[an error occurred while processing this directive]

Тема месяца

ИНТЕРИН
Пример решения: информатизация учреждений здравоохранения с использованием технологии ИНТЕРИН

Пример решения: информатизация учреждений здравоохранения с использованием технологии ИНТЕРИН

Основная задача современного здравоохранения - повышение качества медицинской помощи с одновременным сдерживанием и снижением его себестоимости. На уровне государства это означает обеспечение доступности качественной медицинской помощи. Технология ИНТЕРИН и Медицинская информационная система ИНТЕРИН PROMIS предназначены для создания интегрированных медицинских информационных систем лечебно-профилактических учреждений и их территориальных и ведомственных сетей, обеспечивающих информационную поддержку решения таких задач.

Обладая богатым опытом успешной реализации многих крупных проектов, Институт программных систем РАН предлагает апробированную методологию создания информационной системы управления ЛПУ (в другой терминологии – медицинская информационная система).

Информатизация ЛПУ может охватывать различные уровни и проходить поэтапно с возможностью дальнейшего развития системы.
Информационная система управления ЛПУ может включать в себя:

  1. Ядро информационной системы.
    1. Общесистемные механизмы – обеспечивают работу системы.
    2. Унифицированный интерфейс Рабочий стол – организует рабочее место пользователя.
    3. Единая медицинская карта – объединяет все документы и записи, относящиеся к медицинской карте пациента.
  2. Клиническая подсистема. Предоставляет:
    1. Функционал для работы врача.
    2. Функционал для работы заведующего отделением.
    3. Функционал для работы врача-диагноста.
    4. Функционал для работы старшей медсестры.
    5. Функционал для работы постовой медсестры.
    6. Функционал для работы медсестры Приемного отделения.
  3. Амбулаторно-поликлиническая подсистема.
    1. Функционал для работы врача-специалиста.
    2. Функционал для работы заведующего отделением.
    3. Функционал для работы старшей медсестры.
    4. Функционал для работы медсестры.
  4. Аналитическая подсистема:
    1. Анализ деятельности подразделения.
    2. Формирование статотчетности ЛПУ.
    3. Описание предметной области (ведение справочников).
  5. Экономическая подсистема:
    1. Подсчет стоимости лечения.
    2. Ведение баланса лицевого счета пациента, учет множественности источников оплаты, учет медицинских программ.
    3. Взаимодействие с плательщиками и страховщиками, поддержка ОМС.
    4. Взаимодействие с пациентами.
  6. Специализированные подсистемы:
    1. Регистратура.
    2. Лабораторная подсистема.
    3. Система поддержки обслуживания пациентов ВТМП.
    4. Стоматология.
    5. Скорая помощь.
    6. Подсистема ведения прикрепленного контингента.
    7. Подсистема контроля качества лечения.
    8. Подсистема хранения и передачи графических данных.
    9. Мобильная электронная медицинская карта.
  7. Обслуживающие и вспомогательные подразделения:
    1. Аптека ЛПУ.
    2. Лечебное питание.
    3. Отдел кадров ЛПУ.
  8. Подсистема информационной безопасности.
  9. Администрирование МИС.

«Аптека ЛПУ» и подсистема «Лечебное питание» могут функционировать как в составе комплексной ИСУ ЛПУ, так и отдельно – в качестве самостоятельных программных решений.

Остальные подсистемы поставляются в комплексе с Клинической либо с Амбулаторно-поликлинической системой.

Количество рабочих мест и пользователей ИСУ на каждом этапе, глубина информатизации конкретного ЛПУ и номенклатура рабочих мест персонала, а также перспективы развития могут быть уточнены в процессе согласования проекта.
В дальнейшем наращивание мощности ИСУ ЛПУ без расширения функционала может производиться простым увеличением числа рабочих мест и пользователей информационной системы. При переходе на следующий уровень информатизации в ИСУ ЛПУ будут добавлены соответствующие рабочие места и дополнительный функционал.

Описание решения

Технология ИНТЕРИН – это комплекс инструментальных программных средств и методик разработки, настройки и установки медицинских информационных систем (информационных систем управления ЛПУ).
ИНТЕРИН PROMIS– типовой вариант медицинской информационной системы масштаба крупного предприятия, созданный в технологии ИНТЕРИН. Система ИНТЕРИН PROMIS спроектирована таким образом, что может использоваться практически в любом лечебно-профилактическом учреждении.
Предусмотрены специализации системы для стационаров (ИНТЕРИН PROMIS), амбулаторно-поликлинических учреждений (ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет), а также для крупных медицинских центров и комплексов (ИНТЕРИН PROMIS ЦКБ).
Медицинские информационные системы семейства ИНТЕРИН ориентированы и на совместную работу с несколькими учреждениями – возможно, разного типа – и могут стать основой при формировании единого информационного пространства комплекса ЛПУ.

Технология ИНТЕРИН и типовые ИСУ семейства ИНТЕРИН стали обобщением накопленного Институтом программных систем РАН опыта за годы разработки, внедрения и сопровождения медицинских информационных систем крупных медицинских учреждений.
На базе предлагаемого решения для информатизации ЛПУ реализован и успешно функционирует ряд прикладных медицинских информационных систем (см. раздел «Опыт создания медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН»).

Создание информационной системы управления для ЛПУ ИПС РАН предлагает осуществить на базе типового варианта МИС ИНТЕРИН PROMIS, адаптировав его к нуждам ЛПУ и развив необходимую функциональность с применением технологии ИНТЕРИН.

Медицинские информационные системы в ЛПУ

Или зачем нужна МИС в ЛПУ?

Основная задача современного здравоохранения – повышение качества медицинской помощи с одновременным сдерживанием и снижением его себестоимости.  На уровне государства  это означает обеспечение доступности качественной медицинской помощи. Эти задачи в первую очередь решаются на уровне лечебно-профилактических учреждений, которые составляют основу системы здравоохранения.

Лечебно-профилактические учреждения нуждаются в инструментах, позволяющих решать следующие задачи:

  • Организацию и оптимизацию производственных и управленческих процессов, организацию технологического процесса диагностики и лечения.
  • Организацию управленческого учета, контроль и управление себестоимостью и прибыльностью оказываемых услуг.
  • Управление качеством диагностики и лечения.

Процесс управления медицинским учреждением претерпевает существенные изменения в связи с изменениями в общественно-политической жизни в последние годы. Повышается заинтересованность ЛПУ в подсчете затрат/прибыли, в учете материальных ценностей, а также работы персонала. Больнице приходится уделять огромное внимание себестоимости лечения, о чем ранее учреждениям здравоохранения задумываться не приходилось. Этот процесс пока не устоялся, он в значительной степени подвержен влиянию различных факторов, но сам он, в свою очередь, напрямую определяет общую успешность клиники.
Как производственный, так и управленческий процессы ЛПУ традиционно, кроме практических действий, реализуются информационными системами, т.к. предполагают работу с внушительными объемами информации.
Сегодня при лечении пациента приходится иметь дело с огромными массивами информации. Появление специализированных устройств обработки информации – компьютеров, а тем более, специализированных вычислительных сетей ЛПУ – выводит деятельность врачей и лечебных учреждений на качественно новый уровень, позволяя для принятия решений обрабатывать большие объемы информации и представлять ее в пригодном для анализа виде. Теперь речь идет не об отдельных случаях заболевания, отраженных в истории болезни – врачу становится доступной единая электронная медкарта, электронный паспорт здоровья пациента. Кроме информации о пациенте, врач пользуется справочниками – справочники лекарств, справочник болезней МКБ-10, стандарты оказания медицинской помощи и пр. Врач должен владеть и  административной информацией – расписание работы служб и кабинетов, льготные категории пациентов, наличие препаратов в аптеке и их стоимость, и т.д. Решения становятся более обоснованными, более взвешенными и более оперативными – а именно это определяет качество и эффективность как лечебно-диагностического, так и процесса управления лечебно-профилактическим учреждением. Предоставление современному ЛПУ эффективного инструмента работы с информацией напрямую влияет на эффективность работы учреждения.

Руководство ЛПУ, в свою очередь, контролирует множество параметров работы своей организации и принимает управленческие решения, основываясь на них. Оно нуждается в инструментах, позволяющих контролировать занятость врачей, загруженность коечного фонда, стоимость закупок лекарств и материальных ценностей и выполнение договорных соглашений на обслуживание пациентов и т.д. Анализируя финансовое положение своей клиники и ее отношения со сторонними организациями, руководство контролирует себестоимость оказания медицинской помощи и разрабатывает стратегию формирования ее цены. И в то же время, самого пристального внимания требует от руководителя ЛПУ контроль качества лечения пациентов в своей больнице.

В ЛПУ происходит массовый обмен информацией и между персоналом – это направления, назначения, записи на прием, заключения консультантов и результаты анализов, больничные листы и справки. Информация перемещается между подразделениями, а зачастую в обмен данными вовлекаются и сторонние учреждения – другие больницы, вышестоящие организации,  страховые компании и пр.
Сегодня качественное решение вышеперечисленных задач ЛПУ без использования информационных технологий представляется невозможным. Для ЛПУ оптимальным решением является использование интегрированных медицинских информационных систем, охватывающих деятельность всех его служб и обеспечивающих создание единой информационной среды учреждения. 

Использование интегрированной медицинской информационной системы в ЛПУ также позволяет:

  • увеличить пропускную способность и объемы лечения в больнице за счет оптимизации потоков пациентов, распределения и учета квот в реальном времени;
  • устранить дублирование назначений и исследований, связанных с отсутствием соответствующей информации об уже проведенном назначении или исследовании;
  • планировать нагрузки и потоки пациентов в больнице, в отделениях, службах  и на конкретном рабочем месте;
  • представлять четкие картины текущего состояния лечебного процесса (загруженность, наиболее востребованные процедуры, финансовый анализ и т.п.) для руководителей;
  • проводить экспертизу качества медицинской помощи;
  • повышать оперативность лечебно-диагностического процесса за счет мгновенного доступа к нужной информации о конкретном пациенте;
  • стандартизировать диагностический и лечебный процессы, методы и технологии;
  • повышать диагностическую эффективность клинико-инструментальных и лабораторных методов исследования;
  • передавать данные для телеконсультирования;
  • контролировать в реальном времени расходы средств на лечение пациента;
  • обеспечить полный финансовый анализ и  контроль;
  • обеспечить механизм оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата;
  • повышать квалификацию персонала;
  • обеспечить органичный синтез научных исследований и практической работы;
  • обеспечить возможность научного анализа базы данных учреждения по конкретным проблемам.

Технология ИНТЕРИН и Медицинская информационная система ИНТЕРИН PROMIS предназначены для создания интегрированных медицинских информационных систем лечебно-профилактических учреждений и их территориальных и ведомственных сетей.

Проблемы  ЛПУ, которые может решить МИС семейства ИНТЕРИН

Внедрение МИС поможет в решении целого ряда проблем информатизации ЛПУ:

  • ведение электронной медицинской карты, электронного паспорта здоровья;
  • поддержка технологического процесса диагностики и лечения в ЛПУ;
  • обеспечение широких возможностей контроля лечебно-диагностического процесса, поддержки стандартов лечения, мониторинг правильности ведения больных путем сопоставления реально выполненных лечебно-диагностических мероприятий с запланированными, экспертиза качества медицинской помощи с использованием индикаторов качества;
  • интеграция материального и финансового учета и лечебно-диагностического процесса, полный учет затрат по всем источникам финансирования, снижение затрат на обеспечение лечения и диагностики;
  • оптимизация использования медицинских ресурсов: диагностического оборудования, коечного фонда, медицинских технологий, высококвалифицированных специалистов и т.п.;
  • организация деятельности больницы в соответствии с инструктивными указаниями МЗ РФ и международными стандартами оценки лечебных учреждений, а также возможность собственных разработок в области организации бизнес-процессов больницы, их внедрение и контроль исполнения;
  • обеспечение доступности необходимой информации для специалистов, в том числе для повышения квалификации и тренинга врачебного и сестринского персонала.

Прикладные задачи ЛПУ, решаемые при помощи МИС семейства ИНТЕРИН

Являясь типовой, Медицинская информационная система семейства ИНТЕРИН может решать задачи лечебно-профилактических учреждений различного типа и масштаба.
Основные прикладные задачи деятельности ЛПУ, решение которых поддерживает система:

  1. Учет прикрепленного контингента.
  2. Ведение медицинских карт пациентов.
  3. Ведение графиков приема врачей и проведения исследований, предварительная запись на прием.
  4. Оформление назначений/исполнений лечебных и диагностических процедур и манипуляций.
  5. Ввод данных и документов сторонних организаций.
  6. Оформление медицинских документов (врачебные осмотры, справки, санаторно-курортные карты, выписки, эпикризы, статистическая карта выбывшего из стационара и пр.) с возможностью получения твердой копии.
  7. Учет случаев заболеваний.
  8. Диспансерное наблюдение.
  9. Профилактические медицинские осмотры.
  10. Работа врачебных комиссий.
  11. Учет временной нетрудоспособности.
  12. Вакцинопрофилактика.
  13. Анализ деятельности и автоматизированное составление отчетности ЛПУ с возможностью вывода на печать.
  14. Управление ресурсами ЛПУ.
  15. Материальный учет.
  16. Обеспечение ЛПУ медикаментами и контроль их движения.
  17. Подсчет стоимости лечения, оформление экономической составляющей лечения, поддержка взаимоотношений со страховыми компаниями и другими плательщиками.
  18. Экспертиза историй болезни.
  19. Аудит проведенного лечения.
  20. Поддержка специализированных потребностей ЛПУ (лаборатория, стоматология, лечебное питание и пр.).
  21. Поддержка административно-хозяйственной деятельности ЛПУ (отдел кадров, военно-учетный стол, взаимодействие ИСУ с бухгалтерским ПО, библиотека и пр.).
  22. Предоставление справочной информации по различным аспектам.
  23. Интеграция со специализированными системами.

Функционал МИС семейства ИНТЕРИН

Функционал подсистем МИС ИНТЕРИН PROMIS

Электронная медицинская карта

Формализованная медицинская карта в ИНТЕРИН PROMIS представляет собой специализированное хранилище данных, содержащее сведения о пациентах и полный набор документов о ходе лечебно-диагностического процесса.

Принцип организации единой электронной медицинской карты представлен на схеме:

Принцип организации единой электронной медицинской карты  представлен на схеме

Каждая медицинская карта на рабочем столе ИСУ имеет свою определенную структуру. Она представляет собой папку, разделами которой являются наборы документов того или иного типа.

Ниже приведены состав и внешний вид типовых амбулаторной карты и истории болезни.

Разделы амбулаторной карты:

  • Анамнез жизни;
  • Анкетная информация;
  • Сигнальная информация;
  • Лицевой счет пациента;
  • Заболевания за период;
  • Листки нетрудоспособности;
  • Документы врачебных комиссий;
  • Экстренные извещения;
  • Стоматологический раздел;
  • Назначения лечебные;
  • Назначения диагностические;
  • Санаторно-курортное лечение;
  • Сведения о госпитализации;
  • Внешние исследования и консультации;
  • Вакцинация;
  • Диспансерные наблюдения;
  • Профилактические осмотры;
  • Лист заключительных диагнозов;
  • Справки;
  • Информированные согласия.

Разделы истории болезни:

  • Анкетная информация;
  • Сигнальная информация;
  • Запись врача в приемном отделении;
  • Осмотры;
  • Диагнозы;
  • Оперативные пособия;
  • Режим;
  • Диета;
  • Лечебные назначения;
  • Диагностические назначения;
  • Эпикризы;
  • Выписка;
  • Пребывание в отделениях;
  • Лечащий врач;
  • Результаты назначений;
  • Извещения;
  • АК пациента;
  • Вещи.

Каждый документ или папка медкарты представлены в виде, удобном для просмотра. Каждый документ можно просмотреть, создать, отредактировать и т.д.
Медицинская карта может включать в себя и несколько специализированных медкарт (стоматологическую, гинекологическую и т.д.), а также записи амбулаторного журнала Поликлиники о проведенных пациенту амбулаторных манипуляциях. Карта может быть напечатана и, в случае необходимости, выдана на руки пациенту.
Система обеспечивает возможность посмотреть и проанализировать информацию о пациенте в различных представлениях:

  • сгруппированную в истории болезни;
  • сгруппированную в амбулаторные или специализированные карты;
  • по тематическим подборкам;
  • по наличию или отсутствию какого-либо фактора;
  • по изменению тех или иных показателей и т.д.
Клиническая подсистема

Клиническая подсистема обеспечивает информационную поддержку деятельности медицинского персонала, непосредственно занятого в лечебно-диагностическом процессе.
Автоматизированные рабочие места персонала создаются либо с использованием наработанных типовых АРМ, либо конструированием из имеющихся элементов.
Клиническая часть информационной системы ЛПУ содержит необходимые объекты для формирования АРМов врачей и среднего медицинского персонала различной специфики.
В соответствии с профильностью оказываемой конкретным ЛПУ помощи на их основе создаются типовые АРМы заведующих отделениями, врачей и среднего медперсонала отделений: терапевтического (терапия, кардиология, пульмонология и т.д.), хирургического (гастроэнтерология, нейрохирургия, урология и т.д.) профиля, восстановительного (лечебной физкультуры, физиотерапевтического и т.д.), диагностического (УЗИ, рентгенологического и т.д.), лабораторного (биохимической, клинической и т.д.).
Затем каждому пользователю ИСУ на основе типового создается персональный АРМ, позволяющий исполнять свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
Системные механизмы поддерживают бизнес-логику технологических цепочек прохождения пациентов по поликлинике, стационару, диагностическому центру, здравпункту и т.п., позволяя адаптировать АРМы пользователей к требованиям конкретного ЛПУ.

Врачебная функциональность

Основные возможности автоматизированных рабочих мест врачей:

  1. Первичный осмотр пациента. Для заполнения документа могут использоваться шаблоны, списки возможных значений или данные, внесенные в ИСУ в составе других документов. Конструирование шаблонов осмотров.
  2. Диагнозы. Возможность постановки диагноза основного заболевания, дифференцируемых диагнозов, сопутствующих и осложнений (вводом кода, выбором из справочника, вводом текста), а также кодирования по МКБ-10.
  3. Назначения (Медикаментозные, Процедурные, Операции, Трансфузии, Инструментальные исследования, Лабораторные исследования, Консультации, Диета, Режим). Работа с листом назначений. Задание периодов назначения на временной сетке. Задание статусов назначений (запланировано, назначено, отменено, завершено и т.д.). Помещение формулировок из шаблонов в лист назначений, конструирование шаблонов назначений.
  4. Консультации. Диспетчеризация консультаций и отбор по заданным параметрам. Заполнение протокола консультации.
  5. Дневниковые записи. Для заполнения документа могут использоваться шаблоны или данные, внесенные в ИСУ в составе других документов. Конструирование шаблонов дневников.
  6. Эпикризы (выписной, переводной, этапный, посмертный). Для заполнения документа могут использоваться шаблоны, списки возможных значений или данные, внесенные в ИСУ в составе других документов. Конструирование шаблонов эпикризов.
  7. Статистическая карта выбывшего из стационара. Документ заполняется данными, внесенными в ИСУ в составе других документов, с возможностью последующего дополнения и редактирования. При начальном уровне информатизации ЛПУ возможно заполнение статистического талона оператором.
Функциональность заведующего отделением

АРМ заведующего отделением представляет собой АРМ врача с дополнительными средствами наблюдения и контроля  работы отделения (оформление историй болезни и ход лечебно-диагностического процесса; загруженность врачей; поступление пациентов; заполняемость коечного фонда и т.д.).
Специфические функции АРМ заведующего отделением реализуются динамическими отчетами (простыми и настраиваемыми).

Функциональность врача-диагноста

АРМ врача-диагноста представляет собой рабочее место врача, дополненное расширенными средствами назначений/исполнений.
Специфичный для врача-диагноста функционал:

  • Просмотр списка назначений (отбор по критериям).
  • Исполнение назначений (заполнение протокола, заключения, рекомендаций).
  • Назначение пациенту дополнительных исследований.
  • Формирование мотивированного отказа в исполнении назначения.
  • Просмотр медицинской карты пациента.
Старшая медсестра

Автоматизированы функции старшей медсестры:

  • Ведение аптечки подразделения (учет, заявки, расфасовка, выдача на пост, списание).
  • Движение пациентов – перевод в другое отделение с коечным фондом, пребывание в реанимационных отделениях и палатах интенсивной терапии, выписка.
Постовая медсестра

Автоматизированы функции постовой медсестры:

  • Назначение пациенту палаты/койки.
  • Ведение аптечки поста.
  • Списание медикаментов на пациента.
  • Разметка статуса назначения.
  • Создание дополнительных назначений пациентам.
  • Поиск назначений, просмотр свойств медкарты.
  • Забор материала на анализ.
Медсестра ПО

Медсестра приемного отделения (диспетчер) может заводить Историю болезни, заполнять ее титульный лист, формировать необходимую отчетность.

Поликлиника и амбулатория

Система ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет является отдельным проектным решением для автоматизации амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения. Система относится к классу медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН.
ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет может работать как в составе интегрированной информационной системы управления комплексного  лечебно-профилактического учреждения, обеспечивая взаимодействия стационара, поликлиники и других ЛПУ, входящих в комплекс, так и отдельно в поликлиниках или амбулаториях.
ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет включает в себя подсистемы:

  • Договорной отдел (оформление отношений с партнерами).
  • Коммерческий отдел и Касса (поток платных пациентов).
  • Регистратура (расписания, менеджмент талонов, запись на прием).
  • Врач общей практики и врач-специалист (оформление документов на приеме, назначения, рецепты).
  • Диагностические службы:
    • ручной ввод протоколов исследований;
    • интеграция со специализированными системами.
  • Процедурный кабинет (исполнение назначений, забор биоматериала лаборатории).
  • Лаборатория:
    • автоматическое формирование рабочих листов по приборам и методикам;
    • ручной ввод результатов исследований;
    • интеграция с лабораторными системами.
  • Врачебные комиссии (КЭК).
  • Стол выдачи листков временной нетрудоспособности.
  • Помощь на дому и Скорая помощь.
  • Статистика (анализ деятельности ЛПУ, статистическая отчетность).
  • Экономика  (анализ финансовой деятельности ЛПУ, учет услуг).

Кроме того, МИС может функционировать совместно с другими информационными системами семейства ИНТЕРИН, обслуживающими стационар, аптеку, другую поликлинику и пр. Может быть организовано взаимодействие и с программными продуктами сторонних производителей при условии соблюдения стандартов обмена данными.

С учетом специфики амбулаторно-поликлинической помощи МИС ИНТЕРИН PROMIS Амбуланет имеет следующие свойства:

  • Полная номенклатура рабочих мест персонала, включая вспомогательные и хозяйственные службы и подразделения.
  • МИС может поддерживать работу ЛПУ различных масштабов:
    • сеть поликлиник;
    • крупная поликлиника;
    • амбулатория;
    • здравпункт.
  • При информатизации сети поликлиник МИС поддерживает:
    • разделенные потоки пациентов;
    • разделяемые ресурсы;
    • разделенный и обобщенный учет.
  • Большое внимание уделяется обслуживанию экономики лечения:
    • детальный учет услуг;
    • поддержка множественности источников оплаты;
    • поддержка медицинских программ;
    • страховая медицина, ОМС;
    • ведение  персонифицированного счета пациента;
    • расчеты со страховыми организациями.
Регистратура

Предназначена для управления использованием ресурсов в лечебно-диагностическом процессе. Предусмотрена поддержка составления и сопровождения графиков и расписаний работы как отдельных специалистов, так и служб, кабинетов, приборов и т.д., а также записи пациентов на то или иное время посещения. Для унификации объектов расписания введено понятие ресурса.
Система поддерживает одновременную работу нескольких регистратур, каждая из которых может вести как различные, так и общие расписания. Реализовано разграничение прав доступа к просмотру и записи на всех уровнях - расписаний, ресурсов и конкретных слотов времени. Имеется возможность (как для диагностических служб, например) автоматического определения длительности посещения в зависимости от заказанной процедуры. Предоставляется возможность записи на прием в свободную клетку расписания с любого рабочего места ИСУ.

Аналитическая подсистема

Аналитическая подсистема обеспечивает поддержку функций медицинской статистики и оперативного отдела, функции анализа и контроля  деятельности учреждения.

Основной функционал:

  • Контроль статистических карт с возможностью кодирования диагнозов, оперативных пособий, послеоперационных осложнений.
  • Автоматизированное получение госстатотчетности.
  • Автоматизированное получение реестра пролеченных пациентов для страховых компаний.
  • Автоматизированное получение отчетов по требованию в различных нотациях.
  • Наполнение и редактирование справочников.
  • Контроль технологической цепочки прохождения пациента.
  • Контроль корректности данных.

ИСУ предоставляет готовые варианты основных утвержденных медико-статистических форм отчетности, а также другие отчеты, употребляемые медицинскими учреждениями для анализа своей деятельности.
Кроме этого, для продвинутых пользователей имеются возможности сформировать необходимый отчет или подборку, пользуясь конструктором произвольных запросов или языком формальных запросов.
Отчеты могут появляться в различных видах:

  • Печатные документы – статистические сводки или отдельные медицинские документы, сформированные для печати в виде, утвержденном вышестоящими инстанциями.
  • Документы, не требующие строгого форматирования, для просмотра на экране или быстрой печати.
  • Представление информации на экране компьютера (в виде гипертекста).
  • Динамические отчеты, сформированные в момент запроса по заданным пользователям критериям.
  • Интерактивные сводки для анализа.
  • Подборки в Microsoft Excel по запросу с параметрами.
Экономическая подсистема

Модуль предназначен для ввода, обработки и представления данных об экономической составляющей деятельности ЛПУ. Позволяет вести списки организаций, договоров, прейскуранты, списки прикрепления, лицевые счета пациентов, договоров и организаций, учитывать услуги, формировать счета за оказанные услуги и учитывать платежи в различной форме.

Финансовый учет и анализ услуг

Финансовый учет и анализ услуг

Лабораторная подсистема

Для поддержки работы диагностических лабораторий в ИНТЕРИН PROMIS реализовано две схемы:

  1. С ручным вводом результатов исследований.
  2. Полная реализация лабораторной информационной системы (ЛИС), с возможностью подключения приборов и поддержки функциональности подразделений лабораторной диагностики.
Аптека, Медицинский склад

Система ИНТЕРИН Аптека (ИНТЕРИН  Медицинский Склад) относится к классу медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН. Система может работать как в составе интегрированной информационной системы управления лечебно-профилактического учреждения, так и отдельно.
В концепции комплексной автоматизации деятельности лечебно-профилактического учреждения особое место занимают задачи материального учета. Основная задача ПО ИНТЕРИН Аптека (ИНТЕРИН  Медицинский Склад) – всесторонний учет и контроль движения аптечных материалов, медицинского инвентаря и др. материалов в лечебном учреждении на всех уровнях: уровень аптеки (центрального склада); уровень аптечек (складов) старших медсестер подразделений и лабораторий;  уровень аптечек (складов) постовых и процедурных медсестер.
Расход материалов детализируется до конкретного пациента. Полностью обеспечивается деятельность складов медикаментов и материалов всех уровней, включая работу с заявками на закупку медикаментов и материалов и отпуском заказов по требованиям, а также инвентаризацию, работу с товарами особого учета и т.д.

Схема информационного взаимодействия на примере Аптеки

Схема информационного взаимодействия на примере Аптеки

Поддерживаются следующие функции:

  • Детальное отслеживание в количественном и суммовом выражении всего пути движения материалов вплоть до их списания на конкретного пациента с печатью всех необходимых документов.
  • Предоставление полной аналитики по закупкам и расходам материалов.
  • Автоматизация закупочной деятельности с учетом контрактов на поставку, а также выставленных счетов на закупки.
  • Предоставление полной информации по всем остаткам материалов на всех уровнях учета.
  • Ведение нормативов неснижаемых запасов, контроль материалов по срокам годности, целевое резервирование материалов, размещение материалов по складским местам хранения с полной аналитикой по ним и печатью товарных (стеллажных) этикеток.
  • Поддержка работы рецептурно-производственного отдела с возможностью автоматизированного списания с аптечного склада компонентов и постановки на учет в отделениях готовых лекарственных форм, печатью этикеток.
  • Поддерживается возможность работы с аптекой (складом) из территориально удаленных подразделений, находящихся вне зоны действия локальной сети ЛПУ.
Лечебное питание

Система ИНТЕРИН Лечебное Питание относится к классу медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН. Система может работать как в составе интегрированной информационной системы управления лечебно-профилактического учреждения, так и отдельно.
Подсистема служит для комплексной информатизации деятельности системы лечебного питания ЛПУ от контроля количества выбывших/прибывших пациентов и формирования порционников до поддержки индивидуальных (заказных) диет.
Подсистема обеспечивает подсчет стоимости питания, а также расчеты с поставщиками и учет услуг по доставке продуктов питания.
Поддерживается работа пищевого склада (складской учет продуктов питания, тары).

Механизм интеграции Интерин PROMIS и бухгалтерских систем

Особенностью медицинской помощи в России сегодняшнего дня является повышенное внимание, уделяемое определению себестоимости медицинских услуг, учету материальных ценностей и возможности формирования гибких экономических политик при организации лечебно-диагностического процесса. Для реализации такого подхода в информационной системе ИНТЕРИН PROMIS, объединенной в единую информационную систему управления предприятием, реализована интеграция с бухгалтерскими информационными системами (Парус и 1С).

Администрирование МИС

Назначение модуля – осуществлять поддержку деятельности администратора МИС. ПО предоставляет возможности по описанию новых пользователей и определению для них доступа к данным по модулям, сессиям и времени работы, а также корректировки ошибочных данных в системе, поиска и устранения повторяющейся информации, выполнения профилактических и оптимизирующих процедур.

Дополнительные подсистемы и модули

Дополнительно в состав ИСУ ЛПУ могут входить:

  • Стоматология.
  • Лабораторная информационная система.
  • Система поддержки обслуживания пациентов ВТМП.
  • Подсистема хранения и передачи графических данных.
  • Отдел кадров.
  • И другие подсистемы, разрабатываемые в соответствии с согласованным Техническим заданием.

В дополнение к основной функциональности предлагаемое решение поддерживает ряд возможностей, повышающих эффективность работы сотрудников ЛПУ, таких как:

  • Получение различных запросов и сводок по запросу. Возможности интерактивной настройки отчетов.
  • Использование горячих клавиш, шаблонов и заготовок при оформлении документов.
  • Максимальное использование редактируемых справочников и возможностей настройки на конкретные бизнес-процессы.
  • Использование шаблонов (и предшествовавших случаев) заполнения врачебных документов.
  • Использование шаблонов врачебных назначений.
  • Развитый механизм автоматического заимствования информации между документами.
  • Гибкая конфигурация рабочего места пользователя.
  • Доступ пользователя к своему рабочему месту независимо от физического расположения компьютера (через локальную сеть).

Этапы создания ИСУ ЛПУ на основе МИС семейства ИНТЕРИН

Комплексный подход к созданию в лечебно-профилактическом учреждении информационной системы управления семейства ИНТЕРИН включает следующие этапы работ:

  1. Обследование объекта автоматизации, исследование организации бизнес-процессов ЛПУ и технологических решений для их реализации.
  2. Анализ полученных данных, разработка, согласование ТЗ.
  3. Организация инфраструктуры ЛПУ для функционирования ИСУ.
  4. Модификация модельного варианта МИС ИНТЕРИН PROMIS для нужд ЛПУ.
  5. Установка и настройка ИСУ.
  6. Обучение пользователей и обслуживающего персонала.
  7. Ввод системы в эксплуатацию, переход учреждения  на новую технологию работы.
  8. Сопровождение ИСУ.

Опыт создания медицинских информационных систем семейства ИНТЕРИН

На базе предлагаемого Институтом программных систем решения для информатизации ЛПУ реализован ряд прикладных медицинских информационных систем.
Специалисты медицинских центров, где установлены МИС, внесли неоценимый вклад в развитие технологии ИНТЕРИН. Наиболее значительные из успешно функционирующих в настоящее время:

  • Автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом Медицинского центра Банка России «ИНТЕРИН».
  • Информационная система управления Клинической больницы № 83 «КОТЕМ-2001».
  • Информационная система управления Республиканской больницы №1  Национального центра медицины МЗ Республики Саха (Якутия) «КИС НЦМ».
  • Информационная система управления Центральной клинической больницы Российской академии наук.
  • Информационная система управления Центральной клинической больницы №1 ОАО «Российские железные дороги».
  • Медицинская информационная система «Амбулатория», основанная на технологии ИНТЕРИН, амбулаторно-поликлинических учреждений Главных управлений Банка России Вологодской, Костромской и Омской областей.
  • Информационная система управления
    Федеральное государственное учреждение Клиническая больница
    Управления делами Президента РФ.
  • Информационная система управления ФГУ «Российский кардиологический научно-производственный комплекс
    МЗ РФ».
  • Информационная система ИНТЕРИН-Аптека ФГУ «ЦИТО им. Н.Н.Приорова Росздрава».
  • Информационная система управления
    лечебным процессом  «Воронежской областной клинической стоматологической поликлиники».

Вернуться на главную страницу

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS