[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Али Мамедов: Фактор цены является определяющим для развивающегося рынка российского ИТ-консалтинга

Али Мамедов

На вопросы CNews отвечают Али Мамедов, заместитель генерального директора компании «Инлайн Груп», и Алексей Лымарь, директор управления информационных технологий компании «МИР».

СNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют в настоящий момент развитие отечественного рынка ИТ-услуг? Как вы оценили бы его объем и динамику?

Али Мамедов: Общий объем рынка увеличивается, и в целом тенденции достаточно благоприятные. Прошли те времена, когда роль информационных систем при высоких доходах была не столь важна. Вообще говоря, рынок стал более конкурентным, более развитым, и необходимость грамотных ИТ-решений и услуг стала очевидной. Основные причины роста данных потребностей связаны с тем, что компании развиваются, и своих знаний в области информационных технологий им порой просто не хватает для эффективного управления. Я бы даже сказал, что компании настолько бурно развиваются, что им просто не хватает физически ИТ-ресурсов и специалистов, и поэтому знания внешних компаний, таких как мы, дают им возможность успешно и эффективно внедрять и развивать самые сложные ИТ-стратегии.

Говорить о каких-то достигнутых количественных показателях в целом достаточно трудно. В нашем обороте, например, за последний год, доля ИТ-услуг увеличилась примерно в два раза, мы реализуем все больше таких проектов.

CNews: Насколько структурирован, по вашим наблюдениям, российский сектор профессиональных ИТ-услуг, по сравнению, например, с европейским?

Али Мамедов: Возможно, некоторые знания в области информационных технологий в России даже больше, чем в европейских странах. Мы столкнулись недавно на одном из проектов с тем, что наш специалист, настраивавший систему, понимал многие технические нюансы и оказался более грамотным по сравнению со специалистом из западной компании, достаточно известной на рынке. То есть, если говорить о технических работах, которые оказывает наша компания, их уровень вполне соответствует европейскому.

Все более модной в России становится тема аутсорсинга ИТ. Я видел удачные примеры аутсорсинговых решений на Западе еще лет десять назад. Мне кажется, в России эта тема только-только начинает развиваться. В некоторых случаях можно говорить об аутстаффинге — привлечении специалистов на временные проекты. В области реального ИТ-аутсорсинга мы еще достаточно далеки от Европы и с точки зрения вопросов безопасности, и с тех позиций, что заказчики пока не спешат отдавать на аутсорсинг ИТ-инфраструктуру по причине общепринятого суждения о дешевизне собственных ресурсов.

К тому же, отдавать что-то на аутсорсинг можно только тогда, когда у тебя самого наведен порядок. Проблема, наверное, состоит не только в неготовности тех компаний, которые предлагают эту услугу, но также и в неготовности тех, кто хотел бы отдать какой-то процесс на аутсорсинг. В действительности далеко не у всех бизнес упорядочен. И в любом случае, компании-поставщику необходимо обеспечить определенный уровень доступности тех или иных ИТ-сервисов. В целом же это направление очень перспективно, оно будет развиваться и станет востребованным в ближайшее время.

CNews: Какие свои процессы российские компании уже готовы отдать на аутсорсинг сегодня? Насколько, по вашим наблюдениям, выросло за последнее время количество проектов в области ИТ-аутсорсинга?

Али Мамедов: Некоторое время назад многие компании держали у себя парк запасной техники, однако сейчас это выглядит неразумно. Мы специализируемся на предоставлении разного рода ИТ-услуг — в частности, являемся сервисным центром компании Hewlett-Packard, и, безусловно, занимаемся поддержкой техники. Есть также ряд проектов, находящихся в начальной стадии, где мы планируем перенос серверного хозяйства в наши помещения и последующее полное его обслуживание.

В настоящее время, оценивая российский рынок, я бы больше говорил об аутстаффинге — временном привлечении наших специалистов на проекты. В какие-то важные для заказчика периоды, порой продолжительные, привлекаемый специалист помогает поддерживать и развивать систему. Для клиентов это выгодно также и с точки зрения формального повышения привлекательности компании.

CNews: Какие факторы, по вашим оценкам, стимулировали бурный рост, отмечаемый на российском рынке ИТ-консалтинга в последние годы?

Али Мамедов:  Слово «ИТ-консалтинг» снова можно употреблять. Пять лет назад оно было практически негативным. Плохое отношение к консалтингу во многом объяснялось тем, что было чрезвычайно мало успешно реализованных консалтинговых проектов. Но, так как уровень специалистов ИТ-консалтинга заметно вырос, и компании уже не могут адекватно развиваться без их помощи, ИТ-консалтинг стал снова реально востребован. Это и есть, на мой взгляд, основные причины бурного роста ИТ-консалтинга.

Алексей Лымарь

Алексей Лымарь: Здесь, конечно, нужно сказать еще о развитии и совершенствовании технологий. Для того чтобы держать у себя специалистов требуемого уровня, их еще надо сначала найти, а затем поддерживать на адекватном уровне их знания и навыки, что достаточно дорого. При этом нельзя забывать, что еще и их самих нужно удерживать в компании.

Как известно, в большинстве случаев корпоративная информация хранится на сетевых дисках серверов. Речь идет и о базах данных и о сетевых ресурсах, выделенных пользователям в том или ином виде. При этом физически информация размещается на дисках большого количества серверов. Объем информации неуклонно возрастает, и попытки обеспечить своевременное расширение дискового пространства в таких условиях обречены на неудачу. Мы пытались выделять сотрудникам какой-то определенный объем диска, но через какое-то время  людям его опять не хватало, и они снова обращались за дополнительным объемом. И нам приходилось его давать, потому что было нереально убедить пользователя заняться чисткой двухгигабайтного почтового ящика. Все это постоянно отвлекало ресурсы от решения задач развития. Мы также постоянно оказывались в ситуации, когда дискового пространства начинало не хватать то одной, то другой системе. И необходимость периодически расширять емкость дисковой подсистемы то одного, то другого сервера превратилась в настоящую «головную боль». Процедура становилась все более и более затратной. Это было настоящей проблемой, и в какой-то момент мы приняли решение перейти на использование общего для всех подсистем дискового массива.

CNews: Можно ли говорить об увеличении количества квалифицированных специалистов в области ИТ-консалтинга?

Али Мамедов: Число специалистов увеличивается, их уровень растет. Многие раньше уезжали на Запад, потому что их опыт не был востребован у нас в стране. Я это знаю, так как сам работал в западной компании. Сейчас же многие квалифицированные специалисты возвращаются, потому что их знания находят применение на родине. Многие специалисты сейчас обучаются.

Мы постоянно тренируем своих специалистов, у нас появилась специальная система подготовки, которой раньше не было. Нам выгодно на сегодняшний день растить у себя высококвалифицированных специалистов. Мы сильно заинтересованы в том, чтобы наши специалисты были очень высокого уровня, поэтому обучение проводится обязательно.

CNews: Какие отрасли оказались, по вашим оценкам, наиболее восприимчивы к профессиональным ИТ-сервисам? Какие, наоборот, отстают в этом отношении?

Али Мамедов: Я думаю, не имеет смысла выделять какие-то определенные отрасли. Я могу лишь заметить, что большую долю в обороте нашей компании, если говорить об ИТ-услугах, занимают заказчики из телекоммуникационных компаний. Безусловно, для них ИТ — это элемент бизнеса, возможно, более значимый, чем, скажем, для промышленных компаний, поэтому компании такого рода являются крупнейшими потребителями ИТ-услуг. Безусловно, что для телекоммуникационных компаний информационные технологии являются и способом заработка. Поэтому, наверное, они в наибольшей степени нуждаются в подобного рода услугах.

На сегодняшний день в бизнесе компаний, занимающихся торговлей и производством, ИТ, безусловно, играют важную роль, и где-то даже являются двигателем бизнеса. Возможно, телекоммуникационные компании просто почувствовали необходимость ИТ-услуг раньше, чем другие.

CNews: Какими критериями, на ваш взгляд, руководствуются отечественные компании при выборе консультанта? Насколько критичным является при этом фактор цены?

Али Мамедов: Фактор цены на сегодняшний момент действительно можно назвать критичным для российского ИТ-консалтинга. С одной стороны, нам приходится доказывать, что мы действительно являемся лучшими специалистами в данной области, с другой, это не позволяет нам давать цену выше, чем у конкурентов. Могу сказать, что сегодня при продаже консалтинговых услуг цена важна, и пока это самая часто встречающаяся ситуация для нашего развивающегося рынка. Но мы с пониманием относимся к этому, и накапливаем достаточно большую базу успешных проектов. Пока обстоятельства складываются так, что мы должны демонстрировать лучшие знания, и при этом давать лучшую цену. Часто мы развиваем проект, помогаем заказчику в выборе правильного решения, но на этапе подписания договора обязательно проводится конкурсное, ценовое исследование, к которому привлекаются компании, которые палец о палец не ударили, и в таком конкурсе мы все равно должны быть лучшими по цене.

CNews: Расскажите о своих последних наиболее интересных проектах, в которых услуги ИТ-консалтинга составляли значимую часть.

Али Мамедов: Мы как раз хотели рассказать о нашем совместном проекте с компанией «МИР», проекте по организации эффективной работы ИТ службы с использованием ITSM и ITIL методик, на основе проверенного, лучшего мирового опыта. Это как раз тот пример, когда доля консалтинга была очень высока. Проект, в том числе, включал поставку ПО, но консалтинговая составляющая была больше. При том, что он не был единичным для нашей компании, мы его, безусловно, выделяем и считаем очень успешным как для нас, так и для компании «МИР».

Алексей Лымарь: До того, как мы приступили к осуществлению этого проекта, наша ИТ-служба находилась в весьма непростом положении. Дело в том, что ИТ-служба развивалась постепенно, вместе с ростом всей компании. Те подходы, которые были хороши для поддержки небольшой структуры, локализованной в пределах одного города, оказались неприемлемыми в случае сильно выросшей структуры, ставшей к тому же региональной. Большое количество претензий по качеству обслуживания в совокупности с пониманием своих внутренних проблем просто подталкивали нас к поиску путей эффективной организации работы ИТ-службы. В результате реализации данного проекта мы смогли кардинально улучшить уровень поддержки и привести его в соответствие с требованиями бизнеса.

Нельзя сказать, что данный проект сразу же изменил сложившуюся ситуацию. Он стартовал почти четыре года назад, и все это время выстроенные процессы постоянно совершенствуются. Что-то мы периодически модернизируем сами, в некоторых случаях привлекаем консультантов. В настоящее время мы имеем возможность не только понимать, что происходит в ИТ-подразделении в каждый конкретный промежуток времени, но и оперативно управлять происходящим.

Али Мамедов: Хочу добавить, что то, что делали наши консультанты, не было какой-то волшебной панацеей. Наши специалисты действительно имеют большой опыт, у них есть как теоретические, так и практические знания, они уже работали и в подобных проектах и в торговых компаниях. Мы просто помогли компании «МИР» объединить те знания, до которых они бы сами дошли, прочитав какую-то литературу, с кем-то посоветовавшись, что-то послушав. Мы сэкономили компании время и деньги.

Алексей Лымарь:  Действительно, все то, что предложила нам компания «Инлайн Груп» основано на здравом смысле, помноженном на опыт. Какие-то моменты были нам принципиально понятны, и не хватало только каких-то «мелочей» для того, чтобы система заработала. Достаточно вспомнить наши попытки создания единой точки приема обращений и информирования пользователей. Идея ведь просто витала в воздухе. Однако сама по себе единая точка контакта без построения процессов на последующих линиях поддержки оказалась неэффективной. Возможно, конечно, что путем многочисленных проб и ошибок мы все-таки пришли бы к тому, что имеем сейчас. Получив же методологию со стороны, мы смогли выстроить весь процесс гораздо быстрее. В результате требуемый результат был получен за приемлемое время.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития сервисного ИТ-направления в России?

Али Мамедов: У нас это направление стремительно развивается, команда консультантов растет, они становятся все более востребованными. Наш проект совместно с компанией «МИР» являет собой пример востребованного ИТ-консалтинга в организации работы службы ИТ. Мы сейчас ведем несколько аналогичных проектов. Как я уже говорил, более сложные системы поддержки оборудования, то есть услуги нашего сервисного центра по поддержке неоднородной инфраструктуры, которую не в силах оказать традиционный сервисный центр, будут востребованы. Я хотел бы подчеркнуть, что все более перспективной становится тема аутсорсинга ИТ-инфраструктур. Мы готовимся к этому направлению, надеемся, что интересные проекты возникнут и в этой области. Думаю, что в ближайшее время мы уже сможем рассказать о них более подробно.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS