[an error occurred while processing this directive]  
Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics ASUS

Денис Решин: В ближайшие шесть лет за счет продаж ноутбуков мировой рынок ПК вырастет на 79%

Денис РешинИнтервью CNews.ru дал Денис Решин, руководитель отдела персональных систем, IBM EE/A

CNews.ru: По оценкам аналитиков, в Европе бум продаж ноутбуков уже заканчивается. Как скоро вы ожидаете насыщения российского рынка этой продукцией?

Денис Решин: На сегодняшний день, по данным аналитических агентств, пользователями персональных компьютеров в мире являются порядка 600 млн. человек. В перспективе развития до 2010 года их число превысит 1 млрд. При этом зафиксирована тенденция к переходу пользователей от настольных систем к мобильным. В настоящий момент доля мобильных систем в России составляет 13–15% от всего объема продаж ПК. Маловероятно, что в ближайшие три года произойдет насыщение этого сегмента или что он достигнет того уровня, который сейчас занимают настольные системы. И тот факт, что прирост пользователей происходит за счет таких стран, как Россия, Индия и Китай, не следует считать индикатором спада продаж ноутбуков в Европе. Если в 2002 году аналитики оценивали долю ноутбуков в общем «пироге» персональных систем европейского рынка порядка 20%, то сейчас она выросла до 31%.

В целом по миру прогнозируют, что в ближайшие шесть лет рынок ПК вырастет в среднем на 79%. Учитывая, что мобильный сегмент растет быстрее, можно утверждать, что в рамках этого показателя львиная доля придется именно на ноутбуки. При этом рост рынка мобильных ПК в России оценивается порядка 150%. Некоторые аналитики утверждают, что это не предел, и показатель может увеличиться. Потребительский спрос в первую очередь стимулирует здоровая экономико-политическая ситуация в стране. Доля мобильных систем в общем обороте российского рынка ПК составляет всего 13%. И маловероятно, что насыщение этого сегмента следует ожидать в ближайшие семь лет.

CNews.ru: На ваш взгляд, следует ли ожидать резкого снижения цен на ноутбуки? Или производители предложат другие методы стимулирования продаж?

Денис Решин: Занимаясь персональными системами более 9 лет, я из года в год наблюдаю снижение цен на этом рынке. Очевидно, что эта тенденция будет сохраняться, хотя резкого «удешевления» ожидать не стоит. Говоря о brand-name технике, прогнозируют, что в течение трех лет, стоимость персональной системы, без монитора, достигнет порядка 350 долларов. Заметное падение цен, возможно, произойдет в сегменте в low-end — с целью поддержания уже упоминаемых показателей роста. Маловероятно, что резкие скачки цен будут в сегменте hi-end-систем.

Помимо цены, методы стимулирования продаж могут быть самыми разными, в зависимости от того, в каком сегменте играет вендор. Схемы будут работать и расширяться. Наблюдая за ростом мобильного рынка, мы постоянно адаптируем свои текущие схемы стимулирования партнеров и заказчиков.

По нашему мнению, успех ноутбуков IBM ThinkPad на рынке обусловлен не только высоким качеством, надежностью, удобством наших систем, но и четкой продуманной политикой работы с каналом дистрибуции. Из года в год количество компаний, предлагающих персональные системы IBM, заметно растет, а для нас это является признанием работы IBM как вендора. Ведь в рамках сотрудничества партнеры получают необходимую поддержку с нашей стороны, возможности по обучению, участию в различных программах мотивирования продаж.

Немаловажен и тот фактор, что сегодня персональные системы IBM являются не просто ноутбуками или персональными компьютерами. Мы предлагаем законченное решение, составляющими которого являются также и специальные программные средства, технологические усовершенствования, которые предоставляют неискушенному в технических вопросах пользователю возможность обеспечения сохранности и безопасности данных, свободы работы в разных местах и многое другое. Кстати, для заказчиков у нас существует специальная демо-программа, в рамках которой компания может взять на какое-то время наши ноутбуки и поработать с ними в своей организации, проверив в реальной жизни все те преимущества, которыми сильны наши продукты.

CNews.ru: Какая доля приходится на продажи ноутбуков в общем бизнесе вашей компании?

Денис Решин: По итогам деятельности IBM в мире во втором квартале 2004 года, доля продаж персональных систем составляет порядка 14% .

CNews.ru: На какого потребителя вы ориентируетесь? В вашем обороте превалируют продажи ноутбуков корпоративному или частному сектору?

Денис Решин: В этом вопросе мы не пытаемся строить никаких иллюзий на рынке потребителей. Прежде всего, мы корпоративный бренд, а значит, преимущественно ориентированы на корпоративный сектор. Это не означает, что мы не работаем с частным сектором. Но понятие частного сектора для нас особенное. Мы, например, не используем активно как канал продаж розничные сети, которые наряду с компьютерами продают бытовую технику. Мы работаем с теми каналами, которые несут в себе брендинговую составляющую. Мы, безусловно, активны в работе со специализированными магазинами. По нашему определению, мы работаем не столько с частным сектором, сколько с «очень малым бизнесом». И в таком понимании на частный сектор приходится 10–15% продаж мобильных систем. В качестве перспективы мы рассматриваем для себя усиление работы с розничными сетями. Сегодня же основную долю оборота формируют корпоративные продажи и компании среднего бизнеса.

CNews.ru: Весной этого года на рынке ноутбуков отмечали год Centrino. Как вы оцениваете успешность продвижения этой технологии в мире и в России?

Денис Решин: Как очень удачный и успешный проект. А в контексте нашего стратегического альянса с Intel, продвижение систем на базе этой платформы, бесспорно, входит в нашу маркетинговую стратегию. По результатам прошлого года и первого квартала этого года, мы продолжаем удерживать лидерство по продаже ноутбуков на Centrino на российском рынке. За что были отдельно отмечены местным представительством Intel как «чемпионы Centrino».

Говоря о востребованности данной технологии, необходимо учитывать уровень развития инфраструктуры беспроводного доступа, поскольку платформа Centrino была выпущена Intel под технологии беспроводного доступа. В России эта идея получила свое развитие, и мы активно поддерживаем наших заказчиков и партнеров, которые играют на этом поле, перенимая тот положительный опыт, который накоплен на западе. Там, по всем показателям и аналитическим отчетам, идея wi-fi очень хорошо прижилась. Из чего можно сделать вывод, что и платформа Centrino, и продукты на этой платформе достаточно востребованы.

Популярность ноутбуков с технологиями wi-fi мы ощущаем также, благодаря активной поддержке IBM различных инициатив по развитию направления беспроводного доступа на российском рынке. Вместе с Intel и другими нашими партнерами мы считаем себя в некотором смысле «паровозом» этого движения. В прошлом году мы открыли зону беспроводного доступа в Домодедово, посетители ресторанов, кафе, пиццерий Москвы получили возможность беспроводного доступа за обедом или ужином. Скоро мы станем свидетелями совершенно новой модели бизнеса в интернет-кафе в Москве и других городах России, которая была предложена IBM.

CNews.ru: Как известно, во второй половине 2004 года Intel представит модернизацию этой платформы под кодовым названием Sonoma. Входит ли в Ваши планы до конца этого года использование данной технологии в производстве ноутбуков?

Денис Решин: IBM в рамках своего стратегического сотрудничества с Intel, традиционно объявляет новые модели своих ноутбуков с день объявления новой платформы Intel. Так было с Centrino, Dothan, не станет исключением и Sonoma. На наш взгляд Sonoma — перспективная технология, это дополнительный вектор как с точки зрения Intel, так и с точки зрения производителей ноутбуков.

CNews.ru: Насколько востребованы сейчас, на ваш взгляд, системы обеспечения безопасности ноутбуков? С энтузиазмом ли принял ли рынок, например, вашу систему защиты Active Protection System?

Денис Решин: Система обеспечения безопасности ноутбуков — это лишь малая доля конкурентных преимуществ ноутбуков IBM, которая по достоинству оценена нашими заказчиками. На самом деле, IBM ThinkPad является самой продаваемой маркой ноутбука в мире, ведь за десятилетнюю историю IBM ThinkPad более 20 млн. пользователей отдали предпочтение этой марке мобильной системы. Не лишним доказательством популярности является наличие более 1000 наград в области инноваций и дизайна. Многим известно, что ноутбуки IBM ThinkPad летали в космос, поднимались вместе с альпинистами на Эверест, и являются экспонатом музея современных искусств в Нью-Йорке. Безусловно, в портфеле продуктов IBM ноутбуки ThinkPad являются легендарным изобретением. Отличительной чертой, помимо всего перечисленного, является высокое качество и непревзойденное удобство работы.

Ни для кого не секрет, что стоимость ноутбука составляет лишь 20% от стоимости владения им. Остальные 80% пользователь обычно тратит на поддержку его работоспособности, обслуживания, апгрейдов. Стремясь сократить высокую стоимость владения, IBM предложила новую концепцию ThinkVantage — целого программно-аппаратного комплекса, который не только обеспечивает безопасность ноутбука, но также упрощает и облегчает пользователю работу с ним. Например, технологии ThinkVantage включают решение Rapid Restore, позволяющее восстанавливать данные в случае непредвиденных сбоев. Система вызывается одной кнопкой и позволяет вернуться к исходному состоянию ноутбука до критического сбоя работы. Другой пример реализации ThinkVantage — ПО Access Connections, позволяющее быстро подключаться к сети, домашней, офисной или любой другой. При этом пользователю не требуется вмешательство системных администраторов для подключения к сети, настройки компьютера.

Система безопасности ноутбука Embeded Security Subsystem включает «железную» и программную составляющие, которые позволяют защищать ноутбук от несанкционированного доступа, как физического, так и по сети. Данную систему выгодно отличает то, что к аппаратному комплексу нет никакого внешнего доступа. Здесь у хакеров нет возможности проникнуть в биос, шифрование происходит на закрытом чипе и шифровать можно все — папки данных, e-mail и пр.

Система Active Protection System ориентирована на защиту жесткого диска от механических воздействий. Мы сравниваем ее с «воздушной подушкой» системы безопасности автомобиля. При любом изменении горизонтального положения ноутбука, при большой тряске или при ощущении ноутбуком малейшей невесомости, блокируется головка чтения/записи жесткого диска, исключая тем самым его повреждение.

Вывод относительно востребованности данной технологии можно сделать по аналогии с тем, насколько востребована автомобильная подушка безопасности. Вопрос безопасности мобильной системы актуален для тех, кто заботится о своем бизнесе, о конфиденциальности данных, а также для тех владельцев ноутбуков, которые ведут активный образ жизни. Спрос на подобную защищенную технику уже не ограничивается сегментом военных или промышленных структур. Хотя мы говорим сейчас о переходе технологий, ранее используемых для промышленных систем, на обычные компьютеры — и это большой шаг вперед.

CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы открытых ОС на мобильных платформах?

Денис Решин: Мы активно поддерживаем эту идею, и уже был объявлен ряд соответствующих инициатив IBM с дружественными вендорами. У нас есть поддержка Linux и на рабочих, и на мобильных станциях. Причем, на мобильных станциях это получило более глубокую реализацию и развитие, так как данная ОС очень активно используется среди разработчиков. Linux также очень популярна в отраслях, которые активно используют технологии проектирования. Правда, пока что по умолчанию мы не предлагаем ноутбуки с предустановленной ОС Linux. Мы готовы пойти на это, ориентируясь на нужды заказчиков. Вообще же IBM отличает гибкость, которая позволяет заказчику выбирать ОС по своему вкусу, что также относится и к серверным линейкам IBM.

CNews.ru: Каковы ваши планы по продвижению ноутбучного бизнеса в России и увеличения своей доли на этом быстрорастущем рынке?

Денис Решин: Планов очень много. Видя, как быстро растет рынок, мы собираемся расти не менее агрессивно. Дальнейшее продвижение ноутбуков мы планируем через сегментацию. Учитывая большую розничную оставляющую в нашей стране, мы собираемся инициировать различные маркетинговые программы для нишевого потребителя — не только для корпоративного сектора, но также для малого и среднего бизнеса или ритейла. Сейчас запускаются новые программы для бизнес-партнеров, в которых предусмотрена мотивация индивидуальных продавцов ноутбуков.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS