[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Илья Прокимнов: Первоначальное формирование рынка ИТ-услуг произошло успешно

Илья Прокимнов

На вопросы CNews отвечает Илья Прокимнов, директор по консалтингу Columbus IT Partner Russia.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют развитие российского рынка ИТ-услуг в настоящий момент? Насколько они коррелируют с общемировой ситуацией?

Илья Прокимнов: Спрос на ИТ-услуги по-прежнему не ослабевает, и это связано, в первую очередь, с высокой динамикой роста российской экономики в целом, поддерживаемого как общеэкономическими факторами, так и высокими ценами на нефть. Развитие российской экономики способствует увеличению числа торговых и производственных компаний. Сегодня деятельность этих компаний трудно представить без современных инструментов управления. По этой причине российские менеджеры все чаще обращаются к профессиональным ИТ-консультантам, что и формирует высокий спрос на ИТ-услуги.

С другой стороны, очевидно, что в развитии рынка не последнюю роль играют и сами информационные технологии. Постоянно создаются и появляются новые продукты, рассчитанные как на международных, так и на локальных покупателей. Стоит сказать, что Россия всегда была в числе «первопроходцев» в освоении новых технологий. Появившись на отечественном рынке, эти технологии моментально становились, своего рода, «драйверами» для бизнеса. Видя в них большие перспективы и отличное конкурентное преимущество, российские менеджеры охотно внедряли их в своих компаниях.

В целом, тенденции развития российского рынка ИТ-услуг в большинстве случаев пересекаются с международными. Мы можем сказать, что решения, разработанные в Европе или Америке, уже не воспринимаются в России с настороженностью, напротив — спрос на западные технологии со стороны наших компаний значительно вырос.

CNews: Какие факторы, по вашим оценкам, стимулируют существующие темпы роста? Как долго российский сектор будет сохранять подобные показатели?

Илья Прокимнов: Как я уже отмечал, высоким темпам роста ИТ-услуг способствуют общее развитие экономики, повышение зрелости рынка и увеличение востребованности профессиональных ИТ-услуг. Уверен, что под воздействием этих факторов российский рынок ИТ продолжит активно расти, и не вижу существенных причин для замедления темпов этого роста. В ближайшие два-три года, как минимум, заданные последними годами темпы роста сохранятся.

CNews: Насколько сформирован уже, по вашему мнению, отечественный рынок ИТ-услуг? Как и в силу каких факторов может измениться существующая здесь расстановка сил?

Илья Прокимнов: На мой взгляд, первоначальное формирование рынка ИТ-услуг уже произошло — первый этап успешно завершился. На современном рынке достаточно трудно найти любую значимую нишу, не занятую существующими игроками. Конечно, еще остались свободные «микрониши», но все очевидные секторы уже поделены. Отмечу, что в большинстве случаев находящиеся на рынке игроки достаточно профессиональны, а существующие решения и продукты способны покрыть практически все потребности клиентов. Если несколько лет назад мы достаточно часто сталкивались с непрофессионализмом как клиентов, так и игроков на рынке, то сегодня могу сказать, что ситуация сильно изменилась.

Как показывает международный опыт, развитие рынка будет продолжаться — компании будут расти и расширяться, в том числе путем слияний и поглощений. Процессы, сопровождающие развитие рынка: покупка одних компаний другими, разделение компаний и появление новых — могут изменить существующую расстановку сил. Хотя сегодня для выхода на рынок, равно как и для сохранения своих позиций, необходимы достаточно серьезные инвестиции. 

CNews: Какие направления профессиональных ИТ-сервисов наиболее востребованы сегодня в России? Насколько структура спроса отличается здесь от европейской?

Илья Прокимнов: Существенную часть рынка по-прежнему занимает поставка оборудования. Появление новых видов оборудования и новых технологий являются залогом динамичного развития сектора.

Сохраняется потребность и в системной интеграции, что давно уже не является новостью для нашего рынка. Возрастает доля профессиональных услуг по внедрению и построению различных технологий, таких как операционное управление, консалтинг в области взаимоотношений с клиентами и многие другие. Подчеркну, что в последнее время ИТ-консалтинг становится все более приближенным к бизнес-консалтингу. Эта тенденция возникла несколько лет назад и не теряет своей актуальности. Похожая ситуация наблюдается и в Европе, где все больше преимуществ получают те компании, которые могут предложить заказчику комплексные услуги, содержащие как технологические, так  и бизнес-решения.

Ну и конечно, стоит отметить, что сейчас активно развиваются такие виды услуг, как аутсорсинг. Если раньше к нему прибегали лишь для административных функций (техническая поддержка, администрирование серверов), то теперь российские менеджеры доверяют достаточно высокоуровневые сервисы сторонним компаниям. Например, сейчас очень востребован  аутсорсинг поддержки веб-порталов, большая заинтересованность наблюдается и в области поддержки систем управления предприятием. И, разумеется, на первый план выходит аутсорсинг специалистов для внедрения и поддержки ERP-систем, и я должен отметить, что наша компания является здесь лидером. 

В Европе мы видим, в целом, похожую структуру спроса на ИТ-сервисы, за исключением того, что там еще сильнее развиты различные виды аутсорсинга.

CNews: Как соотносится сегодня доля ERP-консалтинга российского офиса Columbus IT Partner с показателями других представительств компании в мире?

Илья Прокимнов: Как ни странно, доля ERP-консалтинга в России меньше, чем в других представительствах Columbus IT Partner. Это связано с тем, что одновременно с ERP наша компания занимается продвижением решений класса CPM (Corporate Performance Management). И мне приятно отметить, что развитие направления CPM в международном Columbus началось именно с российского офиса, а другие представительства активно к нему подключились. Сейчас CPM-решения успешно развиваются в датском и американском представительствах, но главный центр компетенции и экспертизы остается именно в России. Этим и объясняется, что в нашем офисе доля ERP-консалтинга в общем объеме предложений ниже, чем в других странах.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты в сфере ИТ-консалтинга были реализованы Columbus за последний год?

Илья Прокимнов: За этот год мы завершили очень много интересных проектов, но я бы хотел остановиться на трех, на мой взгляд, наиболее значительных. Холдинг «Юнимилк» — 12 предприятий России и Украины, выпускающих около 612 тыс. молочных продуктов в год. Нашим специалистам удалось создать мощнейшую систему на базе Microsoft Axapta, объединившую всю территориально-распределенную структуру холдинга. Сегодня она обеспечивает бесперебойную продажу и доставку продукции по всем филиалам Юнимилк.

Одно из наиболее масштабных внедрений продуктов Cognos было осуществлено в датской компании Gumlink, специализирующейся на производстве жевательной резинки.В рамках проекта российскими специалистами было разработано около 20 решений для ключевых областей  бизнеса клиента: производства, продаж, логистики, планирования, снабжения и контроля за качеством. Сегодня новая система позволяет Gumlink анализировать эффективность своей работы — как по компании в целом, так и по конкретным отделам производства или по производственным ресурсам.

В этом году мы также завершилиключевой этап проекта по внедрению Microsoft Axapta в автомобильной компании «Тойота Мотор» — официальном российском дистрибьюторе японской корпорации Toyota. Весь жизненный цикл автомобиля, начиная от заказа у производителя и заканчивая продажей дилеру, теперь автоматизирован при помощи нашего решения. Кроме этого, нам удалось реализовать в системе многие специфичные функции бизнеса Тойота в России, а также внедрить модуль CRM, позволяющий повышать качество обслуживания клиентов.

CNews: Планируете ли вы диверсифицировать свое предложение ИТ-услуг российскому заказчику?

Илья Прокимнов: Сейчас на российском рынке мы наблюдаем осознанный спрос на CRM-продукты, в связи с чем планируем усовершенствовать наше предложение на базе Microsoft CRM.  Кроме того, мы четко понимаем, что продукты CRM не будут иметь никаких шансов на рынке, если не будут подкреплены консалтингом по построению стратегии, например, по удержанию старых и привлечению новых клиентов, по повышению их лояльности, созданию call-центров и т.п.

Мы стремимся к тому, чтобы сделать наши ИТ-услуги более комплексным. Пожалуй, главная ценность нашего предложения заключается в интеграции различных приложений для построения комплексных систем. Мы прошли достаточно большой путь и получили огромный опыт, прежде чем утверждать, что умеем создавать действительно комплексные решения. Клиенту важно, чтобы его задачи были выполнены, а уж опытный консультант должен сам определить, какой набор технологий эффективнее всего использовать для реализации этих задач. Сегодня в наших решениях содержится широкий спектр инструментов, начиная от классических sharepointportal или офисных продуктов и  заканчивая ERP или BI.

Кроме этого, наша компания продолжает развивать вертикальную экспертизу. Мы сделали большой шаг в этом направлении, купив  голландскую компанию To-increase, известную разработкой целого ряда популярных программных продуктов. С приобретением этого крупного международного разработчика пакет предлагаемых Columbus решений значительно расширился. В наше распоряжение перешло еще несколько десятков решений, созданных за семь лет существования To-increase на мировом рынке. В их числе — международное решение для производителей промышленного оборудования на базе платформы Microsoft Axapta, которое, я уверен, будет очень интересно российским предприятиям.

Сегодня на базе компании To-increase мы создаем глобальный центр разработки собственных вертикальных и горизонтальных решений. Это будет единое централизованное подразделение, отвечающее за создание всех международных решений, развитие партнерских каналов и техническую поддержку. Каждое из этих решений будет локализовано региональными представительствами, которые будут заниматься их внедрением и доработкой.

Таким образом, обширный каталог наших решений, объединяющий разработки, созданные офисами Columbus по всему миру, пополнился  новыми, готовыми к использованию решениями, перешедшими в нашу собственность с приобретением To-increase. Обладая такой базой, мы имеем практически безграничные возможности по решению любой задачи, связанной с автоматизацией бизнеса, как на международном, так и на локальных рынках. 

Я бы хотел подчеркнуть, что мы являемся единственной международной компанией, работающей на российском рынке, последовательно реализующей стратегию по созданию отраслевых вертикалей. Сегодня наши основные усилия направлены на объединение всех имеющихся наработок и трансформацию их в глобальные решения, построенные на основе лучшего международного опыта. Такого в принципе не может быть у отечественных интеграторов.

CNews: Как вы оцениваете дальнейшие перспективы развития российского рынка ИТ-услуг?

Илья Прокимнов: Я действительно считаю, что перед ИТ в России сегодня открываются самые широкие горизонты. Не вижу никаких причин, которые могли бы помешать этому развитию (кроме, разумеется, каких-то фатальных изменений, способных помешать развитию всей страны в целом).

Что касается дальнейших планов нашей компании, то хочу отметить, что сегодня, консолидировав активы международной сети,  мы обладаем огромными возможностями для расширения бизнеса. Мы собираемся приобретать другие компании и продолжить инвестиции в консалтинг и разработку новых решений.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS