Обозрение подготовлено

версия для печати
Рынок мобильного ТВ:
абоненты не созрели, операторы не готовы

Рынок мобильного ТВ: абоненты не созрели, операторы не готовы

Технологии, призванные увеличить пропускную способность сотовых сетей и расширить их функциональность, дали операторам возможность выйти на качественно новый уровень в предоставлении услуг на базе мобильного интернета. Мобильное телевидение существует на рынке не первый год, но для получения широкого распространения и популярности ему, вероятно, потребуется еще несколько лет. Среди причин, сдерживающих развитие данного сервиса, основной является незрелось рынка.

В России в настоящее время существует два основных варианта предоставления услуги мобильного телевидения: на базе DVB-H (технология мобильного вещания, позволяющая передавать цифровой видеосигнал на мобильные устройства) и IPTV (цифровое интерактивное телевидение в сетях передачи данных по протоколу IP). И тот, и другой способ просмотра телепередач на портативном устройстве получили коммерческое воплощение в 2009 году, когда у операторов на рынке появились соответствующие лицензии и приложения для доставки контента. Ранее мобильное телевидение существовало на WAP-порталах и предоставлялось в ограниченном режиме. Считается, что в определенном смысле IPTV более привлекательно, так как помимо вещания ТВ-сигнала может предложить абоненту ряд дополнительных услуг, позволяющих телевидению стать интерактивным, в том числе услугу "видео по запросу". DVB-H, напротив, является всего лишь вариантом цифрового вещания в определенном диапазоне и уникальных сервисов предложить не может.

Так как в случае с IPTV трансляция осуществляется через интернет, для работы мобильного телевидения в нормальном режиме, прежде всего, необходима высокая скорость передачи данных посредством 3G, WiMAX или Wi-Fi, а также возможность высокоскоростного подключения абонентского устройства. Впрочем, с развертывание 3G-сетей перспективы данного формата вещания выглядят достаточно перспективно.

Ирина Осадчая , пресс-секретарь МТС, говорит о том, что компания планирует осуществлять вещание мобильного телевидения и предоставлять интерактивные услуги на основе мобильного телевидения с широкими перспективами практического использования (для организации интерактивного общения в рамках ток-шоу, для мониторинга актуальной ситуации на дорогах, наблюдения за реалити-шоу, конференциями и т.п.) в различных сферах жизнедеятельности в рамках специальной тестовой зоны в Санкт-Петербурге. Таким образом у мобильного телевидения есть все шансы стать действительно интерактивным. Михаил Чернышов, коммерческий директор "Вобис Компьютер", уверен: "3G, скорее всего, станет самым распространенным форматом передачи данных, причем повсеместным - в отличие от Wi-Fi или WiMAX, где накладываются ограничения по зоне покрытия. Понятное дело, что скорость передачи данных посредством  WiMAX или Wi-Fi значительно выше, но для повседневных нужд: проверки почты, интернет-серфинга, подключения к различного рода интернет-сервисам - скоростей 3G будет вполне достаточно. Другими словами, 3G - это адекватный по предлагаемой скорости доступ в интернет".

Не только выбор

Наряду с видимыми преимуществами IPTV существуют определенные трудности, связанные, прежде всего, с технологической базой. Иван Шарков, руководитель департамента развития терминального оборудования продуктов и услуг "Скай Линк" полагает, что на базе существующих сетей 3G и WiMAX сделать услугу мобильного ТВ-вещания коммерчески успешной сложно. "Главная причина – ограничение любого беспроводного оператора в радиоресурсах, а, следовательно, и в высокой стоимости трафика. Мы считаем, что в ближайшей перспективе в сетях 3G базовой услугой будет оставаться интернет-доступ, а услуга мобильного ТВ-вещания может быть успешно реализована в сети LTE, так как стоимость ресурсов для ее предоставления станет значительно ниже, и оператор сможет сформировать привлекательное для абонентов предложение", - полагает специалист.

Сегодня мобильное телевидение на базе DVB-H в России работает только в тестовом режиме – это трансляции DVB-H, осуществляемые компаниями "Доминанта" (дочка"Вымпелкома") и "Кентавр" (бренд Yota ТВ), подконтрольной оператору "Скартел" с конца 2009 года.  В официальном пресс-релизе "Вымплеком" подчеркивает, что стандарт DVB-H обеспечивает высокое качество изображения даже при большом количестве пользователей услуги, не влияет на качество базовых услуг  – передачи голоса и интернет-трафика - и позволяет экономить заряд мобильного телефона при просмотре телевидения.

Пресс-служба "Скартел" основное отличие сети DVB-H от WiMAX видит в отсутствии необходимости наращивания емкости сети, так как технология мобильного телевидения DVB-H позволяет обеспечить качественный сигнал вне зависимости от количества пользователей.  Проще говоря, нет необходимости постоянно увеличивать число передатчиков. Трансляция ведется без расходования трафика оператора сотовой связи, то есть без дополнительных затрат для абонента.

Основной аудиторией мобильного телевидения стандарта DVB-H "Скартел" считает зрителей 25-45 лет при соотношении "мужчины/женщины" - 60%/40%. Эти пользователи не смотрят обычный телевизор – хотя бы по причине занятости. Однако описанный образ аудитории может сильно измениться - в зависимости от предоставляемого контента". Для стандарта IPTV аудитория преимущественно мужская (соотношение "мужчины/женщины" - 70/30%), более молодая (27-35 лет), со средним или выше среднего доходом. Впрочем, у стандарта DVB-H могут возникнуть вполне очевидные трудности с завоеванием рынка. Это, прежде всего, связано с тем, что при видимом удобстве технологии, обеспечивающей качественный сигнал вне зависимости от числа абонентов, пользующихся сервисом одновременно, на рынке до сих пор продается довольно мало абонентских устройств, позволяющих пользоваться мобильным телевидением. В частности, для работы с DVB-H потребуется абонентский аппарат со встроенным тюнером, поддерживающий европейский стандарт цифрового вещания DVB-H. Пока для "Вымплекома" таким телефоном стал Samsung P960, для Yota – более дорогой Nokia N96, но руководство Yota планирует расширение линейки устройств в ближайшее время.  

Ирина Осадчая также относит  к главным недостаткам стандарта низкое проникновение мобильных терминалов и приемников DVB-H: "Услугами мобильного телевидения абоненты могут воспользоваться с любым телефоном, работающим в стандарте 3G (сегодня такие телефоны стоят порядка 150-200 долл.), в то время как для просмотра DVB-H требуется достаточно дорогой телефон (средняя стоимость 500 долл.). Сегодня на рынке представлен очень ограниченный модельный ряд DVB-H-аппаратов (на текущий момент около 3-4 штук)".

Ситуация на рынке устройств с поддержкой 3G выглядит значительно проще. Василий Филиппов, директор по производственным операциям  SPB Software, считает, что москвичи вполне обеспечены телефонами с поддержкой 3G. "Сейчас этот модуль связи встраивается практически во все модели телефонов и коммуникаторов верхнего и среднего ценового сегмента. Учитывая, что большинство зарубежных производителей, особенно крупные: HTC, Samsung, Nokia и др., - при разработке аппаратов ориентируются на разные регионы продаж, то они, конечно, учитывают, что в других странах, как и во многих регионах России, 3G работает довольно давно", - замечает он.

Провайдеры мобильного телевидения в России, 2010

Оператор Услуга Год начала работы Технология Количество подписчиков Стоимость услуги
"Доминанта" Мобильное ТВ Билайн: Просмотр телеканалов в режиме реального времени 2009 DVB-H ~3 тыс Бесплатно
"Кентавр" Мобильное ТВ: Просмотр телеканалов в режиме реального времени 2009 DVB-H н/д Бесплатно
"Мегафон" Видео-портал: все видеопрограммы собраны на одном портале 2004 3G 150 тыс 8 руб./день
МТС Мобильное ТВ: Подписка на телеканалы с оплатой WAP и GPRS-трафика 2006 3G н/д ~ 200-300 руб./ месяц
"Скай Линк" Мобильное ТВ: Просмотр телеканалов собственного производства компании 2007 EV-DO ~5% абонентов в Москве и Санкт-Петербурге 11,80 руб./подключение *СПб
"Скартел" Yota ТВ: Просмотр телеканалов в режиме реального времени 2009 DVB-H/IP-TV (на коммуникаторе HTC MAX 4G) н/д Бесплатно

Источник: CNA, 2010

Как и для кого

Вне зависимости от формата вещания, у мобильного телевидения в России есть своя, хотя пока и небольшая аудитория. Иван Шарков считает услугу мобильного телевидения нишевой, так как, во-первых, на нее нет спроса среди широкой аудитории, а во-вторых, в данный момент на рынке представлено небольшое количество мобильных устройств, позволяющих пользоваться сервисом. Возможность просмотра телетрансляций на экране мобильного телефона наиболее интересна той части аудитории, которая не располагает временем на просмотр эфирных каналов дома, но нуждается в новостных, спортивных или музыкальных передачах. С ростом популярности сервиса следует ожидать не только роста предложений от операторов, но и роста числа аппаратов, удобных для просмотра мобильного телевидения. Однако в настоящее время среди факторов, тормозящих развитие сервиса, Ксения Корнеева, пресс-секретарь "Вымпелкома", выделяет как несформированную потребность в просмотре телевидения вне дома, так и отсутствие контента (ТВ-каналы не имеют прав на DVB-H-вещание или продают их операторам по завышенной цене). Более того, в российском законодательстве до сих пор нет отлаженной нормативной базы, регулирующей вещание мобильного телевидения.

В настоящее время операторы видят несколько вариантов бизнес-схем для дальнейшего функционирования мобильного телевидения в России. Так, Иван Назин, специалист группы развития и продвижения продуктов компании "МегаФон", выделяет две основные модели: с абонентской платой и с оплатой за трафик. "Как показал наш опыт, более востребована потребителями модель с абонентской платой без оплаты трафика. Также есть направление VoD - заказы видео по запросу, но пока оно не очень развито у нас. В будущем возможна модель с размещением рекламы, однако ее внедрение, больше зависит от развития рынка мобильной рекламы, чем от технологий, поэтому пока мы ее не рассматриваем".

Представители "Скартела", в свою очередь, подчеркивают возможность бесплатного просмотра мобильного телевидения, но разрабатывают бизнес-модели, позволяющие получать прибыль, например, от рекламы или предоставления ряда сервисов на основе DVB-H, таких как сдача канала в аренду или передача дополнительной информации. В "Вымпелкоме" рассматривается модель с продажей возможности просмотра телетрансляций. Кроме того, Ксения Корнеева отмечает, что при достаточном количестве абонентов оператор имеет возможность получать дополнительную прибыль с помощью организации голосований, заказа контента и тому подобных услуг.

Предложение ждет спроса

На данный момент мобильное телевидение нельзя считать ни широко доступным, ни широко востребованным. Высокая стоимость оборудования и плата за использование сервиса абонентом, небольшая площадь покрытия (для  услуги на базе DVB-H) не позволяют считать мобильное телевидение вспомогательным маркетинговым средством для мобильных операторов. Тем не менее, Иван Назин отмечает рост интереса к таким сервисам: "За год после запуска в федеральном масштабе услуги "Видео-портал" (фирменное название сервиса, обеспечивающего трансляцию потокового видео на мобильные телефоны – прим. CNews) число пользователей сервиса достигло 150 тыс. Это отличный результат для инновационной услуги и, безусловно, беспрецедентный для рынка". Но быстрого прорыва ожидать не стоит.

Ксения Корнеева считает кардинальные изменения маловероятными, но уверена, что продукт "повзрослеет", у него появится система тарификации, стабильный набор контента. Для полномасштабного запуска сервиса не созрел не только пользователь, но и сами операторы: недостаточно проработаны возможные сервисы, пока доступно слишком мало качественного контента, рассчитанного, прежде всего, на небольшой экран; список транслируемых каналов нуждается в существенной переработке и расширении. Потенциально аудитория мегаполисов способна принять новый сервис, но операторам еще только предстоит работа по формированию абонентской базы, заинтересовать которую можно лишь по-настоящему качественным предложением.

Екатерина Немерич

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS