[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Распределенные сети: от технофобии к техноцентризму

Распределенные сети: от технофобии к техноцентризму

В условиях жесткой конкуренции продавцы потребительских товаров стремятся распределить свои усилия в направлении оптимизации деловых процессов и повышения лояльности покупателей к магазину. В определенной степени это достигается за счет отлаженной системы коммуникаций в рамках как одного магазина, так и торговой сети в целом. Торговые предприятия различных форматов и географического охвата создают интегрированные распределенные сетевые системы, на базе которых разворачиваются многофункциональные приложения.

Еще несколько лет назад руководители магазинов и не подозревали, что наступит время, когда им придется серьезно задумываться о распределенной телекоммуникационной инфраструктуре своих предприятий. Теперь организация современного торгового предприятия практически немыслима без таких понятий, как локальная вычислительная сеть, интернет, виртуальная частная сеть, сервисные службы, система управления цепочками поставок и многое другое. Сейчас всё служит для решения прикладных задач учета товаров, электронного документооборота, выполнения электронных транзакций, предоставления покупателям справочной информации в режиме онлайн, интеграции с сетями электронной обработки обращений покупателей, поступающих по телефону, через электронную почту или через web-сайты магазинов.

Развертывание масштабируемой сетевой инфраструктуры имеет особое значение для розничных торговых сетей, объединяющих центральный офис, несколько магазинов различного формата (мини-маркет, супермаркеты, гипермаркеты, cash&carry) и выделенные склады-распределители. Таким образом, распределенная телекоммуникационная сеть позволяет осуществлять централизованное управление ресурсами и поставками товаров и материалов, поддерживать единую товарную номенклатуру и дисконтную систему. А за счет этого снижать затраты магазинов и создавать дополнительные удобства для покупателей.

Локальные сети магазинов

Сетевая инфраструктура организует все торговое оборудование в единое информационное пространство как внутри отдельного магазина, так и объединяя несколько магазинов и центральный офис. Используемый набор оборудования определяется в каждом конкретном случае в зависимости от формата предприятия и его производственных потребностей. Сеть может объединять следующие аппаратные средства:

  • рабочие места кассиров,
  • автоматизированные комплексы на POS-терминалах,
  • сканеры, принтеры штрих-кодов,
  • программируемые клавиатуры,
  • дисплеи покупателей,
  • терминалы сбора данных,
  • информационные табло и киоски,
  • электронные ценники,
  • кассовый терминал самообслуживания и оплаты по карточкам.

Объединение столь разнообразного по возможностям и применению оборудования позволяет осуществлять управление предприятием как комплексной системой. При этом происходит обмен данными в различных форматах: XML, COM/DCOM, TXT, DBF. Поддержка основных видов электронного торгового оборудования должна обязательно входить в «штатный» набор функций торговой системы back-office. Современное электронное торговое оборудование имеет собственное ПО, является PC-совместимым, имеет встроенные микропроцессоры, память, поддерживает протоколы передачи данных.

Обычно в магазине располагается несколько кассовых аппаратов, подключенных в режиме онлайн к кассовому серверу. Также могут быть использованы POS-терминалы — специализированные компьютеры, оборудованные фискальным принтером и дисплеем покупателя, подсоединенные к выделенному файл-серверу. В первом случае при сохранении функциональности затраты на организацию рабочего места кассира значительно ниже, чем при использовании POS-терминала. Но независимо от выбора средств автоматизации, все кассовые устройства объединены в локальную вычислительную сеть Ethernet 100 Мбит/с, что позволяет системе учета (back-office) централизовано выполнять обновления справочников товаров и получать информацию о продажах. Данные о продажах, обработанные кассовым сервером или POS-терминалами, отправляются на сервер распределительного центра сети в качестве готовых заказов товаров. Терминалы сбора данных от простых до многофункциональных используются для инвентаризации, организации приема и отпуска товаров.

Кроме того, в локальную сеть объединены электронные весы, управляемые с помощью складского сервера. Посредством сети происходит загрузка в весы из памяти сервера наименований товаров, устанавливается дата, время, форматы этикеток и штрих-кода, особенности печати и другие рабочие параметры. Через сеть реализуется функция чтения из весов информации об их текущем состоянии, параметрах работы, итогах продаж — общем и по каждому товару в отдельности. Взаимодействие весов и сервера при обновлении информации происходит совершенно незаметно для продавца и покупателей и не приводит к остановкам продаж. Протокол интерфейса весов с самого начала ориентирован на использование в локальных сетях RS-422/RS-485 со скорость передачи данных до 115.2 Kbps, но также существует возможность подключения весов к сети Ethernet по протоколу TCP/IP.

В современной информационной системе торгового предприятия обязательно должен присутствовать контур обратной связи, обеспечивающий принятие управленческих решений. Подобные функции реализуются через единый информационный центр, расположенный на сервере автоматизации продаж центрального офиса. Данное программно-аппаратное устройство позволяет получать:

  • развернутую информацию о клиентах с сохранением истории взаимодействия;
  • учет мультивалютных расчетов с покупателями и партнерами;
  • управление документооборотом предприятия;
  • средства управления продажами и сервисным обслуживанием;
  • онлайн-мониторинг текущего состояния заказов и рекламаций;
  • интегрированный анализ маркетинговых коммуникаций предприятия;
  • оперативный статистический и управленческий анализ.

Создание интегрированного хранилища данных позволяет торговым компаниям понять, какие клиенты предпочитают те или иные каналы распространения. Это способствует разработке эффективных маркетинговых кампаний, а также объединению логистических процессов — например, приобретению и выполнению заказов.

Топология торговой инфраструктуры: от «звезды» к «кольцу»

Наиболее распространенной сетевой топологией распределенных инфраструктур торговых предприятий является «звезда». Звездообразная сеть логически соединяет все периферийные локальные системы удаленных магазинов с одним «центральным офисом». Преимущество данной топологии состоит в том, что при падении одного из каналов, связь с остальными филиалами сохраняется. Многоуровневая «звезда» в чистом виде встречается относительно редко и свойственна очень большим иерархическим сетям. Чаще используются смешанные варианты. Вызвано это тем, что практически реализовать на большом пространстве идеальную «звезду» весьма сложно из-за недоступности в тех или иных местах каналов связи. Зачастую приходится находить обходные пути, нарушающие общую картину.

Для построения сетей с равноценными узлами более характерна топология «кольца». Развитие в направлении безотказности любой топологии приводит к созданию так называемого типа full-mesh («фул мэш») — когда каждая точка связана с каждой. Однако для практической реализации это достаточно дорогой тип соединения, так как приходится арендовать очень много каналов. В связи с этим в реальной жизни обычно ищут компромисс между желаемой топологией и показателем «цена-доступность» существующих каналов связи.

Виртуальная и глобальная сети

Современная тенденция объединения распределенных локальных сетей в единое информационное пространство — технология виртуальных частных сетей (VPN) и использование интернета в качестве среды передачи данных. При этом на канальном уровне может использоваться комбинация экономичных и надежных технологий второго уровня стандарта IEEE 802 (DPT/GigabitEthernet/FastEthernet/Ethernet), и на сетевом уровне — перспективные стандарты IETF (IP/MPLS) для предоставления базовой услуги переноса данных «виртуальная частная сеть, MPLS IP VPN».

Для организации виртуальной частной сети территориально распределенного торгового предприятия в магазине устанавливается маршрутизатор, а в центральном отделении — магистральный маршрутизатор с межсетевым экраном и функциями резервирования элементов управления, блоков питания и портов доступа для обеспечения доступности всей сети. Сочетание технологии VPN и клиент-серверной архитектуры системы позволяет из главного офиса управлять правами доступа к корпоративной информации во всех филиалах, иметь доступ ко всей финансовой, управленческой, производственной документации и всем функциям системы. Сохранность данных обеспечивается сервером корпоративных баз данных, расположенным во внутренней корпоративной сети центрального офиса.

При интеграции с сетью интернет становится реальным предоставление сервиса доступа через www-сервер к рекламным материалам (аннотациям товаров, планам выпуска продукции, оцифрованным фрагментам видеофильмов и т.д.), находящимся в корпоративной базе данных фирмы. Удаленные магазины и региональные фирмы получают возможность просмотра содержимого склада-распределителя в реальном масштабе времени и интерактивного составления заказов на продукцию, как присутствующую в настоящий момент на складе, так и планируемую к выпуску (закупкам).

Интенсивно работающее торговое предприятие генерирует большое количество информации, которую необходимо систематизировать и хранить в единой базе данных, обеспечивая всем пользователям, и в том числе и удаленным, своевременный и постоянный доступ к ней. При этом скорость обмена данными между подразделениями часто является критичным условием для обеспечения нормальной повседневной работы служб и оперативного управления. Это одна из главных проблем, которую неизбежно приходится решать при создании территориально распределенного предприятия.

В рамках единой корпоративной информационной системы эта проблема может быть решена построением трехуровневой архитектуры и технологии «тонкий клиент». Запросы пользователя к базе данных представляют собой компактный код, который передается на сервер приложений. При этом объем передаваемых и получаемых клиентом данных очень мал. Дополнительно передаваемые, а также поступающие от сервера приложений к клиенту данные компрессируются.

Одним из способов оптимизации затрат на ИТ является принцип унификации используемого оборудования. Это значит, что в каждом магазине сети используется одинаковое торговое оборудование, и его поставки производят «конвейерным» способом.

Беспроводные технологии

Развивающимся направлением в построении сетевой инфраструктуры предприятий ритейла в Европе и в мире становятся беспроводные технологии. Создание беспроводного сегмента сети магазина позволяет использовать беспроводные сканеры штрих-кодов на складах, откуда считанная информация передается в терминалы сбора данных. Это упрощает и облегчает работу служащих склада, позволяет избежать лишних перемещений крупногабаритных товаров по территории, а также ускоряет процесс заказа при торговле «по образцам».

По беспроводной сети клиенты, служащие и поставщики получают требуемую информацию в любое время и в любом месте торгового предприятия. Например, консультанты торгового зала или работники склада, используя КПК и беспроводные соединения, производят заказы недостающего товара в режиме реального времени, «не отходя от полок». А покупатели, получившие при входе персональный дисплей, оснащенный сканером штрих-кодов, получают подробную информацию о расположении товаров в зале, новинках и распродажах.

Ритейл будущего: под знаком самообслуживания

В связи с актуальностью в ряде стран Запада проблемы экономии на персонале, в последнее время все большее распространение в сфере ритейла получает технология самообслуживания. В свою очередь поставщики оборудования для автоматизации торговых предприятий делают ставку на производство информационных киосков и касс самообслуживания. В странах Западной Европы (в Восточной Европе такие устройства встречаются только в Болгарии и Польше) информационные киоски уже нашли широкое применение. Оценить работу касс самообслуживания можно пока только в пилотных проектах.

Информационные web-киоски стирают грань между физическим магазином и миром электронной коммерции. Используя web-технологии, покупатель может быстро получить необходимую информацию о товаре: наличие и местонахождение товара в магазине или в торговой сети в целом, его цену, дополнительные сведения о товаре (внешний вид, страна-производитель, потребительские характеристики и т.д.) — и автоматически заказать товар. При появлении покупателя у информационного киоска срабатывает датчик движения, и на экране автоматически проигрывается цифровой рекламный ролик, приглашающий покупателя сделать выбор товара.

Киоски представляют собой новую точку взаимодействия с покупателем: с их помощью через телекоммуникационную сеть магазина собирается информации, которую продавец использует для повышения удовлетворения покупательских потребностей. Для подключения к сетевой инфраструктуре киоск укомплектован картой Ethernet 10Base-T/100-Base-TX, подключаемой к шине PCI. Аппаратное обеспечение карты автоматически определяет скорость работы локальной сети — 10 или 100 Мбт/сек.

По оценкам экспертов, применение технологии самообслуживания позволяет увеличить товарооборот в 2-8 раз. Однако максимальной отдачи от применения этой технологии можно достичь только при комплексной автоматизации торгового предприятия, которая предполагает совместное использование специализированного электронного оборудования и программных средств, объединенных в единое информационное пространство. При организации самообслуживания кассовый узел может быть создан либо на базе POS-терминала, либо с использованием кассового аппарата, объединяющего в одном корпусе принтер, клавиатуру, модуль фискальной памяти, индикаторы покупателя и продавца.

В отличие от «торговли за прилавком» или продажи специфических товаров, например, одежды, где на терминал ложатся в первую очередь информационные функции, кассовый узел в магазине самообслуживания рассчитан на быструю регистрацию продаж. Поэтому применение POS-терминалов может оказаться экономически нецелесообразным — при достаточно высокой стоимости рабочего места большая часть его функций окажется невостребованной.

«Умный» магазин — интеллектуальные сети

Еще одной частью единой информационной системы становятся электронные ценники. Это технологическое новшество позволяют одним нажатием клавиши на компьютере менеджера снижать цены одновременно на все товары в магазине или только выбранные наименования, что актуально во время проведения, например, промо-акций. В России эту технологию использует сейчас только гипермаркете Marktkauf.

По мнению западных специалистов по консалтингу, другая перспективная технология для предприятий розничной торговли — радиочастотная идентификация товаров (RFID). Все торговые бизнес-процессы должны быть объединены единой радиочастотной технологией, а работа всех технических устройств в магазине будет фиксироваться радиочастотными датчиками, подсоединенными в локальную сеть. В случае, когда товар на полках заканчивается, встроенный считыватель RFID посылает об этом сообщение системе back-office магазина и требует их пополнения. Он также отслеживает, как быстро продаются товары, и выясняет, какие из них раскупаются лучше, а какие хуже. Датчики на выходе поднимают тревогу, если покупатель пытается вынести неоплаченный товар, у которого включена в бирке функция защиты от краж. При оплате на кассе эта функция отключается, и информация с бирки товара считывается в последний раз для обновления информации о запасах. Однако в настоящее время радиочастотная идентификационная технология перспективна лишь для складского товародвижения, когда чип содержит информацию о целой палетте.

Внедрение инновационных технологий предъявляет повышенные требования к пропускной способности сетевой инфраструктуры. В связи с этим мировые торговые компании называют своей первоочередной задачей переход на интеллектуальные высокопроизводительные сети. Подобная модернизация позволит продавцам обеспечивать передачу потокового видео, автоматизировать работу с дисконтными программами, а также корректировать свои решения практически в реальном времени.

Если оценивать применение информационных технологий в российской торговой отрасли на данный момент, то в основном речь будет идти о POS-терминалах и терминалах сбора данных. При том, что доля использующих их, наиболее прогрессивных — столичных ритейлеров, не более 10%. Применение радиочастотных технологий инетерсует отечественную розницу как возможность сокращения возникающих в процессе товарооборота косвенных затрат. О том, чтобы использовать их в качестве инновационных маркетинговых инструментов, речи пока не идет. Практически не используются персональные дисплеи, карты самообслуживания, информационные дисплеи в торговом зале.

Ольга Кузнецова/CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS