Обозрение подготовлено

версия для печати
Топ-менеджмент компаний осознал пользу ERP

Топ-менеджмент компаний осознал пользу ERP

Участники рынка отмечают, что за прошедший год руководители петербургских предприятий проявили больше интереса к внедрению ERP-систем. Эксперты полагают, что это связано с повышением уровня сознательности топ-менджмента. Тем не менее, проблемы здесь все ещё остаются.

Интерес стал предметным

Несмотря на то, что ERP-системы присутствуют на российском рынке уже давно, далеко не все топ-менеджеры были с ними знакомы и понимали, зачем они нужны и какой от них должен быть экономический эффект. В результате корпоративные информационные системы или не внедрялись, или же их внедрение часто приводило к неудачным или не совсем удачным итогам.

Участники рынка отмечают, что теперь компании чаще видят возможности для реализации проектов. «Раньше они скорее искали поводы отложить этот вопрос, а сейчас ищут возможности. И чаще находят, хотя и проекты стали дороже. Просто интерес стал более предметным. Это уже не экскурсия в магазин с целью изучения предложения», — считает Игорь Чепуровский, генеральный директор консалтинговой компании «Директория». По его словам, менеджеры стали понимать, что внедрение КИС в плохо отлаженных бизнес-процессах («автоматизация хаоса») – проект сомнительный и морально готовы пересмотреть что-то в своем бизнесе, лишь бы был результат.

Тренд последних двух лет – стремление компаний заработать на IPO также стимулирует внедрение ERP-систем. «Новым стало то, что компании стали открыто говорить, что внедрение ERP-системы необходимо им, в том числе, и для повышения капитализации при будущем привлечении финансирования», — рассказал генеральный директор «АНД Проджект» Илья Пантелеев.

Задачи ставить сложно

Несмотря на возросшую сознательность заказчиков, проблемы, связанные с постановкой задачи при внедрении ERP-системы, остаются. «По-прежнему сначала выбирается система «под бизнес», начинается проект, а потом возникают вопросы – внедрить-то внедрили, а каковы результаты? Бизнес цели по-прежнему редко связывают с проектами в самом их начале. А именно начало определяет результат», — считает Игорь Чепуровский. По его словам, ситуация лучше у тех, компаний, которые уже имеют КИС и хотят перейти на другую систему. В этом случае интегратору чаще ставятся конкретные цели — наличие собственного опыта дает свои результаты.

Более оптимистично смотрят на ситуацию в других компаниях. «Потенциальные клиенты перестают необдуманно идти на внедрение ERP-систем на предприятиях, а предпочитают осознанный выбор, основанный на реальных потребностях бизнеса», — отмечает директор петербургского офиса компании Columbus IT. С ним согласна руководитель отдела маркетинга петербургского филиала компании «1С-Бит» Наталья Зюзина: «У топ-менеджмента компаний стало больше понимания того, что внедрение корпоративной системы, требует серьёзной подготовки предприятия, зачастую с проведением реорганизации и оптимизации значительной части бизнес-процессов».

В «1С-Бит» отмечают, что ранее ноябрь-декабрь были традиционным временем наибольшего количества обращений, направленных на быстрый старт с нового года, что зачастую физически не возможно. Начиная с 2006 года ситуация стала меняться, и компании стали заранее готовиться к внедрениям, в результате чего 2007-й год прошёл у «1С-Бит» в этом отношении более спокойно. Также предприятия стали более избирательно подходить к выбору продукта и команды обладающей необходимым опытом для внедрения.

ИТ-менеджмент заказчика бывает разным

Важную роль играет ИТ-менеджмент компаний, в которых внедряются КИС. При этом сильными были и остаются ИТ-службы крупных предприятий и холдингов, которые выросли до холдинговой структуры самостоятельно в течение лет 10-15, а не за 2-3 года, путём поглощений или слияний. Компании сегмента SMB сегодня всё чаще решают проблему ИТ-грамотности за счет аутсорсинга. «Четкость задачи возрастает пропорционально грамотности ИТ-менеджера заказчика. А для проработки сложных вертикальных решений для отдельных отраслей, проще и лучше самому интегратору «перевести» бизнес-задачи клиента в ИТ-задачи, это большой, но плодотворный труд, который потом можно использовать при работе с другими компаниями этой же отрасли», — считает Андрей Давидюк, руководитель Департамента маркетинга и продаж дивизиона системной интеграции «Ниеншанц».

Несмотря на то, что значимость информационных технологий увеличилась, до сих пор часто людьми, принимающими решение о внедрении той или иной ERP являются специалисты по основной деятельности клиента, а не по ИТ. «Обычной картиной является ситуация, когда менеджер по информационным технологиям и финансовый директор – одно и то же лицо, и его основной целью является контроль инвестиций в ИТ. Нет нужды говорить, что подобный человек не в состоянии преобразовать необходимые структуры данных в базу данных», — отмечает Питер Линдберг, директор петербургского филиала TietoEnator. Для избежания подобного рода ситуаций необходим предварительный консалтинг перед внедрением ERP.

Как известно, часто персонал в силу консерватизма и нежелания что-либо менять препятствует внедрению КИС. Некоторые категории работников, например, менеджеры по продажам, видят во внедрении, например систем CRM прямую угрозу для себя – так как хотят, чтобы в случае смены работы информация о клиенте осталась у них, а не у компании. Решают их по-разному, в зависимости от корпоративной культуры – где то угрозами, а где вовлечением персонала в проект. Тем не менее, уже можно говорить, что сейчас на петербургских предприятиях очень большая доля сотрудников заказчиков поддерживают проект и интересуются системой и новыми способами работы. «Конечно, они опасаются будущего, но это уже скорее привычное опасение неизвестности. Люди часто сами понимают, что если система чем-то помогает выполнять работу, то это благо и гораздо активнее сотрудничают, конечно, не забывая и о своей повседневности, часто во вред проекту. Главное что люди начали связывать надежды на будущее с проектами, чего лет 5 назад практически не было», — отмечает директор «Директории».

Финансирование по-прежнему ведётся по остаточному принципу

Интеграторы отмечают, что компании, где ведётся долгосрочное стратегическое планирование, всегда очень трепетно подходят к этому вопросу, так как без необходимых вливаний в ИТ нельзя соблюдать высокие темпы развития. «В то же время у заказчиков появилось понимание того, что не имеет смысла перегружать ИС различными дополнительными приложениями, которые не будут использоваться из-за недостаточного уровня общей грамотности сотрудников компании», — отмечает Андрей Давидюк. Компании, работающие в рыночных сегментах или нишах, где низкий уровень конкуренции, и сегмент не вошёл в стадию насыщения, по-прежнему бюджетируют ИТ по остаточному принципу.

Если говорить о стоимости проектов по внедрению КИС, то она сильно варьируется. У крупных интеграторов портфель заказов состоит в основном из крупных же заказов (внедрение решений, рассчитанных на использование 100 пользователями и выше). В этих случаях стоимость внедрения, например Microsoft Dynamix AX будет от $250 тыс. Более мелкие проекты могут быть реализованы и за бюджет в $100 тыс. Проекты по внедрению 1С обычно укладываются в бюджет до $100 тыс.

Кадры решают всё

Системных интеграторов, как и других ИТ-компаний, напрямую касается дефицит кадров. Так, участники рынка отмечают, что иногда на поиск одного специалиста уходит до 6 месяцев. При этом в условиях постоянного роста затрат для компаний возрастает значимость нематериальной мотивации.

Проблема обостряется тем, что петербургские ВУЗы, впрочем, как и другие российские институты, не готовят специалистов по соответствующим направлениям — студенты не изучают Dynamix AX, SAP, Oracle, Infor, «Компас» и другие КИС. В этой ситуации единственный выход – выращивание специалистов самостоятельно. Однако, как отмечает Андрей Давидюк, такой путь всегда чреват большим риском: когда специалист дорастает до уровня сложных комплексных проектов, он может уйти к конкурентам. Единственный выход – тщательно разрабатывать мотивационные программы и развивать корпоративную культуру.

Ещё одной причиной дефицита кадров на рынке системной интеграции является то, что специалисты часто уходят к заказчику – ведь внедрённые КИС кто-то должен поддерживать, а не всегда в ИТ-службах заказчика есть персонал с соответствующей квалификацией. «Источник дефицита — не отсутствие программы подготовки в ВУЗе, а реактивное поведение самих компаний и «профессионалов», которые довольно легко меняют свой профессиональный путь на другой, при соответствующем предложении. Среди этих людей не так много тех, кто нашел себя в этой профессии и занимается этим по призванию», — считает Игорь Чепуровский.

Дефицит кадров приводит к тому, что зарплатные ожидания соискателей не всегда коррелируют с уровнем их квалификации: специалисты уверены, что при смене места работы у них будет более высокая зарплата, и дефицит вынуждает работодателей идти у них на поводу. При этом у соискателей из регионов, по словам директора по персоналу группы компаний "СофтБаланс" Марины Евстафьевой, ожидания могут быть и ниже рыночного уровня, несмотря на соответствующие требованиям умения и навыки. В то же время ассимиляция иногородних специалистов на рынке труда Петербурга затрудняется высокими ценами на аренду и покупку недвижимости, что существенно тормозит приток "свежей крови" из регионов в центр.

Даниил Иванов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS