[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

За что платят ИТ-консультантам?

Как и в других отраслях экономики, основной ресурс ИТ-компаний и залог успеха их бизнеса — штат специалистов, которым они располагают. На практике очень часто компания-подрядчик не справляется с задачей именно потому, что не хватает квалификации ее консультантов. Определенным гарантом надежности является их сертификация, которая, одновременно, позволяет сотрудникам рассчитывать на более высокую оплату труда.

Основная проблема, стоящая перед приглашенной на предприятие группой ИТ-консультантов — разобраться во всех хитросплетениях отношений между подразделениями заказчика и предложить, исходя из ситуации, оптимальное информационное решение. Где-то необходимо информационное обеспечение подстроить под существующее взаимодействие между подразделениями, а где-то надо изменить саму организационную структуру предприятия.

Оптимизация бизнес-процессов на отдельно взятом предприятии дело неблагодарное, требующее учета огромного множества подчас неуловимых специфических черт российского рынка, который работает больше не по закону, а по наитию. А поскольку наитие запрограммировать невозможно, нередко "идеально", по правилам оптимизированная структура предприятия, становилась причиной падения его конкурентоспособности. Поэтому ИТ-консультант в России — больше чем консультант.

Перед заключением договора об оказании ИТ-услуг в течение нескольких месяцев (иногда в течение года), проводятся взаимные консультации между внутренним ИТ-отделом предприятия-заказчика и возможными поставщиками услуг. Поставщики оценивают примерный объем, сложность и стоимость работ. Внутренним ИТ-отделом разрабатывается техническое задание. Иными словами, заказчик во многом сам для себя отвечает на вопрос "что ему надо?".

После заключения договора между предприятием-заказчиком и компанией-поставщиком ИТ-услуг создается рабочая группа по проведению аудита. В нее входят примерно 3-4 человека от ИТ-отдела и 5-15 человек от приглашенной ИТ-компании. Иногда количество внешних специалистов может доходить до 30-40 и более, если у заказчика слишком сложные бизнес-процессы при большом управленческом беспорядке.

Гарантии сертификатов

Первым показателем надежности консультанта является наличие у них сертификата известной на рынке компании-производителя ПО. По оценкам CNА, всего на российском рынке около 9000 сертифицированных ИТ-консультантов. Где-то 3-3,5 тыс. человек сертифицированы по ведущим западным продуктам (таких компаний как SAP, Oracle, Microsoft, Baan) и от 5 до 6 тыс. специалистов обладают сертификатами отечественных компаний ("Парус", "Галактика", "Монолит", "1С"). При этом, например, корпорацией "Галактика" сертифицировано очень большое количество специалистов — несколько тысяч человек. А у "Паруса" и "Монолита" сертифицировано до нескольких сотен сотрудников. Сертифицированные специалисты являются привилегированным слоем компании, их труд оплачивается выше.

Вообще же количество квалифицированных специалистов на рынке ИТ-услуг гораздо больше количества выданных сертификатов, так как распространенной практикой является сертификация не отдельных сотрудников (обучение которых в авторизованных центрах подготовки весьма накладно), а компании в целом. Большинство известных российских ИТ-компаний работают по лицензиям крупных мировых и отечественных производителей ПО и являются их авторизованными партнерами. Как правило, Top100 российских ИТ-компаний — системных интеграторов имеют сертификаты на ведение деятельности не по одному–двум продуктам, а от целого ряда ведущих мировых производителей.

При приеме на работу в ИТ-компании отдается предпочтение тем, кто уже имеет сертификат в каком-то известном программном продукте. Уже работающие сотрудники проходят сертификацию в основном продукте компании, а также направляются на обучение и сертификацию к иным производителям ПО, особенно, если у данной ИТ-компании есть лицензия на внедрение соответствующего программного продукта. Доходы консультантов среднего звена колеблется в пределах 1,2-2,5 тыс. долл.. Плюс к окладу многие ИТ-компании предлагают своим сотрудникам качественный соцпакет.

Состав команды

Во главе команды аудиторов/консультантов стоит руководитель проекта — как правило, достаточно высокооплачиваемый специалист, сертифицированный, как минимум, в нескольких известных программных продуктах. Помимо этого, руководитель проекта обладает необходимыми знаниями и способностями для понимания взаимосвязи структуры бизнес-процессов и правильной информационной инфраструктуры, часто владеет информацией о кулуарных договоренностях руководства ИТ-компании и заказчика и о неафишируемых задачах проекта. Зарплата такого специалиста колеблется в диапазоне 3-5 тыс. долл., иногда больше, в зависимости от его политического статуса внутри ИТ-компании и рыночной ниши, в которой работает компания (насколько высокобюджетные проекты образуют основное поле ее деятельности). Во многом это коррелирует с принадлежностью компании к иностранной или российской собственности. Для иностранных компаний (рынок ИТ здесь не исключение) цифры обычно выше.

Остальная часть группы консультантов — это либо просто консультанты, либо старшие консультанты, которые глубоко разбираются в более узких вопросах, являются программистами высокого уровня, но не имеют глобального видения всех аспектов реализации проекта, а также не находятся в курсе политических и финансовых договоренностей между руководством ИТ-компании и заказчика.

ИТ-бизнес в России является одним из немногих видов бизнеса, который возникал с нуля, не имея, в отличие от нефтегазовой или финансовой отраслей, ни накопленных ресурсов, ни подготовленной инфраструктуры, ни сформированной клиентской базы. Не будет преувеличением сказать, что российский ИТ-сектор возник и развился благодаря исключительно человеческому капиталу (подчас это была лучшая часть сотрудников разоренных оборонных предприятий), который ИТ-компании смогли сконцентрировать и эффективно распорядиться.

Владимир Карачаровский / CNews

Константин Зайцев: Создание команды становится основополагающим фактором успеха на рынке ИТ-консалтинга

Константин Зайцев

На вопросы CNews отвечает Константин Зайцев, технический директор компании "Информконтакт".

CNews: Насколько сформирован, на ваш взгляд, к настоящему моменту рынок ИТ-услуг в России?

Константин Зайцев: Рынок ИТ-услуг сам по себе состоит из большого количества сегментов — это и аудит, и консалтинг, и ИТ-аутсорсинг, и системная интеграция. При этом даже такое деление достаточно условно. Часть из направлений только получает широкое распространение, например, ИТ-аутсорсинг в регионах стал развиваться не так давно. Думаю, говорить о том, что рынок "в целом" сформирован, еще преждевременно. Слишком много потребителей ИT-услуг из сектора средних предприятий только присматриваются к нему, а ведь в конечном итоге именно их мнение может серьезно повлиять как на структуру предложения, так и на расстановку игроков.

CNews: Отмечаете ли вы в целом повышение доверия отечественного рынка к консультантам и их услугам?

Константин Зайцев: В данном вопросе, наверное, не стоит вообще говорить о повышении доверия предприятий к рынку консультантов в целом. В качестве одного из определений слова "доверять" в словаре Даля приведена фраза "вера в надежность кого-либо", а верят конкретным партнерам по бизнесу, а не рынку в целом. Поэтому скорее стоит говорить о том, что сегодня уже многие предприятия нашли себе в тех или иных областях консалтинга (в том числе и ИT) людей, которым они могут доверять, в надежность которых верят.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS