[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Прогноз развития российского рынка ИТ-услуг на ближайшую перспективу

Отечественный рынок ИТ-услуг в ближайшие годы может развиваться по двум альтернативным траекториям — длительное нахождение в состоянии насыщения, либо новый виток роста. Четко выраженная стратегия государства на самоинформатизацию, вероятно, станет стимулом для многих предприятий заказывать ИТ-услуги, что обеспечит позитивную динамику рынка на несколько лет вперед.

Будущее любого рынка, а тем более такого быстро растущего, как рынок информационных технологий, всегда зависит от множества факторов. Любое же прогнозирование — это всегда сужение на основе ограниченной группы факторов, которые на данном этапе развития можно считать ключевыми. Однако ситуация на рынке развивается во времени по неустойчивым траекториям. Следовательно, малое возмущение или же фактор, который сегодня может казаться нам малозначительным, завтра вполне в состоянии перевернуть картину будущего. Тем не менее, постараемся выделить ту группу факторов и тенденции, которые именно в данный момент представляются наиболее влиятельными, исходя из имеющейся на сегодня информации.

Стабилизация — что дальше?

Первая очевидная тенденция — это насыщение ИТ-рынка, выразившееся в стабилизации темпов его роста на уровне порядка 34% в год. Если рынок преодолел путь к вершине быстрее, чем ожидалось, а сейчас лишь "подтягивается" к ней, делая заключительные шаги, то для того, чтобы, дойдя до "вершины", не упасть и не остаться надолго в стационарном состоянии, нужны весьма и весьма сильные стимулы. Главным стимулом роста любого рынка почти всегда является приток большого количества денег. Деньги на ИТ-рынок поставляют заказчики ИТ-услуг. У заказчиков деньги появляются в результате хорошей конъюнктуры на других рынках, а конъюнктура, как известно, зависит у нас от нефти и валютной политики. Стало быть, будет дорогая нефть, будут и деньги? Не совсем так. Похоже, то, что ИТ-рынок мог получить из нефтяных денег, он уже получил, следовательно, его развитие будет зависеть от ситуации в несырьевых отраслях. К сожалению, пока нельзя утверждать, что несырьевые отрасли в состоянии развиваться настолько интенсивно, чтобы привнести много денег на ИТ-рынок.

Но кто сказал, что развитие должно состоять только в росте оборотов? Быть может, дойдя до своей "вершины" по оборотам, рынок вовсе не окажется в режиме стагнации, но в течение некоторого времени будет менятьсвоюкачественную структуру. В конце концов, те богатые компании, которые смогли себе позволить внедрить новые информационные системы, смогут позволить себе и их последующую модернизацию. Убедительный аргумент? И да, и нет. С одной стороны, появление на мировом ИТ-рынке новых технологий вынудит крупнейшие компании, если они, конечно, захотят оставаться на мировых рынках, модернизировать и свою информационную инфраструктуру. А это означает новые заказы на ИТ-аудит и консалтинг, внедрение новых ИТ-продуктов. Но с другой стороны, все это сможет лишь поддержать рынок примерно на нынешнем уровне. Вопрос ведь в том, станут ли крупные компании своего рода информационным образцом для многих тысяч российских предприятий, большинство из которых до сих пор не могут "вылезти" даже из ДОСовских программ. Или напротив, увеличивающийся разрыв между богатыми, средними и бедными предприятиями вынудит богатых сильно замедлить темпы своего информационного развития.

Здесь уместно привести один показательный пример, хотя и не из сферы информационных технологий. Когда строят очередное автомобильное кольцо, то даже если на всем его протяжении будет новейшая широкополосная магистраль, а в одном или двух местах узкое "горло", то в час-пик пробки не избежать на всем кольце. Так и здесь — смотря что перевесит, стремление интегрироваться в мировую информационную среду или сдерживающие тенденции внутри российской экономики.

ИТ-инвестиции госсектора

Вторая тенденция — рост интереса государства к развитию ИТ-рынка и к потреблению ИТ-услуг. Учитывая вышесказанное, сегодня, пожалуй, только государство в лице своих министерств и ведомств способно выступить крупнейшим заказчиком ИТ-технологий и ИТ-услуг. Государство может простимулировать этот рынок деньгами настолько, что нынешний уровень покажется отнюдь не вершиной. А рост спроса — это рост цен, а значит и рост рентабельности. В этом случае рентабельность ИТ-бизнеса, которая в настоящее время составляет порядка 50%*, может существенно возрасти. Вопрос в том, сколько государство готово потратить на информатизацию. Здесь кстати встает проблема накоплений в стабилизационном фонде. Вполне возможно, расходы на информатизацию далеко не худшее ему применение.

Кроме того, здесь есть и еще один аспект. Четко выраженная стратегия государства на самоинформатизацию станет намного большем стимулом для многих предприятий заказывать ИТ-услуги. Здесь следует сделать одно пояснение. Все это время мы говорили в основном о финансовом факторе информатизации. Он весом, но все же не единственный. Есть еще и фактор управленческий, психологический. Так, анализ активности на рынке ИТ, скажем, промышленных предприятий отчетливо показывает, что многие директора предприятий просто не видят в информатизации большой пользы. Вот здесь-то и не хватает государственной политики или, как минимум, ясных рыночных сигналов со стороны государства о том, что пора делать какие-то телодвижения. Если государство будет четко придерживаться данной линии, позитивная динамика ИТ-рынку обеспечена лет на пять вперед.

Наличие четкой государственной линии в этом вопросе, а также наличие у игроков рынка информации о такой линии, будет означать, что в ИТ-рынок следует вкладывать деньги. Ведь следует помнить, что в информационной экономике все рынки становятся похожи на рынок финансовый, где ключевую роль в "разогреве" и "охлаждении" играют ожидания игроков. В этом случае снова начнет расти инвестиционная привлекательность ИТ-бизнеса, которая в настоящее время также переживает этап «насыщения»(доля инвестиций в ИТ-сектор в общем объеме инвестиций в экономику практически не меняется на протяжении последних 3-х лет и составляет порядка 0,15%).

Эра аутсорсинга

Наконец, третья тенденция, которая, видимо, будет набирать силу — это «изъятие» ИТ-услуг из внутрипроизводственной деятельности предприятий и выведение их на аутсорсинг.Допустим у предприятия есть две возможности — купить программный продукт, либо написать собственными силами. Покупая, предприятие тем самым увеличивает совокупные обороты ИТ-рынка, что будет зафиксировано статистикой. Если же программный продукт будет написан силами внутреннего ИТ-отдела, то для рынка это событие останется незамеченным. Т.е. существует в некоем роде «скрытый» ИТ-рынок, который включает в себя работу внутренних ИТ-департаментов, а по статистике проходит как внутрипроизводственная деятельность предприятий. Сегодня все больше предприятий понимает, что писать программные продукты собственными силами нерационально. Возникает часто кустарная поделка, которую рано или поздно придется заменить на профессиональный продукт. Иными словами, постепенно деятельность внутренних ИТ-отделов предприятий  все больше будет сводится к обслуживанию готовых программных продуктов, а не к их написанию. Это, в свою очередь, станет также одним из факторов повышения спроса на услуги по обучению сисадминов работе с имеющимися на рынке программными продуктами.

Конкуренция на российском ИТ-рынке определенно будет нарастать. С одной стороны, это связано с выходом рынка на стадию насыщения, а значит «сливок», которые привыкли собирать ИТ-компании в период «бума» перестанет хватать всем. С другой стороны, конкуренция будет подогреваться иностранными ИТ-компаниями, которые опережающими темпами (59% против 28%, по оценкам CNA) наращивают свое присутствие на российском рынке. Для отечественных компаний это сыграет и положительную роль, так как будет их стимулировать к повышению конкурентоспособности своей продукции и выходу на новые рынки. Скорее всего, это будут рынки СНГ просто потому, что на мировом рынке пока нет достаточно известных и хорошо зарекомендовавших себя российских ИТ-компаний, а срок создания бренда составляет как минимум 4-5 лет.

Итак, в дальнейшем рынок ИТ-услуг может развиваться по двум альтернативным траекториям — длительное нахождение в состоянии насыщения, либо новый виток роста. Поскольку потенциал крупных корпораций здесь почти исчерпан, выбор траектории в ближайшие пять лет, скорее всего, будет зависеть от того, откроется ли на рынке новая ниша как результат начала массовых заказов на ИТ со стороны рядовых российских предприятий, работающих на внутреннем рынке импортозамещения. Эти предприятия, хоть и не являются крупными заказчиками, зато составляют огромную массу, способную вдвое — втрое увеличить рынок. Станут ли они заказчиками ИТ — целиком зависит от линии государства по созданию для этой группы предприятий дополнительных выгод от информатизации. В принятых государственных программах подобная линия очевидна — дело за практикой. 

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

* Из расчета по валовой прибыли и валовым смешанным доходам.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS