[an error occurred while processing this directive]

Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Александр Тукунов: Запросы страховщиков в области ИТ становятся конкретнее и избирательнее

Александр ТукуновНа вопросы CNews ответил Александр Тукунов, директор по развитию бизнеса компании TopS Business Integrator.

CNews: Как вы оцениваете динамику информатизации отечественного страхового сектора в последние годы?

Александр Тукунов: Я бы предложил судить о динамике информатизации страховой индустрии по содержанию запросов, с которыми страховые компании обращаются к нам. За последние два-три года такие запросы приобрели качественно другой характер. Несколько лет назад мы сталкивались с тем, что заказчики зачастую не могли сформулировать свои требования и указать, какова очередность решения их проблем с точки зрения автоматизации страхового бизнеса. В то время можно было наблюдать волну крупных тендеров на создание комплексных систем стоимостью в миллионы долларов, большинство из которых практически ничем не закончилось.

Сегодня заказчик понимает, что корпоративная система состоит из нескольких частей. Если, например, финансовый и бухгалтерский блоки у него автоматизированы и, в принципе, удовлетворяют бизнес пользователей, то он осознает, что в модернизации нуждается не вся система в целом, а только отдельные ее компоненты. Соответственно, запросы такого заказчика стали более конкретными. То есть, сфера информационных технологий страховой индустрии становится более зрелой, и это является проявлением динамики.

CNews: Насколько изменились за последние несколько лет подходы страховщиков к построению ИТ-стратегий?

Александр Тукунов: Можно только по косвенным признакам констатировать, что у многих страховых компаний появились документы, отражающие ИТ-стратегию. Мне лично известно всего несколько случаев, когда разработкой ИТ-стратегии для страховой компании занимались ИТ-консультанты. Примером могут быть «АльфаСтрахование», «Ингосстрах» и «Росгосстрах».

С другой стороны, избирательность и конкретность запросов, с которыми страховщики в последнее время обращаются к разработчикам ИТ-решений, говорят о том, что эти запросы планируются и продумываются, то есть в их основе лежит стратегия информационного развития. Это говорит о том, что внутри компаний задумываются и о концептуальной архитектуре единой системы, и о приоритетах инвестирования в сферу ИТ, что является ключевыми элементами ИТ-стратегии.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые ИТ-потребности российских страховых компаний на данный момент?

Александр Тукунов: Три года назад мне лично пришлось столкнуться с крупной страховой компанией, которая вела страховой учет на уровне Excel и Access файлов. Более прогрессивные компании в то время пытались автоматизировать страховой учет, для чего использовались доработки бухгалтерских систем, таких как Парус и 1С, позволяющие учитывать страховые операции. То есть, требования к автоматизации страхового бизнеса ограничивались необходимостью формирования соответствующих бухгалтерских проводок и регламентной отчетности. При этом зачастую не ставилась задача поддержки всего цикла продажи страхового продукта клиенту или урегулирования убытка. Системы ориентировались на учет уже заключенных договоров и сохраняли основные данные, необходимые для создания бухгалтерских проводок.

Определенным стимулом к развитию информационных систем для страхового бизнеса стало введение ОСАГО, как обязательного вида страхования, что потребовало учета большого числа параметров заключенных договоров страхования и урегулированных убытков. Появи-лись дополнительные требования по отчетности в Минфине и РСА по всем страховым опе-рациям. Большинство крупных страховых компаний за это время либо доработали свои системы до требований рынка, либо закупили новые. Можно сказать, что в таких компаниях на сегодняшний день область, связанная со страховым учетом, автоматизирована в достаточной степени.

В настоящее время я бы выделил три ключевых зоны потребностей страховых компаний с точки зрения ИТ. Во-первых, это CRM-системы. Расширение страхового рынка, а также из-менение структуры клиентской базы (все больше физических лиц обращаются в страховые компании), требует совершенно иного подхода к работе с клиентом. В этом случае сложно обойтись без CRM-системы. Кроме того, внедрение CRM позволяет оптимизировать и унифицировать работу агентов по продажам. Но самое главное, что CRM позволяет компании сохранять детальную информацию о клиентской базе, чего не делают системы, выполняющие только учетные функции.

Во-вторых, возросла потребность компаний в страховой аналитике или управленческом учете. Аналитические подсистемы являются тем инструментом, который позволяет сравнивать себя со своими конкурентами, выявлять узкие места в работе компании. Такие системы позволяют анализировать информацию, собранную из страховых, финансовых, бухгалтерских систем и CRM-систем, в разрезе различных аналитических признаков, делать отчеты и моделировать свою деятельность.

Третьим направлением, которое только начинает развиваться, является управление инвестициями. Источником дохода у страховых компаний становится управление инвестициями и размещение денежных сумм в виде доходных инструментов, которые приносят дополнительную прибыль. ИТ может соответствующим образом поддержать здесь бизнес.

CNews: Какие методы построения архитектуры КИС для страховщика считаются сейчас наиболее актуальными на рынке?

Александр Тукунов: Два-три года назад перед многими компаниями стоял выбор - создавать систему на базе одного универсального приложения, которое бы охватывало все важные функциональные области компании, либо интегрировать набор различных решений. Три года назад я изучал ситуацию в сфере ИТ ряда западных страховых компаний и не нашел специализированного пакета, который бы успешно автоматизировал одновременно страхование и финансы.

В настоящий момент многие крупнейшие компании, с которыми мы работаем, понимают преимущества альтернативного подхода, при котором для каждой крупной функциональной области (например, страхование, финансы, управление персоналом) выбирается решение, наиболее полное по функциональности, и корпоративная система создается за счет интеграции нескольких бизнес-приложений.

Когда мы работаем со страховыми компаниями, то предлагаем наиболее адекватные для них решения в каждой функциональной области и пытаемся их интегрировать. Так, например, у нас есть проекты, в которых мы страховую систему интегрировали и с Парусом, и с 1С, и с Microsoft Navision и с Oracle e-Business Suite. В частности, такой «покомпонентный» подход к созданию или модернизации корпоративной системы снижает проектные риски, потому что достаточно сложно переходить одномоментно на новую систему, если в это дело вовлечена чуть ли не вся компания.

CNews: Каким образом, из вашей практики, решается проблема обеспечения непрерывности бизнес-процессов при переходе на новые системы?

Александр Тукунов: По этому вопросу я бы рассмотрел два ключевых аспекта. Первый связан с понятием сквозных бизнес-процессов и интеграцией приложений в рамках корпоративной системы страховой компании. Второй - с обеспечением непрерывности бизнеса при переходе на новую систему, сохранением исторических данных или, другими словами, миграцией этих данных.

Если архитектура системы строится на основе нескольких приложений, то нам нужно понимать, каким образом различные приложения будут обеспечивать непрерывность бизнеса. Например, когда с клиентом заключается договор страхования, факт подписания договора в первую очередь находит отражение в страховой системе. Буквально через несколько минут клиент может подойти к окну кассы и оплатить страховую премию по этому договору. Это означает, что если кассовые операции поддерживает другое приложение (финансовая или бухгалтерская система), то информация о заключении договора должна быть и в ней. Иначе будет не понятно, что это за платеж, и к чему он должен быть отнесен. Для того чтобы обеспечить работу корпоративной системы необходимо реализовать, в рамках интеграции приложений, сквозные бизнеспроцессы и соответствующий обмен данных.

При переходе на новую систему необходимо обеспечить в первую очередь целостность данных и правильное их отображение в новой системе. Миграция исторических данных — важный аспект и достаточно тяжелая техническая работа, необходимая для обеспечения непрерывности бизнеса при смене систем. Для финансовой области это в меньшей степени актуально, потому что обычно переход на новую систему осуществляют в начале финансового года, и в нее заносят остатки по счетам. В случае страхового учета практически всю историю страховых операций необходимо переносить в новую систему. Могу сказать, что эти проблемы нами успешно решаются в рамках наших проектов, при помощи специальных конверторов, обеспечивающих миграцию исторических данных.

Большой проблемой при миграции является неполнота исторических данных. Современные приложения обладают большей функциональностью, и данных из старых систем может не хватать для корректного описания объекта в новой системе. Основная задача в таких ситуациях — принять необходимые допущения или ограничения при миграции исторических данных в новую систему.

CNews: Наиболее острой проблемой для финансового сектора в целом сегодня называют интеграцию разрозненных приложений. Существуют ли адекватные российские разработки в этой области?

Александр Тукунов: В качестве инструментов, обеспечивающих интеграцию, обычно используются решения от ведущих производителей ПО, таких например, как IBM, Мicrosoft, Oracle. Мне не приходилось сталкиваться с аналогичными российскими разработками.

Суть проблемы интеграции не столько в используемых инструментах интеграции, сколько в самом решении интеграции приложений, и в том, какие при этом возникают сложности. Могу сказать, что мы, выполняя в рамках своих проектов интеграцию бизнес-приложений, всегда начинаем с бизнес постановки задачи. Технологии — на втором плане. В первую очередь необходимо понять, какие бизнес-процессы должны быть проинтегрированы. То есть, какие шаги бизнес-процессов начинаются в одном приложении, и заканчиваются в другом. Прописывая эти сквозные бизнес-процессы, мы одновременно с нашими заказчиками решаем, какие данные должны передаваться из системы в систему. Половина работы и успеха состоит в том, чтобы корректно определить процессы и данные, которыми должны обмениваться при-ложения. После этого идет техническое проектирование, выбор технологий и режима интеграции.

CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы TopS BI для страхового сектора в последние годы?

Александр Тукунов: Среди проектов, реализованных нами на рынке, одним из наиболее значимых, наверно, является «Росгосстрах». Для этой компании были выполнены работы по созданию «АРМ Страховщика» для поддержки основной деятельности компании и всей ее филиальной сети. Также проводилась автоматизация ОСАГО и страхования жизни. Был осуществлен проект по разработке и внедрению единой подсистемы нормативно-справочной информации в рамках всей компании. Работу с «Росгосстрахом» мы рассматриваем в аспекте стратегического партнерства.

В «Росно» мы внедряли ERP-систему Oracle E-Business Suite. Основной задачей проекта яв-лялась автоматизация бухгалтерского учета по международным стандартам с целью обеспечения поддержки закрытия периода и формирования отчетности по международным стан-дартам в сжатые календарные сроки.

Среди текущих проектов необходимо отметить сотрудничество с «АльфаСтрахованием». Мы заканчиваем 1-ю стадию проекта по созданию интегрированного решения, которое планиру-ется ввести в эксплуатацию этим летом. Решение включает в себя страховую систему на базе пакета UNICUS, систему управленческого учета на базе Oracle e-Business Suite, аналитическую подсистему; предусмотрена интегрирация внедряемых решений с используемой в страховой компании бухгалтерской системой Парус.

Масштабный проект мы сейчас реализуем для компании «Югория». В качестве страховой учетной системы будет использоваться UNICUS, а Oracle в качестве бухгалтерской системы заменит 1С, которая работает в компании в настоящее время. Подготовить системы UNICUS и Oracle к внедрению в головном офисе компании «Югория» мы предполагаем к концу этого года, а затем будет происходить тиражирование и замена систем 1С в филиалах.

Интересная работа у нас с «Ингосстрахом», где мы создаем систему бюджетирования на базе продукта Oracle Financial Analyzer. Первый этап, связанный с созданием методологической основы практически завершен. Сейчас мы уже приступили ко второму этапу работы и про-изводим установку и настройку программного продукта.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы информатизации в российском страховании?

Александр Тукунов: Основной тенденцией в развитии сферы ИТ в страховых компаниях можно назвать переход от чисто учетных к комплексным системам, которые поддерживают страховой бизнес в целом.

Современные страховые системы должны учитывать все этапы продажи страхового продукта, начиная от маркетинговых исследований, сегментации клиентов, первого обращение клиента, полного цикла согласования договора с подключением андеррайтеров, перестраховщиков, и заканчивая фиксацией всех параметров согласованного, заключенного договора в системе с передачей данных в ту же бухгалтерию.

Мы как компания, которая работает сфере ИТ, ожидаем, что страховые компании будут обращаться к нам за комплексными решениями, которые будут максимально поддерживать страховой бизнес.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS