Тема месяца

Александр Мартынов

Александр Мартынов:
Унаследованное централизованное управление медицинской и социальной сферой позволяет легче добиваться стандартизации и единообразия

На вопросы CNews ответил Александр Мартынов, генеральный директор СП.АРМ.

CNews: Насколько в настоящее время автоматизирован процесс разработки программы реабилитации инвалидов и учет льгот и средств, выделяемых на их социальное обеспечение?

Александр Мартынов: Наша компания была первой, кто с применением  информационных технологий на промышленном уровне приступил к реализации комплексного федерального проекта автоматизации службы медико-социальной экспертизы (МСЭ). Эта работа была начата нами в 1997 г. совместно с Санкт-Петербургским научно-практическим центром медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта (СПбНЦЭПР им. Г.А. Альбрехта). Была разработана концепция федеральной системы, и уже в 1999-2000 гг. в Ленинградской области началось ее пилотное внедрение. На федеральный уровень  мы вышли в 2003 г. после внедрения системы в Главном бюро МСЭ Орловской области. Существовавшим в то время Министерством труда и социальной защиты населения внедрение было признано весьма успешным.

К 2004 году мы осуществили поставку системы еще в 15 регионов, но затем произошла реорганизация министерства, и к руководству пришли новые люди. Опыт общения с руководителями высокого уровня показывает, что все они понимают необходимость информатизации, но, к сожалению, не до конца осознают, насколько это сложный и дорогостоящий процесс. На разработку подобных проектов уходят годы. При этом, мировая статистика говорит о том, что вероятность успеха проектов такого уровня не превышает 20% Ведь надо на годы вперед обеспечить стабильное финансирование, сохранить команду, не ошибиться в выборе технических средств достижения цели.

Задача автоматизации деятельности служб МСЭ очень сложна, и простые решения к успеху здесь не приводят. Необходима серьезная проработка структуры взаимодействия баз данных – система МСЭ включает в себя 15-20 тысяч рабочих мест по всей России, которые завязаны на региональные центры. Сюда входит обеспечение безопасности, синхронизация, соблюдение технологий внедрения, сопровождения, обновления системы и многое другое. Кроме того, необходимо обеспечить развиваемость системы, и возможность ее взаимодействия с другими региональными системами (здравоохранение, социальная защита и пр.).

CNews: В последние годы информатизации различных сфер жизни в нашей стране уделяется большое внимание. Как вы оцениваете изменения, произошедшие в области информатизации социальной сферы и медицины в последние годы?

Александр Мартынов: Мы все время надеемся, что завтра будет лучше, чем вчера. Сейчас на смену «Электронной России» пришли «электронные госуслуги». Внимание, которое уделяется этой теме, дает основание предполагать, что она станет существенным толчком первичной автоматизации. Невозможно сделать реально востребованный портал госуслуг, не автоматизировав низовые уровни, обеспечивающие их предоставление. В то же время, через работу портала легко будет оценить качество автоматизации подведомственных учреждений.

Необходимые для решения этой задачи ресурсы в стране есть. Я знаю большое количество компаний, которые реализуют очень серьезные проекты на основе современных компьютерных технологий. В число таких компаний входит и наша.  На протяжении 22 лет мы целенаправленно занимаемся созданием информационных систем промышленного типа. При этом последние 15 лет основные направления наших работ связаны с проблематикой медико-социальной сферы. Мы работаем не только в области автоматизации МСЭ.  У нас есть, например, серьезные разработки в области социальной защиты населения. Сюда входит информационная поддержка задач, решаемых центрами социального обслуживания, домами-интернатами, районными управлениями и региональными комитетами по оказанию социальной поддержки гражданам. Кроме того, мы активно работаем со станциями переливания крови, и с крупными  медицинскими центрами. Все наши проекты ориентированы на внедрение. Одними из первых, в частности, мы подошли к практической реализации идеологии региональной медицинской системы. Сейчас это одно из ведущих направлений нашей деятельности. Достигнутые здесь результаты успешно внедряются.

Социально ориентированные информационные продукты имеют свою специфику. В этой области работать приходится не столько с числами, сколько с текстом. Наши специалисты очень серьезно занимались выбором базовой СУБД, в полной мере отвечающей потребностям проблемной области. Оптимальным выбором для нас стала объектно-ориентированная СУБД промышленного типа - Caché (продукт компании InterSystems ). В настоящее время СП.АРМ является официальным партнером этой американской компании, более 30 лет занимающейся разработкой платформ для медицинских приложений. Используя ресурсы указанной СУБД,  мы разработали собственный продукт – qMS и вот уже шесть лет активно продвигаем его на рынке. По своим задачам qMS - конструктор масштабируемых решений всех уровней: от поддержки задач фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) или кабинета домашнего врача до информатизации национальных медицинских и социальных систем.

В настоящее время мы реализуем пилотный проект по созданию региональной информационной системы здравоохранения в Ямало-Ненецком автономном округе. При этом взаимодействующие между собой автоматизированные рабочие места внедряются, как на уровне ЛПУ, так и в Департаменте. Наши подходы оказались востребованными и в Казахстане. В этой стране целенаправленно и с адекватным финансированием реализуется концепция создания единой национальной системы здравоохранения. Учтена и необходимость ее комплексной информатизации.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что информатизация медицины – это не прихоть того или иного руководителя, а необходимость, продиктованная временем. Используемые «бумажные технологии» не обеспечивают проведения полноценного учета, эффективности использования имеющихся ресурсов. Организовать такой учет можно только с помощью современных информационных технологий..

Что касается службы медико-социальной экспертизы, то в 2004 году произошло ее реформирование. В результате, главные бюро МСЭ были переведены с регионального на федеральный уровень.  При формировании концепции реформы нами предлагалось начать преобразования с внедрения информационных технологий. Лишь затем, на основании полученных и проанализированных данных, приступать к изменениям. И это было бы оправдано. Я убежден, что информационные технологии надо внедрять до начала реорганизации. В современном мире преобразования без информационной обратной связи – это беда, это ошибки, это огромные затраты, которые приводят к результатам, противоположным ожидаемым. Да, такие информационные проекты стоят сотни миллионов рублей, но они позволяют не потерять миллиарды.

Еще одна проблема связана с сопровождением информационных систем. Поддерживая необходимость информатизации, по мнению некоторых руководителей, достаточно приобрести эффективную систему, и все проблемы будут решены. К сожалению для них, мы живем в постоянно изменяющемся мире. То, что сегодня является прогрессивным, завтра может устареть. Постоянной остается только потребность в достоверной и актуальной информации. Как бы ни менялись компьютеры, СУБД, технологии и законодательство, эффективность информационной системы не должна снижаться. А это возможно только при условии гарантированного сопровождения информационного продукта, обеспечивающего обновление и модернизацию. Сопровождение и планомерное развитие системы  тем более актуальны, что срочная вынужденная замена морально или технологически устаревшего программного обеспечения может самым пагубным образом сказаться на результативности работы организации.

CNews: Вашей компанией в сотрудничестве с Санкт-Петербургским научно-практическим центром медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта разработана информационно-справочная и аналитическая система учета и реабилитации инвалидов (АИС «МСЭ»). Расскажите подробнее об этом проекте.

Александр Мартынов: Работы по созданию АИС «МСЭ» были начаты в 1997 году. Наш проект оказался очень удачным и, если можно так сказать, нетребовательным к условиям эксплуатации. В настоящее время АИС «МСЭ» устойчиво и эффективно работает в 14 субъектах РФ. Ее сопровождение в каждом субъекте осуществляется одним-двумя программистами. При этом в некоторых субъектах количество рабочих мест превышает  500.  Крупные проекты, включающие организацию информационного взаимодействия служб МСЭ со службами социальной защиты населения, реализованы в Тюмени и в Ленинградской области. В настоящее время подобный проект реализуется в Красноярском крае.   

CNews: Одной из основных проблем автоматизации здравоохранения является отсутствие на федеральном уровне единых справочников и словарей. Как удается решать этот вопрос?

Александр Мартынов: Эта проблема носит, в основном, не идеологический, а организационный характер. В настоящее время полноценные справочники существуют в аптеках. Есть справочник простых и сложных услуг в медицине. Активно используется справочник МКБ-10 и некоторые другие. Однако, так как большинство эксплуатируемых в настоящее время социально ориентированных систем разрабатывались для решения локальных задач организаций, системный подход к организации словарей и справочников отсутствовал.

Особенно сильно последствия ощущаются при попытках объединения существующих данных на региональном уровне. Тем не менее, подходы к решению подобных задач существуют. Можно, например, разрешать организациям использовать произвольные наименования услуг, но при условии, что связанные с содержательной частью указанных услуг коды будут унифицированы. Именно на их основе можно создавать региональные стандарты. С другой стороны, можно ориентироваться на словари, используемые самой эффективной на территории информационной системой, содержащей сведения о гражданах. Так как значимость обмена данными и синхронизации информационных массивов, используемых разными структурами, постоянно возрастает, с неизбежностью им придется договариваться о стандартизации терминологии.

Пока еще большинство справочников нам приходится делать самим, чем мы и занимаемся уже много лет в сотрудничестве и с учеными, и с практиками. Однако, как показывает практика, удачные решения, разработанные для одного из регионов, могут успешно использоваться и в других местах. Кроме того, многие федеральные структуры (Налоговая служба, Пенсионный фонд, ЗАГС и др.) обладают реальными рычагами «принуждения» к использованию своих стандартов. Как правило, они вполне эффективны. В качестве примера можно привести справочник адресов КЛАДР, разработанный по заказу Налоговой службы, который мы успешно «внедрили» в свои разработки.

CNews: Сколько времени, на ваш взгляд, понадобится России, чтобы достичь уровня информатизации в медико-социальной сфере аналогичного, например, уровню стран Европы?

Александр Мартынов: Уровень информатизации в здравоохранении России пока еще крайне низок. Но сегодня у нас уже есть медицинские информационные системы, которые уже способны конкурировать с лучшими мировыми образцами. Появляется и опыт создания региональных информационных систем. Кроме того, у России есть преимущество. Наследие Советского Союза - централизованное управление медицинской и социальной сферой - позволяет с большей легкостью добиваться стандартизации и единообразия.

Что касается МСЭ, то в 2003 году мы говорили, что на внедрение федеральной системы потребуется два года. Сейчас это можно сделать за год. В течение этого времени  будут проведены как первичная автоматизация отрасли там, где она пока отсутствует, так и развитие существующего информационного потенциала. На их базе и будет создаваться механизм проведения реформ, который обеспечит системе колоссальный потенциал развития.

CNews: При автоматизации системы медико-социальной экспертизы регионального уровня вам наверняка приходилось сталкиваться с тем, что в отдельных бюро уже установлены системы аналогичного функционала. Существует ли возможность интеграции этих систем в единую региональную при помощи предлагаемого вами решения?

Александр Мартынов: Первый принцип внедрения – не должно быть потеряно ни бита полезной информации. Поэтому все, что сделано, тем более в электронном виде, должно быть проанализировано, сохранено и использовано. Наша система это позволяет.

В области МСЭ не так много «самодельных» систем, и вопрос с каждой из них решается индивидуально. Часто такое программное обеспечение проще заменить, чем интегрировать. При этом сохранение всех необходимых данных обеспечивается технологией конвертации. В любом случае информационная система МСЭ должна обеспечивать взаимодействие с бухгалтерскими и кадровыми программами, а большинство предыдущих разработок этих задач не поддерживает. Кроме того, в прошлом году в Красноярске мы приняли участие в  реализации пилотного проекта по организации взаимодействия служб МСЭ с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, службами социальной защиты населения, военкоматами. Успех был вполне закономерен, так как наша система открыта и готова получать и отдавать информацию в любых требуемых форматах и по любым регламентам. Успешно прошла и апробация использования в нашей системе электронно-цифровой подписи.

Очевидно, что внедрение подобной региональной информационной системы принесет огромную пользу инвалидам. Миллионам людей  не надо будет идти в Пенсионный фонд и другие организации для оформления пенсии, получения пособий и льгот. Все необходимые для принятия решений данные  будут передаваться автоматически. По существу, это и есть подход к реализации тех самых электронных госуслуг, о которых сейчас так много говорят. Нами прорабатываются элементы электронных государственных услуг при проведении МСЭ. В их число входят: передача направлений на экспертизу из ЛПУ в бюро МСЭ, прием заявлений и так далее. В итоге будет автоматизирована вся цепочка.

CNews: Вы упомянули, что система автоматизации деятельности службы МСЭ работает в Тюмени, Красноярске, Ямало-Ненецком автономном округе. Насколько велик интерес к такому  программному обеспечению со стороны других  субъектов РФ?

Александр Мартынов: Первым пилотным  субъектом РФ для АИС «МСЭ» стала Ленинградская область. В 2003 году был реализован проект в Орловской области, затем в Тюменской, Архангельской и Калининградской областях, республике Карелия, Екатеринбурге, Омске, в Красноярском крае и в других  субъектах РФ.

На сегодняшний день практически не осталось руководителей Главных бюро МСЭ, которых  надо было бы убеждать в необходимости перехода на использование информационных систем.  Проблема лежит в другой плоскости. Соответствующее решение  на федеральном уровне до сих пор не принято.

CNews: Сколько времени занимает внедрение системы на уровне  субъекта РФ?

Александр Мартынов: Для того, чтобы филиалы и главное бюро МСЭ начали работать, требуется две недели на обучение ведущих сотрудников и месяц на внедрение . Затем начинается процесс оптимизации деятельности бюро с учетом использования ИТ. Несколько лет назад Главный эксперт МСЭ Тюменской области в феврале подарил мне большой красивый альбом, где содержался анализ деятельности тюменского ГБ МСЭ за предыдущий год. Такая оперативность подготовки информации стала возможной только благодаря тому, что все необходимые  для отчета данные порождаются в процессе освидетельствования и хранится в системе. Основные показатели могут формироваться хоть ежедневно путем простого нажатия кнопки на клавиатуре компьютера.

CNews: Как можно оценить результаты внедрения системы? Существуют ли измеримые показатели эффективности ее деятельности?

Александр Мартынов: В социальной сфере, где потребителем услуг, по определению, является население, основной показатель эффективности – это упрощение процедуры их предоставления. В качестве критерия можно выбрать, например, отсутствие очередей в бюро МСЭ. Следующий важный параметр - качество предоставления  услуги. Сюда можно отнести сокращение времени ожидания результата,  отсутствие ошибок в записях, их выверенность и т.п.

Кроме того, в информационной системе МСЭ есть пока не очень востребованный заказчиком механизм вычисления фактических затрат на реализацию индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Я думаю, что в ИПР наряду с назначениями должны указываться организации, которые оказывают назначенные услуги, и стоимость этих услуг. На этой основе, в частности, сопоставляя затраты и достигнутый результат, можно проводить анализ эффективности разработанной программы.

И еще одно. Граница между инвалидностью и неинвалидностью очень тонка. В связи с этим государство должно иметь возможность контролировать назначение такого статуса. В потенциал нашего продукта заложена экспертная система, то есть механизм, который позволяет проверить соответствие зафиксированных показателей здоровья человека положениям соответствующих постановлений и нормативов.

CNews: Проявляет ли интерес к разработанной вами системе Министерство здравоохранения и социального развития?

Александр Мартынов: Результаты пилотной организации взаимодействия нашей информационной системы МСЭ с другими ведомствами вроде бы вызвали интерес со стороны министерства. В то же время очевидного, на наш взгляд, решения о внедрении такой системы по всей стране не последовало. Причиной этого может быть все та же недооценка сложности задачи и, как результат, ошибочное впечатление, что ее можно решить быстро и дешево.  Однако, уже накопленные с 2003 года  потери из-за отсутствия решения о внедрении системы колоссальны и, к сожалению, продолжают расти.

CNews: Известно, что в мире существуют решения, позволяющие выявлять зоны повышенной заболеваемости и анализировать факторы, способствующие возникновению заболеваний. Способна ли предлагаемая вами система собирать и обрабатывать данные для такого анализа?

Александр Мартынов: Да, конечно. В наших разработках имеется встроенный аналитический инструмент, с помощью которого можно формировать поисковые, статистические и аналитические запросы любой сложности и получать ответы, адекватные реальному положению дел.

CNews: Каким образом система обеспечивает безопасность персональных данных и, в частности, соответствие закону «О персональных данных» (152-ФЗ)?

Александр Мартынов: Уровень защиты нашей системы от несанкционированного доступа соответствует всем существующими требованиями. Это касается и разграничения работы с данными, и пересылки информации с использованием сертифицированных систем шифрования, ЭЦП и т.д.

CNews: Каковы ваши планы по дальнейшему развитию системы?

Александр Мартынов: Наша компания занимается комплексными информационными системами социальной сферы. Помимо здравоохранения и социальной защиты населения, одним из направлений является автоматизация работы бюро медико-социальной экспертизы. Планы у нас не только самые амбициозные, но и абсолютно реальные. Мы создаем информационные системы 21 века  и будем их настойчиво предлагать к внедрению. Мы уверены в том,  что создаем хорошие продукты, и они заслуживают внедрения.

Известно, что, кто владеет информацией, тот владеет миром. Информатизацию нужно рассматривать как мощный двигатель, который способен победоносно вывести любую отрасль к горизонтам третьего тысячелетия. Мы умеем делать взрослые серьезные системы и имеем громадный практический опыт работ. Поле деятельности огромно, задач хватит на всех. Так что заняться будет чем, не только нам, но и нашим детям и внукам.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS