Сергей Колесников: Мы говорим о состоянии государства, но никогда не говорим о состоянии конкретного человека

Сергей Колесников

О необходимости реформ в российской системе образования говорится уже давно, и  приоритетный  национальный  проект  «Образование» позволил сделать первые шаги в этом направлении. Об  итогах начального этапа  проекта, перспективах его развития и мерах, которые необходимо предпринять для его успешной реализации рассказал в интервью CNews Сергей Колесников, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы.

CNews: Существует программа оснащения школ компьютерами и предоставления им неограниченного выхода в интернет. Что уже сделано в этом направлении? Насколько велик «цифровой разрыв» между столичными и региональными учебными заведениями?

Сергей Колесников: Оснащение школ компьютерами большей частью происходит за счет местных бюджетов. В рамках нацпроекта существует программа предоставления учебным заведениям доступа в интернет.

Если рассматривать центральные районы и периферию, то понятно – цифровой разрыв огромный. Во многих регионах вообще нет никакой связи. Если во многих школах нет телефонов – то о чем вообще говорить? Поэтому основная проблема – довести связь до школ. Дети обучаются достаточно быстро. Нашим детям и внукам гораздо проще жить в интернете, чем нам.

В США, да и в некоторых других странах существует программа «последняя миля» — нам нужна такая же. Речь идет также об оснащении современнейшим оборудованием, о возможных спутниковых каналах, которые будут дешевле, если они станут массовыми – вот те минимальные меры, которые надо предпринимать. Компьютеры, которые сегодня стоят в школах, позволяют преодолеть компьютерную безграмотность, но отнюдь не позволяют работать эффективно с ИТ. Уже два или три поколения компьютеров сменилось с тех пор, как пошла первая программа компьютеризации сельских и городских школ. Сейчас стоит вопрос об обновлении компьютерного парка, а для этого надо создавать свою электронную промышленность, которая позволит дешевле оснащать школы. И сейчас удобный момент, в который можно было бы для решения этих проблем использовать деньги, выделяемые на социальные программы, потому что это стимулировало бы развитие ИТ и промышленности, связанной с ИТ.

CNews: Готово ли государство в полной мере взять на себя обязательства по ИТ-подготовке учителей? Какие шаги в данном направлении уже предпринимаются или планируется предпринять?

Сергей Колесников: Для подготовки учителей есть институты повышения квалификации работников образования, есть ВУЗы, которые выпускают нужных специалистов уже сегодня. Необходимо направление студентов в сельскую местность через государственный образовательный кредит, когда дается возможность получать образование бесплатно, а потом либо выплатить стоимость этого образования, либо отработать его по распределению. Полагаю, что это действенный метод: есть разница – выплачивать 60 тысяч за образование, либо за три года на 100% отработать эту сумму и дальше самому выбирать место работы. Такой закон уже лежит в Думе. Правительство сначала дало отрицательный о нем отзыв, но он еще продолжает рассматривается.

CNews: До недавнего времени вопросами обучения учителей активно занималась «Федерация интернет образования», финансируемая ЮКОСом. Существуют ли в настоящее время примеры  активного участия бизнеса в социальных программах?

Сергей Колесников: Президентом было заявлено, что представители бизнеса должны участвовать в образовании. Но для этого надо повышать их социальную ответственность, и прежде всего давать возможность ее повышать. Сейчас нет людей, которые бы этим занимались. Есть PR-сопровождение, но нет системности подхода, нет социального сопровождения. Поэтому, если мы говорим о последовательной политике властей, то они должны в свою очередь сделать конкретные вложения в конкретные отрасли. Мы ведь предложили с О.Дмитриевой, Ж.Алферовым и Н.Максимовой ряд поправок в законодательство, согласно которым благотворительная деятельность в сфере образования освобождает от налогов и того, кто получает, и того, кто обеспечивает. Сейчас же и те, и другие облагаются налогами – такого нигде в мире нет. Мы внесли соответствующий законопроект, но на него отреагировали отрицательно – все считают, что это возможность уходить от налогов, да еще в то время, когда денег в государстве не хватает. Поэтому необходимы меры стимулирования, а меры наказания здесь не работают.

Вторая проблема – проблема формирования элементов саморегулируемых организаций, элементов гражданского общества, которое обязано этим заниматься. У нас образуются разные организации для защиты только своих прав, а проблемы общесоциальные в этих организациях никаким образом не рассматриваются. Поэтому пока не будет сформирована гражданская саморегулируемая организация по ИТ, которая сможет одновременно вести социальную политику, до тех пор бизнес-сообщество будет негативно откликаться на насильственные действия со стороны власти.

CNews: Во всем мире на место традиционных библиотек с читальными залами постепенно приходят электронные библиотеки. Планируется ли в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере образования выделение средств на создание таких информационных ресурсов?

Сергей Колесников: Насчет электронных библиотек вместо читальных залов – это, несомненно, нужно делать на базе библиотек. В мире пока традиционные библиотеки не заменились электронными, и этого в ближайшее время не будет по многим причинам, в том числе по медицинским, потому что чтение обычной книги менее вредно для зрения и не грозит воздействием разных вредных факторов, которые неизбежны при работе за компьютером. На компьютере, конечно, удобнее организованы базы данных, но электронная библиотека занимает больше места: чем больше людей, тем больше для них места нужно. Так что, можно утверждать, что традиционные библиотеки никогда не исчезнут. Книга – более удобный инструмент для чтения, нежели компьютер. Но все же электронные базы данных должны развиваться, и деньги на это выделены. Но пока в программе это учтено только для вузов. Даже в бюджете 2007 года ряд разделов посвящен обеспечению электронной базы данных в музеях, национальной библиотеке, в крупных университетских библиотеках, но не в библиотеках средних учебных заведений.

CNews: Как вы относитесь к возможности внедрения технологий дистанционного обучения в России? Какие мероприятия в этом направлении предусмотрены в рамках приоритетного национального проекта?

Сергей Колесников: К технологии дистанционного обучения в России я отношусь положительно, но при выполнении одного обязательного условия: государственной регистрации дипломов и жесткости лицензирования и отслеживания качества подготовки. На мой взгляд, дистанционное обучение должно быть идентично заочному.

CNews: В ближайшее время российские школьники будут обязаны сдавать ЕГЭ? Насколько, на ваш взгляд, необходим такой переход? Не приведет ли он к падению качества образования?

Сергей Колесников: Единый государственный экзамен – это способ тестирования как обучения, так и работы учителей, но я не понимаю, зачем им полностью заменять вступительные экзамены. ЕГЭ – это усреднение. Если мы говорим о талантливых ребятах, ЕГЭ для них не мерило. Можно на «двойку» ответить на вопросы по половину предметов, но при этом быть блестящим изобретателем. Это усреднение пугает. Должен быть придуман выход из ситуации. Нужны предметные и технические олимпиады, и эта система должна быть такой же развитой, как и система образования, она должна позволять выявлять такие таланты, иначе мы угробим систему ЕГЭ, которая всю индивидуальность наших ребят и обучения усредняет.

С другой стороны, ЕГЭ – это инструмент, который дает возможность школьникам из глубинки поступать в ведущие вузы на бюджетной основе. Для таких ребят должна быть определена специальная программа – программа стимулирования одаренных личностей. Сейчас в образовании главенствует лотерейный принцип стимулирования – в этом трагедия. Если приз получает каждый 5-ый – 10-ый, то это стимулирование, если же каждый 100-ый – то это ни чему хорошему не служит, а лишь рождает зависть и коррупцию.

CNews: Как организован мониторинг нацпроекта? Насколько результаты мониторинга доступны гражданам России?

Сергей Колесников: Разумеется, проводится мониторинг по территориям. Я получаю справки регулярно по реализации 122 закона. Каждый месяц – о дополнительном лекарственном обеспечении, о мониторинге – реже, раз в квартал. Этого, конечно, мало, поэтому наша депутатская фракция Единая Россия тоже проводит аналитическую работу по исполнению нацпроекта, депутаты в своих округах тоже пытаются анализировать происходящее. Минздрав периодически направляет сведения о движении финансов, об обучении врачей. Аналитическая работа идет, но как это отражается на показателях – мы говорим об эффективном расходовании средств, но не о том, сколько этих средств мы тратим и как – этого пока нет. Но, может, рано делать выводы. Проекты, связанные со здоровьем или образованием, начинают заметно отражаться на действительности через 5-10 лет, уже за периметром действия нынешней исполнительной власти.

Информация эта нужна даже не нам, а населению, потому что люди очень плохо информируются в популярной печати об эффективности применяемых мер. Необходим мониторинг настроения населения. Когда власть теряет чувство реальности, тогда начинают говорить, что все замечательно. Но так не бывает. Уже много лет мы говорим о состоянии государства, но никогда не говорим о состоянии конкретного человека. Все радуются: государство хорошо растет, валютные запасы увеличиваются, а у населения другие мысли!

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS