Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Сергей Шеленцов

Сергей Шеленцов:

На некоторые запросы компаний предложения от поставщиков просто отсутствуют или имеют завышенные расценки

На вопросы CNews отвечает Сергей Шеленцов, руководитель Службы интеграции информации и операционной отчетности "ВымпелКом".

CNews: Как вы оцениваете структуру спроса на ИТ-услуги со стороны операторов связи в изменившейся экономической ситуации? Насколько она отличается от ситуации до кризиса?

Сергей Шеленцов: Спрос на ИТ-услуги был, есть и будет. А телеком – вообще бизнес, который базируется на ИТ-услугах и решениях и тесно с ними переплетается. Безусловно, наступивший кризис привнес свои корректировки в деятельность многих ИТ-департаментов. Бюджеты были пересмотрены. В результате этого, например, в «ВымпелКоме» было принято решение полностью отказаться от части сервисов, ранее предоставлявшихся внешними поставщиками. Расчет был на то, что уменьшение бюджета так или иначе затронет все направления бизнеса, и интенсивность запуска и вывода на рынок новых услуг и продуктов также будет подвержена корректировке, и мы силами ИТ-департамента и его внутренними ресурсами сможем оказать им необходимую поддержку. Однако, несмотря на кризис, компания продолжает активно реализовывать новые проекты, и мы должны их поддерживать и предоставлять все наши сервисы в полном объеме.  Как результат - потребность компании в ИТ-услугах осталась на прежнем уровне, бюджеты сократились, а нагрузка на ИТ специалистов колоссально возросла. В этих условиях в случае позитивного варианта развития экономической ситуации, вероятно, можно говорить о том, что отложенный спрос приведет к росту потребления ИТ-услуг.

CNews: Какие требования предъявляют сегодня операторы к сервис-провайдерам?

Сергей Шеленцов: Требования к сервис-провайдерам операторы предъявляют согласно своим бизнес-требованиям и задачам. Мы заказываем сервисы не для того, чтобы что-то работало, например, «быстро», а чтобы поддержать развитие конкретного бизнеса. Лучшие критерии оценки работы сервис-провайдеров - это бизнес-критерии. Положительно зарекомендовал себя подход, когда проводится декомпозиция бизнес-целей до показателей SLA, заключаемых с сервис-провайдерами.

CNews: Насколько востребован ИТ-аутсорсинг в телекоме в настоящее время – из вашей практики?

Сергей Шеленцов: ИТ-аутсорсинг, безусловно, востребован. Одной из важных задач в телекоме, впрочем, как, наверное, и в любых других отраслях, является задача определения отчуждаемых тем. С другой стороны, текущая ситуация с аутсорсингом в телекоме в общем, а не только с ИТ-аутсорсингом, интересна тем, что на некоторые конкретные запросы компаний предложения от поставщиков просто отсутствуют или имеют явно завышенные расценки, что приводит к невозможности использования такого вида аутсорсинга.

CNews: Какая доля ИТ-задач в среднем выводится вовне?

Сергей Шеленцов: Мне кажется, что считать «в среднем» в данном случае не совсем корректно. Все определяется текущей ситуацией и может быстро изменяться как в одну, так и в другую сторону. Ведь каждая задача по своей сути уникальна, и решение о выводе на аутсорсинг принимается на основании оценки различных критериев. Конечно, одним из основных факторов при принятии такого решения является экономическая целесообразность, однако есть и другие немаловажные факторы, как то: критичность задачи для бизнеса, готовность поставщика услуг брать на себя ответственность за результат, конкурентная обстановка. В итоге бывает, что увеличившиеся затраты на аутсорсинг компенсируются преимуществами, которые в конечном счете находят отражение в росте выручки и чистой прибыли.

CNews: Как бы охарактеризовали специфику сервисных проектов в телекоме? Каковы их основные сложности, на ваш взгляд?

Сергей Шеленцов: На мой взгляд, здесь есть как минимум две особенности. Первое это то, что в телекоме ИТ является одним из ключевых элементов, поддерживающих бизнес, а по классике - потеря ключевых компетенций сотрудниками может быть критичной для бизнеса. Второе – это доступ к конфиденциальной информации, особенно в свете Федерального закона 152 о персональных данных. Вообще информация – один из наиболее ценных активов компании, но риск при работе с информацией определяется не тем, какие компании имеют к ней доступ, а сколько различных сотрудников имеют доступ вне зависимости от того штатные они работники или являются подрядчиками. Но эта проблема решается заключением правильного соглашения о неразглашении (NDA), по которому в случае нарушения раскрывающая сторона вправе потребовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения в полном объеме.

CNews: Каковы основные сложности в построении процессов ИТ – из вашей практики?

Сергей Шеленцов: Процессы не должны существовать ради самих процессов. Процессы должны приводить к финальному, заранее спланированному результату, а не жить своей отчуждённой жизнью. Необходимы четкий мониторинг их сходимости к конечному результату и оценка эффективности. Плюс нужно учить людей мыслить «процессно». Сейчас в ИТ работают очень образованные и грамотные люди, и они должны понимать, что и с какой целью они что-то делают, иначе результат будет нулевой, а их работа в данном случае малоэффективна.

CNews: Какие сервисные проекты были реализованы вами за последний год?

Сергей Шеленцов: В прошлом году нами был реализован проект по переводу части сервисов по бизнес-аналитике из аутсорсинга в штат компании, в результате чего мы получили экономию бюджета около 15%. Но здесь стоит отметить, что для каждого подобного изменения необходимо четко просчитывать бизнес-кейс, в котором необходимо учесть все возможные скрытые затраты. На тот момент согласно бизнесу-кейсу все наши ожидания оправдались, и все изменения были успешно реализованы. Но я не призываю переходить от частного случая к общему: на этом примере нельзя делать однозначные общие выводы, что, к примеру, инсорсинг всегда выгоднее аутсорсинга. Порой это не так, а в некоторых случаях различные преимущества использования аутсорсинга перевешивают дополнительные затраты на него, поэтому мы наблюдаем его развитие. На мой взгляд, главная составляющая успеха - это наличие единой цели у заказчика и поставщика.

CNews: Каковы актуальные потребности «ВымпелКома» в ИТ-сервисах?

Сергей Шеленцов: Потребности «ВымпелКома» в ИТ-сервисах вполне типичные и вытекают из требований бизнеса: сокращение сроков разработки ПО для уменьшения Time2Market и вывода продуктов и услуг на рынок раньше конкурентов; улучшение качества предоставляемых ИТ-сервисов, влияющих на конечные продукты и услуги для наших клиентов для уменьшения репутационных рисков; снижение стоимости предоставляемых сервисов. Хотя здесь мы четко понимаем, что значительное снижение стоимости предоставляемых сервисов неизменно влечет за собой ухудшение качества по вполне объективным причинам, поэтому очень важной является задача совместными усилиями потребителя и поставщика ИТ-сервисов найти золотую середину – оптимальную цену при требуемом уровне качества.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS