[an error occurred while processing this directive]

 
При поддержке
Тарио

Третий эшелон

Российский рынок мобильных телефонов велик, а потребитель всеяден. Даже самый неказистый на вид телефон неизвестной марки может найти своего покупателя. Если производитель потрудится поместить в трубку современную начинку и при этом не станет «ломить» высокую цену, шансы изделия быть проданным резко возрастают. Реклама, как известно, — двигатель торговли. Однако стоит ли верить красивым картинкам и заманчивым обещаниям? Эксперты предупреждают, что прежде чем покупать новинку с незнакомыми буквами на корпусе, стоит взвесить все «за» и «против».



Новичкам у нас рады

Российский рынок сотовых телефонов растет очень быстрыми темпами. И деньги на нем пытаются делать не только всемирно известные производители. В этом году в Россию пришли несколько брендов, о которых в Западной Европе слышали в лучшем случае профессионалы. На прилавках представлена продукция Pantech, eMOL, eNOL, VK Mobile, Maxon, Bird, FLY, Hyundai, Torson и прочих менее заметных марок. Которые специалисты относят к «третьему эшелону».

Новички сделали серьезную ставку на рекламу. И часть недавно родившихся брендов уже смогла внедриться в умы потенциальных покупателей, а их пример заинтересовал будущих конкурентов, которые только готовятся к выходу на рынок. По данным дилеров, третий эшелон может пополниться новыми именами уже в ближайшее время.

Телефоны производятся, как правило, в Китае или Южной Корее. Нередко за разными марками стоит один и тот же производитель — завод, имеющий с российскими партнерами контракт на производство телефонов. На вышедшие из одних и тех же фабричных стен мобильники ставятся разные марки. Бывает и наоборот — под одной маркой объединяются продукты разных, не знакомых друг с другом производителей: корейских, китайский и тайваньских. К примеру, по этому пути пошли владельцы марки FLY, зарегистрированной в России в августе прошлого года.

На вкус и цвет

Новички рынка делают ставку на покупателей с разными финансовыми возможностями и активно внедряются в разные ценовые ниши. Цена на трубки начинается с 80 долларов и может зашкаливать за две тысячи.

Новые производители обычно идут несколькими путями: делают простые дешевые трубки, создают недорогие копии дорогостоящих моделей известных производителей или делают ставку на необычный дизайн — очень тонкий корпус, сверхлегкий вес, минимальный размер. В последнем случае покупателю предлагают выложить за трубку сумму, вполне сопоставимую с той, которую просят за свои телефоны известные производители. Логика проста — за все необычное нужно платить дороже. А вот если телефон неименитой марки просто копирует продукцию известного бренда, то покупателя заманивают возможностью сэкономить. К примеру, безымянная цветная «навороченная» трубка стоит раза в полтора дешевле оригинальной от известного производителя. Однако на рынке есть и исключения. Иногда за вполне заурядную трубку третьего эшелона просят сумму, сопоставимую с ценой на телефон известной марки. К примеру, так делает EMOL. При этом владельцы марки считают эту политику оправданной.

Состоятельные же люди имеют возможность произвести впечатление на друзей и знакомых, купив позолоченную трубку-раскладушку Haier Z1000zm за 1800 долларов или платиновый Haier Z1000M за 2200 долларов.

Каждый четвертый телефон — бракованный

Как правило, новые производители заявляют, что их продукты при невысокой цене оснащены многоцветными дисплеями, набором полифонических мелодий и большим количеством функций. Однако специалисты предупреждают, что обещаниям слепо верить не стоит. «На самом деле, телефоны брендов третьего эшелона являются эрзац-продуктом, их качество ниже, чем у трубок известных марок, да и реализация функций заведомо хуже», — считает ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. По его мнению, трубки третьего эшелона проигрывают по качеству корпуса и дисплеев. Да и обещанная полноценная полифония в реальности оказывается не такой уж много инструментальной.

Но это все мелочи, на фоне большого процента брака в третьем эшелоне. По данным MRG, в ремонте нуждается каждый четвертый из 450–500 тысяч проданных в России телефонов корейской марки Pantech. Ссылаясь на данные сервис-центров, аналитики утверждают, что компания не в состоянии обеспечить покупателей необходимым сервисным обслуживанием. Менеджер по работе с дилерами Pantech Денис Минов подтверждает, что по ряду моделей брак «превышает средний уровень» (средним компания считает показатель в 2%), хотя цифры MRG считает все же завышеными.

Соблазн сэкономить на телефоне велик, а ассортимент телефонов известных брендов в провинциальных магазинах меньше столичного. Так что покупатели рублем голосуют за возможность иметь более-менее продвинутую трубку любого бренда и выделиться в толпе «мобилизованных» сограждан.

Цена вопроса 20 млн. евро

Телефоны новых брендов сейчас занимают скромные два процента российского рынка. По данным MRG, в третьем квартале под марками третьего эшелона было продано 169 тысяч трубок (Весь рынок — 6,6 млн. трубок.) Средняя цена таких телефонов — 114 евро, следовательно, общая цена вопроса приближается к отметке в 20 млн. евро. (Весь рынок в третьем квартале — 702 млн. евро).

Наибольших финансовых успехов удалось добиться Pantech. При скромных в штучном выражении продажах (всего 35 тыс. трубок за третий квартал) по денежному показателю компания обошла конкурентов за счет самой высокой цены на телефоны. Maxon, Bird и Fly продали всего 62 тыс. трубок, остальные бренды вообще остались незамеченными на фоне Nokia, Motorola, Siemens, Samsung, Sony Ericsson и LG. Однако их владельцы настроены оптимистично. «Уровень продаж мы не можем назвать плохим», — директор по планированию и развитию бизнеса компании «EMOL -Россия» Святослав Трякин полон оптимизма. По его словам, компания вышла на рынок в середине июля, и на данный момент продала почти 7 тыс. телефонов. При этом в магазинах в это время продавалась всего одна модель EMOL, цена на которую колеблется от 160 до 180 долларов. В ближайшее время продуктовая линейка будет расширена, что позволит, по ожиданиям поставщика, увеличить объем продаж в 1,5–2 раза в месяц.

За место на полке придется платить

Всемирно известные производители не проявляют большой активности в сегменте дешевых трубок, поскольку дорожат имиджем. Каждый из лидеров предлагает всего несколько недорогих моделей. Так что хиты продаж — Nokia 3310 и Siemens A52, уже позабытые на Западе, пользуются любовью россиян не один год. А это значит, что спрос на бренды третьего эшелона, особенно в небогатых регионах, есть. И на рынок будут выходить новые имена. Например, в Россию собирается китайская компания TCL, выпускающая трубки для многих известных производителей.

Представители салонов связи говорят, что успех бренда во многом зависит от активности производителей в продвижении аппаратов. Ведь для борьбы на высококонкурентном рынке с признанными лидерами нужны большие усилия, в том числе и финансовые. К примеру, «Евросеть» не планирует больше закупать телефоны марки Torson — их дизайн и функциональность не привлекают покупателей. По словам руководителя отдела по связям с общественностью «Евросети» Татьяны Гуляевой, сейчас сеть распродает товарные остатки Torson.

Конкуренция становится все жестче. Сети диверсифицируют ассортимент своих салонов. К примеру, «Евросеть», DIXIS и «Техмаркет» расширили его за счет плееров и фотоаппаратов. Под новые товары требуются полки. По мнению аналитика IDC Саймона Бейкера, возможно, что уже в 2005 году за право быть представленными в салонах крупных сетей третьему эшелону придется платить. Также думают и в MRG. Эльдар Муртазин полагает, что цена входного билета в общероссийскую сеть салонов связи для нераскрученных брендов может составить 50–100 тыс. долларов.

Нелегкий выбор

Для человека с небольшими доходами покупку нового телефона едва ли можно назвать рядовым событием. Согласно статистике, в среднем россиянин меняет мобильник раз в полтора года, жители Москвы и Питера делают это чаще — каждые восемь месяцев. Хочется, чтобы новый телефон служил как можно дольше. Менять трубку намного приятней, когда просто хочется «чего-то новенького», чем из-за того, что она сломалась. Согласно статистике, владельцы телефонов всемирно известных брендов имеют намного больше шансов пользоваться своим карманным другом в течение нескольких лет, чем те, кто сделал выбор в пользу безымянных продуктов. Старая поговорка о том, что скупой платит дважды, актуальна и в мире высоких технологий.

Юлия Лю / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS