Обзор Средства защиты информации и бизнеса 2006 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics 3Com TippingPoint

Темпы CNewsSecurity сравнялись с CNews100

Впервые за последние годы темпы роста выручки компаний рейтинга CNewsSecurity оказались сравнимы с аналогичным показателем сотни крупнейших ИТ-компаний рынка. По мнению экспертов, это объясняется только тем, что время лихорадочной закупки средств ИБ прошло. Сегодня заказчики все больше внимания уделяют вопросам управления безопасностью.

В 2005 г. российский рынок информационной безопасности в очередной раз продемонстрировал уверенный рост. Суммарная выручка тридцати компаний рейтинга CNewsSecurity 2005 выросла на 38,4 % и составила 6,78 млрд. рублей. Тем не менее, несмотря на более чем уверенные показатели роста, впервые с момента проведения рейтинга темп роста суммарной выручки ИБ-компаний оказался сравним с показателем рейтинга CNews100. Если в 2004 г. соотношение составило 33 % против 14 % в пользу ИБ-компаний, то в 2005 г. это уже 38,4 % против 37,7 %.

Динамика суммарной выручки компаний рейтинга, млрд руб.

Источник: CNews Analytics, 2006

Мало кто из экспертов сомневается в том, что рост отечественного ИТ-рынка вызван, в первую очередь, стремительным притоком нефтедолларов. Логично было бы ожидать подобного роста и в сегменте ИБ, которого, однако, пока не произошло. Объясняется это тем, что рынок ИБ России всегда был если не «перегрет», то, по крайней мере, рос заметно активнее своего «старшего брата». Причем, как отмечают те же эксперты, обеспечение безопасности сводилось, в основном, к закупке программного и программно-аппаратного обеспечения. В итоге сегодня большинство крупных заказчиков уже имеют достаточный арсенал защиты, который, однако, работает далеко не эффективно. Рост культуры ИБ в России привел к тому, что руководители служб безопасности и высший менеджмент стали прислушиваться к тому, о чем на протяжении всех последних лет говорили представители специализированных ИБ-компаний — т.е. к тому, что необходимо управлять информационной безопасностью. В связи с этим, стадия ажиотажного спроса на продукты прошла, и заказчики либо самостоятельно, либо при помощи специализированных компаний стали наводить порядок в своих системах информационной безопасности. С одной стороны, это привело к тому, что рынок ИБ не вырос подобно ИТ-рынку в целом, а с другой — к значительному росту спроса на услуги ИБ. По итогам 2005 г. 45 % суммарной выручки системных интеграторов, пошедших в рейтинг, пришлось именно на сервисную составляющую.

Структура выручки системных и ИБ-интеграторов

Источник: CNews Analytics, 2006

Безусловно, по рынку в целом доля услуг будет значительно меньше — компания «Информзащита», например, оценивает ее в 30 %. Тем не менее, тот факт, что почти половина выручки по направлению ИБ крупнейших интеграторов приходится на услуги, говорит о том, что если не весь рынок, то крупнейшие его компании доросли до уровня «готовности», чтобы платить не только за продукты. Стоит отметить, что по оценкам «Информзащиты» два года назад доля услуг на российском рынка ИБ составляла лишь около 5 %.

Выручка интеграторов от оказания ИБ-услуг

Источник: Источник: CNews Analytics, 2006

Анализ показал, что 61 % суммарной выручки компаний рейтинга приходится на системных и ИБ-интеграторов, 31 % на разработчиков и 8 % на чистых дистрибуторов. По сравнению с прошлым годом распределение выручки существенным образом не изменилась.

Распределение выручки компаний рейтинга

Источник: CNews Analytics, 2006

Суммарная выручка и интеграторов, и разработчиков выросла приблизительно одинаково — на 30 %. Однако если не учитывать «Лабораторию Касперского», вносящую существенный вклад в показатели разработчиков, рост последних составит только 18 %.

В целом по рынку на долю отечественных разработчиков приходится около 30 % (по оценкам «Информзащиты»). В то же время, до 70 % всех российских разработок в сфере ИБ потребляет государственный сектор. По тем же оценкам на долю иностранцев приходится 40 % рынка. Получается, что корпоративный сектор потребляет примерно в 4 раза больше зарубежных продуктов ИБ, чем отечественных. Поскольку государство сегодня является, пожалуй, крупнейшим потребителем на рынке информационной безопасности, отечественные разработчики пока чувствуют себя относительно спокойно. Тем не менее, потеря корпоративного рынка налицо, в связи с чем можно ожидать, что как только спрос на ИБ со стороны госсектора спадет, доля разработчиков в целом по рынку и в рейтинге в частности начнет снижаться.

Выход на зарубежные рынки не по силам подавляющему большинству наших компаний. Во-первых, деятельность многих из них связана с криптографией, которая регулируется по-своему в каждой из стран, поэтому вход туда фактически закрыт. Во-вторых, за редким исключением отечественные разработки мало конкурентоспособны. Здесь мы всегда находимся в роли догоняющего, и нам попросту или нечего предложить западным потребителям или, когда есть, то с большим опозданием. Решение второго вопроса, к сожалению, неочевидно. По мнению экспертов, здесь все в руках государства. Российские компании-разработчики не обладают достаточными средствами для инвестиций в серьезные разработки, но даже если они могут изыскать такие средства, то не спешат их вкладывать. Нестабильность экономики — главная тому вина. Если на Западе окупаемость в 5-7 лет считается хорошим показателем, то у нас при сроке окупаемости более 3 лет за проект стараются не браться. До тех пор, пока российская экономика не станет более устойчивой, отечественные разработчики, похоже, так и будут терять корпоративный рынок.

Илья Разумов / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS