[an error occurred while processing this directive]

 
При поддержке
Тарио

Рынок телекоммуникационного оборудования в мире

По мере распространения новых технологий на рынке телекоммуникаций смещаются акценты в спросе и меняются позиции поставщиков. Бурный рост сохраняется в секторе корпоративных IP-решений и call/contact-центров. Рынок оборудования для беспроводной связи, напротив, растет пока в пределах 1–2%.

DSL-оборудование

По прогнозам Infonetics Research, в первом квартале 2005 года в мире ожидается увеличение продаж DSL-оборудования до $1,41 млрд. При этом, в первом квартале 2004 года было зафиксировано сокращение мировых продаж DSL-портов на 4% — на 6% в денежном выражении, по сравнению с «рекордным» 4 кварталом 2003 года.

Мировым лидером по количеству проданных DSL-портов и по доходам от продаж по итогам 1 квартала 2004 года была компания Alcatel. За ней следовала компания Huawei, которая лидировала в сегменте IP DSLAM. В течение 2003 года этим поставщиком было установлено 8,5 миллионов портов SmartAX DSLAM в более чем 25 странах и регионах во всем мире, включая Россию.

В сегменте DSL-оборудования для конечных пользователей в 2004 году лидирует концерн Siemens, за которым следует Thomson. Больше всего доходов в данном сегменте приносят Азиатско-Тихоокеанский регион и EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка); далее следуют Северная Америка и страны Латинской Америки и Карибского бассейна.

Хотя цены на данное оборудование продолжают снижаться, при существующем росте продаж в количественном отношении это не так сильно сказывается на получаемых прибылях. На период 2003 — 2007 гг. Infonetics Research прогнозирует рост поставок на 57%, в то время как доходы в течении этого времени увеличатся только на 8%. Ожидается, что пользователи будут мигрировать от обычных ADSL-модемов к более продвинутым VDSL/G.SHDSL-устройствам, а также беспроводным и голосовым модемам.

Мировой рынок DSL-оборудования для конечных пользователей, 1 кв. 2004

Источник: Infonetics Research, 2004

IP-телефония

На рынке корпоративных решений для IP-телефонии сохраняется бурный рост. По итогам этого года их продажи должны превысить продажи традиционных офисных АТС.

По данным Infonetics Research, во 2 квартале 2004 г. объем мирового рынка учрежденческих телефонных станций с поддержкой IP (IP-УАТС) увеличился до $89 млн. Рост по сравнению с предыдущим кварталом составил 3%. По прогнозам аналитиков, в течение года (со 2 квартала 2004 года по 2 квартал 2005 года) объем мирового рынка IP-УАТС должен увеличиться на 45%.

Мировой рынок корпоративной телефонии, млрд. долл.

Источник: Synergy Research

По оценкам Infonetics, в регионе EMEA по доходам от поставок IP-УАТС на первом месте находится компания Alcatel, за лидером следуют Cisco, Nortel и Avaya. Общий объём мирового рынка IP-УАТС за отчетный период вырос на 5% против показателей первого квартала 2004 года и составил 1,5 млн. линий.

Исследовательская группа Synergy Research Group отмечает, что во 2-м квартале 2004 года продажи IP-решений масштаба предприятия увеличились на 14% по сравнению с предыдущим периодом благодаря переводу корпоративных сетей голосовой связи на IP-телефонию нового поколения. В первой половине 2004 года отмечен рост на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

Лидером по объему выручки от реализации решений для IP-телефонии масштаба предприятия, а также по количеству поставленных портов корпоративной IP-телефонии, по версии аналитиков Synergy Research, стала Avaya. Впервые лидерство этой компании по продажам IP-портов в корпоративном секторе было зафиксировано в 3 квартале 2003 г. Во 2-м квартале 2004 года рыночная доля Avaya по количеству поставленных IP-портов составила 24,2%. Avaya также названа мировым лидером по объему выручки от реализации решений для IP-телефонии масштаба предприятия с долей рынка 24%.

В то же время, по данным Synergy Research, с учетом всех голосовых решений для корпоративного рынка позиции вендоров по состоянию на 2 квартал 2004 года выглядят так: Nortel, Siemens, Avaya, Cisco, Alcatel, NEC, Mitel, 3Com.

Лидеры мирового рынка корпоративной телефонии: объемы продаж, млн. долл.

Источник: Synergy Research, 2004

Аналитики Synergy Research прогнозируют дальнейший рост поставок IP-систем для корпоративного рынка, за счет уменьшения доли традиционных офисных АТС (в 2003 году их продажи сократились на 13%). С этими оценками согласны эксперты компании Alcatel, которые предсказывают рост в сегментах LAN и WAN/MAN-телефонии, в то время как продажи систем TDM-телефонии будут снижаться.

Согласно данным отчета Frost & Sullivan, в 2004 году продажи IP-АТС впервые превысят продажи традиционных офисных АТС. Основной потенциал роста здесь сосредоточен в корпоративном секторе и правительственных агентствах.

Мировой рынок IP-телефонии

Источник: Alcatel, 2004

Европа пока сохраняет консерватизм в отношении IP-решений: например, в Германии они пока еще не завоевали популярность. В Великобритании на долю абонентских IP-портов в 2004 году пришлось 54% заказов, а аналоговая емкость составила всего 8%. Очевидно, что при сложившейся ситуации имеет смысл осуществлять плавный переход к IP, используя ранее установленное оборудование и сохраняя, таким образом, сделанные инвестиции. Это факт говорит в пользу гибридных решений, на долю которых, по данным Infonetics Research, во 2 квартале 2004 г. приходилось, например, около 57% всех доходов мирового рынка IP-УАТС. Ожидается, что ко 2 кварталу 2005 года этот показатель вырастет до 73%. Доход от поставок негибридных IP-УАТС вырос при этом — за тот же период времени — на 11%, в основном за счет продуктов Cisco. По итогам 2 квартала 2005 года прогнозируется показатель роста — 8%.

В пользу гибридных решений склоняется корпорация Panasonic. В этом году она представила новое поколение цифровых телефонных станций серии TDA, которые можно подключать к телефонным сетям не только по аналоговым, но и по цифровым соединительным линиям с протоколами VoIP, ISDN BRI, а также (кроме TDA30) ISDN PRI (EDSS-1 и QSIG) и R2 MFC/DTMF/Pulse. Кроме того, для передачи речи можно использовать частные компьютерные сети и интернет. На основе TDA можно построить микросотовую систему связи цифрового стандарта DECT. Базовые станции могут располагаться на расстоянии до километра от АТС, обеспечивая связь в радиусе 200 метров на открытом пространстве и до 50 метров в помещении.

В секторе IP-телефонов компанией №1 по количеству поставленных устройств продолжает оставаться компания Cisco Systems, которая занимает лидирующую позицию с большим отрывом от конкурентов. К настоящему времени компании удалось продать более 4 млн. IP-телефонов.

Мировой рынок IP-телефонов, 2 кв. 2004

Источник: Synergy Research

В сегменте корпоративной IP-телефонии в регионе EMEA, согласно данным исследовательских агентств Gartner Group и Synergy Research Group, лидирует компания Alcatel — по итогам 2003 финансового года и в 1 квартале 2004 года ей принадлежало 24% рынка; по результатам 2 квартала 2004 года она ранжировалась как компания № 3 в сегменте IP-телефонии. В расстановке сил за прошедший год не произошло никаких кардинальных изменений, и пятерка лидеров осталась прежней: Alcatel, Cisco, Siemens, Nortel, Avaya.

Корпоративная телефония в EMEA: магический квадрант

Источник: Gartner Group, август 2004

Call/Contact центры

Рынок CRM-решений и контакт-центров является сегодня одним из наиболее динамично развивающихся. По данным DataMonitor, его средний рост составляет 16% в год. Максимальный спрос ожидается сейчас в сегменте решений для малых и средних предприятий с числом рабочих мест для операторов 10–30 и 30–100 соответственно.

Производители чутко реагируют на потребности рынка. Компания Avaya представила недавно свое первое решение в классе «мультимедийный контакт-центр», рассчитанное на предприятия средних размеров — Contact Center Express (CCE). До сих пор новинки Avaya охватывали нижний (IP Office Compact Contact Center) и верхний (Interaction Center) сегменты рынка. Опоздание с выходом на рынок в компании связывают с анализом конъюнктуры и спроса в этом сегменте (конкуренты уже имели в своих портфелях решения такого класса). Ориентировочная цена CCE в полном варианте составит около $990 в расчете на одно рабочее место; в «усеченном» за лицензию достаточно будет заплатить около $400. В целом организация полнофункционального контакт-центра Avaya обойдется среднему предприятию в сумму порядка $20 тысяч.

В начале 2004 года компания Genesys Telecommunications Laboratories представила решения Enterprise IP Contact Center (IPCC) и Network IP Contact Center, которые позволяют компаниям осуществить переход от использования телефонных коммутаторов к использованию исключительно IP — или гибридных сетей. Enterprise IPCC предназначен для обслуживания больших контакт-центров с количеством агентских мест, превышающем 150, и позволяет предприятию использовать наиболее продвинутую системы управления и роутинга, которые включает в себя пакетное решение для контакт-центров. Express IPCC предлагает все те же преимущества, что и Enterprise IPCC, и разработан специально для контакт-центров среднего размера с количеством агентских мест менее 150 (представлен потребителям в августе 2002 года).

Тем временем, компания Cisco Systems поставила более 2 тысяч контакт-центров Cisco IPCC. В первой половине 2004 года этот производитель обеспечил своими решениями более 50 тыс. агентских мест, в то время как в течение 2003 года было поставлено IPCC более чем на 73 тысячи мест. Согласно исследованию систем автоматического распределения вызовов (ACD), проведенному DataMonitor, Cisco занимает по этой позиции 3 место в мире; по «чистым» IP-решениям — первое.

VPN-оборудование

По данным Infonetics Research, объем мирового рынка VPN и межсетевых экранов (МСЭ) — оборудования и ПО — достиг в 2003 году объема в $2,4 млрд. (рост 13% по сравнению с 2002 годом). Это обусловлено стабильным спросом на системы обеспечения информационной безопасности, появлением SSL VPN и экономической целесообразностью внедрения VPN. По прогнозам экспертов рынок этих устройств продолжит стабильно развиваться, по крайней мере, до 2006 года. Ввиду появления здесь большого количества новых вендоров и инноваций, ужесточается конкуренция и складывается серьезное ценовое давление. В ближайшее время, по мнению аналитиков, захватывающей станет конкуренция между Juniper и Cisco.

Ведущие позиции по прибыли на рынке VPN и МСЭ пока занимает Cisco, за ним идут Check Point и NetScreen. Nokia (совместно с Check Point), Nortel, SonicWALL, Symantec и WatchGuard — игроки второго эшелона.

Оборудование для беспроводной связи

По оценкам Yankee Group, объем мировых продаж оборудования беспроводной связи в 2004 году должен был вырасти всего на 1% — до $46,8 млрд. В прошлом году рост данного сектора рынка составил 2%. В целом к 2008 году аналитики прогнозируют спад в отрасли — на 14,5% до $40 млрд. Своего пика рынок оборудования беспроводной связи достиг в 2000 году, когда объем мировых продаж составил $54,5 млрд., однако затем, в 2002 году, он сузился до $45,2 млрд.

Источник: Yankee Group, 2004

В период 2002–2007 гг. расходы операторов связи на оборудование снизятся с 11,3% до 6,8% от совокупного дохода. Кроме того, производители оборудования ощутят на себе ценовое давление — как ожидается, ежегодное снижение цен достигнет в данном секторе рынка около 20%.

В прошлом году, по данным Yankee Group, ведущим игроком на мировом рынке оборудования беспроводной связи была шведская компания Ericsson с 29%-ной долей. За ней следовали финская Nokia и немецкий Siemens, с 13% и 11% долями рынка, соответственно. 4-е место занимала Motorola с долей в 10%, затем — Lucent Technologies и Nortel Networks, обе с 9%-ной долей; 6-е место досталось французский компании Alcatel (6% рынка). В десятку ведущих мировых вендоров вошли также китайская компания Huawei Technologies, южнокорейские Samsung Electronics и LG Electronics, а также китайская корпорация ZTE.

Поставщики оборудования беспроводной связи, 2003

Источник: Yankee Group, 2004

Дальнейшее перераспределение долей на рынке оборудования беспроводной связи зависит от того, насколько конкурирующие вендоры будут успевать за развитием технологий. Отрасль переживает существенные изменения: все большее значение приобретают программные и интеграционные возможности. В долгосрочной перспективе в выигрыше останутся те вендоры, которые смогут успешно воплотить данные тенденции в своем оборудовании.

Совокупный объем расходов на оборудование беспроводной связи в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в 2003 году вырос на 5,4%, а в этом году, по прогнозам, достигнет 13,4%. К 2008 году спад данного рынка составит 20%, по прогнозам Yankee Group. В североамериканском регионе расходы на оборудование беспроводной связи до 2005 года останутся примерно на существующем уровне, в 2006 году вырастут на 6%, а далее вернутся к уровню 2003 года. В Азиатско-Тихоокеанском регионе расходы на оборудование беспроводной связи вырастут в период с 2002 по 2004 гг. на 29%, а далее, в 2004–2008 гг., снизятся на 17%. В Латинской Америке в 2002 — 2008 гг. спад в данном секторе составит 7%.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Александр Яроцкий: Восстановленное оборудование Cisco Systems — удачное решение для многих российских компаний

Александр ЯроцкийНа вопросы CNews ответил Александр Яроцкий, исполнительный директор компании «Инвест-Проект».

CNews.ru: Каково, по вашим оценкам, соотношение долей нового оборудования, закупаемого на рынке, и восстановленного?

Александр Яроцкий: Я бы сказал, что стремление к покупке нового оборудования становится все более заметным. У провайдеров появляются свободные средства, которые они могут вкладывать в модернизацию технических подразделений. А производитель, в нашем случае Cisco Systems, постоянно обновляет модельный ряд, выпускает новые серии по более доступным ценам. При таких условиях спрос на наиболее современные устройства, действительно, увеличивается. Хотя говорить об отказе от ненового оборудования пока рано. Следует учитывать, что одним из стимулов обращения к нам клиента, нацеленного на приобретение бывших в употреблении моделей, является стремление к экономии.

CNews.ru: Что стимулирует, на ваш взгляд, операторов к приобретению бывшего в употреблении оборудования? Является ли это только следствием желания сэкономить?

Александр Яроцкий: Наши предложения на «бывшее в употреблении» и «восстановленное» оборудование — это удобный компромисс для тех, например, кто желает спокойно работать на оборудовании именно от Cisco Systems, но пока располагает недостаточными средствами для приобретения нового железа. Ход мыслей тут скорее такой: «Либо неновое от Cisco, либо новое, но другого производителя, что, возможно, будет дешевле, но при этом менее надежное и качественное». Правда, не такая уж и редкость, когда неновое оборудование приобретают очень крупные компании.


Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS