Обозрение подготовлено

версия для печати
Рынок телеком-оборудования заручился господдержкой

Рынок телеком-оборудования заручился господдержкой

Отечественная отрасль телекоммуникаций в кризисный 2009 год была относительно устойчива – крупные компании продолжали закупать оборудование для организации связи. Правда, не в таких объемах, как раньше, что привело к замедлению темпов развития отрасли. Правительство России предприняло несколько стимулирующих рынок мер.

В связи с нестабильной экономической ситуацией на рынке и снижением доходов абонентов в 2009 году выручка российских операторов связи сократилась или незначительно выросла (в основном, из-за разницы валютных курсов). На фоне таких событий многие из игроков скорректировали или заморозили программы по развитию, что отразилось, прежде всего, на привлечении средств на покупку оборудования под строительство новых сетей или модернизацию существующих. В результате этот эффект начал негативно сказываться на отечественных производителях телеком-оборудования, которые были поставлены в сложные условия по обеспечению сохранения своего бизнеса.

В ответ на такое положение дел правительство России предприняло несколько стимулирующих мер, направленных на поддержание отечественных вендоров электроники. Так, в апреле 2009 года Минпромторг предложил внести поправки в законодательство, согласно которым обязательная минимальная доля оборудования российского происхождения (то есть не только созданного российскими компаниями, но и собранного на территории РФ) в госзаказах должна быть повышена с 15% до 25%. К нему теперь будет относиться и радиоэлектроника, на которую подобная квота ранее не существовала. Помимо этого, правительство должно создать внутренние рынки сбыта для отечественных производителей по сетевой и абонентской аппаратуре для цифрового ТВ, оборудования для спутниковых навигационных систем, систем электронных идентификационных документов граждан, потребительской электроники, систем радиочастотной идентификации. 

Рынок телеком-оборудования, млрд руб., 2006-2010 (прогноз)

Источник: J'son & Partners Consulting, 2009

Подобная инициатива должна также стимулировать западных вендоров к тому, чтобы  строить свои заводы в России. Другой мерой, направленной на поддержание российской индустрии телекома в период кризиса, стал проект по обнулению госпошлин на ввоз электронных компонентов для телекоммуникационного оборудования и других изделий. Она должна способствовать развитию электронной промышленности в России – так, готовое оборудование, проходящее через российскую границу, будет стоить дороже за счет увеличения в перспективе до 5-15% таможенных сборов. Подобная инициатива также должна привлечь в Россию западных игроков, которые получат возможность на выгодных условиях организовывать свои производства. Еще одной целью, преследуемой этим проектом, станет вывод российских телеком-вендоров на международный рынок, поскольку за счет снижения пошлин сократятся затраты на процесс сборки и понизится стоимость конечной продукции. Тем не менее в связи с этими проектами вполне логичен вопрос – какие именно компании можно считать отечественными производителями? Дать ответ на него должен нормативно-правовой акт, который во втором полугодии 2009 года начали готовить Минкомсвязи и Минпромторг. В настоящее время в российском законодательстве не закреплена подобная формулировка, что не позволяет, например, предоставлять льготы или другие преференции телеком-компаниям при покупке отечественного оборудования.

Еще одной важной законодательной инициативой, оказывающей влияние на климат на отечественном телеком-рынке, стало решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) об упрощении процедуры ввоза в Россию радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧУ). В результате чего изменился перечень РЭС (на сегодняшний день состоит из 14 тыс. наименований), разрешенных для ввоза, который теперь затрагивает порядка 90% всего импорта телеком-оборудования. В новой редакции документ будет включать не наименование каждого ввозимого РЭС, а обобщенные решения ГКРЧ, в которых будут перечисляться общие наименования типовых устройств, работающих в определенных частотах.

В результате для разрешения на ввоз будет достаточно только заключения радиоэлектронной службы о соответствии технических характеристик РЭС. Как ожидается, 70% ввозимых РЭС сразу будут подпадать под это обобщение, а в скором времени их количество увеличится до 90%. Оставшиеся РЭС будут вноситься в этот перечень в индивидуальном порядке. Кроме того, ГКРЧ упростила процедуру ввоза РЭС сроком менее чем на 6 месяцев при условии, что оно не будет вводиться в эксплуатацию на территории России (таким образом, компании могут демонстрировать его на выставках, конференциях и прочих отраслевых мероприятиях). 

Беспроводное оборудование идет в Россию

Одним из ключевых драйверов роста рынка отечественного телекома в 2009 году стали проекты по развертыванию WiMAX-операторами и "большой тройкой" крупных беспроводных сетей передачи данных. Начало 2010 года ознаменовалось выходом на этот рынок и традиционных проводных операторов, главным из которых стал "Ростелеком", получивший лицензии на продвижение сетей 4G. Основной интригой этих конкурсов оказалось не только определение победителя, но сама конкурсная документация, согласно которой сети "четвертого поколения" в России должны быть построены на отечественном телеком-оборудовании, которое, по оценкам экспертов, стоит на 30-40% дороже иностранных аналогов.

В результате этого с инициативными предложениями по развертыванию в стране производств выступили американская компания Motorola и российский холдинг "ИнформИнвестГрупп", а также российская группа "Альянс" и израильский разработчик Runcom Technologies, которые, соответственно, образуют два консорциума. В первом случае Motorola и "ИнформИнвестГрупп" намерены только исследовать потенциал по разработке и развертыванию в России сетей 4G, а производство запустят, когда регулятор сформулирует определение отечественного производителя. Второй же консорциум, организованный группой "Альянс" и компанией Runcom Technologies, запустил производство оборудования систем связи четвертого поколения на производственных мощностях концерна "Созвездие" (это единственный в России производитель, обладающий сертификатом на выпуск оборудования для построения сетей mobile WiMAX).

Помимо этих компаний, в российском телекоме могут появиться еще несколько производств, на этот раз WiMAX-оборудования. Так, в мае 2009 года было заключено соглашение между российской компанией "Альтоника" и американским холдингом Proxim Wireless. Последняя специально разработала линейку оборудования для сетей Wi-Fi и WiMAX под российские частотные диапазоны. "Альтоника", в свою очередь, будет собирать печатные платы для всех изделий, облекать это в корпуса и тестировать. Производство разместится на собственном электронно-сборочном заводе компании в Москве. 

Еще один стратегический игрок на рынке WiMAX-оборудования может сформироваться на базе Infineon. Здесь речь идет о заключении партнерства государственной структуры с известным производителем, занимающим третье место в мире по телеком-оборудованию. В качестве возможного сценария называется вариант создания совместного предприятия, например, на заводах "Микрона" или "Ангстрема", с привлечением АФК "Система" в качестве консультанта. О похожих переговорах заявляла в 2009 году и Alvarion.

В сегменте Wi-Fi-оборудования на российском рынке не первый год наблюдается серьезный застой, связанный с системными проблемами отрасли. Для старта производства, привлечения команды разработчиков требуются инвестиции, считают эксперты, а дешевых кредитов такое предприятие получить не может из-за высоких рисков и неясных прогнозов выручки. В итоге здесь больше занимаются не производством, а импортом оборудования. Подобной ситуацией воспользовалась турецкая AirTies, вышедшая в январе 2010 года на российский рынок с амбициозными планами по вытеснению с него американских вендоров NetGear и D-Link и китайского TP-Link, с тем чтобы получить долю в 10% к концу 2010 года.

Среди законодательных инициатив в области регулирования беспроводного ШПД в 2009 году была отмечена идея о разработке нормы применения аппаратуры (НПА) для эксплуатации в России беспроводного стандарта связи 802.11n. В настоящее время он может использоваться только в локальных сетях организаций, но не в сетях общего пользования. Координатором этого процесса стало ФГУП Научно-Исследовательский Институт Радио (НИИР).

ШПД подогрел рынок телекома

Проекты по строительству и модернизации сетей и прокладке магистральных линий, запущенные крупными операторами связи в прошлом году, также поддерживали спрос на телеком-оборудование. Параллельно увеличивался рост спроса на услуги документальной электросвязи (интернет-доступа). Помимо этого, росла местная связь и допуслуги на сетях фиксированной телефонии. Спрос на фиксированную связь в 2009 году для населения практически не снизился, а в ряде регионов даже вырос. Операторы корпоративной телефонии, потерявшие часть выручки за счет оттока клиентов, для восполнения доходов начали активно продвигать интеллектуальные услуги связи (конференц-связь, call-центры и так далее). Так, по оценкам "МФИ Софт", в 2009 году на российском рынке оборудования для сетей нового поколения был достаточно высок спрос на решения для организации узлов местной связи и предоставления услуг базовых вызовов, а также дополнительных видов обслуживания.

Крупные и средние российские операторы часто проявляли интерес к проектам по разработке уникальных сервисных предложений и предоставлению конвергентных услуг для абонентов. Мультисервисные предложения операторы рассматривают как возможность получения дополнительной маржи в условиях падения прибыльности от базовых услуг связи или простого транзита трафика. Возрос интерес к решениям для предоставления интеллектуальных услуг связи и со стороны корпоративных заказчиков и ведомств. Кроме того, были традиционно востребованы решения с функциональностью пограничного контроллера сессий (SBC), обеспечивающие сопряжение разнородного оборудования и сетей. 

Тем не менее в целом продажи оборудования для передачи данных в России сократились, о чем свидетельствуют данные аналитиков iKS-Consulting. Они объясняют этот факт сокращением инвестиционных программ ведущими операторами связи и значительным снижением затрат на ИКТ в далеких от телекома компаниях.

Одним из наиболее крупных потребителей телеком-оборудования в России в 2009 году стал холдинг "Связьинвест", который может закупить отечественной продукции на 8,75 млрд руб. до конца 2015 года по инициативе рабочей группы президентской комиссии по модернизации экономики. Она будет приобретена под четыре проекта, два из которых уже выполняются – это совместный проект "Ростелекома" с НТО "ИРЭ-полюс" (группа компаний IPG Photonics) по поставке DWDM-оборудования для волоконно-оптических линий связи в Московской и Пензенской областях, и "Центртелекома" и "МФИ Софта", который состоит в приобретении программного коммутатора РТУ ("Российский телефонный узел") для объединения традиционных и IP-сетей. В число будущих проектов может войти строительство сети беспроводного интернет-доступа на частотах 2,3-2,4 ГГц и создание спутниковой системы широкополосного интернет-доступа. Однако "Связьинвест", по всей видимости, не ограничится только отечественным оборудованием – так, известно, что государственный холдинг вел переговоры с крупными игроками мирового рынка Cisco и Juniper Networks по переносу в России части их производств в обмен на многолетнее партнерство в построении сети дата-центров госкомпании. Подобные действия санкционированы Минкомсвязи. 

Сотовики "разыграли карту" 3G

2009 год стал годом активного строительства сетей "третьего поколения" в России, закрепив позиции оборудования (как инфраструктурного, так и потребительского) для мобильных операторов в числе наиболее востребованных на рынке. Основной причиной стал возросший объем трафика, проходящий через сети сотовой связи, что влечет за собой необходимость расширения полосы пропускания на одного абонента для оператора, для чего и приобретается новое оборудование. Помимо традиционных базовых станций, в 2009 году регулятор выдал разрешение для эксплуатации фемтосот, оборудования для конечных пользователей, которые улучшают качество сотовой связи в помещениях и позволяют использовать 3G-связь для организации доступа в интернет. Операторы, в свою очередь, могут получить возможность без затрат (за счет самих абонентов) улучшить качество покрытия и генерировать прибыль от предоставления дополнительных услуг.

Еще одним популярным в 2009 году потребительским оборудованием стали USB-модемы, продаваемые операторами "большой тройки". Несмотря на довольно скромное покрытие сетями 3G территории России за пределами крупных городов, поставки подобных устройств по итогам года превысили объем в 2,5 млн единиц. Эксперты отмечают, что темпы продаж USB-модемов вышли на уровень подключений новых абонентов к провайдерам фиксированного ШПД, а в ряде регионов и превысили данные показатели. Этому способствовало и снижение их стоимости, и вывод на рынок новых тарифных планов, в том числе, и безлимитных (с квотой трафика на скорости 3G и дальнейшим понижением до скорости уровня GPRS). Еще один тип устройств для доступа в интернет при помощи технологий 3G в 2009 году представил оператор "МТС" – совмещенный 3G-Wi-Fi-роутер, позволяющий выходить в Сеть нескольким пользователям одновременно.

Введение новых правил Таможенного союза с 1 января 2010 года создало достаточно напряженную ситуацию на телеком-рынке в первые три месяца нового года. Речь шла о задержках с поставками базовых станций, которые предназначались для постройки сетей 3G "большой тройкой", связанных с необходимостью получения лицензии уполномоченного органа (Минпромторг), который стал выдавать их с опозданием. В итоге операторы смогли получить их только в конце марта.

Спутники запускают, несмотря на кризис

Несмотря на кризисные явления в российской экономике, операторы спутниковой связи продолжают развивать проекты, выводя на орбиту новое оборудование. Так, в мае 2009 года ФГУП "Космическая связь" запустила спутник "Экспресс-АМ44", который будет осуществлять теле- и радиовещание, обеспечивать телефонную связь, транслировать данные ШПД в интернет на территории европейской части России и для Америки, Европы и Северной Африки. Запуск спутника входит в комплекс мероприятий по организации цифрового телерадиовещания в России, а также сетей спутниковой связи. Следующим этапом является разработка ФГУП "Космическая связь" и Федерального агентства связи программы развития спутниковой группировки на базе частно-государственного союза.

В 2009 году прошел также тендер на разработку "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6", которые выйдут на орбиту в 2012 году. 12 июля подписи под договором в 11,9 млрд руб. поставили ФГУП "Космическая связь" и "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнева. Участие в разработке новых спутников также примут Thales Alenia Space (предоставит полезную нагрузку для спутника и передаст технологию российской стороне) и ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР). "Экспресс-АМ5" будет распространять сигналы на Дальний Восток, Курильские острова и Камчатку, а "Экспресс-АМ6" - в центральной части России. Кроме того, ФГУП "Космическая связь" строит планы на создание трех следующих бортов группировки.

О развитии спутниковой группировки объявил и другой оператор - "Газпром спутниковые системы". Он планирует до 2015 года вывести на орбиту дополнительно еще семь космических аппаратов, на что планируется потратить 1,5 млрд долларов, привлеченных через банковские кредиты. Согласно планам компании в 2011-2012 годах она запустит 3 аппарата, в 2013-2014 и в 2015 – по два. 

Все эти инициативы встречают понимание со стороны операторов, использующих спутниковый ресурс, поскольку его не хватает для работы VSAT-провайдеров. В прошлом году они направляли в Минкомсвязи письмо, в котором просили обеспечить возможность использования мощностей иностранных спутников и упрощения регистрации для станций на них. В целом рынок спутниковой связи в России в 2009 году развивался стабильно, несмотря на сложности в экономике.

Михаил Демидов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS