, что вполне объяснимо: в ходе подобной деятельности создается внешний и внутренний облик будущих изделий, появляются новые, инновационные идеи и, соответственно, формируются конкурентные преимущества. И это очень правильный подход, поскольку это говорит о том, что предприятия четко понимают свои потребности и видят способы решения своих задач.

CNews: Какой сегмент рынка САПР развивается наиболее динамично в настоящий момент?

1 |

Павел Брук: Рост продаж «тяжелых» САПР, по сравнению с «легкими» и «средними», незначителен

Павел Брук: Это, безусловно, автоматизация процессов проектирования, о которой я уже упоминал. Внутри этого сегмента наиболее активно развивается направление, касающееся создания «начинки» цифровых прототипов (прокладка трубопроводов, электрических кабелей и жгутов, расчеты на прочность, книматические и динамические расчеты). Вся эта информация необходима инженеру, чтобы еще до создания физического прототипа изделия оценить, насколько оно будет удобно и надежно в эксплуатации, насколько ремонтопригодно и эстетично, в какой степени будет отвечать требованиям рынка. Все эти критерии предприятия могут оценить с помощью технологии цифрового прототипа компании Autodesk в виртуальной среде, экономя при этом значительные средства. Мы предлагаем полный спектр решений, которые относятся к этому востребованному сегменту.

CNews: Можно ли говорить о специфике потребления САПР в России — по сравнению с другими региональными рынками?

Павел Брук: Я остаюсь сторонником того, что в России не существует каких-то особенных факторов, способных помешать использованию тех или иных систем для решения инженерных проблем. Безусловно, одним из основных критериев пригодности использования программного продукта для определенного рынка является локализация данной системы и приведение ее в соответствие с принятыми на локальном рынке стандартами. Важно также наличие соответствующих библиотек с наборами данных, которые характерны для каждой отрасли промышленности. Autodesk вкладывает значительные средства в локализацию и «кантрификацию» (от английского слова country — страна) своих продуктов для российского рынка. Вначале мы всегда доводим свои решения до соответствия местным стандартам, и лишь затем выпускаем их на рынок.

В соответствии с этими принципами в 2007 году, например, на российский рынок была выпущена система AutoCAD Electrical. Первым шагом была именно локализация, вторым — дополнение российскими шаблонами документов, отчетов, чертежей, существующими стандартами, библиотеками. И только после этого система вышла на рынок. Всего за полгода продаж AutoCAD Electrical у нас уже появилось несколько сотен клиентов, что подтверждает правильность и эффективность данного подхода.

CNews: Насколько востребованы в России «тяжелые» САПР, по вашим наблюдениям?

Павел Брук: Конечно, так называемые «тяжелые» САПР всегда будут востребованы, поскольку существуют задачи, где эти решения оказываются вне конкуренции. Но сегодня к предприятиям приходит понимание, что нельзя абсолютно все свои задачи пытаться решить посредством таких систем. Это экономически неэффективно и нецелесообразно: во-первых, стоимость владения такими системами очень высока, а во-вторых, при таком подходе они будут использоваться максимум на 10-15%. Еще раз отмечу — да, безусловно, есть ниши, где «тяжелые» САПР нужны, но этих ниш не так много. И это понимает уже большинство пользователей и руководителей ИТ-отделов.

Мы видим фактическое подтверждение этим словам в виде очень незначительного роста продаж лицензий «тяжелых» САПР по сравнению с «легкими» и «средними» — поскольку рынок уже насыщен. Большинство задач предприятий в области автоматизации должны закрываться более доступными и эффективными средствами, и лишь 5-10% задач должны решаться посредством «тяжелых» САПР.

CNews: Существует ли на самом деле противопоставление концепции PLM и рынка массовых САПР?

Павел Брук: В начале самое главное: мы не отрицаем всего того, что описывается в концепции PLM. Вся проблема состоит в том, что порой предприятия замахиваются на глобальные системы, не решив при этом своих локальных проблем в инженерной области. К реализации PLM есть смысл приступать, если все процессы отлажены и хорошо работают. PLM — это целая идеология, которая описывает переход и преобразование всей информации об изделии от концепции до сервисного обслуживания, эксплуатации и утилизации. И осуществить это преобразование информации без каких-либо потерь, с возможностью отследить, как она изменяется, сохранив при этом полную историю этих изменений. Если хоть в каком-то звене этой цепочки не все в порядке, то смысл использования такой концепции пропадает. Поэтому прежде чем задумываться о PLM, нужно иметь четко отлаженные бизнес-процессы на каждом отдельном этапе (концептуального проектирования, рабочего проектирования, подготовки производства и т.д.). До тех пор, пока они на всех этапах не отработаны и не автоматизированы с помощью САПР, ни о каком PLM на предприятии смысла разговаривать нет.

Системные интеграторы и вендоры, которые предлагают предприятиям систему PLM без предварительного серьезного, вдумчивого решения описанных выше задач фактически предлагают прокатиться на автомобиле, у которого нет колес. Я знаю уже достаточно много примеров, когда крупные предприятия, услышав красивые слова про жизненный цикл изделия и всеобщую «PLM-изацию», вкладывают очень большие деньги в такие системы и в результате оказываются перед необходимостью через год вложить еще в 10 раз больше для того, чтобы это все заработало. К сожалению, я вынужден констатировать тот факт, что у нас PLM из серьезной концепции превратилась в моду. Все об этом говорят, но никто толком не знает, что это такое.

CNews: Насколько САПР может помочь подъему российского автопрома, по вашему мнению?

Павел Брук: Автопром — это область, которой в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания. Это не значит, что мы не умеем делать машины. Просто любая отрасль испытывает определенную рыночную зависимость. И если находятся покупатели на низкокачественные «Жигули» с дизайном 30-летней давности, то у предприятия нет и не будет никакого стимула что-то менять.

Российский автопром использует самые разные САПР, но на первый план должны выйти решения, которые будут влиять на внешний облик будущего автомобиля. Система, которая есть у нас — Autodesk AliasStudio — практически единственная в области промышленного дизайна. Она используется всеми известными мировыми автомобильными компаниями и помогает еще до начала проектирования увидеть, как будет выглядеть реальный автомобиль. В 2007 году мы вывели эту систему на российский рынок, и у нее уже появилось несколько заказчиков. Так что мы надеемся, что с нашей помощью и с помощью дизайнеров, которые сейчас приходят в автопром, в ней произойдут перемены. А классические САПР помогут обеспечивать взаимодействие проектировщиков с промышленными дизайнерами.

Но вот с точки зрения качества автомобилей, к сожалению, САПР — не панацея. Причины низкого качества — это не только устаревшие технологии и бумажная конструкторская документация. Безусловно, какие-то задачи (например, сокращение количества ошибок, сокращение проблем при подготовке к производству) можно решить при помощи САПР. Но вот вопросы культуры проектирования и производства — это прерогатива руководства автозаводов. Это комплексный вопрос, который связан со многими факторами. Западные производители уже давно применяют разработанные технологии управления качеством, например, «шесть сигм», но я уверен, что в перспективе наши автомобилестроители смогут преодолеть кризис и порадовать нас новыми, красивыми и качественными автомобилями.

CNews: Какие еще российские вертикальные рынки, помимо машиностроения, сегодня в наибольшей степени заинтересованы в автоматизированных системах проектирования?

Павел Брук: Безусловно, в России наблюдается подъем не только в машиностроительной отрасли. Мы наблюдаем постоянно растущий спрос на наши решения в области проектирования зданий и сооружений, в области анимации, обработки видео-изображений и т.д. На мой взгляд, системы автоматизированного проектирования потребуются в каждой отрасли, где будет подъем, где будут инвестиции. Практически любое современное изделие, здание, сооружение сделано с помощью продуктов Autodesk. Мы предлагаем решения, без которых невозможно что-либо спроектировать или построить.

CNews: В каких отраслях вы планируете развивать свой бизнес в 2008 году?

Павел Брук: Если коротко ответить на этот вопрос, то я бы сказал, — во всех. У нас очень амбициозные планы на ближайший год  по развитию присутствия Autodesk в СНГ. За 2007 год число сотрудников московского офиса выросло в три раза. В следующем году их будет еще больше. Очень большие инвестиции идут в российский рынок со стороны головного офиса Autodesk — маркетинговые мероприятия, вывод новых продуктов на рынок. В 2008 году для отрасли машиностроения мы планируем выпустить минимум три новых продукта из тех, которые еще не были представлены в локализованном, кантрифицированном виде на российском рынке.

Хочется отметить, что именно машиностроительное направление Autodesk в уходящем году развивалось наиболее динамично. У нас сейчас сформировалась очень опытная и работоспособная команда, которая готова еще больше увеличить объемы бизнеса и обеспечить популярность продуктов Autodesk в секторе машиностроения.

Основными сегментами в этой отрасли для нас являются транспортное машиностроение, производство промышленного оборудования, станкостроение, приборостроение, производство оборудования для зданий и сооружений, тяжелая промышленность, производство товаров народного потребления. В наших планах на 2008 год серьезное взаимодействие с предприятиями военно-промышленного комплекса, которые очень динамично развиваются,  инвестируют в техническое перевооружение и получают хорошее финансирование от государства. Мы планируем участие во многих международных выставках, касающихся вооружения и военно-промышленного комплекса. Безусловно, мы будем в дальнейшем инвестировать значительные средства в развитие своего канала продаж. Наши партнеры — это люди, которые не просто продают наши продукты, но и занимаются обучением, оказывают помощь во внедрении, решают насущные проблемы заказчиков.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS