[an error occurred while processing this directive]

 
При поддержке
Тарио

10 ключевых событий в телекоме-2004

Закон вне закона

1 января 2004 года вступил в действие основной документ, регулирующий российскую отрасль связи, — закон «О связи». Будучи принят с большим числом «отсылочных» статей, закон требовал разработки и принятия от 35  до 38 подзаконных актов. 28 статей закона предполагали принятие специальных постановлений правительства, обеспечивающих их применение на практике. Большую часть нормативных документов (около 30) планировалось принять в течение 2004 года. Однако к середине декабря было утверждено лишь 6 из них, что напрямую связано с «вялотекущей» административной реформой, серьезно затронувшей все федеральные министерства и ведомства. По словам Леонида Реймана, министра по информационным технологиям и связи, некоторые документы приходилось отправлять на согласование по 7  раз. Точка в процессе преобразований профильного министерства «связистов» была поставлена только в начале декабря 2004 г. — Леонид Рейман объявил о завершении реорганизации. Двумя неделями позже, директор департамента госполитики министерства объявил о планах форсировать процесс согласования подзаконных актов и  завершить его к февралю 2005 г.


Реорганизация Минсвязи — возвращение Реймана

В марте Владимир Путин объявил о начале реформы правительства. Указ президента №314 лишил Министерство по связи и информатизации независимости, сделав его частью нового Министерства транспорта и связи. Леонид Рейман в объединённом министерстве занял пост заместителя министра. Однако всего через пару месяцев, после завершения президентских выборов, ситуация кардинально изменилась — в мае, согласно новому указу о структуре правительства, Минсвязи были возвращены утраченные позиции, а само министерство получило название — Министерство информационных технологий и связи. Тем самым были наглядно продемонстрированы новые приоритеты министерства и подведомственных структур, обозначена важность ИТ в экономической жизни страны.

Специалисты отмечали, что приоритеты министерства меняются. Так и случилось — основные проекты были посвящены именно ИТ, а связь, в основном мобильная, находилась в явной опале. В тоже время, от реорганизационной чехарды не выиграл никто — принятие нормативных документов в условиях изменяющейся структуры шло с большими задержками, телекоммуникационное оборудование ввозилось в страну с проблемами, а операторы переживали за выделение номерной емкости.

Конечно, винить во всех этих проблемах Мининформсвязи объективно нельзя. Корневой причиной многих сложностей стала перестройка всего механизма государственного управления.


100% москвичей отказались от проводов

По итогам года российский сотовый рынок установил как количественный, так и финансовый рекорд. Абонентская база сотовых операторов за год выросла вдовое и превысила 74 млн. человек. Уровень «мобилизации» Москвы практически достиг 100%. И хотя в реальности картина выглядит не столько радужно, как на бумаге (у детей и пенсионеров нет телефонов, кто-то пользуется двумя-тремя SIM-картами, примерно четверть абонентской базы — мертвые души), статистика все равно впечатляет. Также как и доходы операторов. В 2004 году они заработали на 66% больше, чем годом ранее — около $8,2 млрд.

Операторы переместили фокус внимания с развитых рынков Москвы и Питера на регионы. «Большая тройка» спешит застолбить там рыночную долю и поэтому строит сети и скупает местные компании. Все понимают, что получить неискушенного абонента сейчас проще, чем в будущем переманивать клиентскую базу конкурентов.


Конфликт вокруг Мегафона испортил жизнь «ВымпелКому»

Главными ньюсмейкерами года были два оператора — ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн») и компания «Мегафон». «Альфа Групп» и оффшор IPOC весь год вели борьбу за 25-процентный пакет акций «Мегафона». Спор начался еще в августе 2003 года, когда «Альфа-групп» (один из основных акционеров «Вымпелкома») объявила о покупке 25,1% акций «Мегафона». Узнав об этом, IPOC обратился в суды нескольких стран, утверждая, что проданные акции изначально были обещаны ему.

Жертвой борьбы акционеров стала компания «ВымпелКом». Для начала сети «Би Лайн» чинили препятствия с выдачей необходимой номерной емкости. А в конце ноября «ВымпелКому» был предъявлен акт с предварительными заключениями проверки налоговой декларации за 2001 год. В нем сообщалось о налоговой задолженности на сумму в 2,5 млрд. рублей (примерно 90 млн. долларов). Кроме того, налоговики потребовали от «ВымпелКома» 1,9 млрд. рублей (67 млн. долларов) в виде штрафов и пеней.

Скандал вокруг «ВымпелКома» ударил по фондовому рынку и имиджу страны, и так серьезно пострадавшему от действий властей в отношении нефтяной компании ЮКОС. Всего за один день из-за проблем телекомщиков инвесторы потеряли более $2,5 млрд. Никогда прежде претензии к телекоммуникационным компаниям не разоряли российскую экономику на столь существенную сумму. Аналитики заговорили о том, что таким образом «Альфу» вынуждают выйти из «Мегафона». И даже последовавшие налоговые претензии к «Мегафону» (всего на $100 млн.) не смогли переубедить специалистов в том, что «ВымпелКом» является рычагом давления в чужой борьбе.


Первый вирус для мобильного телефона

Вирусописатели отпраздновали год по-своему: появился первый в истории мобильных устройств вирус для сотового телефона — сетевой червь Cabir. Пока он опасен только для телефонов на платформе Symbian OS. Вирус считается концептуальным и разрушительных функций не имеет. Единственное неудобство, которое он несет, — назойливая надпись Caribe на экране телефона. Тем не менее, его появление эксперты считают плохим знаком.

Вредоносные программы для компьютеров тоже когда-то были лишь развлечением подростков. Однако со временем они превратились в серьезную угрозу. То же самое, по мнению экспертов, может случиться и с «умными» телефонами, которые уже сейчас мало отличаются от компьютера. Как только с помощью трубки можно будет получать доступ к банковским счетам, эпидемии вирусов для телефонов могут превратиться в реальность.

Первый тревожный звоночек в России уже прозвучал — в начале 2005 года в Москве зарегистрирован первый случай заражения вирусом мобильного телефона, находящегося в эксплуатации. По данным экспертов, инфицирование устройства произошло в одном из мест массового скопления людей: в метро, кинотеатре или аэропорту.


Motorola дрогнула под натиском Samsung

Южнокорейская компания Samsung Electronics в прошедшем году смогла потеснить пионера индустрии сотовых телефонов — американскую компанию Motorola со второго места в мире. Корейцы рвутся в лидеры в течение последних двух-трех лет, и сейчас на пути к вершине у них только одно препятствие — финская компания Nokia.

Хотя разрыв между Motorola и Samsung пока еще довольно мал, и Motorola имеет шанс укрепить свои позиции, сам факт обретения статуса игрока номер два достоин внимания.


Siemens разочаровался в мобильных телефонах

Немецкий концерн Siemens AG может избавиться от своего подразделения по производству мобильных телефонов. Siemens занимает четвертую строчку в мировом рейтинге продаж мобильных телефонов (8% рынка). Несмотря на хорошие в штучном выражении продажи, подразделение несет убытки. При увеличившемся обороте (с 4,47 до 4,97 млрд. евро) убытки мобильного подразделения Siemens составили 152 млн. евро против 27 млн. евро годом ранее. Сократить издержки компания пыталась за счет реструктуризации. Подразделения фиксированной и мобильной связи IC Networks и IC Mobile слились в новый департамент — Siemens Communications. Однако уже осенью на рынке появилась информация о скорой продаже бизнеса мобильных телефонов. Назывались даже имена возможных покупателей — японская группа NEC и китайская Ningbo Bird. Однако никто из них не подтвердил своего интереса публично.

Аналитики MRG предположили, что Siemens может готовить бизнес по производству мобильников к продаже. Для того, чтобы сделать это с выгодой, для начала компания попытается снизить расходы на разработку собственных мобильных телефонов, поручив ее сторонним производителям. А дальше концерн может сосредоточиться на дизайне и поддержке имиджа Siemens, приучая пользователей к мысли о том, что неважно, кто производит телефоны, главное — бренд. Поднимая стоимость марки, компания может начать параллельно избавляться от своих активов. MRG полагает, что это Siemens может продать проблемное подразделение в 2007 году.


В России появился рынок контента для мобильников

В этом году в России появился рынок, о котором всего пару лет назад мало кто знал. Начав расти практически с нуля, к концу года рынок мобильного контента достиг $300 млн. Аналитики прогнозируют, что к концу 2005 года этот сегмент может удвоиться. По прогнозам iKS-Consulting, мобильные развлечения, SMS и MMS принесли российским операторам сотовой порядка $950 млн., а в следующем год доход от них дорастет до $1,5 млрд. Контент-провадеры смогли донести до абонентов сотовых сетей мысль о том, что мобильный телефон не только средство общения. С помощью трубки можно развлечься и выделиться из толпы. Число желающих иметь в качестве звонка понравившуюся популярную песню или мелодию из любимого фильма растет на глазах. Владельцы телефонов платят от 0,3 доллара (без НДС) за монотонное подобие музыки до 1,2 доллара за полифоническую мелодию. Картинка стоит от 1 доллара, а игра — от 2,5.

По мнению аналитиков J’son & Partners (J&P), одна из главных причин быстрого роста рынка -удобство оплаты услуг. Быстрое развитие электронных платежей делает процесс заказа мобильного контента удобным и привлекательным для абонента. Развитие мобильного рынка стимулируется программными центрами, находящимися в Санкт-Петербурге и Новосибирске. В 2005 году многие эти компании доберутся до Москвы, а региональные и местные центры появятся по всей России и в ближнем зарубежье. Аналитики прогнозируют скорый выход на российский рынок мобильного контента крупных иностранных игроков.


Запуск EDGE

В российских сетях сотовой связи заработала технология EDGE, которая дает возможность пользоваться интернетом, WAP-ресурсами, обмениваться MMS, смотреть видеоклипы и мобильное ТВ в реальном времени. Пионером стала компания «ВымпелКом», запустившая EDGE в коммерческую эксплуатацию в сети «Би Лайн» в Вологодской области. Тем не менее, в компании признают, что заметного спроса на услуги на базе EDGE ждать не стоит — воспользуются ими, по прогнозам, всего 5% из 40 тыс. абонентов компании, проживающих в Вологодской области. Однако уже в январе 2005 года EDGE заработал в «Би Лайне» и в Мурманской области.

Представители основного конкурента «Би Лайна» — сети МТС — говорят, что оказывать платные услуги на базе EDGE пока не считают разумным. МТС хочет посмотреть, сколько людей готово пользоваться технологией, какой контент предлагают провайдеры и какие телефоны появятся на рынке. Однако, чтобы не отставать от конкурентов, МТС запустил сеть EDGE в Самаре. И под самый конец года новая технология добралась и до столицы — в ряде районов Москвы ее сделал доступной для своих абонентов «МегаФон».


МТС выпустила мобильники под собственной маркой

Компания МТС начала продавать мобильные телефоны под собственной маркой. МТС — первый российский оператор, решившийся на шаг, считающийся на Западе вполне обычным делом. Правда? в отличие от крупных иностранных операторов, бренды которых красуются на корпусах телефонов известных производителей, МТС обратила свой взор на маленькую компанию. Производителем телефона является ЗАО «Ситроникс».
Всего представлено две модели — МТС i42 и МТС i43. Аппараты предназначены исключительно для работы в сетях МТС и снабжены функцией SIM-Lock. МТС рассчитывает на то, что новинки заинтересуют, в основном, новых абонентов cвоей невысокой ценой.


Юлия Лю / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS