[an error occurred while processing this directive]

 
При поддержке
Тарио

Хот-споты в России: старт состоялся

2004 год ознаменовал первый этап проникновения технологии Wi-Fi в Россию. По мере увеличения количества мобильных терминалов, рос спрос на Wi-Fi оборудование. Интерес общественности стимулирует превращение новой технологии в повседневную необходимость. Все чаще Wi-Fi находит применение у домашних пользователей. Однако в деле «хот-спотостроения» Россия все еще сильно отстает от других стран: ее доля по числу общественных точек беспроводного доступа не превышает десятых процента.

Согласно некоторым оценкам, каждые три с половиной секунды в мире появляется новый хот-спот. В России ситуация пока несколько иная. Точек доступа Wi-Fi на российских просторах все еще очень немного. В Москве и Санкт-Петербурге этой технологии уделяют больше внимания, чем в других регионах, но о покрытии сетью Wi-Fi всего города, как это сделали, например, в одном из населенных пунктов Тайваня, приходится только мечтать.

По данным J’son&Partners, сейчас в столице сосредоточено порядка 56% от общего числа российских хот-спотов. На долю Петербурга приходится 24%. По предварительным оценкам, к концу 2004 года в России насчитывалось около 3 тыс. активных пользователей Wi-Fi. Таким образом, число пользователей удвоилось по сравнению с первым кварталом 2004 года.

На октябрь 2004 года в России насчитывалось около 140 публичных точек доступа. По прогнозам J’son&Partners уже к 2007 году количество точек доступа в Москве и Санкт-Петербурге может превысить 550. Рынок оборудования для Wi-Fi колоссален, и практически все крупные мировые компании занимаются его производством. При этом цены на оборудование этого класса сейчас резко упали, что связано с ростом спроса на технику со встроенным Wi-Fi. Люди начинают понимать преимущества беспроводных технологий, особенно для домашнего использования.

Провайдеры: зачатки конкуренции

По состоянию на октябрь 2004 г. в России насчитывался 21 провайдер Wi-Fi (WISP); девять из них предоставляли услугу на коммерческой основе. Обычно с клиентов взимается почасовая оплата, которая составляет в среднем $5–10 за час. Лидерами московского рынка, по оценкам J’son&Partners, считаются компании Моском, Таском и Квантум, за ними следуют eWi-Fi, Голден Телеком, Wiland и Вымпелком, у которой действует 2 точки доступа в Москве. У МТС по состоянию на начало мая 2004 г. действовала одна точка доступа Санкт-Петербурге; во второй половине года планировался запуск опытной зоны в Московском регионе. Предполагалось, что услугами Wi-Fi здесь будут охвачены 2 аэропорта и 3 гостиницы. В начале апреля объявил о запуске публичной точки доступа в Петербурге Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон».

Коммерческие точки доступа крупнейших компаний, предоставляющих Wi-Fi услуги в России (шт.)

В целом потенциал Wi-Fi специалисты компаний-операторов сотовой связи оценивают достаточно высоко. Хот-споты рассматриваются как дополнительное расширение возможностей беспроводной передачи данных в сетях 2,5–3G. Начало развертывания сетей WLAN в мире совпадает с развертыванием сетей мобильной связи третьего поколения, что позволяет считать сети WLAN частью системы мобильной передачи данных. При этом мобильные операторы получают в руки дополнительные козыри при эксплуатации и обслуживании такой сети.

В мае 2004 г. «ВымпелКом» объявлял о начале тестирования услуг WLAN-роуминга совместно со швейцарской компанией TOGEWAnet. Взаимодействие «ВымпелКома» и TOGEWAnet планировалось осуществлять на базе сервиса для операторов сотовой связи WeRoam, в основу которого положена интеграция WLAN- и GSM-сетей. Этот сервис уже сегодня объединяет более чем восемь тысяч точек доступа WLAN по всему земному шару, при этом зона охвата постоянно расширяется. Кроме того, «ВымпелКом» проводит тестовые работы по внедрению национального WLAN-роуминга с использованием технических решений, разработанных совместно с ОАО «МТТ».

Вероятно, лидерам «хот-спотостроения» скоро придется потесниться: весной 2004 г. о выходе на рынок объявила компания «Комстар Объединенные телесистемы». Суть проекта «Wi-Fi Комстар» заключается в создании и накоплении «критической массы» хот-спотов в Москве, достаточной для охвата большинства общественных и деловых центров города и массового распространения беспроводных технологий. В течение ближайших двух лет в рамках нового проекта в Москве и Московской области будет открыто более 200 хот-спотов. Инвестиции в проект, реализацией которого займутся такие компании, как «Комстар Объединенные Телесистемы», Fujitsu Siemens Computers, Intel и «РосБизнесКонсалтинг» составят $3,3 млн.

Для продвижения проекта предполагается использовать все возможные варианты сотрудничества с заказчиками: организация хот-спота за счет оператора связи, за счет владельца здания, работа с существующими клиентами по расширению имеющегося у них набора услуг связи, а также привлечение заказчиков, нуждающихся в организации защищенной локальной радиосети. Основное поле для реализации проекта: гостиницы, деловые центры, любые площадки, имеющие отношение к бизнес-клиентам, которые должны приносить основную часть доходов от Wi-Fi.

Действующие тарифы:

Место

Число хот-спотов

Название

Географическое положение

Тариф

1

20 

«Моском»

Москва

$10 в час

2

18 

«Квантум»

Петербург

$5 в час

3

17 

«Таском»

Москва

$5 в час

4

16 

«Стелком»

Москва

$4 в час

5

13 

«Петерстар»

Петербург

$5–6 в час

Источник: J’son&Partners, октябрь 2004 года

На едва возникшем рынке хот-спотов уже наблюдается слияния и поглощения. Так, в феврале 2004 года компания «ПетерСтар» подписала договор о приобретении 100% акций петербургского интернет-провайдера «Комсет», который обслуживал около 12 тыс. абонентов в месяц. Как сообщалось, после завершения сделки «ПетерСтар» увеличит свою долю рынка услуг доступа в интернет в Санкт-Петербурге и займет первое место среди городских провайдеров Wi-Fi. Общее число хот-спотов провайдера достигнет 30.

Помимо крупных телекоммуникационных операторов и компаний, специализирующихся на создании и обслуживании зон беспроводного доступа, монтажом публичных Wi-Fi-точек занимаются и мелкие компании. Иногда возникают ситуации, когда хот-споты создаются на оборудовании, предназначенном для домашних WLAN-сетей. Это может служить своеобразным подтверждением вывода о большом коммерческом потенциале Wi-Fi в стране — спрос на такие услуги явно есть, и его пытаются удовлетворить любым возможным способом.

Когда отдача?

В настоящее время нельзя говорить о каких-то значительных доходах от Wi-Fi. Только с формированием устойчивого спроса на услугу среди бизнес-пользователей и частных лиц, можно ожидать возврата инвестиций — через 1,5–3 года. Существенный импульс развития этот рынок получит за счет усиления конкуренции среди провайдеров услуг беспроводного доступа.

Зоны беспроводного доступа располагаются, в основном, в кафе, ресторанах и отелях. В Москве и Петербурге Wi-Fi-точками оборудованы также некоторые крупные транспортные узлы. Почти половина хот-спотов функционируют в тестовом режиме или предлагают бесплатный доступ. Кроме того, в Петербурге и Нижнем Новгороде бесплатные хот-споты установлены в центральных зданиях университетов. За счет этого, основными пользователями Wi-Fi в России на данный момент являются студенты — по данным J’son & Partners, они составляют почти 60% общего числа пользователей беспроводного доступа. Но основной доход провайдерам приносят бизнесмены — до 70% общей выручки.

По оценкам аналитиков, ежемесячный доход коммерческих хот-спотов в стране составляет на данный момент примерно $50 тыс. По данным CNews.ru, окупаемость проектов по созданию Wi-Fi-зон в отелях составляет примерно 4–6 месяцев, при том, что инвестиции в каждый проект могут достигать $50-$60 тыс.

Впрочем, можно с большой долей уверенности предполагать, что активность в сфере развития инфраструктуры «хот-спотов» объясняется пока не желанием быстрого возврата вложенных инвестиций, а стремлением компаний занять нишу в перспективной области рынка.

Хот-спотов прибывает

В начале ноября 2004 г. петербургская компания Quantum Communications, владеющая сетью «Квантум Wi-Fi» открыла три новые точки беспроводного доступа в интернет. Ранее сообщалось о том, что компания готовит роуминговое соглашение с крупным европейским оператором хот-спотов, название которого не разглашалось. В это же время в Москве также был открыт новый хот-спот: компания ArtCommunications в рамках проекта «Яндекс. Wi-Fi»1 запустила точку беспроводного доступа в интернет в итальянском ресторане «Пиноккио». Чуть позже компания «Зебра Телеком СПб» начала тестирование новой коммерческой услуги «Широкополосный доступ в интернет по Wi-Fi» в интернет-центре на Московском вокзале Санкт-Петербурга.

В регионах о массовом появлении хот-спотов пока говорить не приходится. Хотя отдельные проекты здесь все же реализуются. Так, в конце мая в самарском отеле «Ренессанс» открылась первая коммерческая зона беспроводного широкополосного доступа в интернет по технологии Wi-Fi за пределами российских столиц — Москвы и Петербурга. Зона доступа построена на оборудовании компании Cisco Systems, провайдером выступила компания «Самара-Интернет». Проект был реализован за 1,5 месяца, его стоимость составила порядка $100 тыс.

Однако, возможно, что этот коммерческий хот-спот является далеко не первым даже в Самаре: первая в городе общедоступная зона беспроводного доступа в интернет была введена в эксплуатацию еще в феврале 2004 г. в гостиничном комплексе «Европа» самарской компанией «Аэро Порт». Четвертой «горячей точкой» в Самаре стал пункт доступа на железнодорожном вокзале.

В Нижнем Новгороде в начале июля 2004 г. был реализован пилотный проект по организации хот-спота в гостинице «Волна». Напомним, что в этом городе уже действует беспроводная сеть, построенная Intel и Cisco Systems на территории ННГУ.2

В начале сентября 2004 г. в Таганроге был открыт первый хот-спот: компания ОАО «ИнфоТеКС Таганрог Телеком», являющаяся альтернативным оператором связи, организовала в Таганроге публичный широкополосной доступ в интернет по технологии Wi-Fi. Пользователями данной услуги стали клиенты гостиницы «Золотой берег», расположенной на берегу Таганрогского залива.

Среди первопроходцев в области внедрения Wi-Fi на селе — инженерный центр «Геомир», который в прошлом году реализовал проект по созданию единой системы мониторинга управления в АПК «Ильинка» (Оренбургская область). В рамках проекта в хозяйстве была создана инфраструктура передачи данных, включающая в себя и беспроводную сеть передачи данных.

В регионах уже анонсированы и более масштабные проекты. В начале октября пресс-служба Intel сообщила о том, что компании «РИСС-Телеком» и «Авантел» при поддержке Intel планируют открыть в Новосибирске не менее 150 хот-спотов. На тот момент в городе действовало 18 точек беспроводного доступа Wi-Fi, организованных компанией «РИСС-Телеком». Новые хот-споты компания планирует создать в городских ресторанах, кафе, гостиницах, и даже на станциях метрополитена. Вслед за Новосибирском «РИСС-Телеком» намерена развернуть хот-споты в других населенных пунктах Новосибирской области и в Алтайском крае.

Цифры и факты

В третьем квартале текущего года российский рынок Wi-Fi заметно вырос — число хот-спотов в стране увеличилось за квартал на 80%. По данным аналитиков J’son&Partners, к концу года в России будет насчитываться почти 200 точек общественного беспроводного доступа, а число регулярных пользователей Wi-Fi вырастет до 3 тыс. человек. В Европе, по подсчетам BroadGroup, уже насчитывается 27 тыс. хот-спотов. Более 68% из них расположены во Франции, Германии и Великобритании. 58% всех хот-спотов контролируются 30 телекоммуникационными компаниями или операторами мобильной связи.

По состоянию на конец 2003 года в мире насчитывалось почти 43 тыс. публичных хот-спотов. Ожидается, что к концу текущего года на земном шаре будет работать более 140 тыс. зон публичного беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi. На данный момент примерно половина всех публичных хот-спотов расположена в Азии, 28% — в США, 23% — в Европе.

По ожиданиям J’son&Partners, к 2008 году в России будет 1250–1500 коммерческих хот-спотов и около 25–30 тыс. пользователей Wi-Fi. Наибольшее распространение точки беспроводного доступа получат в Москве и Петербурге.

Отмечается, что увеличению числа хот-спотов и соответственно, числа пользователей Wi-Fi способствует тенденция к снижению тарифов. В Европе, правда, они все еще остаются выше, чем в США и Азии. По данным агентства BroadGroup, изучившего ценообразование 122 операторов в 28 странах, средняя европейская цена составляет €5,74 за час (без учета налогов), с начала 2004 года она снизилась на 11%. Почти 77% всех платежей за использование Wi-Fi осуществляются с помощью предоплаченных карт, ваучеров, скретч-карт и через банковские карты.

Итак, судя по всему, старт «хопспотостроительства» в России состоялся. Эксперты и аналитики предрекают Wi-Fi хорошие перспективы, которые подкрепляются реальными проектами. Производители оборудования идут в ногу со временем, предлагая удобные решения для пользователя. А тем временем на пороге уже новый стандарт — WiMAX, который призван исправить главные недостатки Wi-Fi — относительно невысокую скорость доступа и малый радиус действия.


1 Проект «Яндекс.WiFi» по открытию бесплатных точек беспроводного доступа в интернет стартовал в конце мая 2004 года в Москве. До конца 2004 года к проекту «Яндекс.WiFi» планировалось подключить до сотни точек в Москве и по всей России (до 70 только в Москве). Первый этап проекта был осуществлен в результате сотрудничества компаний IBM, Intel, «Ростик Ресторантс», «Таском» и «Яндекс».
2 Нижегородский государственный университет имени Лобачевского

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS